Корпорация: понятие, отличительные признаки и характерные черты. Управление корпоративными отношениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корпорация: понятие, отличительные признаки и характерные черты. Управление корпоративными отношениями



Корпорация: понятие, отличительные признаки и характерные черты. Управление корпоративными отношениями

Корпоративная структура – система крупного капитала, в которой присутствуют внутригрупповые интересы и цели. Группа юридических и хозяйственно самостоятельных организаций, ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов для достижения общих целей.

Признаки АО

· ограничение ответственности акционеров

· бессрочность существования

· свободное движение акций

· централизованное управление корпоративной структурой.

· наличие устава

· наличие собственности на акции

· управление топ-менеджментом

1 – образуется структурой связей и отношений на основе прав собственности (право владения, пользования, распоряжения матер. и нематер. активами). Элементами корп. Контура являются юридические лица, владельцы, совладельцы (акциями), т.е. все участники системы корпоративного управления. Корп. упр. описание связей между владельц, топ мен, работн. Компании и др заинтер лицами.

2 Финансовый контур – структура связи между центрами финансового учета и ответственности. Элементы – центры финансового учета, закрепленные за ними долями финансового центра (центры затрат, прибыли, распредел. полномочия). В рамках данного контура устан. пределы ответственности…

3. Управленческий контур – структура иерархических и функциональных связей в рамках управленческой д-ти (распред прав, кто контролирует, наделяет полномочиями и др) (эл-ты – подразделения, отделы, бизнес-единицы и др)

Корпорация

Англо-саксонсая (американская), японская Корпорация, корп стр-ра, корп образование – синонимыСША – корпорация – юр лицо, ограниченная ответственность акционеров, бессрочность существования, свободное движение акций (покупка, продажа, дарение, наследование, залог, уступка и др), централизованное управление двоякого рода (как юр лицо корпорация управляется акционерами, и в то же время управление возлагается на должностных лиц), наличие устава, собственности на акции, ограниченная ответственность акционеров.

• статус юридического лица,

• принцип ограниченной ответственности,

• бессрочное существование,

• свободная передача акций,

• централизованное управление.

Классифик корп в США:

1 – Публичные (ОАО)

- Закрытые

2 - Гос и мун органы (корпорации)

- Полупубличные корпорации (квазигос-ные (полупубл, полугос-ные) – вода, газ, эл-во, жд)

- предпринимательские корп

- nonprofit corp-s (бесприбыльные – школы, универы)

3 – гос корп (правит, выдел гос-вом, для обеспеч ждд-ти)

- полугос (транспорт, газ, электроэн и др)

- частные – делятся на коммерч и некоммерч

Европа

- В рамках континентального права корпорации в большей степени совпадают с понятием юридического лица. В Европе под корпорацией понимается не только АО, но и ООО.

- Организации, занимающиеся государственной деятельностью, в понятие корпорация не включаются (гос-в органы, зпним управл д-тью, в отл от США в понятие корп не включ).

Россия

В ГК РФ понятие «корпорация» отсутствует (отдельные организации, созданные государством, называют себя корпорациясм), но на практике используется термин игтегрированные корпоративные структуры (ИКС). 1995 год принят закон о ФПГ, но около 2 года назад его отменили.

Под корпорацией следует понимать такие объединения, как: холдинги, концерны, консорциумы, конгломераты, стратегические альянсы.

2 формы корпорации: ОАО (простейшая форма), ИКС (сложные)

Корпорация в общем виде – система крупного капитала, в которой существуют внутригрупповые интересы и цели.

Корпоративная структура, как правило, выступает в виде группы хозяйств. или юр. самостоятельной организации, ведущих совместную деятельность на основе либо консолидации активов, либо на договорной основе для достижения общих целей.

