Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6.Возникновение сознания человека в труде.

Поиск

Особенности сознания

Сознание - это высшая форма психического отражения, которая представляет собой совокупность знаний об объективных свойствах окружающих предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях, а также знаний человека о самом себе и своем месте в окружающем мире.

Особенности сознания состоят в следующем:

- сознание – совокупность знаний, являющихся по своему содержанию объективными, т.е. отражающими такие свойства, которые существуют независимо от субъекта познания;

- сознание включает в себя познавательные психические процессы, с помощью которых формируются знания об окружающей действительности (внимание, ощущение, мышление, речь, память, воображение);

- знания, составляющее содержание сознания, имеют различную степень обобщенности: они могут быть конкретными, относящимися к отдельному объекту или обобщенными, относящимися к группе объектов;

- основное содержание сознания человека составляют знания, добытые не им самим, а накопленные предыдущими поколениями и переданные ему в ходе обучения;

- материальным носителем сознания человека является его язык, т.к. знания фиксируются и передаются с его помощью;

- материальным субстратом сознания является мозг, сознание человека является функцией коры головного мозга.

Из указанных свойств сознания следует, что для его возникновения необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

1) у предка человека возникла потребность в накоплении, фиксации и передачи объективных знаний об окружающем мире;

2) развился язык как средство фиксации и передачи знаний;

3) развился мозг как материальный субстрат сознания.

 

Возникновение сознания в труде

 

Сознание человека имеет свои биологические предпосылки.

1. Прямохождение. Оно освободило передние лапы предков человека от функции локомоции (передвижения). В результате передние лапы стали использоваться для манипулирования предметами, их обследования, воздействия на них, что стало предпосылкой превращения передних лап в руки человека.

Прямохождение также привело к увеличению потока поступающих раздражителей, внешних впечатлений (поле зрения увеличилось). Это привело к соответствующему развитию органов чувств и отделов мозга, отвечающих за переработку поступающих раздражителей.

2. Стадный образ жизни предков человека. Он предполагал коммуникацию между членами стада, а это требует развития соответствующей системы сигнализации и органов, с помощью которых сигналы подаются и принимаются. У предков человека большое развитие получила звуковая система сигнализации из-за того, что ее можно использовать ночью и на большом расстоянии. Это стало предпосылкой развития языка и органов речи.

Отечественный психолог А.Н. Леонтьев разработал следующую гипотезу о происхождении сознания.

Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства», «вне зависимости от отношений к ней субъекта». В этом определении подчеркивается объективность, биологическая беспристрастность, сознательного отражения. У животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву, а у человека мир начинает отражаться независимо от биологических целей, то есть «объективно».

Возникновение сознания человека произошло в трудовой деятельности благодаря двум особенностям труда: 1) изготовлению и использованию орудий труда, 2) коллективному характеру труда.

Изготовление и использование орудий труда требует знания объективных свойств материала и инструментов. Эти знания добывались в ходе практической деятельности и для своего сохранения и накапливания потребовали развития соответствующих средств их фиксации. Это вызвало развитие сознания как системы объективных знаний об окружающем мире. Изготовление орудий труда также изменило мотивацию поведения человека. Непосредственно результаты процесса изготовления орудия труда не могут удовлетворить ни одну из биологических потребностей человека. Поэтому, чтобы был возможен данный процесс человек, должен знать последующее использование изготовляемого орудия.

Коллективный характер труда предполагает согласование действий отдельных участников труда в пространстве и во времени, в содержании выполняемых действий, т.е. участники труда должны были обмениваться между собой сведениями объективного характера. Это потребовало развития языка и органов речи.

В коллективном труде из-за его разделения меняется процесс мотивации. Например, одни охотники гонят от себя животное, вместо того, чтобы попытаться поймать его. Но они знают, что впереди находится яма, у которой стоят другие охотники, готовые забить добычу, попавшую в эту яму.

Таким образом, в труде возникает потребность познания объективных свойств окружающего мира, фиксации и передачи этих знаний. Это приводит к развитию языка и речи, а также органов речи, с помощью которых осуществляется передача объективных знаний.

 

Лекция. 4. Психология деятельности

 

Понятие деятельности.

 

Деятельность — категория социальная, она носит общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека деятельность является необходимым условием формирования личности и в то же время она зависит от уровня развития личности, выступающей субъектом этой деятельности.

Деятельностьспецифически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, деятельность — форма активности, побуждаемая потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Деятельность характеризуется предметностью и субъектностью Предметность деятельности проявляется в том, что она направлена на предмет потребности, на овладение этим предметом. Этот предмет в зависимости от содержания потребности может иметь как материальный так и нематериальный характер. С убъектность деятельности заключается в специфике ее выполнения, ее обусловленности прошлым опытом, своеобразием потребностей, установок, эмоций, целей и мотивов, определяющих направленность и избирательность деятельности.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: 1) уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); 2) уровень действий; 3) уровень операций; 4) уровень психофизиологических функций.

Единицей анализа деятельности является действие. Совокупность действий, объединенных общей целью составляет деятельность. Действия могут быть ориентированы не только на предметы окружающего мира, но и на людей. Тогда они становятся актом поведения — поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им.

 

Действие

 

Действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Цель - это образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Характеризуя понятие «действие», можно выделить следующие четыре момента.

1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а «раскрывается» в действии.

2. Действие – это одновременно и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием.

3. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности и противопоставляя его принципу реактивности. В бихевиоризме главным было понятие реакции. Реакция – значит «ответное действие» (лат. re… – «против» + actio – «действие»). Активное, инициирующее, начало здесь принадлежит стимулу. Теория деятельности предполагает активное начало в субъекте (в форме цели).

4. Понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир. Цель действия может быть любой, а не только и даже не столько биологической, как, например, получение пищи, избегание опасности и т. д. Это может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др.

В понятии «действие» отражены основные принципы теории деятельности.

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность – это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

 

Операции

Согласно определению, операцией называется способ выполнения действия. Например, перемножить два двузначных числа можно в уме и письменно, решая пример в столбик. Это будут два разных способа выполнения одного и того же арифметического действия, или две разные операции.

Как видно, операции характеризуют техническую сторону выполнения действий. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под «условиями» подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.

Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей. Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать и действия, и операции, реализующие их.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками.

Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие возникают из действий путем их автоматизации. Операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознание даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания и легко могут стать актуально сознаваемыми.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.222 (0.011 с.)