Лекция 4. Эволюция взглядов на предмет психологии в истории науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Эволюция взглядов на предмет психологии в истории науки



 

1. Развитие психологических знаний
в рамках учения о душе (с древности до XVII века)

 

Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимизмом (от лат. anima — душа). Анимистическое мировоззрение наделяет каждый предмет душой, которая выступает источником движения и развития. Сновидения, галлюцинации, смерть — все эти факты натолкнули первобытных людей на мысль о существовании души как реального объекта в теле. Развился сложный культовый ритуал отношений с душами умерших, воздействия на души людей и животных, общения с духом — покровителем племени.

Как учение о душе психология возникла более двух тысяч лет тому назад в качестве основной части философских учений. Наиболее известен вклад в психологию древнегреческих философов. Они считали, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Революцией в умах стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. hyle — вещество, материя). Гилозоисты стали рассматривать душу (психику) с точки зрения естественнонаучных законов.

Гилозоист Гераклит (530—470 гг. до н. э.) ввел идею развития как закона. Он считал, что все сущее подвержено вечному изменению: «Наши тела и души текут как ручьи». Гераклиту космос явился в образе «вечно живого огня», а душа — в образе его искорки. Познание собственной души Гераклит считал одним из достойных занятий человека. Любимое его изречение: «Познай самого себя». Произведения Гераклита были трудны для понимания, поэтому даже современники называли его «темным философом».

Афинский философ Анаксагор (500— 428 гг. до н. э.) выдвинул идею организации (системности). Он считал мир состоящим из бесчисленного множества качественно различных частиц и указывал, что началом, придающим процессам природы и человеческому поведению закономерный характер, является ум (нус).

Гиппократ (460—377 г. до н. э.) положил начало научной типологии, которая была использована современными учениями об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма, душевные качества ставились в зависимость от телесных. Для медика важно было знать устройство живого организма, причины, от которых зависят здоровье и болезнь. Такой причиной Гиппократ считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь). «Пропорция в смеси» впоследствии была названа темпераментом. С именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь).

Демокрит (460—370 гг. до н. э.) считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем те, которые составляют физические тела. Мир познается через органы чувств. Тончайшие, невидимые слепки отделяются от вещей и проникают в душу, оставляя на ней свой отпечаток. Демокрит также выдвинул идею причинности, впоследствии названной детерминизмом. Это был материалист и атеист. Он постоянно занимался анатомированием трупов животных. Одно время даже жил на кладбище.

Три принципа, открытые древнегреческими учеными Гераклитом, Демокритом и Анаксагором стали основой научного способа осмысления мира, в том числе и научного познания психических явлений.

Новую особенность душевных явлений открыла деятельность философов, названных софистами — «учителями мудрости». Их интересовала не природа с ее независящими от человека законами, но сам человек, которого софист Протагор назвал «мерой всех вещей». Впоследствии софистами стали называть лжемудрецов, которые с помощью различных уловок выдают мнимые доказательства за истинные. Но в истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: отношения между людьми. Изучение приемов убеждения, победы в словесном поединке превратило в объект экспериментирования логический и грамматический строй речи.

Сократ (470—399 гг. до н. э.) впервые рассматривал душу как источник нравственности человека. Его можно назвать родоначальником диалектики — метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. В отличие от софистов, у которых исходным пунктом было отношение человека к людям, он принял за основу отношение человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. Сократ был обвинен в «поклонении новым божествам», «развращении молодежи» и приговорен к смерти. Однако для последующих эпох он стал воплощением идеала мудреца. Он говорил, что душа — психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу. Такой подход не мог исходить из мысли о материальности души, а потому возникает и новый взгляд на нее, который был разработан учеником Сократа — Платоном, ставшим основоположником объективного идеализма.

По мнению Платона (427—347 гг. до н. э.), душа не имеет ничего общего с материей. В отличие от материального мира она идеальна. Познание — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека. Объективный мир — лишь повод, а не объект познания.

Таким образом, в философии Древней Греции сложились две диаметрально противоположные точки зрения на психику: материалистическая (линия Демокрита) и идеалистическая (линия Платона).

Развитие психологических знаний шло по пути уточнения предмета психологических исследований. Аристотель (384—322 гг до н. э.), величайший древнегреческий ученый, выделил растительную, животную и разумную души. Этим разделением была подчеркнута специфика психики человека, и психическое стало соотноситься с внутренним миром: познанием, переживаниями, поступками. Вершиной античной психологии является работа Аристотеля «О душе», которая стала первым в мировой литературе систематическим исследованием души. Аристотель представил картину устройства, функции и развития души как формы тела: разумная душа идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна.

