Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок фк, физиологическая эффективность школьного урока фк, моторная плотность урока.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Урок ФК должен повышать устойчивость организма школьников к физическим нагрузкам – направлен на улучшение физического, функционального развития, повышению работоспособности, сохранению и закреплению здоровья. Эффективность урока – положительный физиологический эффект – постепенное увеличение физической нагрузки. В подготовительной части - легкие по координации и степени воздействия упражнения, т.к. врабатывание органов и систем неравномерно и неодновременно (гетерохронно) – двигательная сис-ма (10-30 с), вегетативные органы (3-5мин). В подгот. части происходит перестройка нервных и гуморальных механизмов регуляции, формирование необходимого двигательного стереотипа, достижение требуемого уровня, функций вегетативных систем обеспечивающих мышечную деятельность. В основной части урока нагрузка должна повышаться в соответствии с возрастом и уровнем физической подготовленности. Возникают выраженные функциональные изменения. В заключительной части нагрузка снижается, упражнения выполняются в замедленном темпе, способствя расслаблению мышц, нормализации функций организма и активации восстановительных процессов. Заключ часть способствует переходу от активной мышечной деятельности к обычному двигательному режиму. При распределении времени урока учитывать направленность и характер деятельности, особенности врабатывания. У школьников врабатывание быстрее, т.к. инертная ССС и дых система. При оценке степени воздействия нагрузки на организм педагог полагается на показатели утомления: внимание, мимике, отношение к занятиям, окраске кожи, степени расстройства координации движений. При оценке пульса необходимо иметь ввиду что он не всегда отражает степень воздействия упражнения (статическая работа влияет на ССС, но незначительное учащение пульса, ЧСС растет при эмоциональных напряжениях). Моторная плотность Повышение моторной плотности урока увеличивает эффективность в воспитании физ качеств, в обучении двигательным действиям. Моторная плотность увеличивается при сокращении интервалов отдыха между упражнениями. При разучивании новых движений паузы должны сохранить возбудимость корковых проекций двигательного анализатора. Освоение новых движений происходит быстрее при возбуждении в ЦНС. Для воспитания скорости интервалы отдыха должны обеспечит уровни полного восстановления, воспитание выносливости – интервалы отдыха сокращаются. Поддержание интереса урока связано с целесообразными кратковременным паузами отдыха.
11. Физиологические основы физического воспитания школьников. Половые различия в энергетическом обеспечении мышечной работы Самым эффективным средством, способствующим правильному разви-тию детей, являются занятия физической культурой и спортом. При органи- зации этих занятий нужно строго и постоянно учитывать особенности орга- низма, присущие каждому из возрастных периодов. Систематические занятия спортом – это одно из эффективных средств нормального развития всех функций организма. Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошколь- ных учреждений, физическое воспитание характеризует основу физической подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двига- тельных умений и навыков, разностороннее развитие физических способно- стей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимна- стических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ре- бенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяже- стей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.). Физическое развитие – это биологический процесс становления измене- ний естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, бы- строта, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем фи- зическое развитие обусловлено и законами наследственности, которые необ- ходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препят- ствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становление роста, наивысшего развития форм и функ- ций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и гео- графической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов. Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения про- фессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие. Имеются некоторые половые различия в энергетическом обеспечении мышечной работы. В крови мужчин на 20% больше эритроцитов (клеток, не- сущих кислород тканям). Это означает, что у них интенсивнее обмен ве- ществ, и они обладают большей энергией. Особенности энергетического об- мена таковы, что даже сидя и отдыхая, мужчина расходует больше калорий, чем женщина. При нагрузках же количество энергетических трат возрастает сущест- венно, и мужчина быстрее теряет силы. С годами мужчины также интенсив- нее теряют способность к физическим нагрузкам. Каждые десять лет у жен- щины снижается переносимость нагрузки на 2%, а у мужчины – на 10%, так что 60-ти летняя женщина способна переносить 90% нагрузки, которую она осиливала в 20 лет, а мужчина – только 60%.
