Традиционное и новаторское в драматургии Д.И. Фонвизина. 1744/45-1792г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционное и новаторское в драматургии Д.И. Фонвизина. 1744/45-1792г.



Первыми оригинальными произведениями Ф были стихотворные сатиры и эпиграммы. Ф стоит также у истоков жанра политической басни, но особую известность Ф получил благодаря своим комедиям «Бригадир» и «Недоросль». Пьеса "Бригадир" 1769г. стала поистине новым словом в русском комедийном искусстве. По жанру это первая русская национально-бытовая комедия, в ктр отразилась борьба русской интеллигенции за самобытность национальной культуры. В комедии Фонвизин жестоко высмеял раболепство современного ему дворян­ства перед всем иностранным. Но под­линным триумфом Фонвизина стала следующая его комедия "Недо­росль" (1781). Премьера состоялась в сентябре 1782 года в Петербурге и имела ошеломляющий успех. Своеобразие художественного метода комедии состоит в том, что в ней сочетаются традиционные для классицистической комедии приемы и методы построения композиции и образов с новаторскими, ставшими началом развития реалистических тенденций в рус.искусстве. Традиц.: 1. Комедия состоит из 5 канонич-х актов, имеет экспозицию, развитие основного действия и развязку. 2.Соблюден закон единства времени и места 3. Одинаковое кол-во положит-х и отрицат-х героев. 4. Использ-е «говорящих» фамилий героев 5.Наличие героя-резонера, ктр яв-ся рупором авторских идей (Стародум). Новаторское: 1. Общественно-политическая направленность 2. Нарушение единства действия: любовная интрига не играет решающей роли, а главным становится конфликт между просвещенными дворянами и помещиками-крепостниками. Т.о., комедия яв-ся произведением раннего реализма, ктр опирается на лит-е традиции, и обновляет их, подчиняя своему творческому заданию.

Как было сказано, новаторство «Недоросля» проявилось в том, что Ф создал первую общественно-политическую комедию в рус.л-ре. Превратив помещичью усадьбу в общественную трибуну, Ф осудил пороки дворянского общества, с сарказмом изобразил «злонравия плоды». В комедии Ф затронул многие актуальные проблемы своего времени: крепостного права, воспитания, форм государственного правления. Долгие годы шел спор о том, какая тема яв-ся в комедии ведущей. В наст.вр. сложилась т.зр. что это проблема воспитания. Название комедии как будто говорит о том, что основная проблема в ней — ложное и истинное воспитание, но Фонвизин социально заостряет ее: плоды дурного воспитания неразрывно связываются с растлева­ющим влиянием крепостного права. Впервые в русской драматургии любовная интрига комедии была полностью отодвинута на второй план.

В образах представителей помещичьего сословия Простаковой и Скотинина Ф обобщает и акцентирует все пороки: ханжество, невежество, грубость, жесто­кость по отношению не только к крепостным, но и к своим близким. Все эти пороки, по убеждению Ф, порождены отсутствием должного воспитания, развращающим влиянием крепостного права не только на крестьян, но и на помещиков. Простакова - «госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может». Эта характери­стика Простаковой и реализуется в образе и сюжете комедии.