После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.

Лукреций (99—55 гг. до н. э.), ученик Эпикура (последователь Демокрита), считал, что дух — это не то же самое, что душа. Душа, разновидность материи, активна, деятельна, способна подчинить себе тело, состоящее из более грубой материи. Он категорически отвергал мысль о том, что вся природа пронизана разумом. Есть только атомы, учил он, движущиеся по естественным законам, из которых нужно выводить и сам разум.

Таким образом, в античной науке можно встретить самые различные взгляды на сущность души:

• душа как искорка, часть вечно живого огня, которая течет и изменяется, как ручей (Гераклит);

• душа как соединение атомов (Демокрит);

• душа как результат смешения трех жидкостей: крови, желчи, слизи (Гиппократ);

• душа как целостное образование, возникшее благодаря «нусу» — разуму (Анаксагор);

• душа как часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом (Сократ, Платон);

• душа как форма живого тела и цель его существования (Аристотель);

• душа — соединение движущихся как спонтанно, так и закономерно атомов (Эпикур, Лукреций) и др.

Представления о душе в период средних веков (VI—XVI вв.) оказываются под влиянием религиозных учений — христианства и ислама.

На заре средних веков приобретает известность христианский мыслитель Августин (IV—V вв.). С его точки зрения, душа — это орудие, правящее телом, основу же ее составляет воля, в которую воплощена воля божественная. Наиболее яркие представители арабоязычной науки IX—XII вв. (Авиценна — 980—1037, Альга- зен — 965—1039, Аверроэс — 1126—1198) отстаивали точку зрения об обусловленности психических явлений телесным субстратом. По мнению Аверроэса, прозванного великим комментатором Аристотеля, душа смертна, как и тело, бессмертен лишь разум, ибо он имеет божественное происхождение.

Идеи Аверроэса и Аристотеля нашли отражение в учении католического философа и теолога Фомы Аквинского (1226—1274), которое в свою очередь легло в основу томизма (от лат. имени Фомы — Thomas). Однако Фома отстаивал существование одной истины — божественной, а не двух, как Аверроэс, — божественной и земной. Душа бессмертна и является чистой формой, которая в человеке соединяется с телом. Душа есть принцип и источник существования тела.

Итак, развитие психологических знаний в рамках учения о душе отмечено следующими явлениями:

• идеалистическим и материалистическим подходами к пониманию сущности души;

• целостным и анатомическим подходами к структуре психики;

• статическим и динамическим подходами к форме существования души.

2. Представления о психике в философских учениях (XVII век — середина XIX века)

 

Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли внесли открытия механики. Ее понятия и объяснительные принципы создали геометро-механическую (Галилей) и динамическую (Ньютон) картины природы.

Французский философ Р. Декарт (1596—1650) одним из первых попытался объяснить душевные явления органическими процессами, происходящими в мозгу человека. Он ввел понятие рефлекса как автоматического способа реагирования организма на внешнее воздействие. Тело может только двигаться, душа только мыслить.

Принцип работы тела — рефлекс, души — рефлексия. С помощью этого понятия он объяснял поведение животных и человека. Однако он не нашел естественно-научного объяснения душевным явлениям.

Декарт определил самонаблюдение (интроспекцию) как основной метод психологии. В дальнейшем (в XVIII и XIX вв.) внутренний мир человека изучался чаще всего именно интроспективным методом.

Начиная с Р. Декарта понятие «душа» постепенно отождествляется с разумом: «Я мыслю, следовательно, я существую...».

Одним из первых оппонентов Р. Декарта стал Б. Спиноза (1632—1677). Он не разделял взглядов на организм как на машинообразное устройство, считая, что механический детерминизм ограничивает объяснение психических явлений. Учение о человеке как целостном телесно-духовном существе было развито в его главном труде — «Этика». В многообразии чувств (аффектов) он видит многообразие побудительных сил, влияющих на поведение человека. Спиноза выделяет три главные побудительные силы: а) влечение, б) радость, в) печаль. Он отмечает, что радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает, то есть состояние души влияет на телесные действия.

