Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные подходы и направления в зарубежной психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие психологии за рубежом шло очень интенсивно: появились различные подходы и направления изучения психики и сознания. Ниже будут рассмотрены лишь некоторые, наиболее популярные. Бихевиоризм (от англ, behaviour — поведение) — направление в американской психологии XX века, отрицающее возможность изучения сознания научными методами, сделавшее поведение предметом своего изучения, которое понималось как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон (1878—1958) и его последователи объясняли развитие навыков как результат образования условных рефлексов, которые отвечают схеме: S -» R (стимул -» реакция). Это означает, что каждой ситуации (стимулу) соответствует определенное поведение (реакция). Д. Уотсон в своей книге «Бихевиоризм» писал: «Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным, гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков». Однако в конце жизни Уотсон признал, что не только среда, но и наследственность предопределяет развитие человека. Б. Скиннер (1904—1990), последователь Уотсона, пришел к выводу, что любое поведение живых существ зависит от среды. Он отказался от изучения его внутренних механизмов, акцентируя роль внешних факторов (подкреплений) в проявлении поведенческих реакций. В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в виде теории социального научения Д. Роттера, который показал значение внутренних переменных, влияющих на поведение человека, таких как: локус-контроль, степень выраженности потребности, субъективная значимость ценности подкрепления. Развитие данная концепция получила в социально-когнитивной теории поведения американского психолога А. Бандуры. Главное внимание он уделял системному влиянию на поведение человека происходящих вокруг событий и личностных факторов (особенно когнитивных и поведенческих). Психоанализ. В 1896 году 3. Фрейд (1856—1939) впервые употребил термин «психоанализ» для описания своих методов. Начиная с ранних работ, он стремился лучше понять те аспекты психической жизни, которые находятся в тени и кажутся непостижимыми. Он назвал теорию психоанализом, подразумевая под этим: 1) процедуру исследования психических процессов, которые почти недостижимы никаким другим способом; 2) метод лечения невротических нарушений; 3) сумму психологической информации, собираемой в новую научную дисциплину. Основной метод психоанализа — свободные ассоциации. Цель психоанализа — освободить ранее недоступный бессознательный материал, чтобы им можно было оперировать сознательно. Фрейд считал, что бессознательный материал остается таковым только при условии значительного и постоянного расходования либидо. Если он становится доступным, энергия высвобождается и может быть использована для оптимальных целей. Положения теории Фрейда исходили из предпосылки, что тело — единственный источник душевного опыта. Каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Поскольку некоторые душевные события кажутся возникшими спонтанно, Фрейд начинает искать и описывать скрытые связи, которые соединяют одно сознательное событие с другим. В качестве основных категорий он выделяет сознание, предсознание, бессознательное (схема 5). Сознание — лишь небольшая часть умственной деятельности, оно включает то, что мы осознаем в каждый данный момент. Бессознательное есть мысль или чувство, которые кажутся несвязанными с предшествующими. Предсознание — часть бессознательного, которая легко может стать сознательной, то есть доступной для извлечения фрагментов памяти. Структура психики по 3. Фрейду
Фрейд описал два основных вида инстинктов, движущих поступками человека: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Первая группа включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. При этом наибольшую значимость имеет энергия сексуальных инстинктов — либидо. Вторая группа инстинктов — инстинкты смерти — лежат в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств. В начале 20-х годов 3. Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психики и ввел три структуры: ид, эго и супер-эго. Структура личности, наложенная на структуру психики
Ид (от лат. id — оно) представляет собой примитивные, ин- стнктивные, врожденные механизмы личности, такие как еда, сон, копуляция (слияние в половом акте). Они дают организму энергию и действуют по принципу удовольствия. Эго (от лат. ego — я) — компонент личности, ответственный за принятие решений. Оно подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда это будет возможно. Супер-эго (от лат. super ego — сверх-я) — компонент личности, представляющий собой совокупность норм и стандартов поведения. Совокупность учений, созданных последователями 3. Фрейда (К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон, А. Фрейд) называют неопсихоанализом. Когнитивный подход (от лат. cognoscere — знать) — направление современной психологии (возникло в конце 50-х годов XX века), изучающее закономерности получения информации, ее переработки и влияния на поведение человека. Возникновение когнитивной психологии стимулировали: неспособность бихевиоризма и психоанализа объяснить поведение человека без обращения к элементам сознания, развитие кибернетики и современной лингвистики. Данный подход объединил в себе два направления: гештальтпсихологию и конструктивизм. Гештальтпсихология. Это направление в психологии возникло в 20-е годы XX века, главной его целью стало исследование психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Основные положения гештальтистов исходят из понимания окружающего мира как организованной целостной формы, следовательно, и наше восприятие этого мира также должно быть целостным, то есть мы воспринимаем организованное целое, а не сумму его частей. Представители гештальтпсихологии: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин. Многие концепции, выдвинутые гештальтпсихологами, вошли в различные разделы психологии — от восприятия до динамики групп. Конструктивизм. Одним из основателей данного подхода является швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896—1980). Он выдвинул концепцию стадиального развития психики, то есть представил когнитивное развитие как результат постепенного процесса, состоящего из последовательных ступеней, которые ребенок преодолевает с помощью процесса «уравновешивания» (созревание нервной системы + воспитание + общение). По мнению конструктивистов, наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате активных воздействий индивида на среду. Основные направления исследований в когнитивной психологии: процессы восприятия, распознавание образов, внимание, психология развития, мышление, интеллект, мотивация и т. д. Гуманистический подход (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Р. Мей). Гуманистическая психология — направление современной психологии (возникла в 60-е годы XX столетия), изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (самореализации). Объектом изучения гуманистической психологии стали любовь, творчество, развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, ответственность человека за свои поступки, уважение и взаимное признание опыта переживаний друг друга и т. п. Каждый из вышеперечисленных подходов современной зарубежной психологии характеризуется собственным представлением о человеке, его происхождении и формировании. На начальных этапах образования данных подходов это различие вызывало множество конфликтов между школами. В настоящее время психологи придерживаются синтетического подхода, то есть отбирают и используют в каждой из существующих теорий те концепции, которые дают больше знаний о психических явлениях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.137 (0.008 с.) |