Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 5. Развитие психики животных и сознания человека.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Возникновение психической формы отражения.
Оно связано с двумя фундаментальными свойствами материи. Первое свойство – движение. Это свойство материи, состоящее в постоянном ее изменении, в то числе в развитии. Различают разные формы движения материи (физическая – механические перемещения; химическая – химические реакции; социальные – социальные процессы). Изменения материальных объектов могут быть количественными и качественными. Количественные изменения состоят в постепенном увеличении или уменьшении какого-либо свойств. Например, у ребенка постепенно увеличивается словарный запас. Качественные изменения заключаются в том, что у материальных объектов появляются другие свойства, которых раньше не было. Например, ребенок становится способным пользоваться речью. В соответствии с законами развития качественные изменения происходят в результате накопления количественных изменений. Само развитие как приобретение новых свойств таким образом представляет один из способов движения материи. Второе свойство материи – это отражение. Оно состоит в способности материальных объектов изменять свое состояние при взаимодействии друг с другом. Изменяя свое внутреннее состояние, объекты отражают особенности другого объекта, его свойства (вода на солнце нагревается). По мере развития материи меняются и формы ее движения, соответствующие им формы отражения. В неживой природе наблюдаются физико-химические формы движения и физико-химические формы отражения. При переходе к живой природе, появляются биологические формы движения и отражения, в том числе психика. Одна из гипотез о происхождении психической формы отражения принадлежит А.Н. Леонтьеву. Ее суть состоит в следующем. Важнейшим условием существования живых организмов является постоянный обмен веществ с окружающей средой. Это возможно в том случае, когда живой организм обладает свойством раздражимости. Раздражимость – свойство живого организма состоящее в его способности избирательно реагировать на воздействие биологически значимых раздражителей. Это питательные вещества; вещества, приносящие вред организму; условия способствующие или препятствующие усвоению питательных веществ. Раздражимость проявляется в форме тропизмов и таксисов. Тропизмы (от греч. tropos — поворот, направление) – рост и движения растений под односторонним воздействием факторов внешней среды (света, земного притяжения, химических веществ и т. д.). Таксисы (от греч. taxis - порядок, расположение) - инстинктивная форма - пространственной ориентации животных, в соответствии с которой они начинают двигаться либо по направлению к благоприятным, жизненно необходимым элементам окружающей среды (положительные таксисы), либо от неблагоприятных (отрицательные таксисы). Выделяют фототаксисы как реакции на свет, хемотаксисы на химические раздражители, термотаксисы на температурные изменения, геотаксисы на силу тяжести, гидротаксисы на течение жидкостей. Для одноклеточных и многих низших многоклеточных животных характерны ортотаксисы как реакции на ускорение или замедление передвижения и клинотаксисы как реакции на изменение направления передвижения на определенный угол. Раздражимость обеспечивает обмен веществ только в гомогенной среде (однородной), в которой питательные вещества имеются в разной концентрации повсюду (амеба захватывает все частички, но несъедобные выталкивает, а съедобные переваривает). В гетерогенной (неоднородной) среде, в которой питательные вещества распространены локально, раздражимости недостаточно для обеспечения обмена веществ, здесь живому организму требуется ориентировка, чтобы найти пропитание до того, как он погибнет от истощения. Это обеспечивается более высокой формой отражения - чувствительностью. Чувствительность – свойство живого организма, состоящее в его способности избирательно отвечать на воздействие биологически нейтральных раздражителей, сигнализирующих о проявлении биологически значимых раздражителей. Чувствительность является первой элементарной формой психического отражения. Отражение биологически нейтральных свойств связано с появлением качественно иной формы активности живых организмов – поведения. Если до этого процессы жизнедеятельности сводились к усвоению питательных веществ, выделению, росту, размножению и т.п., то теперь между актуализацией потребности в пище и обменом веществ добавляется новая активность. Содержание этой активности состоит в поведении, обеспечивающем поиск и добычу питания, до того как начнется обмен веществ. Таким образом психический образ имеет сигнальную природу и выполняет регулирующую функцию по отношению к активности живого организма. Он сигнализирует о свойствах предметов и явлений окружающего мира и ориентирует живой организм в окружающей среде. На основе чувствительности формируются более сложные формы психического отражения. Высшими ступенями развития психики у человека являются сознание и самосознание.