Т. Гоббс (1588—1679) считал психику движением материальных субстанций, в основе которых лежат законы ассоциаций. Об ассоциации как факторе, объясняющем, почему данный психический образ вызывает у человека именно такое представление, а не другое, было известно со времен Платона и Аристотеля. «Глядя на лиру, вспоминают игравшего на ней возлюбленного», — говорил Платон. Это ассоциация по смежности. Оба объекта воспринимались некогда одновременно, а затем появление одного повлекло за собой образ другого. Аристотель дополнил это описание указанием на два других вида ассоциаций (сходство и контраст). Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. До него в психологических учениях царил рационализм (от лат. rationalis — разумный). Основой по знания и присущего людям способа поведения считался разум как высшая форма активности души. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром. За основу познания был принят опыт, а рационализму противопоставлен эмпиризм (от греч. empeiria — опыт). Под девизом опыта возникла эмпирическая психология.

Д. Локк (1632—1704) утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Психика новорожденного, согласно учению Д. Локка, — это «чистая доска» (tabula rasa), на которой опыт пишет свое содержание. В опыте он выделил два источника: ощущение и рефлексию. Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т. д.), какими они являются «внутреннему взору» наблюдающего за ними субъекта.

Английский ученый Д. Гартли (1705—1757), развивая идеи Д. Локка, стал одним из основоположников ассоциативной психологии. Под ассоциацией понималась закономерная связь одних психических явлений с другими. Вся душевная жизнь, по мнению Гартли, строится на основе ассоциирования (связывания) друг с другом трех типов элементов: ощущений, мыслей (идей) и чувств. Механизм ассоциации он превратил в универсальный принцип объяснения психической деятельности.

На развитие психологии и понимание механизмов психики оказала влияние философия Г. Лейбница (1646—1716). Он ввел в психологию, наряду с понятием «сознание», понятие «бессознательное». На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, известной как психофизический параллелизм. Они не могут, вопреки Декарту, влиять друг на друга. Зависимость психики от телесных воздействий — это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказалась в том, что между ними существует предустановленная гармония. Они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью. Доктрина психофизического параллелизма нашла многих сторонников в годы становления психологии как самостоятельной науки. Идеи Лейбница изменили и расширили представление о психическом. Его понятия о бессознательной психике, «малых перцепциях» и апперцепции прочно вошли в научное знание о предмете психологии.

Французские философы и естествоиспытатели Д. Дидро (1713—1784), П. Гольбах (1723—1789), К. Гельвеций (1715—1771) и Э. Кондильяк (1715—1780) впервые разработали идею социальной детерминированности психики человека, согласно которой развитие психических качеств происходит под влиянием социальной среды. Однако связь индивида с обществом была раскрыта позже К. Марксом и Ф. Энгельсом. Создание ими научной материалистической диалектики обобщило передовые идеи, высказанные философами-материалистами.

Для великих ученых XVII века научное познание психики исходило из обращения к телесному устройству. Но представления об устройстве и функциях организма были крайне скудными. Приверженцы эмпирической психологии ограничивались описанием ощущений, ассоциаций и т. д. как фактов внутреннего опыта, забыв о родословной этих понятий.

Появление в XVIII веке таких понятий как рефлекс, ощущение, представление, ассоциация, аффект, мотив вошли в основной фонд научных знаний. Однако они были построены на умозрительном представлении об организме как «машины тела».

Итак, к началу XIX века были разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как науки:

идеалистическая методология понимала сознание как замкнутую в себе сущность. Единственным адекватным для его изучения методом была интроспекция;

материалистическая методология рассматривала сознание как свойство мозга, материи, а его содержание как отражение в нем реальной жизни людей. Для изучения психического приемлемы методы, используемые естественными науками.

Открытия в физиологии (И. Мюллер сформулировал «закон специфической энергии органов чувств», Ф. Галль предложил «карту головного мозга»), психофизике (Э. Вебер вывел зависимость ощущений от нервного субстрата, Г. Гельмгольц открыл «закон сохранения энергии»), психофизиологии (введение психического фактора в регуляцию поведения организма физиологом Э. Пфлюгером), биологии (эволюционное учение Ч. Дарвина) стимулировали рост психологического знания и выделение психологии в самостоятельную науку.

1. Выделение психологических знаний в самостоятельную науку (середина XIX века по настоящее время)

 

3. Становление психологии как самостоятельной науки

 

К 70-м годам XIX века развитие науки привело к необходимости объединить разрозненные знания о психике в отдельную дисциплину, отличную от других.

В. М. Вундт (1832—1920) начал заниматься психологией, будучи физиологом (одно время он был ассистентом Г.Гельмгольца). В труде «Основы физиологической психологии» (1873—1874) он объединил накопленные знания в новую дисциплину, дав ей древнее имя — психология, однако, стремясь расстаться с ее прошлым, присоединил к нему эпитет физиологическая.

