Художественное воплощение «мысли народной» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Жанровое своеобразие романа, система образов, особенности композиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественное воплощение «мысли народной» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Жанровое своеобразие романа, система образов, особенности композиции.



Этот роман – торжество творческой мощности Толстого. Его эпопея – это взгляд в прошлое, назад.

Три жанровые доминанты романа:

· Исторический роман

· Семейно-бытовой

· Социально-психологический

Это роман – испытание. Здесь испытываются и люди, и ценности. В основе романа лежит архетипический сюжет, т.е. испытание на пути достижения героем, народом какого-то нового статуса. По этой логике строится сюжет всего романа и отдельных сюжетных линий. Два полюса испытаний: жизнь и смерть, т.е. или жить русскому народу, или погибнуть.

Толстому важно показать отдельные души героев, борющиеся против индивидуализации. Исторические события складываются из действий многих людей, в быту. Историческое проверяется частным, обыденным, бытовым. Это и есть умение жить. Толстой – поклонник смерти. Большое менее ценно, чем мелкое, бытовое.

Отказ от семьи делает Андрея трагическим героем, он отказывается от жизни, поэтому умирает. Он знает, как умирать, но не знает, как жить.

Настоящий герой Толстого – Пьер, который даже не умеет стрелять. Он воплощает в себе начало новой жизни.

Народное начало – свободное воплощение естества в людях. Толстой по-особому представляет своих персонажей: исторический деятель Кутузов – великий полководец, представлен как старый человек, который мучается по ночам бессонницей. Он воспринимается дедушкой полка. Толстой любит изображать Кутузова крупным планом: изуродованная шрамом щека. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне «дедушки» Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши. Кутузов возвеличивается как полководец,умеющий подчинять все мысли и действия народному чувству.

Наполеон подвергается уничтожающему разоблачению, потому что он избрал для себя преступную роль «палача народов».

Мысль народная явственно звучит в протесте против захватнических войн Наполеона и в благословении освободительной борьбы, в которой народ отстаивает свое право на независимость, на свой национальный строй жизни.

Толстой все время экзаменует мир категориями простоты, доброты и правды. Он не ценит красоты: его герои некрасивы.

Мысль народная обращается в мысль семейную: род человеческий развивается в семье. Поэтому Толстой так внимателен ко всем семьям.

Через роман проходит история двух семей: Болконских и Ростовых.

Болконские – представители лучшего дворянства. Семья Болконских изображена закрытой, все дороги заметены снегом, здесь умирает Лиза. Старик Болконский присваивает себе право распоряжаться своей дочерью, он стоит поперек развития. Княжну Марью чудесным образом спасло отсутствие красоты от замужества с Анатолем. Николай не видит ее внешнюю некрасивость, он видит ее «лучезарные глаза». И результатом становится многодетная семья.

Ростовы открыты для всех.

Это роман о народе, о народном духе, поэтому и композиция построена на народности, сцепляются между собой сцены, они тяготеют друг к другу. Роман соткан из повторности. С самого начала Толстой создает принцип повторов (белая ручка Сперанского, Кутузова и Андрея Болконского). Мотивы встреч, случайностей заложены заранее в романе.

Из всей солдатской массы Толстой особо выделяет Платона Каратаева. Война 1812г. застала его в московском госпитале, откуда он и попал в плен. Здесь нужна была уже не воинская доблесть, а терпение, выдержка, спокойствие, умение приспособиться к условиям и выжить, дождаться победы. Крестьянская крепость, выносливость, трудолюбие, оптимизм Каратаева – важные положительные, истинно народные черты. Без умения терпеть и верить нельзя не только выиграть войну, но и вообще жить.

Большие исторические события Толстой рассматривает как результат движения масс, а не деяния различных царей, полководцев и министров. И в таком подходе к общим вопросам исторического бытия видна все та же мысль народная. Мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира – труд и счастье, свободное, естественное и потому радостное проявление личности, а содержание и потребность войны – разобщение людей, разрушение, смерть и горе.

 

17. Проза А.П.Чехова: своеобразие проблематики и ее художественного воплощения. (1860—1904) Выходец из буржуазного сословия, врач по профессии, Ч входил в литературу ч/з газеты, юмористические журналы, постепенно складываясь как большой писатель и обретая уверенность в своих силах. Первый р-з "Письмо к ученому соседу", появившийся в 1880г, раскрыл основные грани таланта писателя. Уже этом рассказе обозначилось многое из того, что определит художественный стиль Ч, - скрытый юмор, краткость и конкретность письма, знание психологии человека. При этом автор рассказа как будто совсем устранен - он не произносит от себя никаких слов. Ч по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры: он узаконил форму короткого рассказа, раздвинув его содержательные рамки, насытив его романной проблематикой и характерами огромной эпической силы. Ч обновил восприятие роли пис-ля: отверг учительство, дидактизм л-ры. Главным в иск-ве он полагал правду, ктр исключает притворство, ложь: «Надо писать то, что видишь, что чувствуешь, правдиво и красиво». Ч ценил творческую свободу худ-ка, свободу от опред-й идеологии, тенденции, от власть держащих. Он никогда ничего не проповедовал, не придерживался никакого соц-политич-го или филос-го учения, никого не обличал и не бичевал. В творч-ве Ч выразилось новое представление о человеч-й личности, самоценность которой – в ее индивидуальности, неповторимости, собственном мировоззрении. Всю жизнь Ч испытывал жгучий интерес к людям, к их биографиям, нравам, разговорам. Писатель видел в каждом человеке единичный мир, ктр требует индивид-го подхода и индивид-го изображ-я. Предметом исследования у Ч стал внутренний мир человека.