Стадии и уровни развитие психики в филогенезе
А.Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии: 1) стадию элементарной сенсорной психики, 2) стадию перцептивной психики, 3) стадию интеллекта. Известный отечественный зоопсихолог Курт Эрнестович Фабри сохраняет лишь первые две стадии, исключая стадию интеллекта по причине трудности разделения «интеллектуальных» и «неинтеллектуальных» форм поведения высших млекопитающих. Он выделяет на сенсорной стадии два уровня развития - высший и низший, а на стадии перцептивной психики три уровня - наивысший, высший и низкий.
Стадия элементарной сенсорной психики Представители этой стадии отражают внешнюю действительность в форме отдельных ощущений. На данной стадии находятся: 1) простейшие, многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде; 2) высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные. Характеризуя эту стадию А.Н. Леонтьев рассматривает охоту паука. Паук при попадании в его ловчую сеть какого-либо насекомого воспринимает вибрацию нитей сети и направляется в сторону источника этой вибрации. Затем он убивает жертву ядом своих желез, опутывает ее коконом и впрыскивает туда пищеварительный секрет, который переваривает пищу. Оказывается то, что вызывает эту деятельность и то, на что она направлена есть вибрация, а не насекомое. Если к паутине прикасаться звучащим камертоном, то паук ведет себя точно также. Подобное поведение паук обнаруживает с различными другими предметами, которые вызывают вибрацию паутины. Из этого эксперимента видно, что поведение паука регулируется единственным свойством - вибрацией, которое приобрело в процессе эволюции биологический смысл. Отражение животных, стоящих на этой стадии развития психики, подчиняется закону разнородной суммации, который установил нидерландский биолог, зоопсихолог Н. Тинберген в экспериментах на бабочках. Согласно этому закону субъективно внешний мир для организма – это набор отдельных ощущений, отражающих отдельные признаки и свойства. Например, для самца бабочки бархатницы самка – это совокупность таких признаков, как светлость, размер и подвижность. Если предмет обладает хотя бы одним из этих признаков в соответствующем количественном выражении, то он воспринимается как объект для преследования и спаривания. Таким образом, стадия элементарной сенсорной психики, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характеризуется следующими чертами: 1) деятельность животных отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству или совокупности свойств стимульной ситуации; 2) отражение действительности имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам.
Стадия перцептивной психики Представители этой стадии отражают внешнюю действительность в форме целостных образов вещей. На данной стадии находятся: 1) позвоночные, начиная с рыб и кончая млекопитающими, в том числе приматами; 2) практически все членистоногие, в том числе насекомые; 3) головоногие моллюски. Переход на стадию перцептивной психики означает изменение структуры деятельности - выделение в ней операций, определяемых условиями деятельности. И поэтому теперь субъект отражает в своем образе мира не отдельные абиотические свойства предмета, а сам целостный предмет. Так, например, для собаки, как пишет А. Н.Леонтьев, одинаковый биологический смысл имеют и завывание волка, и запах его следов, и силуэт зверя, т.е. волк воспринимается собакой целостно в совокупности его свойств; и если при определенных условиях (хищник далеко) волк только «учуян» (т. е. воспринимается собакой по запаху), то это все равно тот же самый целостный предмет. Собака помещается в вольер, в котором на пути к пище находится перегородка. Она быстро научается обходить перегородку, чтобы добыть пищу. Если убрать перегородку, собака побежит к пище прямо. Это означает, что она воспринимает преграду отдельно от пищи как самостоятельный предмет. Обходное движение, которое совершает собака, – это операция. Операция - это та сторона деятельности, которая отвечает условиям, в которых дан побуждающий эту деятельность предмет. А.Н. Леонтьев считал, что появление в структуре деятельности животных операций было одной из главных причин возникновения качественно нового типа психического отражения, при котором животное воспринимает уже не отдельные свойства, а целостные предметы. Предпосылками для появления перцептивной психики у животных были следующие условия. 1. Увеличение многообразия форм чувствительности. У примитивных видов животных, как правило, наиболее развита только какая-то одна форма чувствительности. Так дождевой червяк живет в основном в мире тактильной и химической чувствительности. Но с развитием взаимодействия с окружающей средой в процессе филогенеза у животных начинают возникать и развиваться множество других органов чувств, в особенности, дистантные - зрение, обоняние, слух. С развитием многообразия органов чувств животные получают возможность воспринимать предмет сразу по многим параметрам и модальностям - полизать, понюхать, потрогать, посмотреть, услышать и т.