Перед глазами зрителя предстает помещица, убежденная в своей неограниченной власти над людьми. Она помыкает слугами, своим безропотным мужем. Единственное существо, вызывающее у Проста­ковой «нежные чувства» - сын Митрофанушка. Простакова не только злая жена, которая держит под башмаком своего мужа и угнетает рабством крестьян. Она скупа, лицемерна, лжива, нагла и вместе с тем труслива; беспощадна по отношению к тем, кто отданы ей во власть, и готова унижаться до подлости перед тем, кто сильнее ее (она падает перед Правдиным на колени, умоляя простить ее, и как немедленно снова превращается в прежнюю бесчеловечную помещицу, как только это прощение получено). Образ Простаковой не только комичен, он внушает и ужас. Смешная, страшная и отвратительная на протяжении всей пьесы в финале Простакова вызывает к себе жалость, даже сочувствие. Ф сам видит и по­казывает читателю в Простаковой мать, страдающую от бес­человечности сына. Скотинин не случайно стал в рус. л-ре символом дво­рянского злонравия. При его изображении Ф использует прием зоологизации (качества животного, отсутствие человеческих качеств), тем самым олицетворенное в живом образе слово является и названием основной внутренней темы всей пьесы - изображения скот­ского быта злонравных помещиков. В центре - образ Митрофанушки, само имя ктр указывает на то, что он во всем «подобен матери».Митрофан - достойный сын своих родителей, соединивший в себе их отрицательные качества. М смешон во многих своих проявлениях, но не стоит преувеличивать «смешную», комическую сторону образа: он поистине страшен. Он даже хуже, чем его мать (если у Простаковой из человеч-х чувств сохранилась хотя бы любовь к сыну, и его предательство вызывает у нее горе, то у него нет святого в душе: отца и мать он презирает, к слугам относится, как к неодушевленным предметам). Стародум яв-ся традиц-м героем-резонером, в нем воплощены представления Ф об идеальном дворянине. «Угнетать рабством себе подобных – беззаконно» - г-т Стародум. Такие герои, как Ст-м, Правдин, Милон размышляют о необходимости привития ч-ку сознания долга, любви к родине, честности, уважения к людям. Имя Стародума указывает на приверженность к Петровскому времени, оппозиционность по отношению к екатерининской монархии. На вопрос Правдина о возмож-ти исцеления нравов двора Ст-м отвеч-т: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не поможет, разве сам заразится». Единств-м способом противостоять общественным порокам С-м полагает разумное воспитание, образование и совесть. «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время», - г-т С-м Софье.

Выв: Т.о. «Недоросль» стал первой общественно-политической комедией в рус.л-ре. Показывая связь человека и общества, Ф сделал свои образы, конфликт, сюжеты выражением общественных закономер­ностей. Это открытие писателя на практике стало одним из основ­ных принципов реализма.

 

