Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение с возрастом сенсомоторных реакция у детей в появлении движений во внутриутробном периоде. Появление двигат. Рефлексов у новорожденных.

Поиск

Двигательные рефлексы и действия в раннем онтогенезе. Младенческий возраст. У новорожденных детей наблюдается гипертония мышц с преобладанием тонуса сгибателей, что является продолжением тонуса сгибателей у плода. В течение 1-2-го месяцев жизни гипертония сгибателей сменяется гипертонией разгибателей. К 6 месяцам происходит нормализация мышечного тонуса, которая связана с включением кортикальных тормозящих механизмов и повышением порога рефлекса на растяжение. Естественный онтогенез моторики складывается из 2 фаз. 1) анатомиче-ское дозревание центрально-нервных субстратов, которое запаздывает к мо-

менту рождения и в отношении миелинизации проводящих путей заканчивается к 2-2,5 годам. 2) переходящая иногда далеко за пределы возраста полового созревания, - это фаза функционального дозревания и налаживания работы координационных уровней. В этой фазе развитие моторики не всегда идет прямо прогрессивно: в некоторые моменты и по отношению к некоторым классам движений могут происходить временные остановки и даже регрессы, создающие сложные колебания пропорций и равновесия между координационными уровнями. В первом полугодии жизни ребенка постепенно совершенствуется механизм иннервации мышц-антагонистов, а на 5-8м месяце появляется синхронная их активность, но без признаков экономичной регуляции.

Дети рождаются с рядом готовых двигательных рефлексов, которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания. - Рефлекс «поиска груди»: если погладить ребенка по щеке около уголка рта, он повернет голову в строну поглаживающей его руки. Если младенец

очень голоден, в ответ на такое раздражение он будет поворачивать голову в ту и другую сторону несколько раз, открывая при этом рот и вытягивая губы. - Сосательный рефлекс: движения губами для схватывания соска матери. - Рефлекс шагания – если ребенка держать вертикально так, чтобы его ступни касались твердой поверхности, и, передвигать его над ней, он произ-

водит ногами движения, похожие на ходьбу. - Хватательный рефлекс – ребенок крепко схватывает любой предмет, коснувшийся его ладони; при этом он может держаться на весу целую мину-ту. - Шейно-тонический рефлекс – при повороте в сторону головы лежащего

на спине ребенка он принимает позу, похожую на позу фехтовальщика. - Рефлекс Моро – если голове ребенка придать некоторое ускорение, например, слегка подтолкнуть подушку под его головой, он быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы, как будто бы, падая, хочет за что-то ухватиться. К 4 месяцам некоторые из этих безусловных рефлексов исчезают (на-

пример, рефлекс шагания) или становятся условными. Например, у младенца сосательные движения появляются каждый раз, как ему придают позу кормления, независимо от того, кто его держит на руках – мать или отец. Раньше же эти движения появлялись лишь при прикосновении груди к губам младенца. В то же время если ребенка держать вертикально, он не начнет сосать

и тогда, когда его подносят к материнской груди. В первые 3 месяца ребенок выполняет непроизвольные движения. К 6 месяцам тонус и координация активности мышц-антагонистов становятся благоприятными для осуществления произвольных движений. В 4 месяца ребенок может переворачиваться с живота на спину и обратно. Приблизительно в этом возрасте в поведении младенца начинает появляться определенная осмысленность – появляются произвольные движения. Дети могут дотягиваться до предметов, хватать их, махать ими, стучать и бросать, обхватывать одну руку другой, схватывать рукой ногу, разглядывать ее или обследовать ртом. Это дает информацию ребенку для построения схемы тела. Автоматическое зрительной прослеживание предмета проявляется начиная со 2-го месяца жизни (управляемое затылочным глазодвигательным центром). В 4-6 месяцев развивается произвольное управление движениями глаз, что связано с функционированием лобного глазодвигательного центра. В возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно-двигательной системы, обеспечивающей возможность управления произвольными движениями в пространстве. В 7-10 месяцев Игры с предметами имеют пока только манипуляторный характер (зрительно-манипуляторная координация достигает высокого развития). На 8м месяце ребенок способен ползать на живо-

те, а на 9-10м – на четвереньках. В этом возрасте, придерживаясь за что-то,

он может вставать на ноги и даже ходить. Однако самостоятельно ребенок

ходить еще не может, так как этому не способствует его форма тела.