12. Спортивная техника и энергетическая экономичность выполнения физических упражнений. Экономичность энергетических затрат при двигательной деятельности достигается за счет совершенствования координации двигательных и вегетативных функций. В первую очередь энергозатраты снижаются за счет совершенствования техники выполнения физических упражнений. При несовершенной технике вследствие возникновения в нервных центрах процессов иррадиации в движении могут принимать участие лишние мышцы и лишние двигательные единицы. Такая работа характеризуется повышением расхода энергии. С улучшением техники выполнения двигательного акта в результате процессов концентрации в нервной системе в работу вовлекаются лишь необходимые мышечные волокна. В результате энергозатраты уменьшаются. У спортсменов, хорошо владеющих техникой движений, экономизация энергозатрат обусловлена улучшением координации не только двигательных, но в некоторой мере и вегетативных функций. Они мобилизуются в процессе двигательной деятельности, главным образом по механизму безусловных рефлексов. Вместе с тем при образовании двигательного навыка может происходить изменение характера протекания вегетативных безусловных рефлексов, приспособление их не вообще к мышечной работе, а именно к данному виду двигательной деятельности. В результате снижаются энергетические затраты на обеспечение работы сердца, дыхательных мышц и некоторых других вегетативных органов. Эти особенности функций вегетативных органов, приобретенные в процессе формирования навыков, и составляют условно-рефлекторные дыхательные, сердечно сосудистые и другие вегетативные компоненты двигательного акта. Принцип постепенного усложнения техники движений. При осуществлении спортивных движений функционируют очень сложные временные связи, управляющие одновременной деятельностью многих мышц. Такие связи образуются постепенно, по мере широкого использования ранее образованных двигательных рефлексов. Существенна при этом роль подготовительных упражнений, позволяющих усвоить отдельные фрагменты движения и затем включить их в целостную систему разучиваемого сложного двигательного акта. Принцип многократного систематического повторения упражнений. Временные связи, являющиеся основой двигательных навыков, формируются и совершенствуются при обязательном повторении упражнения. Важное значение при этом имеют число повторений и интервалы, как между повторениями, так и между тренировочными занятиями. Не только недостаточное, но и чрезмерное число повторений (с ним связано развитие утомления) затрудняет формирование навыка. То же нужно отметить и в отношении интервалов между тренировочными занятиями. Принцип разносторонней технической подготовки. Временные связи, образующиеся в процессе формирования двигательного навыка, при многократном стереотипном выполнении движений могут способствовать сужению экстраполяции. Это сужение, возникающее при односторонней тренировке, ограничивает возможность изменять характер движений адекватно изменениям ситуаций. Между тем изменение внешней обстановки и состояния спортсмена могут вызвать несоответствие стереотипной программы выполнения движения новой ситуации. Вследствие этого двигательный акт может быть неполноценным. Обучение стереотипному выполнению только ограниченного числа физических упражнений тормозит также и развитие тренируемости. Принцип индивидуализации обучения. Генетические особенности, детерминирующие способность быстро обучаться новым сложным движениям, у разных спортсменов могут значительно различаться. Весьма различным у них может быть также и фонд ранее приобретенных навыков. Оба эти фактора предопределяют необходимость индивидуального подхода, как при спортивном отборе, так и при обучении технике спортивных движений.