д. Это было одной из важнейших предпосылок появления целостности восприятия. 2. Развитие нервной системы, которая получила мощный толчок в связи с развитием многообразия форм чувствительности и двигательной активности. В головном отделе нервной системы необходимым образом появляются, так называемые, ассоциативные области, которые являются местом интеграции информации, поступающей из разных органов чувств. 3. Усложнение двигательной активности, которое, связано с появлением дистантных органов чувств, опорно-двигательного аппарата на основе мощной и быстрой поперечно-полосатой мускулатуры, с появлением органов внешних движений - парных конечностей у позвоночных и разнообразных конечностей у членистоногих. Таким образом, для перцептивной психики, с точки зрения А.Н. Леонтьева, характерны следующие признаки. Во-первых, в структуру деятельности животных входят операции. Во-вторых, психическое отражение внешней действительности характеризуется восприятием целостных вещей.
Стадия интеллекта Стадия интеллекта характеризуется еще большим усложнением структуры деятельности и еще более сложными формами психического отражения реальности. Поведение животных на данной стадии иллюстрируется следующим примером. Голодное животное помещают в клетку, где находится короткая палка. Вне клетки лежит длинная палка и фрукт. Обезьяне нужно сначала короткой палкой достать длинную, а потом последней достать плод. Решение данной задачи проходит в два этапа - на первом этапе нужно совершить определенное действие (достать маленькой палкой большую), которое подготавливает совершение действия на втором этапе (достать большой палкой плод). Завершающее действие уже непосредственно связано с удовлетворением биологически важной потребности. Такие задачи А.Н.Леонтьев называл двухфазными задачами и считал, что животные способные решать такие задачи, находятся уже на следующей стадии развития психики - на стадии интеллекта. Специфику двухфазных задач он видел в следующем. Первая фаза (фаза подготовления) вне связи со второй лишена какого бы то ни было биологического смысла. Она бессмысленна, если животное не предвидит последствий действий, совершенных на этой фазе решения задачи. Вторая фаза (фаза осуществления) непосредственно связана с удовлетворением какой-то биологической потребности. Главное различие между этими фазами заключается в том, что если поведение на заключительной фазе и побуждается пищей, и направлено на пищу, то поведение в подготовительной фазе хотя и побуждается пищей, но направлено не на нее, а на палку. Именно фаза подготовления составляет, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характерную черту интеллектуального поведения. Кроме вышеперечисленных особенностей для нее характерны следующие черты. Во-первых, в эту фазу животное совершает различные пробующие движения. Но это не хаотические случайные движения, которые случайным образом приводят к разрешению задачи. Животные производят пробы различных ранее выработанных операций. У каждой обезьяны, например, в течение жизни накапливается солидный багаж выработанных в различных условиях операций. Если она раньше уже сталкивалась с аналогичной ситуацией, то она применяет имеющуюся в ее запасе операцию, если ситуация новая, то обезьяна начинает перебирать различные операции, пока не добьется с помощью одной из них желаемого успеха. Например, обезьяне надо открыть ящик, закрытый на особую щеколду, в котором находится пища. Допустим, раньше она никогда не сталкивалась с такой задачей. Сначала она пытается грызть угол ящика, потом пытается проникнуть вглубь через его щели, если и это не удается, то она пытается отгрызть щеколду, потом переворачивает ящик, в конце концов, начинает манипулировать со щеколдой и, наконец, открывает его. Во-вторых, операции у животных, обладающих интеллектом, перестают быть неподвижно связанными с теми ситуациями, в которых они были первоначально выработаны. Другими словами, животные могут свободно переносить операции из одних ситуаций в другие. Таким образом, операции на стадии интеллекта как бы начинают жить своей собственной судьбой. Стадия интеллекта, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характеризуется следующими чертами. Деятельность дифференцируется на две разнокачественные фазы - на фазу подготовления и фазу осуществления. Животные, обладающие интеллектом, отражают не только отдельные вещи, но и их отношения и связи между собой.
