Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1. Современная психология, ее задачи и место в системе других наук.↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тексты лекций
Лекция 1. Современная психология, ее задачи и место в системе других наук.
Задачи курса. Традиционно задачами обучения психологии являются следующие: 1) освоение системы понятий, составляющих содержание психологических знаний; 2) освоение основных проблем психологии; 3) освоение совокупности психологических фактов; 4) освоение методов психологического исследования; 5) ознакомление с выдающимися психологами.
Психология как наука о происхождении, развитии и функционировании психики. Слово психология имеет два значения: 1. Психология – это характеристика психики конкретного человека, а именно его характера, темперамента, личности, интеллекта. 2. Психология – это наука. Наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на получение и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и синтез новых знаний в форме обобщений, описывающих изучаемые явления и дающих им причинные объяснения. Наука в целом складывается из отдельных наук или отраслей науки. Каждая наука характеризуется объектом и предметом изучения. Объект науки – это некоторый фрагмент реальной действительности, который изучается данной наукой. Объект психологии ясен из названия самой науки. Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche – «душа» + logos – «слово», «учение»). В наше время вместо слова «душа» используется понятие «психика», которым обозначается совокупность душевных или психических явлений. Отсюда психология определяется как наука, которая изучает психику. Предмет науки – та сторона объекта, которая интересует данную науку. Предмет науки определяется тем представлением об объекте, которое сложилось в науке. В современной отечественной психологии психика как объект изучения рассматривается следующим образом. 1. Психика – это субъективный образ объективного мира. Отражающийся мир двойной и включает в себя: 1) объективный мир (изучается естественными науками), 2) мое отражение (изучается психологией). Объективный мир включает в себя окружающий меня мир и меня как часть его. Высшей формой психики является сознание. Сознание – представление субъекта о мире и своем месте в нем, связанное со способностью давать отчет о своем внутреннем опыте и необходимое для разумной регуляции совместной деятельности с другими людьми. 2. Психика это особое – функциональное свойство высокоорганизованной материи – мозга. Психика является результатом функционирования мозга. Это обстоятельство придает психике идеальный характер. 3. Психика – результат развития материи. Она возникает лишь на ступени живой природы - у живых организмов, обладающих нервной системой. 4. Психика выполняет в деятельности человека и поведении животных две функции – отражательную и регулирующую. Отражая окружающий мир в форме психического образа человек или животное осуществляют регуляцию своего взаимодействия с этим миром. 5. Психика представляет собой внутреннюю активность, которая имеет свое строение, свои механизмы собственно психологические и мозговые механизмы. В соответствии с этим представлением о психике, предмет психологии составляют следующие вопросы: 1. Что представляет собой то или иное психическое явление, в чем его суть? Обычно при определении сути психического явления исходят из того, что отражает данное психическое явление и в чем заключается регулирующая функция данного психического явления. 2. Как возникает и развивается данное психическое явление? При этом различают два аспекта развития: - развитие в онтогенезе, т.е. от рождения до смерти отдельной особи; - развитие в филогенезе, т.е. в ходе развития данного вида животного (развитие человека от первобытного состояния до нашего времени). 3. Каковы механизмы данного психического явления? (например, когда ладони находятся на разном расстоянии от глаз, их проекции на сетчатке не одинаковы по размеру, но нам они все равно кажутся одинаковыми. Это константность восприятия. Каков механизм этой константности?). 4. Как психические явления участвует в регуляции поведения животных и деятельности человека, то есть как функционирует психика? 5. Каковы мозговые или физиологические механизмы, лежащие в основе тех или иных психических явлений. Таким образом можно дать следующее определение психологии. Психология – это наука изучающая факты, закономерности и механизмы возникновения, развития и функционирования психики в поведении животных и деятельности человека.