13.Два основных тренировочных эффекта. Диагностика тренированности Показатели тренированности в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартной и предельной нагрузки В результате тренировочных занятий в организме спортсмена формиру- ется особое состояние – эффект тренировки, или тренированность, которая характеризуется определенным уровнем работоспособности. Для того чтобы программировать поведение спортсмена, необходимо знать, как влияют тренировочные нагрузки на его организм. При этом боль- шое значение имеют данные об уровне функций его организма в различных состояниях. Исследование спортсменов проводят в состоянии покоя, при вы- полнении стандартной нагрузки и предельной нагрузки. Показатели тренированности в состоянии покоя. Исследование и срав- нение состояния организма в покое у спортсменов и нетренированных людей позволяет выявить изменения, возникающие под воздействием тренировоч- ных занятий во всех тканях и системах организма. Спортивная тренировка вызывает ряд морфологических изменений. Происходит утолщение костей в местах прикрепления сухожилий мышц, развивающих наибольшие усилия. Вследствие усиления обмена веществ воз- никает гипертрофия мышц, выражающаяся в увеличении объема мышечных волокон за счет увеличения количества саркоплазмы или миофибрилл, по- вышаются твердость и упругость мышц. Увеличиваются емкость коронарных сосудов, диаметр отверстий сердца, окружность грудной клетки, бронхиаль- ная проходимость (уменьшение сопротивления движению воздуха при уси- ленной вентиляции легких). Наряду с морфологическими изменениями в организме спортсменов от- мечаются физиологические изменения: увеличение энергетических ресурсов, запасов белков и углеводов; в мышцах возрастает количество миоглобина. Повышаются количество и активность ферментов, укоряющих протекание аэробных и анаэробных реакций. Вегетативные органы у спортсменов в состоянии покоя работают замед- ленно. Одним их основных признаков тренированности является редкий пульс – брадикардия (40 уд/мин и меньше). У спортсменов частота дыхания реже и легочная вентиляция меньше, чем у нетренированных людей. Перечисленные изменения показывают, что в состоянии покоя главной особенностью тренированного организма является очень экономное расходо- вание энергетических ресурсов. Это выражается в снижении основного об- мена на 10-15%, в брадикардии, урежении дыхания и снижении легочной вентиляции. Показатели тренированности в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартной и предельной нагрузки Метод оценки тренированности при помощи стандартных нагрузок об- ладает рядом характерных черт. Он доступен всем испытуемым – как спорт- сменам, так и неспортсменам, одинаков по форме совершаемого движения, имеет строго определенные мощность, длительность и ритм. В качестве на- грузок, используют следующие методы: пробу PWC170, Гарвардский тест, оп- ределение МПК и некоторые другие. Реакции всех функций организма на стандартные нагрузки у трениро- ванных людей по сравнению с нетренированными характеризуются следую- щими особенностями: 1) у них быстрее повышается уровень всех функций вначале работы; 2) более экономно выполняется работа; 3) быстрее протекают восстановительные процессы. Главное различие между тренированными и нетренированными людьми при выполнении стандартных нагрузок состоит в том, что величина физиоло- гических изменений у первых меньше, чем у вторых. Показатели тренированности при предельной работе. Метод исследова- ния тренированности с помощью предельных нагрузок помогает оценить уровень способности спортсмена развивать и поддерживать максимальное усилие. Существуют три варианта таких исследований. В первом случае регистрируют физиологические изменения при выпол- нении упражнения непосредственно во время соревнований или в условиях, близких к ним. Этот вариант дает наиболее полное представление о потенци- альных возможностях организма. Вместе с тем он сложен организационно и технически и в известной мере отвлекает спортсмена от основной деятельно- сти, т.е. от соревнований, и тем самым может явиться помехой к достижению важного результата. Можно регистрировать физиологические изменения при развитии мак- симального усилия спортсменов в лабораторных условиях, что позволяет вы- явить способность к предельной мобилизации физиологических возможно- стей организма. И наконец, третий вариант – регистрируют физиологические изменения, возникающие в организме человека при работе заданной мощности, длящей- ся неограниченное время. Сигналом к прекращению работы служит прогрес- сирующее снижение мощности выполняемой работы или скорость передви- жения. Физиологические изменения у тренированных людей при выполнении предельной работы значительно больше, чем у нетренированных. Это объяс- няется тем, что они выполняют значительно большую мощность работу, тре- бующую