Инстинкты, их механизмы Отечественный ученый А.Н. Северцов различал два различных способа приспособления живых организмов к изменениям среды: 1) путем изменения строения и функционирования органов; 2) путем изменения поведения без изменения организации. Первый способ был общим у растений и животных; второй имел место только у животных и был связан с развитием психики. Внутри второго способа приспособления А.Н. Северцов выделил, в свою очередь, два различных направления. 1. Медленные изменения наследуемых форм поведения – инстинктов. Эволюция инстинктов происходила под влиянием медленно протекающих изменений внешней среды. Ее темпы совпадали с темпами изменения морфологической организации животных. 2. Развитие способности к индивидуальному научению, или, по терминологии А.Н. Северцова, способности к «разумным действиям». «Разумные действия», по Северцову, – это быстрые изменения поведения, своего рода «изобретения» новых способов поведения в ответ на быстрые изменения среды, перед лицом которых инстинкт оказывается беспомощным. Эти действия не должны были фиксироваться, передаваться по наследству, ибо их преимуществом была их высокая пластичность. Поэтому по наследству передавалась лишь способность к ним. Последняя, по мысли Северцова, и определяет высоту психической организации животного. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты, т.е. генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения. Как и морфологические признаки, они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме. Видотипичность инстинктивных действий позволяет даже использовать их в качестве классификационных признаков при определении таксонов животных наряду с морфологическими признаками. Например, для голубей характерен особый способ питья. Все птицы, как известно, пьют, запрокидывая голову, и только голуби втягивают воду клювом с опущенной головой. Как и морфологическая организация, инстинкты животных, по словам В. А. Вагнера, формировались «под диктовку среды и под контролем естественного отбора» (цит. по: 118, с. 36). Это привело к удивительной приспособленности инстинктивного поведения во всех сферах жизни животного – в способах добывания пищи, защите от нападения, строительстве жилищ, заботе о потомстве и т. п. Ж.А. Фабр приводит такой пример. Оса-сфекс до откладки яиц обеспечивает будущую личинку кормом – «законсервированным» кузнечиком. Сфекс нападает на кузнечика, парализует его, нанося точно рассчитанные уколы в три нервных узла, управляющих движениями его конечностей. Затем она втаскивает кузнечика в заранее приготовленную камеру и аккуратно откладывает яичко на его груди (кузнечик при этом лежит на спине). В этой серии инстинктивных актов все очень целесообразно. Во-первых, парализация жертвы: мертвый кузнечик разложился бы раньше, чем выведется личинка, оставленный же в активном состоянии кузнечик сам легко убил бы личинку. Во-вторых, удивительная точность каждого укола сфекса в нервные ганглии насекомого. Наконец, аккуратность размещения яичка именно на груди кузнечика: это единственно безопасное место, с которого личинка не может упасть или быть сброшенной, ибо все еще живой кузнечик шевелит брюшком, челюстями и усиками. Оказавшись же на земле, слабая, беспомощная личинка неминуемо погибла бы. Высокая целесообразность инстинктов издавна порождала теории об их «разумности». Однако со временем эти теории уступили место прямо противоположным оценкам. Стали говорить о «слепоте», «машинообразности» инстинктов. Поводом послужили опыты, в которых человек вмешивался в естественный ход жизни животных. Так, в своих наблюдениях Фабр, а затем многие его последователи обнаружили следующий общий факт: если лишить смысла какое-то инстинктивное действие насекомого, оно все равно завершает его и переходит к