Развитие психологии в системе наук
Психология и философия Психология издревле составляла органическую часть философии. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю (трактаты «О душе», «Об ощущениях и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О сновидениях» и др.) Свое название психология получила лишь в XVI в.: тогда она была разделом философии - учением о душе. Новая эпоха в развитии психологии была открыта Р. Декартом: он отверг представление о душе как двигателе тела и объяснил зависимость психического от материального с позиций механистического детерминизма. Ему же принадлежит идея интроспекции и интроспективная концепция сознания. Среди самых значительных философских учений XVII - первой половины XIX вв. выделяются: учение об ассоциациях, об аффектах, о бессознательной психике и апперцепции, о зависимости личности от ее интересов и воздействий социальной среды. Отделение психологии от философии произошло со 2-й половины XIX в. Почву этому подготовили крупные сдвиги в биологии, в том числе эволюционное учение Ч. Дарвина. Этому способствовало развитие собственного научно-категориального аппарата. Но связь между психологией и философией сохранилась, так как обе науки связаны с мировоззрением: с одной стороны, они исходят из определенного мировоззрения, а с другой, формируют его.
Лекция 2. Проблема предмета психологии
Отрасли психологии В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. При этом система психологических наук продолжает активно развиваться за счет появления новых направлений. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология». Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений. К фундаментальным отраслям психологии относится общая психология, которая исследует психику человека, выделяя в ней познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. К сфере личности относятся эмоции и воля, способности, темперамент, характер, диспозиции, установки, мотивация. Специальные отрасли психологии включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. Возрастная психология изучает психологические особенности, характерные для разных возрастных этапов развития, а также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов развития психики. Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания. Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста. Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы конструирования и применения средств измерения уровня развития психических функций и свойств.
Наблюдение Наблюдение – метод научного познания, который состоит в целенаправленном, систематическом и планомерном наблюдении и фиксации поведения изучаемого объекта в естественных условиях его существования. Наблюдение начинается с определения цели наблюдения, затем определяются объект и предмет наблюдения. Объектом может быть отдельный испытуемый или группа. Предметом являются особенности вербального и невербального наблюдения. Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно быть систематическим и планомерным. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. При опосредованном наблюдении для восприятия объекта и фиксации его результатов используются технические средства. Непосредственное наблюдение производится без использования таких средств. Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспек-тирование по его заданию. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает. Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену. Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом. Важнейшей проблемой наблюдения является сохранение естественности условий жизнедеятельности испытуемых. Известно, что люди меняют свое поведение, когда знают, что за ними наблюдают. Это преодолевается скрытым наблюдением. Основной недостаток этого метода – субъективизм, то есть результаты зависят от опыта, интуиции и квалификации наблюдателя. Субъективизм преодолевается использованием группы наблюдателей. Второй недостаток – нередко исключается возможность повторного наблюдения. Третий недостаток – путем наблюдения трудно установить причинно-следственные связи из-за действия большого числа разнообразных факторов.
Эксперимент
Эксперимент позволяет преодолеть недостатки наблюдения, как метода. Если в наблюдении исследователь остается пассивным (не вмешивается в изучаемое явление), то в эксперименте он активен и оказывает специальное экспериментальное воздействие на изучаемое явление, чтобы выявить причинную связь между воздействием и его следствием. В эксперименте, таким образом, выделяют 2 переменные: 1) независимая переменная, которую экспериментатор изменяет. 2) зависимая переменная, которая изменяется вследствие изменения независимой переменной. При этом изменение независимой переменной выступает, как причина, а изменение зависимой переменной – как следствие. Проведение эксперимента затрудняется тем, что на изменение зависимой переменной влияет также изменение побочных переменных. Побочные переменные меняются либо из-за изменения независимой переменной, либо по другим причинам. Поэтому возникает проблема контроля действия побочных переменных. В зависимости от того, в каких условиях проводится эксперимент, различают естественный эксперимент и лабораторный. В естественном эксперименте труднее выявляется связь между независимой и зависимой переменными (из-за действия большого числа побочных переменных). Но его результаты более пригодны для применения на практике. В лабораторном эксперименте устраняется действие большинства побочных переменных, поэтому более четко выявляется искомая причинно-следственная связь, но условия эксперимента сильно отличаются от реальности, поэтому результат эксперимента менее пригоден для применения на практике. В отличие от наблюдения эксперимент можно проводить нужное число раз и более ясно выявлять причинно-следственную связь между переменными. Специфика психологического эксперимента состоит в том, что экспериментатор не может непосредственно изменять независимую переменную, если она имеет психологическую природу (мотивация). Экспериментатор может изменять лишь внешние обстоятельства, связанные в этой переменной (изменить зарплату – повысится мотивация и др.)