Преимущества:

· возможность мобилизации капитала для осуществления крупных проектов, как собственного, так и заемного, банковские организации, как правило, выдают кредиты тем компаниям, у кого есть много собственности

· технологические преимущества

· приобретение активов в других сферах деятельности и как следствие распределение риска

· ограниченная ответственность участника, что ведет к уменьшению риска утраты имущества в случае неудаче

· большая прочность и долголетие

· снижение рисков утраты имущества в случае неудач

Недостатки:

· жесткий контроль и правовое регулирование со стороны государства

· большие организационные трудности при создании корпорации.

· Высокие административные барьеры.

· сосредоточение реальной власти у учредителей, а иногда у топ – менеджмента в ущерб учредителей.

· значительное налоговое бремя;

· дополнительное повышенное требование к раскрытию информации, прозрачности.

· возможность потери контроля за ситуацией в АО;

корпоративная структура с точки зрения регулирования менеджмента менее гибкая при принятии стратегических управленческих решений (классический недостаток

 

Интегрированные корпоративные структуры, их преимущества и недостатки, принципы создания, факторы успешного функционирования

ИКС – структура компании (корпорации, холдинга), в которую входят другие структуры компаний, которые в свою очередь тоже могут выступать интегрированными корпоративными структурами.

Виды ИКС: холдинги, концерны, консорциумы, стратегические альянсы, конгломераты.

Формирование интегрированной корпоративной структуры проходит на 3х уровнях корпоративной иерархии:

1. Корпоративный центр. Сосредотачиваются вопросы:

Управление корпоративным капиталом

Распределение ресурсов между СБЕ

Формирование корпоративного рыночного портфеля (сколько СБЕ предполагает сформировать корпоративный центр)

2. Управляющая компания (второго уровня). Координируют деятельность на отдельных сегментах рынка, управляют бизнес процессами в рамках бизнес единиц, занимаются производством и распределением ресурсов внутри своей бизнес-сети.

3. Производственные и сервисные компании. Находятся источники прибыли, центры затрат, центры ответственности.

КЦ – подразделения, обладающие полномочиями вмешательства (управления) в деятельность бизнес-единиц и выполняет предст. Функции – предст. Интересы всей группы при взаимодействии с заинтересованными лицами (инвесторы, внешние контрагенты).

КЦ – УК

УК 2.1 УК 2.2 УК 2.3

Основная роль корпоративного центра заключ. в управлении акт. всего холдинга. КЦ управляя всеми группами-компаниями. Бывает, что КЦ не занимается произв. деятельностью.

Производство и производственные активы чаще всего сосредоточены в СБЕ.

Стратегическая БЕ выступ. в виде юридического лица (дочерн. компании), филиала, либо обособленного структурного подразделения.

Принцип создания эффективных ИКС.

Разумная централизация управления. Четкое распределение общих функций между головной и дочерними компаниями. Определение сфер и предметов совместной деятельности.

Укрепление взаимодействия входящих в ИКС компаний как по вертикали так и по горизонтали.

Обеспечение единообразия систем и методов управления до определенного предела

Обеспечение защиты интеллектуальной собственности ИКС, т.е. недобросовестная конкуренция, утечка информации, борьба с промышленным шпионажем.

Сведение к минимуму возможных управленческих ошибок путем передачи специфических функций дочерним и внучатым специализированным компаниям.

Предпосылки создания ИКС

Желание объединить материальные и нематериальные активы участников ИКС для осуществления ряда целей.

Для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности

Создание оптимальные технологические и кооперационные связи (не всегда), т.к. ИКС создаются в результате реализации различных стратегий.

Повышение экспортного потенциала.

Ускорить НТП и внедрять высокие технологии.

Желание привлечь инвестиции. Повысить конкурентоспособность входящих в ИКС структур.

Преимущества ИКС:

Усиление позиций на мировом рынке

Снижение нагрузки на государство в плане поддержки населения ((КСО) – корпорат. Соиальн. Ответственность)

Концентрация капитала, кот. Повышает предсказуемость экономических проессов, поскольку участников становится меньше, легче просчитать действия участников.