следующему. Например, уже описанный сфекс, отложив яичко на груди кузнечика, тщательно заделывает норку, несмотря на то, что ученый только что вынул из нее кузнечика; при этом сфекс предварительно заходит в норку и, казалось бы, не может не видеть, что она пуста. Очень впечатляют своей «неразумностью» действия насекомых в другом опыте Фабра. Гусеницы соснового шелкопряда обычно в поисках пищи движутся длинными колоннами друг за другом, руководствуясь шелковистой нитью, которую оставляет первая из них – «вожак». По этой же нити они возвращаются «домой». В отличие от остальных «вожак» движется медленно, совершая поисковые, ощупывающие движения в разных направлениях. Если нить почему-либо прерывается, «вожаком» становится любая гусеница, оказавшаяся впереди. Фабр дает возможность вползти длинной колонне гусениц на верхний край кадки из-под цветов. Первая гусеница, достигнув этого края, начинает ползти по нему, описывая окружность; остальные движутся за ней. Когда первая проходит полный круг и натыкается на очередную гусеницу, выползающую на борт, Фабр сметает всех остальных гусениц с боковой стенки кадки и щеточкой тщательно стирает нить, оставленную на ней гусеницами. Теперь «вожак», обнаружив нить, смело следует за последней гусеницей. Колонна гусениц замыкается в круг и начинает бесконечно кружить по краю кадки. Они не могут найти пищу, которая лежит рядом, не могут вернуться «домой». По существу, гусеницы обречены на голодную смерть. Фабр наблюдал их кружение в течение 7 суток! Хотя на основе подобных фактов и напрашивается вывод о «слепоте» инстинктов, такой вывод некорректен, как некорректен был и обсуждавшийся вывод об их «разумности». Вместо «разумности» следует говорить о биологической целесообразности инстинктов, а вместо «слепоты» – об их фиксированности, или ригидности. Нужно иметь в виду, что ригидность инстинкта тоже целесообразна: она отражает приспособленность животного к постоянству определенных условий его обитания. Экспериментальные вмешательства исследователя представляют собой маловероятные, а чаще всего невозможные в природе события, искажения естественных условий обитания. Полезно сравнить «ошибки» инстинкта с «ошибками», или иллюзиями, восприятия. Эти явления имеют много общего. Несмотря на то что перцептивные операции у человека формируются прижизненно и, казалось бы, должны быть менее жестки, чем врожденные механизмы инстинктов, они, по уже известному нам выражению Г. Гельмгольца, «непреодолимы». На примере иллюзии окна Эймса мы видели, что знание о действительном способе вращения окна никоим образом не влияет на переживание иллюзии. Такая же непреодолимость и даже «принудительность» инстинктивных действий отмечалась многими исследователями. К. Лоренц описывает яркий эпизод из жизни его ручной галки Джока. Эта галка воспитывалась Лоренцом с раннего возраста и была ему беспредельно предана. Будучи птенцом, она летала за своим хозяином по пятам, издавая крики отчаяния, когда теряла его. Однажды Лоренц взял в руки в присутствии уже взрослого Джока маленького черного галчонка и тут же услышал за спиной характерный скрежещущий звук – звук агрессии и злобы, с которым галки нападают на врага. В одно мгновение птица спикировала на руку своего любимого хозяина и оставила в ней глубокую кровоточащую рану. В другой раз Лоренц подвергся столь же жестокому нападению со стороны стаи галок, в остальное время дружески к нему расположенных, когда он неосторожно вынул из кармана в их присутствии черные плавки (66). В обоих случаях действия птиц были чисто инстинктивными. Они спровоцировались видом «плененного» черного подвижного предмета. Нетрудно понять важный биологический смысл таких действий: это защита птенца или взрослого сородича, попавшего в беду. Примечательно, что птицы (как и