Более всего Ч ценил созидательную, наполненную вдохновенным трудом жизнь. Но труд только тогда приносит счастье и добро, когда он одухотворен высшими идеалами и освящен любовью к людям. Поиск смысла жизни сводился для Ч и его героя к исканию идеала. Идеал для Ч – наполненное смыслом и трудом настоящее, это конкретное дело, ктр улучшает и украшает нынешнее существование. Ч устами художника в «Доме с мезонином» говорит: «Призвание всего человеч-ва – в духовной дея-ти, в постоянном искании правды и смысла жизни». В этих словах выражен общий смысл жизни и творчества Ч. Пис-ль всю жизнь боролся против пошлости. Эта тема прошла через все творчество Ч. Протест против «обыденщины» — главное в его произведениях. Пошлость у Ч м/б «безобидной, наивной», а м/б «губой, надменной и непобедимой». Самого слова «пошлость» в рассказе может и не быть, но мы сразу различаем ее черты – ярко обрисованы они автором в рассказах «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Именины». Пошлость многолика: этоотсутствие веры и идеала в душе, это ложь и лицемерие в человеч-х отношениях, это и рабская психология,лишающая человека чувства собственного достоинства.

Наиб. часто и настойчиво ставится Ч вопрос не о силе ч-ка, а о его бессилии, вопрос о нравственной слабости, о бессилии добра в душе среднего ч-ка. Ч одним из первых в полном объеме поставил проблему посредственности, умственной и нравственной ограниченности, ктр-е обезображивают жизнь. #, герой рассказа «Моя жизнь» говорит отцу: «Зачем эта ваша жизнь, ктр-ю вы считаете обязательною для нас, - зачем она так скучна, так бездарна, зачем ни в одном из этих домов, ктр-е вы строите, нет людей, у ктр-х я мог поучиться как жить, чтобы не быть виноваты!» Атмосфера провинциальной жизни, с ее бездуховной жизнью и пошлостью, вызывает у Ч неприязнь. Такая атмосфера способствует духовной деградации человека # рассказ «Ионыч»: Дмитрий Старцев из горячего юноши с идеалами и желанием чего-то высокого превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча Крыжовник – «трактат о психологии мещанства». Самое страшное для Ч – то, что тон жизни задает посредственность, «умственное и нравственное ничтожество» - «Ч-к в футляре» (Беликов может показаться жертвой своих страхов и заблуждений, но он не жертва. Не случ-но Ч сравнивает его с хорьком-хищником. Б-в воздействует на окружающих, уничтожает вокруг себя все живое). Ч обвиняет людей, ктр подчиняются таким, как Б-в и показ-т, как все люди так или иначе загоняют себя в футляр или корысти, или идей, или страхов и предрассудков. Гл.зло для Ч. – рабская психология Ч # расс-ы «Толстый и тонкий», «Смерть чин-ка». Никто не вынуждает Тонкого или Червякова «лакействовать», страшно то, что они делают это по своей воле. Поэтому по Ч цель челове-го сущ-ия – преодоление своей рабской психологии.

Чехов – мастер художественной детали. Пространные описания, внутренние монологи и другие приемы просто невозможны в жанре короткого рассказа. Поэтому на первый план выступает художественная деталь. Именно на детали делается упор в рассказах Ч, именно они несут огромную смысловую нагрузку. Порой одной фразы писателя достаточно, чтобы охарактеризовать персонаж. Чего стоят слова "не имеется такого римского права", повторяемые Иваном Петровичем Туркиным из года в год, и оттого становящиеся пошлыми; или игра Котика на рояле сравнивается автором с обвалом камней, который непременно хочется остановить. В рассказе "Дама с собачкой" в качестве художественной детали выступает лорнетка. Героиня рассказа "Дама с собачкой", Анна Сергеевна, приехала в Ялту, так как не могла больше переносить обстановку своего дома и общество мужа, которого она не любила и не уважала. В некотором смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Лорнетка в рассказе символизирует тот душный мир, откуда она пытается бежать. Перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, и это начало попытки "бегства". Позже, в театре города С., Гуров увидел ее вновь с "вульгарной лорнеткой" в руках - попытка "бегства" не удалась.

Необычайная популярность пр-ий Ч объясняется удивительной живучестью характеров, созданных писателем. До сих пор мы сталкиваемся с чеховскими толстыми и тонкими, злоумышленниками, размазнями и старцевыми, что особенно страшно. Растлевающая власть денег, показанная писателем, процветает в наше время. Она заменяет собой культуру, образованность, жажду знаний. Ч еще в начале века увидел зародыши новых отношений и показал их в развитии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.006 с.)