Опрос Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос может устным или письменным, свободным или стандартизированным. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно одновременно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их. Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Тесты Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных. Тесты должны быть стандартными и проводиться в стандартных условиях и обрабатываться стандартным способом. В психологии применяют три вида тестов. 1. Тесты-задания. В них используется батарея заданий,требующих от испытуемого нахождения правильных ответов. По количеству правильно выполненных заданий оцениваются результаты выполнения теста. Существует два подвида тестов-заданий: а) тесты способностей – оценивают различные виды общих и специальных способностей (музыкальные, технические и т.д.); б) тесты достижений - оценивают степень обученности испытуемого (например, тест по математике). Тесты-задания дают наиболее объективные результаты. Но, чтобы испытуемый не смог симулировать нужный результат важно до испытания сохранить в тайне содержание заданий и сведения о том, каким образом производится оценка изучаемого свойства по результатам теста. 2. Тесты-опросники предназначены для выявления и оценки степени выраженности тех или иных состояний или психических свойств. Они состоят из утверждений о различных проявлениях измеряемых состояний или свойств. Испытуемому необходимо ответить, наблюдается у него этот признак или нет? В некоторых случаях ему предлагается оценить степень выраженности этого признака. Недостаток тестов-опросников состоит в том, что испытуемый может сознательно повлиять на получаемые результаты, давая социально желательные ответы, чтобы показать себя с лучшей стороны. 3. Проективныетесты менее объективны, чем тесты-задания, но они позволяют выявлять неосознаваемые, вытесненные из сознания или трудно выражаемые словами психические состояния и свойства. В этих тестах испытуемым предъявляют мало структурированный материал (чернильные пятна, неясные бормотания, картинки, смысл которых неясен) в ответ на который испытуемым предлагается нарисовать картинку или составить рассказ. Считается, что ответ испытуемого определяется не столько стимулом, сколько его психическим состоянием и личностными особенностями. Для анализа этих ответов используется специальная процедура контент -анализа. Этот анализ состоит в том, что в ответе испытуемого подсчитывается количество случаев, попадающих в ту или иную категорию контент-анализа (например, проявляет склонность к суициду, не проявляет склонность к суициду). Эти категории выделяются заранее в соответствии с целями исследования. Проективные тесты требуют специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.