10-12 месяцев самостоятельно и без поддержки ходить

Хотя анатомическое дозревание мозга уже заканчивается к двухлетнему

возрасту, однако до завершения двигательного развития еще далеко. О

сколько-нибудь полном овладении движениями можно будет говорить не ра-

нее 14-15 летнего возраста.

36. Изменение с возрастом сенсомоторных реакций у детей. Появление движений во внутриутробном периоде. Появление двигательных рефлексов у новорожденных. Двигательные рефлексы и действия в раннем онтогенезе. Младенческий возраст. У новорожденных детей наблюдается гипертония мышц с преобладанием тонуса сгибателей, что является продолжением тонуса сгибателей у плода. В течение 1-2-го месяцев жизни гипертония сгибателей сменяется гипертонией разгибателей. К 6 месяцам происходит нормализация мышечного тонуса, которая связана с включением кортикальных тормозящих механизмов и повышением порога рефлекса на растяжение. Естественный онтогенез моторики складывается из 2 фаз. 1) анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов, которое запаздывает к мо-

менту рождения и в отношении миелинизации проводящих путей заканчива-

ется к 2-2,5 годам. 2) переходящая иногда далеко за пределы возраста поло-

вого созревания, - это фаза функционального дозревания и налаживания ра-

боты координационных уровней. В этой фазе развитие моторики не всегда

идет прямо прогрессивно: в некоторые моменты и по отношению к некото-

рым классам движений могут происходить временные остановки и даже рег-

рессы, создающие сложные колебания пропорций и равновесия между коор-

динационными уровнями. В первом полугодии жизни ребенка постепенно совершенствуется меха-

низм иннервации мышц-антагонистов, а на 5-8м месяце появляется синхрон-

ная их активность, но без признаков экономичной регуляции.

Дети рождаются с рядом готовых двигательных рефлексов, которые

обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания.

- Рефлекс «поиска груди»: если погладить ребенка по щеке около уголка

рта, он повернет голову в строну поглаживающей его руки. Если младенец

очень голоден, в ответ на такое раздражение он будет поворачивать голову в

ту и другую сторону несколько раз, открывая при этом рот и вытягивая губы.

- Сосательный рефлекс: движения губами для схватывания соска матери.

- Рефлекс шагания – если ребенка держать вертикально так, чтобы его

ступни касались твердой поверхности, и, передвигать его над ней, он произ-

водит ногами движения, похожие на ходьбу.

- Хватательный рефлекс – ребенок крепко схватывает любой предмет,

коснувшийся его ладони; при этом он может держаться на весу целую мину-

ту.

- Шейно-тонический рефлекс – при повороте в сторону головы лежащего

на спине ребенка он принимает позу, похожую на позу фехтовальщика.

- Рефлекс Моро – если голове ребенка придать некоторое ускорение, на-

пример, слегка подтолкнуть подушку под его головой, он быстро разводит

руки в стороны и растопыривает пальцы, как будто бы, падая, хочет за что-то

ухватиться.

К 4 месяцам некоторые из этих безусловных рефлексов исчезают (на-

пример, рефлекс шагания) или становятся условными. Например, у младенца

сосательные движения появляются каждый раз, как ему придают позу корм-

ления, независимо от того, кто его держит на руках – мать или отец. Раньше

же эти движения появлялись лишь при прикосновении груди к губам мла-

денца. В то же время если ребенка держать вертикально, он не начнет сосать

и тогда, когда его подносят к материнской груди.

В первые 3 месяца ребенок выполняет непроизвольные движения. К 6

месяцам тонус и координация активности мышц-антагонистов становятся

благоприятными для осуществления произвольных движений.

В 4 месяца ребенок может переворачиваться с живота на спину и обрат-

но. Приблизительно в этом возрасте в поведении младенца начинает появ-

ляться определенная осмысленность – появляются произвольные движения.

