Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отечественная школа психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Отечественная психология развивалась в тесной связи с естественными науками. Первые попытки внедрения в психологию объективного подхода принадлежат И. М. Сеченову (1829—1905). В работе «Кому и как разрабатывать психологию» (1873) Сеченов определяет психологию как «науку о происхождении психических деятельностей». Впервые в истории психологии предмет этой науки охватывал не только явления и процессы сознания (или бессознательной психики), но весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его внешние телесные действия. Сеченов стал пионером науки, предметом которой является психически регулируемое поведение. Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку, но в основном они получили развитие в России в учениях И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857—1927) — основатель первой в России психофизиологической лаборатории (Казань, 1885) и Санкт-Петербургской психологической лаборатории (1894), переименованной вскоре в первый в мире Психоневрологический институт. Работы И. П. Павлова (1849—1936) помогли понять физиологические основы психической деятельности. Они дали основание рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в головном мозгу, как систему, функционально предназначенную для осуществления регуляции взаимодействия человека с окружающим миром. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Чел панову (1862—1936) — создателю первого в России психологического института. И если в мировом масштабе начало современного научного этапа в развитии психологии принято связывать с открытием в Лейпциге в 1879 году первой в мире психологической лаборатории, то в нашей стране таким событием явилось открытие в 1912 году в Москве Психологического института. Профессор Челпанов сумел организовать это учреждение так, что сам Вундт считал его лучшим в Европе. В России в предреволюционный период в научном изучении психики возникла парадоксальная ситуация: Психологический институт при Московском университете под руководством Г. И. Челпанова занимался изучением психологии сознания, строившемся на субъективном методе исследования. И. П. Павлов и В. М. Бехтерев исследовали поведение, опираясь на объективные методы. Между этими направлениями возникла конфронтация, делая исследователей сопричастными двум противоположным методологиям. Автором новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологической мысли, стал Л. С. Выготский (1896—1934). Выход из кризиса Выготский видел в том, чтобы уйти от двух совершенно независимых дисциплин и научиться объяснять сложнейшие проявления человеческой психики. Выготский назвал свою концепцию «культурно-исторической», так как она изучает процессы, возникшие в общественной и культурной истории человека, ибо знаки, язык, орудия рождаются в «культуре». Культурно-историческая концепция лежит в основе ряда отечественных исследований психологических явлений. Другим направлением разработки предметной области психологии стало изучение формирования сознания в процессе деятельности, основанное на марксистской теории. Понятие деятельности многозначно. И. М. Сеченов говорил о психической деятельности, понимая ее как совокупность процессов, которые совершаются по типу рефлекторных. И. П. Павлов ввел понятие высшей нервной деятельности, Л. С. Выготский писал о высших психических функциях как деятельности сознания. М. Я. Басов (1892—1931) предложил считать деятельность особой структурой, рассматривая «человека как деятеля в среде». Дальнейшее развитие принцип деятельности получил в трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. С. Л. Рубинштейн (1889—1960) осуществлял руководство научными исследованиями на кафедре психологии МГУ, в Институте общей и педагогической психологии, в секторе психологии Института философии АНССР. В своем фундаментальном труде «Основы общей психологии» (1935, 1940, 1947, 1989), в который вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической теории, он систематизировал и концептуализировал категории психологии. Одной из центральных идей его работы является деятельностная концепция психики, утверждающая, что отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека. Большой вклад в разработку деятельностного подхода к пониманию психики человека внес А. Н. Леонтьев (1903—1979). В его трудах («Проблемы развития психики», 1959, «Деятельность, сознание, личность», 1975) раскрывается психологическая структура деятельности, показано взаимодействие ее компонентов — мотивов, целей и условий. С начала 60-х годов XX века активно разрабатываются теоретические и прикладные проблемы социальной психологии, проводятся исследования по инженерной психологии, психологии обучения и воспитания, судебной психологии, военной психологии. В ряде сфер жизнедеятельности людей разрабатываются и используются методики и процедуры профессионального психологического отбора (военное дело, спорт, авиация и др.). Начинает формироваться психологическая служба в сфере образования, спорта, производства, военного дела, транспорта, здравоохранения, семьи и брака и т. д. Значительный вклад в разработку отдельных отраслей и проблем психологии внесли: А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин (детская психология); В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя (педагогическая психология); В. С. Мухина, Д. И. Фельдштейн, С. К. Бондарева (возрастная психология); А. В. Петровский, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева (социальная психология); А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, М. И. Дьяченко, А. Д. Глоточкин, А. М. Столяренко (военная психология); Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко, А. А. Крылов (инженерная психология); Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов (теория личности); Б. М. Теплов (психология способностей), Н. Д. Левитов (психические состояния) и другие. С 90-х годов XX века начинается новый этап развития психологии, обусловленный демократическими реформами и потребностями в новых социальных условиях жизни и деятельности людей. Наблюдается повышенное внимание к зарубежным разработкам и возможностям их использования в нашей стране. Одной из наиболее актуальных теоретико-методологических проблем психологии конца XX столетия стали вопросы методологии исследования психики человека (К. А. Абульханова-Слав- ская, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский, Б. Ф. Ломов), пересмотра ряда фундаментальных методологических положений психологической науки (А. В. Брушлинский). В вопросах познания психического был сделан существенный шаг именно в разработке философско-методологического аспекта: выход за границы теории отражения и принципа детерминизма, пересмотр методологии исследования психики. Это позволило рассмотреть с новых позиций такие вопросы как: • пути решения проблем социальной и интеллектуальной адаптации человека в быстро меняющемся мире; • сохранение духовного равновесия в «море» конфликтов; • особенности когнитивного поведения личности по преобразованию огромного потока информации; • необходимость реализации перехода на познавательно-творческий уровень, учитывая нелинейность психических процессов и направляя внимание на ценность психического вектора личности в отличие от более распространенного сегодня познавательно-накопительного уровня; • психическое здоровье человека или экология психики; • пути коррекции личности в условиях растущей информационно-эмоциональной агрессивности. Отвечая потребностям практики, психологи ведут разработку актуальных проблем: делового общения, менеджмента, профессиональной деятельности в современных условиях, семьи, психологического обеспечения общественного мнения, мониторинга, рекламы, социальных конфликтов, межнациональных отношений и т. д. Активизировались службы психологического консультирования, психотерапии и психотренинга, телефонов доверия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.145 (0.01 с.) |