Стадия перцептивной психики Представители этой стадии отражают внешнюю действительность в форме целостных образов вещей. На данной стадии находятся: 1) позвоночные, начиная с рыб и кончая млекопитающими, в том числе приматами; 2) практически все членистоногие, в том числе насекомые; 3) головоногие моллюски. Переход на стадию перцептивной психики означает изменение структуры деятельности - выделение в ней операций, определяемых условиями деятельности. И поэтому теперь субъект отражает в своем образе мира не отдельные абиотические свойства предмета, а сам целостный предмет. Так, например, для собаки, как пишет А. Н.Леонтьев, одинаковый биологический смысл имеют и завывание волка, и запах его следов, и силуэт зверя, т.е. волк воспринимается собакой целостно в совокупности его свойств; и если при определенных условиях (хищник далеко) волк только «учуян» (т. е. воспринимается собакой по запаху), то это все равно тот же самый целостный предмет. Собака помещается в вольер, в котором на пути к пище находится перегородка. Она быстро научается обходить перегородку, чтобы добыть пищу. Если убрать перегородку, собака побежит к пище прямо. Это означает, что она воспринимает преграду отдельно от пищи как самостоятельный предмет. Обходное движение, которое совершает собака, – это операция. Операция - это та сторона деятельности, которая отвечает условиям, в которых дан побуждающий эту деятельность предмет. А.Н. Леонтьев считал, что появление в структуре деятельности животных операций было одной из главных причин возникновения качественно нового типа психического отражения, при котором животное воспринимает уже не отдельные свойства, а целостные предметы. Предпосылками для появления перцептивной психики у животных были следующие условия. 1. Увеличение многообразия форм чувствительности. У примитивных видов животных, как правило, наиболее развита только какая-то одна форма чувствительности. Так дождевой червяк живет в основном в мире тактильной и химической чувствительности. Но с развитием взаимодействия с окружающей средой в процессе филогенеза у животных начинают возникать и развиваться множество других органов чувств, в особенности, дистантные - зрение, обоняние, слух. С развитием многообразия органов чувств животные получают возможность воспринимать предмет сразу по многим параметрам и модальностям - полизать, понюхать, потрогать, посмотреть, услышать и т.д. Это было одной из важнейших предпосылок появления целостности восприятия. 2. Развитие нервной системы, которая получила мощный толчок в связи с развитием многообразия форм чувствительности и двигательной активности. В головном отделе нервной системы необходимым образом появляются, так называемые, ассоциативные области, которые являются местом интеграции информации, поступающей из разных органов чувств. 3. Усложнение двигательной активности, которое, связано с появлением дистантных органов чувств, опорно-двигательного аппарата на основе мощной и быстрой поперечно-полосатой мускулатуры, с появлением органов внешних движений - парных конечностей у позвоночных и разнообразных конечностей у членистоногих. Таким образом, для перцептивной психики, с точки зрения А.Н. Леонтьева, характерны следующие признаки. Во-первых, в структуру деятельности животных входят операции. Во-вторых, психическое отражение внешней действительности характеризуется восприятием целостных вещей.
Стадия интеллекта Стадия интеллекта характеризуется еще большим усложнением структуры деятельности и еще более сложными формами психического отражения реальности. Поведение животных на данной стадии иллюстрируется следующим примером. Голодное животное помещают в клетку, где находится короткая палка. Вне клетки лежит длинная палка и фрукт. Обезьяне нужно сначала короткой палкой достать длинную, а потом последней достать плод. Решение данной задачи проходит в два этапа - на первом этапе нужно совершить определенное действие (достать маленькой палкой большую), которое подготавливает совершение действия на втором этапе (достать большой палкой плод). Завершающее действие уже непосредственно связано с удовлетворением биологически важной потребности. Такие задачи А.Н.Леонтьев называл двухфазными задачами и считал, что животные способные решать такие задачи, находятся уже на следующей стадии развития психики - на стадии интеллекта. Специфику двухфазных задач он видел в следующем. Первая фаза (фаза подготовления) вне связи со второй лишена какого бы то ни было биологического смысла. Она бессмысленна, если животное не предвидит последствий действий, совершенных на этой фазе решения задачи. Вторая фаза (фаза осуществления) непосредственно связана с удовлетворением какой-то биологической потребности. Главное различие между этими фазами заключается в том, что если поведение на заключительной фазе и побуждается пищей, и направлено на пищу, то поведение в подготовительной фазе хотя и побуждается пищей, но направлено не на нее, а на палку. Именно фаза подготовления составляет, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характерную черту интеллектуального поведения. Кроме вышеперечисленных особенностей для нее характерны следующие черты. Во-первых, в эту фазу животное совершает различные пробующие движения. Но это не хаотические случайные движения, которые случайным образом приводят к разрешению задачи. Животные производят пробы различных ранее выработанных операций. У каждой обезьяны, например, в течение жизни накапливается солидный багаж выработанных в различных условиях операций. Если она раньше уже сталкивалась с аналогичной ситуацией, то она применяет имеющуюся в ее запасе операцию, если ситуация новая, то обезьяна начинает перебирать различные операции, пока не добьется с помощью одной из них желаемого успеха. Например, обезьяне надо открыть ящик, закрытый на особую щеколду, в котором находится пища. Допустим, раньше она никогда не сталкивалась с такой задачей. Сначала она пытается грызть угол ящика, потом пытается проникнуть вглубь через его щели, если и это не удается, то она пытается отгрызть щеколду, потом переворачивает ящик, в конце концов, начинает манипулировать со щеколдой и, наконец, открывает его. Во-вторых, операции у животных, обладающих интеллектом, перестают быть неподвижно связанными с теми ситуациями, в которых они были первоначально выработаны. Другими словами, животные могут свободно переносить операции из одних ситуаций в другие. Таким образом, операции на стадии интеллекта как бы начинают жить своей собственной судьбой. Стадия интеллекта, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характеризуется следующими чертами. Деятельность дифференцируется на две разнокачественные фазы - на фазу подготовления и фазу осуществления. Животные, обладающие интеллектом, отражают не только отдельные вещи, но и их отношения и связи между собой.