возможность получения крупных кредитов и других заемных средств (т.е. можно получить относительно дешевые ресурсы)

снижение суммарной потребности в оборотных средствах, снижение финансовых и др. издержек, эффект синергии, экономия транзакционных издержек, экономия на налогах, на масштабах деятельности, приобретение новых организационных компетенций.

Недостатки ИКС

Сложность регистрации

Возможность злоупотреблений. Это связанно с тем что владелец ничем не рискует и может использовать корпорацию для незаконных действий.

Отчетность. Очень сложная отчетность и более бдительное отношение властей к деятельности и отчетности корпоративных структур.

Двойное налогообложение

Размер. Негибкость и невозможность грамотно и быстро реагировать на изменения внешней среды, следовательно, сложность в управлении.

Возможность возникновения агентских издержек Экономико-организационные недостатки

Трудно выработать единую однородную моно-концепцию и стратегию совместной деятельности для всех бизнес-единиц Дублирование бизнес-процессов ИКС – неповоротливые, негибкие структуры, следовательно, сложность в управлении замедление реакции на изменение внешней среды, внутренняя бюрократизация возможные конфликты при распределении ресурсов ИКС между СБЕ. Практика искусственного поддержания нерентабельных СБЕ за счет рентабельных.

Оценка эффективность КЦ

· Качество взаимодействия с инвесторами (corporate relation management)

· Показатель кредитного рейтинга

· Качество корпоративного управления
По приросту капитализации

· Оценить отклонение плановых значений синергетических эффектов от фактических

Оценка по эффективности выполнения ряда функций корпоративного центра

· По длительности

· Насколько обосновано было вмешательство в деятельность подчин. БЕ

· Как КЦ оказывает услуги (условия выполнения), как экономят затраты на собственное содержание.

Набор функций КЦ (минимально необходимые):

1. Взаимодействие с инвесторами и акционерами (IRM)

2. Взаимодействие с гос. Органами

3. Стратегическое управление, связанное с обществ., организационным развитием

4. Разработка и реализация стратегий слияний и поглощений

5. Правовое обеспечение

6. Большая часто финансовых функций

7. Вопросы экономической безопасности

8. Политика в области IT

9. Маркетинг (корпоративный)

10. Установление и поддержание горизонтальной связи

11. То, что дается на откуп нижестоящим инстанциям (БЕ) (НИОКР, закупки, пр-ва, продажи)

Оценка результатов деятельности корпоративных структур Сбалансированная система показателей в стратегическом менеджменте корпораций: общие понятия, возможности использования, особенности проектирования и внедрения

Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard, BSC), разработанная Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом – инструмент реализации стратегии, появившийся в начале 1990-х годов как реакция на неудовлетворенность односторонним подходом, предполагающего использование традиционных финансовых методов измерения эффективности деятельности компании.

В настоящее время существующие традиционные системы оценки результатов деятельности корпораций перестали соответствовать современным требованиям бизнеса:

- Многие компании (корпоративные структуры) продолжают ориентироваться на достижение исключительно финансовых результатов (показателей) – рост объемов продаж, прибыли, дохода на инвестиции и т.д. При этом отчетность корпоративных структур, включающая эти показатели, рассчитана, прежде всего, на пользователей в лице акционеров, потенциальных инвесторов, регулирующие и контролирующие органов, контрагентов и т.п.;

- Недостаточное внимание к показателям, характеризующим бизнес-процессы (в том числе клиентов и конкурентов);

- Основной упор – на таких финансовых показателях как чистая прибыль (отсюда недооценка возможных рисков, инфляционной составляющей), недооценка максимизации экономической стоимости корпорации как основной задачи управления.

Концепция сбалансированной системы показателей BSC (Balanced Scorecard), позволяет, в частности, более четко обозначить стратегию развития организации, особенно крупной, переводить видение и стратегию компании в сферу практической реализации в сочетании с системой управления эффективностью деятельности.