Дети могут дотягиваться до предметов, хватать их, махать ими, стучать и

бросать, обхватывать одну руку другой, схватывать рукой ногу, разглядывать

ее или обследовать ртом. Это дает информацию ребенку для построения схе-

мы тела.

Автоматическое зрительной прослеживание предмета проявляется начи-

ная со 2-го месяца жизни (управляемое затылочным глазодвигательным цен-

тром). В 4-6 месяцев развивается произвольное управление движениями глаз,

что связано с функционированием лобного глазодвигательного центра. В

возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно-двигательной системы, обеспечивающей возможность управления произ-

вольными движениями в пространстве.

В 7-10 месяцев ребенок может открывать и закрывать крышку коробки,

вкладывать шарик в полый кубик и т.д. Игры с предметами имеют пока толь-

ко манипуляторный характер (зрительно-манипуляторная координация дос-

тигает высокого развития). На 8м месяце ребенок способен ползать на живо-

те, а на 9-10м – на четвереньках. В этом возрасте, придерживаясь за что-то,

он может вставать на ноги и даже ходить. Однако самостоятельно ребенок

ходить еще не может, так как этому не способствует его форма тела. Цефало-

каудальный принцип развития приводит к тому, что у детей такого возраста

очень большая голова по отношению к телу, из-за чего им трудно удерживать

равновесие стоя. Для этого требуется развить мышцы ног, чем ребенок и за-

нимается, многократно приседая, если держится за что-нибудь

10-12 месяцев наступает новый качественный скачок. Сформированы

физиологический базис для ходьбы – автоматический шагательный рефлекс,

а также умение сохранять равновесие тела, вследствие чего ребенок начинает

самостоятельно и без поддержки ходить (зафиксированы случаи, когда от-

дельные дети в 8-9 месяцев даже свободно бегали, хотя для того чтобы бе-

гать, ребенок должен научиться отталкиваться от земли и удерживать равно-

весие при приземлении). Игры с предметами приобретают функциональный

характер: укачивание куклы, катание машинки и т.д.

Мозг у младенца вызревает этаж за этажом в том же самом порядке, в

каком они вызревали в животном мире. Младенец родится на свет только-

только кончающим свое развитие этажом-уровнем паллидума В - потолоч-

ным уровнем земноводных. Поэтому ребенок не в состоянии совершать ни-

каких движений, которые выходили бы за пределы скудного списка данного

уровня. Дело осложняется еще тем, что более древний и более низко распо-

ложенный уровень А (управляет положениями шеи и туловища) не успевает

созреть к моменту рождения. Из-за этого новорожденный не может владеть

основною опорою всего тела – туловищем и шеей, держащей голову, и не в

состоянии воспользоваться конечностями. Его туловище беспомощно лежит

на спине, тяжелое и неподвижное, и все 4 лапки могут совершать только бес-

порядочные брыкательные движения по всем направлениям вхолостую.

В течение первых двух-трех месяцев после рождения какая бы то ни бы-

ло двигательная координация отсутствует. Только к концу первого квартала

жизни начинают организовываться правильные совместные движения глаз,

повороты со спинки на живот и т.п. Около конца первого полугодия более

или менее одновременно вступают в строй: самый нижний уровень А, даю-

щее младенцу слаженное и укрепленное туловище, и уровень стриатума, ко-

торый дает ему возможность сидеть, вставать на ножки, стоять, потом пол-

зать на четвереньках, ходить и бегать. Пирамидная система коры запаздывает

еще больше. Она начинает себя проявлять себя на протяжении второго полу-

годия. Это сказывается в том, что ребенок научается схватывать то, что видит

перед собою, класть и перекладывать вещи и т.д. К этому времени относятся

и первые односложные осмысленные звуки речи. Корковая система уровня действий формируется примерно на протяже-

нии второго года жизни. Эта система приносит ребенку: есть ложкой, откры-

вать коробочку, мазать карандашом и т.п.; новую стадию речи – называние

предметов.

Хотя анатомическое дозревание мозга уже заканчивается к двухлетнему

возрасту, однако до завершения двигательного развития еще далеко. О

сколько-нибудь полном овладении движениями можно будет говорить не ра-

нее 14-15 летнего возраста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.105 (0.011 с.)