8. Сентиментализм в западноевропейской и русской л-ре. Поэтика и эстетика с-ма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» С-м зародился в Зап.Ев. в 18в., а русские чит-ли познакомились с С по произведениям Лоренса Стерна, англ. писателя, чье «Сентиментальное путешествие» оказало на рус.лит-ру огр. воздействие. Доминантой «человеческой природы» С избирает чувство, обращается к жизни простолюдина, показывая его богатый внутренний мир, мир чувств и переживаний. Философской основой С стало учение об ощущениях как единственном источнике и основе познания – сенсуализм. Основоположник сенсуализма – анг.фил-ф Джон Локк. В своем филос-м труде «Опыт о человеческом разуме» Локк предлагает антирационалистическую модель познания мира: он объявил источником общих идей не рацио, а опыт. Внешний опыт дан человеку в его физиологических ощущениях – зрении, слухе, вкусе, обонянии, осязании; общие идеи возникают на основе эмоционального переживания этих ощущений и деят-ти разума, ктр-й анализирует св-ва вещей, познанных сенситивным путем. Т.о., Локк предлагает новую модель познания: ощущение-эмоция-мысль. С вводит в л-ру прозаич. жанры: эпистолярный роман, путевые заметки, дневники и др.виды прозы, в ктр превалируют исповедальные мотивы и интонации. Утвердились поэтич. жанры: элегия, послание, эклога, пастораль, в ктр-х главным стало лирическое излияние, «чувствительность». С утвердил право писателя на свободу авторского самовыражения, возм-ть писать о том, что он видит и чувствует. Вернуть чит-лю право на чувства было главным в С. В С появился эмоционально окрашенный пейзаж, причем конкретный и узнаваемый, ктр помогает раскрыть эмоциональное состояние героев. Л-ра С – л-ра, говорящая на языке чувств, адресуемая к чувству, вызывающая эмоциональный резонанс: эстетическое наслаждение приобретает хар-р эмоции. C в евр: Руссо, Ричардсон. Рус.С: М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, И.И.Дмитриев, Н.А. Львов, мо-лодой Жуковский. Вершиной русского С стала повесть Карамзина «БЛ». К-н делает героиней повести «добродетельную поселянку», утверждая идею «естественного равенства людей». Фабула основана на одной из популярных фабульных схем европейского С: мол. дворянин соблазняет и губит девушку из низкого сословия. Герои повести – дворянин Эраст и крестьянка Лиза – не м\б счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. К-н акцентирует вним-е не на соц-м, а на нравственном конфликте «прекрасной душой и телом» Л и «довольно богатого дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, но слабым и ветреным» - Э. Н оваторский хар-р носит весь образный строй повести, манера повествования, угол зрения, под ктр пис-ль заставляет своего чит-ля смотреть на сюжет. Повесть открывается великолепной пейзажной зарисовкой, навеянной автору «воспоминанием о плачевной судьбе бедной Л». В этом эмоц-но-насыщенном пейзаже уже обозначены темы гл-х героев повести – тема Э, чей образ связан с «ужасной громадой домов алчной Москвы» и тема Л, сопряженная с жизнью прекрасной, естественной природы. Нач-т звучать и тема автора, выступающего и историком, и летописцем жизни героев, и хранителем памяти о них. Т.о., во вступлении намечены эмоц-е лейтмотивы, ктр получают в дальнейшем свое воплощение. #, образу Лизы сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести: в день встречи с Эрастом она появ-ся с ландышами в руках; после объяснения в любви ей каж-ся, что «солнце никогда так светло не сияло»; при последующих свиданиях «тихая луна посеребрила лучами светлые Лизины волосы». Лейтмотив, сопутствующий Эрасту – деньги. Каждое появление Эраста связано с деньгами: он хочет заплатить Лизе за ландыши рубль вместо 5 коп, перед уходом на войну он «принудил ее взять у него деньги»; при последней встрече Лизе 100р в карман. И стория любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы. Пейзаж в повести из внешнего атрибута текста превратился в часть худ-й конструкции, реализующей общий замысел произ-я (пейзаж соотносится с внутренним миром человека как некое зеркало души). В повести представлено эстетическое единство 3-х центр-х образов – автора, Лизы и Эраста. Каждый из этих образов сообщает произв-ю комплекс идей. Автор яв-ся своеобразным эстетическим центром повествования. К-н утверждал, что всякое произведение – «портрет души и сердца автора». Как в любом произв-ии С, действит-ть в повести представлена через призму авторского восприятия. Автор пост-но обращ-ся к чит-лям, придавая повести проникновенное лирическое звучание (автор в С – носитель категории чувствительности). С образом Л соединяется идея внесословной ценности человеч-й личности. Впервые в л-ре появ-ся образ простолюдинки, не уступающей по своей худож-й значимости герою-дворянину. Э яв-ся воплощением сложности и противоречивости челов-й натуры. К-н подчеркивает, что он был не развращенным, испорченным человеком, а всего лишь слабым и ветреным. Его роман с Л – не расчет и обман, а следствие искреннего и идиллически окрашенного увлечения крестьянкой. Так в проз-ии воплотилась одна из характерных особенностей С – стремление к идиллии и вместе с тем сознание роковой невозможности ее осуществления здесь, на земле. В трагедии К-н не винит ни Л, ни Э: они оба не смогли совладать со своими чувствами. Автора возмущает лишь то, что Э бросает Л и женится на богатой вдове. Но это возмущение скоро сменяется другим чувством, автор пытается объяснить поведение Э. После падения Л отношения с ней утратили ту пасторальную прелесть, которая к ней привлекала Э: «Л не была уже для него сим ангелом непорочности, ктр прежде воспалял его воображение и восхищал душу…» Тем не менее, он искренне грустил, даже плакал, расставаясь с Л. Гибель Л произвела на Э огромное впечатление: «Э был до конца своей жизни несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и посчитал себя убийцею. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже примирились!» Т.о., соц-й аспект конфликта мало волнует К-на. Привлекает его внимание конфликт 2-х сердец: одного, умеющего любить глубоко и преданно, и другого – ветреного и легкомысленного, как противоречие м/у «естественной» натурой и натурой эгоистической, безвольной. Повесть стала для рус.л-ры поистине новаторским пр-м, оказавшим огр. Влияние на лит-ю жизнь, о чем свидетельствуют многочисленные подражания: «Бедная Маша» Измайлова, «Обольщенная Генриетта» Свечинского и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.007 с.)