Важно: сами по себе показатели деятельности – это только индикаторы, сигналы о результатах деятельности компании (отвечают на вопрос, где были достигнуты успехи / неудачи, но не отвечают на вопрос о причинах последних).

Отсюда необходимо:

- выявлять как внешние взаимосвязи, так и внутренние процессы, влияющие на эти результаты;

- определять характер решений, которые принимает руководство для достижения целей корпоративной структуры;

- анализировать, какое воздействие оказывают управленческие решения на показатели деятельности.

Опыт разработки и внедрения BSC (ССП) показал, что эта система может быть использована как для формализации (описания) стратегии, так и для ее реализации. Вот почему BSC (ССП) в конечном итоге трансформировалась в систему стратегического менеджмента со сферой применения, включающей крупные корпорации.

ССП лучше внедрять после освоения современных систем управленческого учета, бюджетирования, реинжиниринга бизнес-процессов, бенчмаркинга, информационных корпоративных систем. Однако стратегический модуль в ССП в значительной степени реализуем и в «автономном» режиме.

Игнорирование

В случаях, когда конфликт не был очень глубок или являлся проявлением естественного различия мнений, вмешательство и не требуется.

Наблюдение со стороны

Если конфликт конструктивный или представляется временным, или сравнительно тривиален, можно положиться на естественный ход событий.

Разрешение конфликтов

Стратегии разрешения, нацеленные на поиск решений проблем, относятся к долгосрочным стратегиям. С их помощью можно попытаться не только справиться с возникшей проблемой, но также создать условия, при которых становится менее вероятным возникновение деструктивного конфликта в будущем.

Предотвращение

Описанные выше стратегии разрешения конфликта помогают создать атмосферу, препятствующую возникновению деструктивных конфликтов в будущем.

 


«УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ (ТНК)»

Индивидуальные методы

Сравнительно простым индивидуальным методом получения экспертной оценки является метод типа “интервью”.Название этого метода говорит само за себя.Свои суждения эксперт высказывает в беседе с человеком, осуществляющем опрос (прогнозистом), отвечая на поставленные перед ним вопросы.Эксперт в данном случае не имеет времени для предварительного анализа этих вопросов, поэтому прогнозист при проведении интервью должен тщательно продумывать формулировки и смысловое содержание вопросов.Вопросы нужно формулировать так, чтобы всеми экспертами они понимались однозначно [6].Результаты интервью во многом зависят от специальной подготовленности прогнозиста и от его умения вести свободную беседу, удерживая инициативу в своих руках [2].

Аналитический метод

Вторым индивидуальным методом получения экспертной оценки является “аналитический”.Сюда относятся докладная записка и морфологический анализ.Аналитический метод предполагает длительную работу эксперта по анализу поставленных перед ним вопросов.

Термин “морфологический анализ” был впервые введен американским астрофизиком Цвики Ф., который занимался техническим прогнозированием в области реактивных двигателей. При использовании этого метода объект прогнозирования прежде всего рассматривается с точки зрения его структуры, а не с точки зрения выполняемых им функций.

Смысл его в том, что объект делится на ряд характерных составляющих, параметров. Составляется матрица вариантов реализации:

Каждый вариант представляет совокупность соединений параметров.Затем оценивается целесообразность вариантов.

Групповые методы

В общем случае предполагается, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного индивидуума, что обусловило популярность групповых методов опроса.Основное преимущество этих методов заключается в возможности разностороннего анализа количественных и качественных аспектов проблемы.Недостатком является то, что мнения даже специалистов в одной узкой области могут расходиться, а, значит, не исключено, что на один и тот же вопрос можно получить от специалистов одного профиля различный ответ.

