Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о волевых качествах личности

Поиск

Необходимо дифференцировать ситуативные волевые проявления и волевые качества как свойства личности. Ситуативные проявления воли выступают как характеристики данного волевого поступка, или волевого поведения (ситуативное проявление «силы воли») и (т. е. как устойчивое специфичное проявление «силы воли» в схожих, однотипных ситуациях).

Е.П. Ильин считает, что волевые качества — это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Он рассматривает волевые качества как сплав врожденного и приобретенного. В качестве врожденного компонента рассматриваются задатки (в частности, типологические особенности свойств нервной системы), а в качестве приобретенного компонента — опыт человека: его знания и умения, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять

Структура волевых качеств

Каждое волевое качество имеет горизонтальную и вертикальную структуру.

Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру. Например, высокая степень решительности связана с подвижностью возбуждения и с преобладанием возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансу нервных процессов, а в опасной ситуации — и с сильной нервной системой. Кроме того, высокая степень решительности отмечается у лиц с низким уровнем нейротизма (И. П. Петяйкин, 1975). Высокая степень терпеливости имеет связи с инертностью возбуждения, с преобладанием торможения по «внешнему» балансу и возбуждения по «внутреннему» балансу, с сильной нервной системой (М. Н. Ильина, 1986).

Вертикальная структура. Все волевые качества имеют сходную вертикальную структуру, состоящую из трех слоев. 1. П риродные задатки, которыми являются нейродинамические особенности. 2. Волевое усилие. 3. Мотивационная сфера личности, которая инициирует и стимулирует волевое усилие. Указанные слои имеют разное значение в разных волевых качествах. Например, вертикальная структура терпеливости в большей степени определяется природными задатками, а настойчивость - мотивацией, в частности, потребностью достижения.

Степень выраженности каждого волевого качества зависит во многом от того, насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении.

Общие характеристики волевых качеств

Характеризуя волевые качества, В.И. Селиванов выделяет следующие присущие им общие свойства: широту, силу и устойчивость. Широта или узость волевого качества определяется им через количество деятельностей, в которых оно отчетливо проявляется. Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях. Соотношение этих свойств у разных людей может быть разным.

Классификация волевых качеств

Разными авторами создано множество различных классификаций волевых качеств.

Ф. Н. Гоноболин (1973) делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; к качествам второй — выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Ф.Н. Гоноболин считает, что невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы в зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. И этим отличаются, с его точки зрения, дисциплинированность и организованность.

В.И. Селиванов для разграничения различных волевых качеств использует динамику процессов возбуждения и торможения. Он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие или ускоряющие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе — выдержку, выносливость, терпение.

С. Л. Рубинштейном предлагал выделять волевые качества в соответствии с фазами волевого процесса. Так, проявление инициативности он относит к самому начальному этапу волевого действия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которую на этапе исполнения волевого действия сменяют энергичность и настойчивость. Эту идею С. Л. Рубинштейна развил М. Брихцин (1989). Он выделил 11 звеньев психического управления и каждому из них приписал проявление определенных волевых качеств.

В К. Калин (1989), исходя из функций волевой регуляции, делит волевые качества на базальные (первичные) и системные (вторичные).

К базальным он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость. Низкий уровень развития каких-либо базальных качеств компенсируется приобретаемыми в ходе накопления жизненного опыта знаниями и умениями, позволяющими осуществлять волевую регуляцию различными способами. В результате этого формируются вторичные волевые качества, имеющие свойство системности.

Системные вторичные волевые качества результат интеграции в них ряда базальных волевых качеств как составных частей, а также накопленных знаний и умений в волевой регуляции. В структуре системны качеств могут присутствовать как собственно волевые, так и эмоциональные и интеллектуальные качества. Примером системного собственно волевого качества может служить храбрость, включающая как составные части смелость, выдержку и энергичность.

К системным вторичным волевым качествам В.К. Калин относит также настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность. Все они включают проявления не только волевой сферы, но и других сторон психики.

Высшим и наиболее сложным системным волевым качеством В. К. Калин считает самоуправление организацией психических функций, т. е. способность и умение легко (быстро и с наименьшими затратами) создавать и поддерживать такую функциональную организацию, которая наиболее адекватна целям и условиям предметной деятельности. Это системное качество связано с тем, насколько глубоко знает человек особенности и закономерности функционирования своей психики. Большое место в выработке этого умения занимают профилактика (исключение) случаев установления взаимодействия со средой через энергоемкие функции и минимизация энергозатрат на саму волевую регуляцию за счет подбора наиболее адекватных способов волевой регуляции.