большого расхода энергии. Величина почти всех физиологических изменений – минутное потребление кислорода, легочная вентиляция, частота сердечных сокращений, уровень артериального давления, систолический и минутный объемы крови – у тренированных больше, чем у нетренированных. Предельная работа характеризуется, как правило, высокой интенсивно- стью аэробных реакций. Несмотря на значительное повышение уровня почти всех вегетативных функций, обеспечивающих выполнение работы, возникает кислородный долг, достигающий 25 л. В результате в организме накаплива- ются продукты анаэробного распада, возникает ацидотический сдвиг. У тре- нированных спортсменов концентрация молочной кислоты в крови может достигать 300 мг%, что вызывает изменение внутренней среды. Следовательно, признаком тренированности является и способность ор- ганизма к предельной работе в условиях резко измененной внутренней сре- ды. Понятие о специфичности состояния тренированности. При оценке уровня тренированности следует учитывать направленность тренировочного процесса. Это обусловлено тем, что конкретная направленность тренировоч-ного процесса оказывает такое же конкретное влияние и на характер морфо- логических и функциональных изменений в организме спортсмена. В связи с этим рост спортивных результатов в избранном виде спорта не всегда сопро- вождается повышением функционального уровня всех систем организма. Условия тренировочного процесса – вид и характер работы, режим дея- тельности мышц, возможность обеспечения кислородом (аэробные или ана- эробные условия работы) – вызывают формирование в организме специфиче- ской функциональной системы, направленной на достижение высокого ре- зультата в конкретном виде спорта. При этом органы, не участвующие в этой системе, могут функционировать на низком уровне. Это явление представля- ет своеобразную плату за приспособление к определенной работе («цена адаптации»). В каждом виде спорта главным являются специфические для него требо- вания. Например, для прыгуна в высоту является техническая подготовка. Для бегуна-стайера главную роль играет состояние систем, обеспечивающих транспорт кислорода, аэробную и анаэробную мощность организма. Изменение функций организма под влиянием тренировочного процесса оптимально лишь для данного вида спорта. Так, например, при стандартной физической нагрузке минутный объем дыхания (МОД) оказался больше у тех спортсменов, тренировочный процесс которых был направлен на развитие преимущественно силы (47 л) и скорости (37 л). У спортсменов, тренирую- щихся на выносливость, он оказался самым маленьким – 29 л. Это свидетель- ствует о повышении эффективности функций в процессе тренировок.
14. Физиологические механизмы развития тренированности. Генетиче- ские основы тренируемости. Тренированность и спортивная форма Спортивная тренировка – это специализированный педагогический про- цесс, направленный как на повышение общей работоспособности организма, так и на улучшение спортивных результатов в избранном виде спорта. В результате тренировки в организме возникает эффект тренированно- сти, характеризующий уровень специальной работоспособности спортсмена. Уровень специальной работоспособности называется спортивной формой. Тренировочный процесс должен отвечать следующим требованиям: быть не- прерывным, разносторонним, направленным на повышение специальной ра- ботоспособности. В тренировочном процессе можно выделить три периода, каждый из которых имеет свою цель и соответствующее ей содержание. Раз- личают подготовительный, соревновательный и переходный периоды. Подготовительный период состоит из двух этапов и длится от 3 до 4 ме- сяцев. Целью первого этапа подготовительного периода является общая фи- зическая подготовка, второго – развитие специальных двигательных навыков и физических качеств, необходимых для достижения высоких результатов в конкретном виде спорта. Соревновательный период продолжается 4-5 месяцев. В это время спортсмен принимает участие в основных соревнованиях года. Целью при этом является сохранение и некоторое повышение уровня тренированности. Переходный период длится от 4 до 6 недель. В этот период тренировоч- ные нагрузки уменьшаются и уровень тренированности постепенно снижает- ся. Спортсменам предоставляется отдых.
15. Понятие об адаптации к различным факторам среды. Организм спортсмена должен приспосабливаться к физ нагр в относительно короткое время Приспособительные изменения: в здоровом орг бывает 2 видов) 1) Изм в привычной зоне кколебания фактора среды, когда система функционирует в обычном составе (обычные физ реакции) 2) Изменение при действии чрезмерных (непривычных акторов с вкл в функционирующею систему доп эл-ов и механизмов (адаптационные сдвиги)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1042; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.111.183 (0.01 с.) |