Большой заслугой Вундта было основание в Лейпциге в 1879 году первой в мире экспериментальной психологической лаборатории, которая стала главным «питомником» первого поколения психологов-экспериментаторов. Историки психологии подсчитали, что школу Вундта прошло 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза. В ней изучались закономерности ощущений, время реакции на различные раздражители, механизмы ассоциаций, внимание. Уникальным предметом психологии был признан «непосредственный опыт», главным методом — интроспекция: наблюдение субъекта за процессами в своем сознании. Интроспекция понималась как особая процедура, требующая специальной длительной тренировки. От испытуемых требовалось отвлечься от всего внешнего с тем, чтобы найти исходные элементы внутреннего опыта, добраться до первичной «ткани» сознания, которая представлялась состоящей из сенсорных (чувственных) «нитей». Когда возникал вопрос о сложных психических феноменах, где в действие вступали мышление и воля, сразу же обнаруживались недостатки вундтовской программы. Тем не менее, проделанная школой Вундта работа заложила основы экспериментальной психологии.

Американский психолог У. Джеймс (1842—1910) сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, президентом Американской психологической ассоциации (1894—1895). В своих научных исследованиях Джеймс занимался проблемами личности, изучением деятельности головного мозга, развития познавательных процессов и эмоций. Одной из основных задач он считал исследование сознания. Джеймс сделал многое для того, чтобы психология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины и философии. Он положил начало функционалистскому подходу (1881). Функционалисты считали, что роль сознания состоит в том, чтобы дать индивиду возможность приспособиться к ситуациям, возникающим на протяжении жизни, с помощью выработанных, измененных, новых форм поведения (процесс научения). В своих исследованиях они также использовали метод интроспекции.

Американский психолог Э. Титченер (1867—1927) после окончания Оксфордского университета работал в Лейпциге у Вундта. В 1892 году он вернулся в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую в этой стране научную школу. В своем четырехтомном труде «Экспериментальная психология» Титченер изложил основные достижения науки с вундтовских позиций (Титченера иногда называют американским Вундтом). Это направление получило название структурализма, поскольку основной задачей в нем считалось изучение структуры сознания безотносительно к тому, как эта структура работает.

Функционалистский и структуралистский подходы в изучении сознания не получили своего дальнейшего развития в современной психологии. На это повлиял ряд причин, в том числе использование субъективного метода исследования и умозрительных представлений о статичности структуры сознания.

Этот период был отмечен важными для развития психологического знания достижениями — первыми экспериментами в области психологии. Немецкий психолог Г. Эббингауз (1850—1909) в книге «О памяти» изложил результаты опытов, проведенных на себе, и вывел математические законы, по которым сохраняется и воспроизводится выученный материал.

Разработка статистических методов применительно к психологии связана с творчеством кузена Дарвина Ф. Гальтона (1822—1911). Он изучал индивидуальные различия, считая, что они генетически предопределены. В книге «Наследственный гений» (1869) он доказывал, ссылаясь на множество фактов, что выдающиеся способности передаются по наследству. В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за небольшую плату измерить свои физические и психические способности, между которыми, как он считал, существуют корреляции. Через эту антропологическую лабораторию прошло около 9000 человек. Он рассчитывал охватить все население Англии с тем, чтобы определить уровень психических ресурсов страны. Свои испытания он обозначил словом «тест», которое навсегда вошло в психологический лексикон.

Первый вариант решения задачи диагностики принадлежал французскому психологу А. Бине (1857—1911). Он начинал с экспериментальных исследований мышления (испытуемыми служили его дочери). Однако вскоре по заданию правительства А. Бине стал искать психологические средства, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдает прирожденными дефектами. Опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены на многих испытуемых различных возрастов. Экспериментальные задания А. Вине превратил в тесты, установив шкалу, каждое из делений которой содержало задания, выполнимые нормальными детьми определенного возраста. Эта шкала приобрела популярность во многих странах. В Германии В. Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» (IQ). Техника измерения интеллекта позволяла на основе данных психологии решать вопросы обучения, отбора кадров, оценки достижений, профпригодности и другие.

Таким образом, можно констатировать, что во второй половине XIX века психология выделилась в самостоятельную науку: была определена специфика предмета, разработаны методы исследования, открыты экспериментальные лаборатории, возникли новые отрасли психологии — дифференциальная, детская, зоопсихология и другие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.024 с.)