Инстинкты, их механизмы Отечественный ученый А.Н. Северцов различал два различных способа приспособления живых организмов к изменениям среды: 1) путем изменения строения и функционирования органов; 2) путем изменения поведения без изменения организации. Первый способ был общим у растений и животных; второй имел место только у животных и был связан с развитием психики. Внутри второго способа приспособления А.Н. Северцов выделил, в свою очередь, два различных направления. 1. Медленные изменения наследуемых форм поведения – инстинктов. Эволюция инстинктов происходила под влиянием медленно протекающих изменений внешней среды. Ее темпы совпадали с темпами изменения морфологической организации животных. 2. Развитие способности к индивидуальному научению, или, по терминологии А.Н. Северцова, способности к «разумным действиям». «Разумные действия», по Северцову, – это быстрые изменения поведения, своего рода «изобретения» новых способов поведения в ответ на быстрые изменения среды, перед лицом которых инстинкт оказывается беспомощным. Эти действия не должны были фиксироваться, передаваться по наследству, ибо их преимуществом была их высокая пластичность. Поэтому по наследству передавалась лишь способность к ним. Последняя, по мысли Северцова, и определяет высоту психической организации животного. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты, т.е. генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения. Как и морфологические признаки, они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме. Видотипичность инстинктивных действий позволяет даже использовать их в качестве классификационных признаков при определении таксонов животных наряду с морфологическими признаками. Например, для голубей характерен особый способ питья. Все птицы, как известно, пьют, запрокидывая голову, и только голуби втягивают воду клювом с опущенной головой. Как и морфологическая организация, инстинкты животных, по словам В. А. Вагнера, формировались «под диктовку среды и под контролем естественного отбора» (цит. по: 118, с. 36). Это привело к удивительной приспособленности инстинктивного поведения во всех сферах жизни животного – в способах добывания пищи, защите от нападения, строительстве жилищ, заботе о потомстве и т. п. Ж.А. Фабр приводит такой пример. Оса-сфекс до откладки яиц обеспечивает будущую личинку кормом – «законсервированным» кузнечиком. Сфекс нападает на кузнечика, парализует его, нанося точно рассчитанные уколы в три нервных узла, управляющих движениями его конечностей. Затем она втаскивает кузнечика в заранее приготовленную камеру и аккуратно откладывает яичко на его груди (кузнечик при этом лежит на спине). В этой серии инстинктивных актов все очень целесообразно. Во-первых, парализация жертвы: мертвый кузнечик разложился бы раньше, чем выведется личинка, оставленный же в активном состоянии кузнечик сам легко убил бы личинку. Во-вторых, удивительная точность каждого укола сфекса в нервные ганглии насекомого. Наконец, аккуратность размещения яичка именно на груди кузнечика: это единственно безопасное место, с которого личинка не может упасть или быть сброшенной, ибо все еще живой кузнечик шевелит брюшком, челюстями и усиками. Оказавшись же на земле, слабая, беспомощная личинка неминуемо погибла бы. Высокая целесообразность инстинктов издавна порождала теории об их «разумности». Однако со временем эти теории уступили место прямо противоположным оценкам. Стали говорить о «слепоте», «машинообразности» инстинктов. Поводом послужили опыты, в которых человек вмешивался