Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наукоемкость как экономическая категория.

Поиск

Наукоемкость продукции - показатель, отражающий пропорцию между научно-технической деятельностью и производством в виде величины затрат на науку, приходящихся на единицу продукции. Дает количественную оценку.

Наукоемкость также может быть представлена соотношением числа занятых научной деятельностью и всеми занятыми в производстве (на предприятии, в отрасли).

В зарубежной практике наукоемкость определяется долей затрат на НИОКР по отношению к объему продаж товара. С развитием науки и техники все больший удельный вес в стоимости товара занимают затраты интеллектуального труда и все меньше - физического, наукоемкость продукции становится одним из многих показателей ее конкурентоспособности.

Наукоёмкие технологии — основной сегмент какой-либо отрасли, реализующий инновации с помощью НИОКР. Таким образом, наукоёмкие технологии подразумевают под собой инвестиции в науку. Наукоёмкость характерна для отраслей высоких технологий:

· Электроника

· Программное обеспечение

· Беспроводные технологии

· Робототехника

· Нанотехнологии

· Экологически чистые технологии, энергосбережение и альтернативная энергетика

· Системы безопасности

· Навигационные технологии

· Оборонные технологии и технологии двойного назначения

· Биотехнологии

 

Коммерциализация научно-технической продукции. Интеллектуальный продукт и его коммерциализация.

Интеллектуальный продукт - результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности. Интеллектуальными продуктами являются изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения, творения искусства.

Коммерциализация научно-технических достижений или разработок предполагает поиск, экспертизу и отбор разработок для финансирования, привлечение инвестиций, распределение и юридическое закрепление прав на будущую интеллектуальную собственность между всеми участвующими в процессе сторонами, управление научным проектом, внедрение результатов в производство, дальнейшую модификацию и сопровождение интеллектуального продукта.

Мировая практика убедительно подтверждает, что в настоящее время наиболее эффективным способом продвижения результатов НИОКР в практику является взаимовыгодное коммерческое взаимодействие всех участников превращения научного результата в рыночный товар. Такой способ получил название – коммерциализация результатов научных исследований и разработок. В нем все участники инновационного процесса: ученые и разработчики, производители, инвесторы экономически заинтересованы, то есть имеют высокую мотивацию в быстром достижении коммерческого успеха от использования инноваций.
Обеспечение эффективного протекания процессов коммерциализации технологий требует проведения целенаправленных и системных действий как со стороны органов государственной власти (законодательной и исполнительной), так и со стороны частного сектора. Как уже отмечалось, нужен благоприятный экономический и правовой климат, а, значит, нужны новые законы и механизмы их реализации. Для обеспечения широкомасштабного протекания инновационных процессов необходима развитая инновационная инфраструктура. Наконец, нужны профессионально подготовленные специалисты в области инновационной деятельности и прежде всего – менеджеры в области технологического трансфера. В современной экономике в условиях обострения и глобализации конкуренции именно успехи в освоении механизмов коммерциализации технологий обеспечивают заметное повышение благосостояния населения инновационно активных стран. Яркий тому пример США, где достигнуто, благодаря государственной политике, лидерство в коммерциализации технологий. Следует заметить, что процесс коммерциализации результатов НИОКР принципиально отличается от действовавшей в советские времена системы внедрения научных разработок в производство, требовавшей от ученых доведения каждого исследования до практического использования. В результате тратились огромные средства и усилия на создание образцов техники и технологий, которые не находили потребителя и не использовались в массовом производстве. Легкость получения бюджетных средств на НИОКР создавало благоприятные условия для проведения исследований и разработок, не имеющих практической ценности.

Жизненный цикл нововведений

Цикл означает совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени. Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

1. разработка нового продукта; 2. выход на рынок; 3. развитие рынка; 4. стабилизация рынка; 5. уменьшение рынка; 6. подъем рынка; 7. падение рынка.

На стадии разработки нового продукта производитель организует инновационный процесс. Собственно говоря, на этой стадии происходит вложение капитала.

Стадия выхода на рынок показывает период внедрения нового продукта на рынок. Продукт начинает приносить деньги. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов.

Стадия развития рынка связана с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом. Стадия стабилизации рынка означает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объем продажи его достиг какого-то определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет. Стадия уменьшения рынка — это стадия, на которой происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта. Стадия подъема рынка является продолжением предыдущей стадии. Раз спрос на продукт существует, то производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную шумиху, и т.п. Все это позволяет производителю или продавцу увеличить объем продажи продукта на какой-то период времени. Но он уже не может возрасти до ранее достигнутого предела. Стадия подъема рынка продолжается довольно короткое время и переходит в последнюю стадию — стадию падения рынка. Стадия падения рынка — это резкое снижение объема продажи продукта, то есть падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям.

 

6. тенологический уклад (волна)

совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным.

Термин введен в науку российскими экономистами Д.С. Львовым и С. Ю. Глазьевым.

Всего выделяется 5 существующих укладов и 1 гипотетический, который должен сменить существующий с развитием науки и техники.

Первый уклад (волна)

Первая волна (1785-1835 гг.) сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.

Второй уклад (волна)

Вторая волна (1830-1890 гг.) - ускоренное развитие транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство), возникновение механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

Третий уклад (волна)

Третья волна (1880-1940 гг.) базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили. Появились крупные фирмы, картели, синдикаты, тресты. На рынке господствовали монополии. Началась концентрация банковского и финансового капитала.

Четвертый уклад (волна)

Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программные продукты для них, радары. Атом используется в военных и затем в мирных целях. Организовано массовое производство на основе конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция. Появились транснациональные и межнациональные компании, которые осуществляли прямые инвестиции в рынки различных стран.

Пятый уклад (волна)

Пятая волна (1985-2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций.

Шестой уклад (волна)

Шестой технологический уклад будет основан на использовании сферы разума (ноосферы) или биокомпьютера, совместимого с разумом (интеллектом) человека, будет характеризоваться развитием робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем. В рамках шестого технологического уклада дальнейшее развитие получит гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки, будет расти атомная энергетика, потребление природного газа будет дополнено расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, существенно расширится применение возобновляемых источников энергии. Вложения в человека, система образования нового уровня. Новое природопользование (высокие экотехнологии). Лазерная техника. Компактная и сверхэффективная энергетика, отход от углеводородов, децентрализованные, «умные» сети энергоснабжения. Закрывающие технологии в прежних отраслях (фондо-, энерго- и трудосбережение). Новые виды транспорта (большегрузность, скорость, дальность, дешевизна). Усадебная урбанизация «тканевого» типа, города-полисы. Новая медицина (здраворазвитие, восстановление здоровья). Высокие гуманитарные технологии, повышение способностей человека и организаций. Проектирование будущего и управление ими. Технологии сборки и уничтожения социальных субъектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.177 (0.008 с.)