другие животные) не вольны затормозить или преодолеть эти действия! Итак, и «ошибки» инстинктов, и иллюзии восприятия возникают в результате автоматического срабатывания непроизвольных механизмов, причем механизмов правильных (т. е. таких, которые обеспечивают адекватное отражение или эффективное приспособление), оказавшихся в «неправильных», т. е. искусственных, а значит, и маловероятных или невозможных в природе ситуациях. Механизмы инстинктов Согласно этологической теории, инстинкт обусловлен действием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам относятся специальные раздражители, которые получили название «ключевых стимулов». Ключевые стимулы - это такие раздражители, действие которых вызывает срабатывание врожденной схемой реагирования. К настоящему времени изучено большое количество ключевых стимулов у многих видов животных. Как оказалась, в этой роли могут выступать сигналы любой модальности: цвета, запахи, звуки, зрительные формы, движения и т. п. В естественных условиях обычно действуют несколько признаков, объединяясь в «пусковую ситуацию». Вот несколько примеров. В брачный период ярко окрашенное брюшко самца колюшки – ключевой стимул. Демонстрируя его, он отпугивает от гнезда соперников-самцов и, напротив, привлекает самку. У птенцов серебристой чайки ключевой стимул – красное пятно на желтом клюве родителей: вид его «включает» реакцию выпрашивания: птенец клюет в это пятно, и родитель отрыгивает ему пищу в рот. Для новорожденных цыплят мелкие объемные предметы или пятна округлой формы – ключевые стимулы, которые вызывают реакцию клевания. Темный объект любой формы, совершающий «танцующие» движения, заставляет самца бабочки-бархатницы в брачный период преследовать его. Реакция следования возникает у гусят в первый день жизни на любой движущийся предмет: им может быть чучело птицы, воздушный шар, человек, лодка. В ходе исследований было открыто интересное явление действия сверхстимулов, или сверхоптимальных стимулов. Так, например, упомянутый самец бабочки-бархатницы особенно охотно преследует предметы, которые имеют более темную окраску, чем натуральный цвет самки, и в 3–4 раза превосходят ее размеры. Чайка предпочитает «высиживать» макет яйца в 10 раз больший, чем ее собственное яйцо, оставляя последнее без внимания. Сверхстимулы часто служат животным в естественных условиях. Примеры – огромные «глаза» на крыльях некоторых бабочек, отпугивающие пернатых хищников, или большой раскрытый клюв кукушонка, который заставляет певчую птичку кормить его более охотно, чем собственных птенцов. К внутренним факторам относится эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, которая приводит к понижению порога их возбуждения. Очень показательны в этом отношении факты расширения спектра раздражителей, вызывающих инстинктивные действия и особенно факты спонтанного возникновения последних. Так, в одном из опытов изучалось действие токования у голубей; голуби на разное время изолировались от самок. Оказалось, что по мере увеличения времени изоляции все больший круг предметов вызывал токующие действия. Вначале это были только самки своего вида, через несколько дней – самки другого вида, которых раньше голубь не замечал, еще позже – чучело птицы, затем – скомканный платок. Наконец, через несколько недель голубь токовал, обратившись к пустому углу. Согласно модели К. Лоренца, обычно, т. е. в отсутствие крайнего обострения потребности, эндогенная активность центров инстинктивных действий заторможена, или блокирована. Адекватные стимулы снимают эту блокировку, действуя наподобие ключа, который открывает замок. Поэтому такие стимулы и получили название ключевых.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 978; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.210 (0.013 с.) |