в естественный ход жизни животных. Так, в своих наблюдениях Фабр, а затем многие его последователи обнаружили следующий общий факт: если лишить смысла какое-то инстинктивное действие насекомого, оно все равно завершает его и переходит к следующему. Например, уже описанный сфекс, отложив яичко на груди кузнечика, тщательно заделывает норку, несмотря на то, что ученый только что вынул из нее кузнечика; при этом сфекс предварительно заходит в норку и, казалось бы, не может не видеть, что она пуста. Очень впечатляют своей «неразумностью» действия насекомых в другом опыте Фабра. Гусеницы соснового шелкопряда обычно в поисках пищи движутся длинными колоннами друг за другом, руководствуясь шелковистой нитью, которую оставляет первая из них – «вожак». По этой же нити они возвращаются «домой». В отличие от остальных «вожак» движется медленно, совершая поисковые, ощупывающие движения в разных направлениях. Если нить почему-либо прерывается, «вожаком» становится любая гусеница, оказавшаяся впереди. Фабр дает возможность вползти длинной колонне гусениц на верхний край кадки из-под цветов. Первая гусеница, достигнув этого края, начинает ползти по нему, описывая окружность; остальные движутся за ней. Когда первая проходит полный круг и натыкается на очередную гусеницу, выползающую на борт, Фабр сметает всех остальных гусениц с боковой стенки кадки и щеточкой тщательно стирает нить, оставленную на ней гусеницами. Теперь «вожак», обнаружив нить, смело следует за последней гусеницей. Колонна гусениц замыкается в круг и начинает бесконечно кружить по краю кадки. Они не могут найти пищу, которая лежит рядом, не могут вернуться «домой». По существу, гусеницы обречены на голодную смерть. Фабр наблюдал их кружение в течение 7 суток! Хотя на основе подобных фактов и напрашивается вывод о «слепоте» инстинктов, такой вывод некорректен, как некорректен был и обсуждавшийся вывод об их «разумности». Вместо «разумности» следует говорить о биологической целесообразности инстинктов, а вместо «слепоты» – об их фиксированности, или ригидности. Нужно иметь в виду, что ригидность инстинкта тоже целесообразна: она отражает приспособленность животного к постоянству определенных условий его обитания. Экспериментальные вмешательства исследователя представляют собой маловероятные, а чаще всего невозможные в природе события, искажения естественных условий обитания. Полезно сравнить «ошибки» инстинкта с «ошибками», или иллюзиями, восприятия. Эти явления имеют много общего. Несмотря на то что перцептивные операции у человека формируются прижизненно и, казалось бы, должны быть менее жестки, чем врожденные механизмы инстинктов, они, по уже известному нам выражению Г. Гельмгольца, «непреодолимы». На примере иллюзии окна Эймса мы видели, что знание о действительном способе вращения окна никоим образом не влияет на переживание иллюзии. Такая же непреодолимость и даже «принудительность» инстинктивных действий отмечалась многими исследователями. К. Лоренц описывает яркий эпизод из жизни его ручной галки Джока. Эта галка воспитывалась Лоренцом с раннего возраста и была ему беспредельно предана. Будучи птенцом, она летала за своим хозяином по пятам, издавая крики отчаяния, когда теряла его. Однажды Лоренц взял в руки в присутствии уже взрослого Джока маленького черного галчонка и тут же услышал за спиной характерный скрежещущий звук – звук агрессии и злобы, с которым галки нападают на врага. В одно мгновение птица спикировала на руку сво
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.47 (0.014 с.) |