Групповые методы экспертного опроса делятся на два класса: одни используют открытую дискуссию, другие опрос при помощи анкет. Представителями открытой дискуссии являются методы комиссии, суда, мозговой атаки (мозговой штурм, отнесенная оценка).Недостатком дискуссии является то, что для оценки обобщенного мнения всей группы экспертов не используется аппарат математической статистики.Анкетирование исключает непосредственное общение между экспертами.Свои заключения по поставленным перед ними вопросам эксперты представляют анонимно.Этот способ организации работы экспертов использует метод Дельфы.

Метод мозговой атаки

Один из наиболее применяемых в 50-60-х гг. методов. Основная направленность мозговой атаки - выявление новых идей. Суть этого метода заключается в проведении ряда заседаний членов экспертной группы с соблюдением следующих правил:

концентрируется внимание на одной четко сформулированной проблеме;

подхватывается идея любого рода.

Последнее правило основано на гипотезе о том, что:

среди большого числа идей имеется по меньшей мере несколько хороших;

не подвергается критике ни одна идея;

не оценивается априори значение или смысл любой идее [6].

В мозговой атаке существенная роль принадлежит руководителю, знающему о конечной цели экспертизы и направляющему дискуссию в соответствующее русло.Однако если руководитель стремится выделить лишь перспективные, с его точки зрения, идеи результат экспертизы оказывается менее значительным.

Основной недостаток данного метода - то, что приходится оценивать все идеи. Многие из них оказываются глупы или совершенно не относятся к рассматриваемому вопросу.

Метод синектики

Другой метод групповой дискуссии, разработанный У. Гордоном, - это метод синектики, буквально - метод соединения разнородного.Этот метод напоминает «мозговую атаку», так как основная идея та же - выработать на первом этапе как можно больше разнообразных, а в данном случае - и прямо противоположных, взаимоисключающих предложений.Для этого в группе выделяются «синекторы» - своеобразные затравщики дискуссии.Дискуссию ведут именно они, хотя и в присутствии всей группы.Синекторы - это люди, наиболее активно заявляющие свою позицию в группе.Экспериментально установлено, что их оптимальное число - 5-7 человек. Они начинают дискуссию, впоследствии в нее включаются и другие члены группы, но задача синекторов - наиболее четко формулировать противоположные мнения: группа должна «видеть» две возникшие крайности в решении проблемы с тем, чтобы всесторонне оценить их. В ходе дискуссии отбрасываются эти крайности, принимается решение, удовлетворяющее всех.При применении метода синектики широко используется логический прием рассуждения по аналогии.В условиях, например, дискуссии по техническим вопросам допускается даже такая аналогия, когда один из синекторов отождествляет себя с каким-либо техническим процессом - током воды, вращением вала и т.д.или каким-либо физическим объектом.Широко применяются и более простые аналогии, например, предлагающие решения, ссылаясь на опыт других наук.

Метод дельфы

В отличие от традиционного подхода к достижению согласованности мнений экспертов путем открытой дискуссии метод Дельфы предполагает полный отказ от коллективных обсуждений.Это делается с целью уменьшить влияние таких психологических факторов, как присоединение к мнению наиболее авторитетного специалиста, нежелание отказаться от публично высказанного мнения, следование за мнением большинства.В методе Дельфы принимаются специальные меры, чтобы исключить влияние на конечный результат экспертов, обладающих даром убеждать других.По мнению источника данный метод, бесспорно, является самым распространенным как за рубежом, так и в нашей стране.

Прямые дебаты в данном методе заменены тщательно разработанной программой последовательных индивидуальных опросов, проводимых обычно в форме анкетирования.Ответы экспертов обобщаются и вместе с новой дополнительной информацией поступают в распоряжение экспертов, после чего они уточняют свои первоначальные ответы.Такая процедура повторяется несколько раз до достижения приемлемой сходимости совокупности высказанных мнений.Недостатками метода Дельфы являются значительное время, требуемое на повторение большого числа итераций экспертизы; необходимость неоднократного пересмотра экспертом своих ответов, вызывающая у него отрицательную реакцию.