Е.П. Ильин выделяет два класса волевых качеств: простые волевые качества или собственно волевые и сложные качества - морально-волевые. В свою очередь, собственно волевые качества он разделил на две группы. Первая характеризует целеустремленность, вторая — самообладание.

Целеустремленность.

По Е.П. Ильину целеустремленность — это сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленной по времени цели.

Целеустремленность связана с проявлением двух видов волевых усилий. С одной стороны, это усилия, направленные на подавление побуждений, препятствующих достижению цели. Эти побуждения связаны с возникающими в процессе деятельности неблагоприятными состояниями (страх, утомление, фрустрация), которые подталкивают человека к прекращению этой деятельности. С другой стороны, это волевые усилия, стимулирующие активность, направленную на достижение цели. Эти усилия имеют большое значение для проявления таких волевых качеств, как терпеливость, упорство, внимательность, настойчивость. По Е.П. Ильину целеустремленность связана с такими качествами, как терпеливость, упорство, настойчивость.

Терпеливость.

Терпеливость как однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам (в основном — физиологическим состояниям), вызывающим утомление, гипоксию (недостаток кислорода) или чувство голода, жажды, боль.

Терпеливость начинает проявляться с того момента, когда человек встречается с внутренним препятствием физиологического характера (неблагоприятным состоянием), начинает испытывать какое-либо внутреннее затруднение, когда начинает переживать это затруднение. Таким переживанием при физической или умственной работе является чувство усталости.

Упорство и упрямство.

Упорство понимается как стремление достичь «здесь и сейчас», т. е. одномоментно, желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.

Упрямство — это тоже волевое проявление, но имеющее негативную направленность или кажущееся таковым. Упрямство от настойчивости отличается своей объективной необоснованностью, и субъект упрямствует в своем решении только потому, что это решение исходит от него.

Причины проявления упрямства могут быть разными. В детстве упрямство может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности, инициативности ребенка. В более позднем возрасте упрямство может явиться следствием стремления к самоутверждению.

Возникновению упрямства у детей и подростков способствуют неблагоприятные условия жизни и воспитания: игнорирование их существенных потребностей, грубое обращение или, наоборот, потакание их капризам и необоснованным требованиям. Не всегда умея разумно проявить свою самостоятельность, подросток может стать неуступчивым по мелочам, начинает отстаивать неразумные решения.

С.Л. Рубинштейн к волевым проявлениям относит и негативизм. Он проявляется в «немотивированном» волевом противодействии всему тому, что исходит от других людей.

Настойчивость. Настойчивость определяется как качество личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

По Е.П. Ильину настойчивость - это систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.

Проявление настойчивости в значительной мере зависит: 1) от степени уверенности человека в достижимости цели, 2) от мотивации достижения (стремления к успеху), 3) от наличия волевых установок на преодоление затруднений.

Самообладание.

По Е.П. Ильину самообладание как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции. Оно связано с такими качествами, как смелость, выдержка, решительность.

Выдержка. В бытовом сознании это качество отражается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта.

По Е.П. Ильину выдержка понимается как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, т. е. подавлять сильные влечения, желания.

Несдержанность является поведением, свидетельствующим об отсутствии у человека выдержки. Проявляется несдержанность в агрессивном поведении.

Долготерпение (стоицизм) - способность человека долго переносить без срывов страдание, душевную муку, жизненные невзгоды, быть стойким и является сущностью долготерпения, или стоицизма.

Смелость ( синонимы: бесстрашие, неустрашимость, отвага, героизм, мужество, храбрость, лихость, удаль, доблесть).

В «Словаре по этике» смелость определяется как способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностямии неблагоприятными для себя последствиями. Далее там говорится, что смелость предполагает:

- решительные действия во имя достижения поставленной цели,

- верность избранным идеалам и принципам вопреки враждебным обстоятельствам и давлению со стороны других людей,

- откровенное выражение своего собственного мнения, особенно когда оно противоречит устоявшимся или санкционированным властью взглядам, непримиримость в отношении всякого зла и несправедливости.

Противоположным смелости качеством является трусость.

Трусость рассматривается как отрицательное моральное качество, как проявление малодушия, и характеризует поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами.

А.С. Зобов выделил три группы опасностей, вызывающих страх: 1) реальные, объективно угрожающие здоровью и благополучию личности; 2) мнимые, объективно не угрожающие личности, но воспринимаемые ею как угроза благополучию, 3) престижные, угрожающие поколебать авторитет личности в группе.

По Е.П. Ильину смелость - это способность человека подавлять защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.

Решительность.

По определению Е.П. Ильина, решительность — это такое волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, т е в ситуации, когда принятие неудачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.195 (0.013 с.)