Метод модераций

Участники заполняют по три карточки с кратким описанием имеющихся проблем (анонимно).Модератор тасует полученные карточки и по очереди оглашает их содержание, предлагая отнести их к определенным группам.Если мнения участников расходятся, окончательное решение принадлежит автору данной карточки.В результате все проблемы оказываются разбиты на группы (кластеры).Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности: исключение (включение) из него каких-либо проблем, разбиение на несколько более мелких групп или, наоборот, их укрупнение. Разрабатывается общее наименование кластеров.Определяется их относительная важность.

Содержание и этапы ценовой стратегии

На первом этапе формирования ценовой стратегии при сборе исходной информации — работа ведется по пяти направлениям:

▪ оценка затрат;

▪ уточнение финансовых целей фирмы;

▪ определение потенциальных покупателей;

▪ уточнение маркетинговой стратегии;

▪ определение потенциальных конкурентов.

▪ 1. Оценка затрат включает определение состава и уровня приростных затрат при изменении объемов продаж, а также определение объемов производства, способных повлиять на размер условно-постоянных затрат.

2. Уточнение финансовых целей фирмы проводится на основе выбора одного из двух возможных приоритетов: минимальной прибыли от продажи соответствующего товара (услуги) или ориентации на достижение наивысшего уровня прибыльности (на максимизацию общего объема прибыли либо на получение прибыли в зависимости от срока и размера кредиторской задолженности).

3. Определение потенциальных покупателей включает выявление факторов и оценку последствий их влияния на чувствительность покупателей к уровню цены и прогнозирование разделения покупателей на группы (сегменты).

Эта работа проводится с учетом следующих факторов:

▪ экономическая ценность реализуемого товара (услуги);

▪ трудность сопоставления с аналогами;

▪ престижность обладания данным товаром;

▪ ограничение бюджета;

▪ возможность разделения затрат на покупку.

4. Уточнение маркетинговой стратегии необходимо разработчикам ценовой стратегии, поскольку выбор ценовых решений находится в жесткой зависимости от избранной фирмой маркетинговой стратегии.

5. Определение потенциальных конкурентов включает сбор и анализ данных по следующим направлениям: выявление фирм — основных конкурентов на сегодняшний день и в будущем; сравнение своих цен с ценами фирм-конкурентов, определение основной цели фирм-конкурентов в сфере ценообразования; нахождение преимуществ и слабых сторон деятельности фирм-конкурентов по соответствующим показателям (объем ассортимента; удельный выигрыш в цене; репутация у покупателей; уровень качества товара).

Второй этап разработки ценовой стратегии — стратегический анализ — проводится также по пяти направлениям:

▪ финансовый анализ;

▪ сегментный анализ рынка;

▪ анализ конкуренции;

▪ оценка внешних факторов;

▪ оценка роли государственного регулирования.

1. Финансовый анализ, проводимый в целях разработки ценовой стратегии фирмы, включает следующие направления: определение удельного и общего выигрыша фирмы от производства (реализации) товара (услуги) при существующей цене; определение необходимого темпа роста объема продаж в случае снижения цены в целях увеличения общего выигрыша фирмы; установление допустимого уровня сокращения объема продаж в случае повышения цены прежде, чем общий выигрыш фирмы снизится до существующего уровня; расчет необходимого темпа прироста объема продаж в целях компенсации приростных условно-постоянных затрат, обусловленных внедрением анализируемого ценового решения; прогнозирование необходимого объема продаж в целях компенсации приростных условно-постоянных затрат, обусловленных внедрением на новый рынок выпускаемого товара или предполагаемым внедрением на рынок нового товара.

2. Сегментный анализ рынка включает прогнозирование состава покупателей в разных сегментах рынка; определение способов проведения границ между сегментами таким образом, чтобы установление пониженных цен в одном сегменте не исключало возможности установления более высоких цен в других сегментах; разработку аргументации во избежание обвинений в нарушении действующего законодательства о защите прав покупателей, о предотвращении монополистической практики в случае ценовой дискриминации.

3. При анализе конкуренции необходимо определить уровень реализации и прибыльности фирмы с учетом вероятной реакции конкурентов, а также возможности фирмы повышать гарантированность достижения своих целей по объемам и прибыльности продаж за счет сосредоточения усилий на соответствующих сегментах рынка, где устойчивое конкурентное преимущество будет достигнуто при минимальных усилиях.

4. Оценку внешних факторов следует проводить по двум основным направлениям: влияние инфляционных процессов и влияние цен на сырье и материалы фирм-поставщиков.

5. При оценке роли государственного регулирования проводятся исследо­вания по оценке влияния проводимой государством экономической политики на уровень доходов населения в целевых сегментах рынка и прогнозирование возможных последствий, а также по оценке влияния государственного регулирования в области цен на намеченное фирмой изменение цен и прогнозирование возможных последствий.

На третьем этапе создания ценовой стратегии осуществляется подготовка проекта ценовой стратегии фирмы.

Перечень вопросов, изучение которых необходимо при разработке ценовой стратегии, естественно, может быть расширен в зависимости от отраслевой принадлежности фирмы и формы собственности. Получение информации по перечню вопросов позволяет выделить основные тенденции изменений во внешней и внутренней среде фирмы, определить положительные и отрицательные тенденции ее развития, оценить альтернативные варианты принятия решений по критериям, характеризующим достижение целей фирмы: прибыли, рентабельности, доли рынка и др.

Процесс разработки ценовой стратегии позволяет объединить усилия всех подразделений фирмы для достижения ключевых целей — обеспечения конкурентоспособности и условий для выживания.Это возможно при рациональном использовании информации службами фирмы при разработке ценовой стратегии и обосновании ценовых решений.Невнимание к тем или иным данным на первом этапе разработки ценовой стратегии может привести к ошибочным ценовым решениям, снижению прибыли и даже убыткам.Возможные варианты негативных последствий для фирмы при принятии ценовых решений по неполной информации приведены в табл.4. Эффективным тактическим инструментом реализации избранной стратегии ценообразования могут стать дифференцированные торговые скидки и надбавки.Однако их использование должно контролироваться с учетом уровня конечных цен.Это особенно важно для фирм, имеющих многозвенную систему товародвижения.

Расчет сложных процентов

Сложный процент — это сумма дохода, которая начисляется в каждом интервале и присоединяется к основной сумме капитала и участвует в качестве базы для начисления в последующих периодах. Начисление сложных процентов применяется, как правило, при долгосрочных финансовых операциях (например, инвестировании).

При расчете суммы будущей стоимости (Sc) применяется формула:

Sc = P * (1 + i)n.

Соответственно, сумма сложного процента определяется:

Ic = Sc — P,

где Ic — сумма сложных процентов за установленный период времени; Р — первоначальная стоимость денег; n — количество периодов, по которым осуществляется расчет процентных платежей; i — используемая процентная ставка, выраженная в долях единицы.

Настоящая стоимость денег (Рс) при начислении сложных процентов равна:

Рс = Sc / (1 + i)n

Сумма дисконта (Dc) определяется:

D c = Sc — Рс.

При расчете временной стоимости денег в условиях применения сложных процентов необходимо иметь в виду, что на результаты оценки влияет не только процентная ставка, но и число интервалов выплат в течение всего платежного периода, что приводит к тому, что в ряде случаев более выгодно инвестировать деньги под меньшую ставку, но с большим количеством выплат в течение платежного периода.

Фин устойчивость

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости. Показывает, сколько единиц привлеченных средств приходится на каждую единицу собственных. Коэффициент автономии. Характеризует независимость предприятия от заемных средств и показывает долю собственных средств в общей стоимости всех средств предприятия.

 

Вариабельность уровня.

Субъективность оценки.. Эта субъективность (неравнозначность оценки данного объективного явления) определяется различным уровнем полноты и достоверности информационной базы, квалификации финансовых менеджеров, их опыта в сфере риск-менеджмента и другими факторами.

Хотя последствия риска чаще всего проявляются в виде финансовых потерь или невозможности получения ожидаемой прибыли, однако риск — это не только нежелательные результаты принятых решений. При определенных вариантах предпринимательских проектов существует не только опасность не достичь намеченного результата, но и вероятность превысить ожидаемую прибыль. В этом и заключается предпринимательский риск, который характеризуется сочетанием возможности достижения как нежелательных, так и особо благоприятных отклонений от запланированных результатов. Классификация рисков

Виды рисков по роду опасности: Техногенные риски — это риски, связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, загрязнение окружающей среды).

· Природные риски — это риски, не зависящие от деятельности человека (например, землетрясение).

· Смешанные риски — это риски, представляющие собой события природного характера, но связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, оползень, связанный со строительными работами).

Виды рисков по сферам проявления: Политические риски — это риски прямых убытков и потерь или недополучения прибыли из-за неблагоприятных изменений политической ситуации в государстве или действий местной власти.

· Социальные риски — это риски, связанные с социальными кризисами.

· Экологические риски — это риски, связанные с вероятностью наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц.

· Коммерческие риски — это риски экономических потерь, возникающие в любой коммерческой, производственно- хозяйственной деятельности. В состав коммерческих рисков включают финансовые риски (связанные с осуществлением финансовых операций) и производственные риски (связанные с производством продукции (работ, услуг), осуществлением любых видов производственной деятельности).

· Профессиональные риски — это риски, связанные с выполнением профессиональных обязанностей (например, риски, связанные с профессиональной деятельностью врачей, нотариусов и т.д.).

Виды рисков по возможности предвидения: Прогнозируемые риски — это риски, которые связаны с циклическим развитием экономики, сменой стадий конъюнктуры финансового рынка, предсказуемым развитием конкуренции и т.п. Предсказуемость рисков носит относительный характер, так как прогнозирование со 100%-ным результатом исключает рассматриваемое явление из категории рисков. Например, инфляционный риск, процентный риск и некоторые другие их виды.

· Непрогнозируемые риски — это риски, отличающиеся полной непредсказуемостью проявления. Например, форс- мажорные риски, налоговый риск и др.

Соответственно этому классификационному признаку риски подразделяются также на регулируемые и нерегулируемые в рамках предприятия.

Виды рисков по источникам возникновения: Внешний (систематический или рыночный) риск — это риск, не зависящий от деятельности предприятия. Этот риск возникает при смене отдельных стадий экономического цикла, изменении конъюнктуры финансового рынка и в ряде других случаев, на которые предприятие в своей деятельности повлиять не может. К этой группе рисков могут быть отнесены инфляционный риск, процентный риск, валютный риск, налоговый риск.

· Внутренний (несистематический или специфический) риск — это риск, зависящий от деятельности конкретного предприятия. Он может быть связан с неквалифицированным финансовым менеджментом, неэффективной структурой активов и капитала, чрезмерной приверженностью к рисковым (агрессивным) операциям с высокой нормой прибыли, недооценкой хозяйственных партнёров и другими факторами, отрицательные последствия которых в значительной мере можно предотвратить за счёт эффективного управления рисками.

Виды рисков по размеру возможного ущерба: Допустимый риск — это риск, потери по которому не превышают расчётной суммы прибыли по осуществляемой операции.

· Критический риск — это риск, потери по которому не превышают расчётной суммы валового дохода по осуществляемой операции.

· Катастрофический риск — это риск, потери по которому определяются частичной или полной утратой собственного капитала (может сопровождаться утратой заёмного капитала).

Виды рисков по комплексности исследования: Простой риск характеризует вид риска, который не расчленяется на отдельные его подвиды. Например, инфляционный риск.

· Сложный риск характеризует вид риска, к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.13 с.)