Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиционное и новаторское в драматургии Д.И. Фонвизина. 1744/45-1792г.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первыми оригинальными произведениями Ф были стихотворные сатиры и эпиграммы. Ф стоит также у истоков жанра политической басни, но особую известность Ф получил благодаря своим комедиям «Бригадир» и «Недоросль». Пьеса "Бригадир" 1769г. стала поистине новым словом в русском комедийном искусстве. По жанру это первая русская национально-бытовая комедия, в ктр отразилась борьба русской интеллигенции за самобытность национальной культуры. В комедии Фонвизин жестоко высмеял раболепство современного ему дворянства перед всем иностранным. Но подлинным триумфом Фонвизина стала следующая его комедия "Недоросль" (1781). Премьера состоялась в сентябре 1782 года в Петербурге и имела ошеломляющий успех. Своеобразие художественного метода комедии состоит в том, что в ней сочетаются традиционные для классицистической комедии приемы и методы построения композиции и образов с новаторскими, ставшими началом развития реалистических тенденций в рус.искусстве. Традиц.: 1. Комедия состоит из 5 канонич-х актов, имеет экспозицию, развитие основного действия и развязку. 2.Соблюден закон единства времени и места 3. Одинаковое кол-во положит-х и отрицат-х героев. 4. Использ-е «говорящих» фамилий героев 5.Наличие героя-резонера, ктр яв-ся рупором авторских идей (Стародум). Новаторское: 1. Общественно-политическая направленность 2. Нарушение единства действия: любовная интрига не играет решающей роли, а главным становится конфликт между просвещенными дворянами и помещиками-крепостниками. Т.о., комедия яв-ся произведением раннего реализма, ктр опирается на лит-е традиции, и обновляет их, подчиняя своему творческому заданию. Как было сказано, новаторство «Недоросля» проявилось в том, что Ф создал первую общественно-политическую комедию в рус.л-ре. Превратив помещичью усадьбу в общественную трибуну, Ф осудил пороки дворянского общества, с сарказмом изобразил «злонравия плоды». В комедии Ф затронул многие актуальные проблемы своего времени: крепостного права, воспитания, форм государственного правления. Долгие годы шел спор о том, какая тема яв-ся в комедии ведущей. В наст.вр. сложилась т.зр. что это проблема воспитания. Название комедии как будто говорит о том, что основная проблема в ней — ложное и истинное воспитание, но Фонвизин социально заостряет ее: плоды дурного воспитания неразрывно связываются с растлевающим влиянием крепостного права. Впервые в русской драматургии любовная интрига комедии была полностью отодвинута на второй план. В образах представителей помещичьего сословия Простаковой и Скотинина Ф обобщает и акцентирует все пороки: ханжество, невежество, грубость, жестокость по отношению не только к крепостным, но и к своим близким. Все эти пороки, по убеждению Ф, порождены отсутствием должного воспитания, развращающим влиянием крепостного права не только на крестьян, но и на помещиков. Простакова - «госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может». Эта характеристика Простаковой и реализуется в образе и сюжете комедии. Перед глазами зрителя предстает помещица, убежденная в своей неограниченной власти над людьми. Она помыкает слугами, своим безропотным мужем. Единственное существо, вызывающее у Простаковой «нежные чувства» - сын Митрофанушка. Простакова не только злая жена, которая держит под башмаком своего мужа и угнетает рабством крестьян. Она скупа, лицемерна, лжива, нагла и вместе с тем труслива; беспощадна по отношению к тем, кто отданы ей во власть, и готова унижаться до подлости перед тем, кто сильнее ее (она падает перед Правдиным на колени, умоляя простить ее, и как немедленно снова превращается в прежнюю бесчеловечную помещицу, как только это прощение получено). Образ Простаковой не только комичен, он внушает и ужас. Смешная, страшная и отвратительная на протяжении всей пьесы в финале Простакова вызывает к себе жалость, даже сочувствие. Ф сам видит и показывает читателю в Простаковой мать, страдающую от бесчеловечности сына. Скотинин не случайно стал в рус. л-ре символом дворянского злонравия. При его изображении Ф использует прием зоологизации (качества животного, отсутствие человеческих качеств), тем самым олицетворенное в живом образе слово является и названием основной внутренней темы всей пьесы - изображения скотского быта злонравных помещиков. В центре - образ Митрофанушки, само имя ктр указывает на то, что он во всем «подобен матери».Митрофан - достойный сын своих родителей, соединивший в себе их отрицательные качества. М смешон во многих своих проявлениях, но не стоит преувеличивать «смешную», комическую сторону образа: он поистине страшен. Он даже хуже, чем его мать (если у Простаковой из человеч-х чувств сохранилась хотя бы любовь к сыну, и его предательство вызывает у нее горе, то у него нет святого в душе: отца и мать он презирает, к слугам относится, как к неодушевленным предметам). Стародум яв-ся традиц-м героем-резонером, в нем воплощены представления Ф об идеальном дворянине. «Угнетать рабством себе подобных – беззаконно» - г-т Стародум. Такие герои, как Ст-м, Правдин, Милон размышляют о необходимости привития ч-ку сознания долга, любви к родине, честности, уважения к людям. Имя Стародума указывает на приверженность к Петровскому времени, оппозиционность по отношению к екатерининской монархии. На вопрос Правдина о возмож-ти исцеления нравов двора Ст-м отвеч-т: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не поможет, разве сам заразится». Единств-м способом противостоять общественным порокам С-м полагает разумное воспитание, образование и совесть. «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время», - г-т С-м Софье. Выв: Т.о. «Недоросль» стал первой общественно-политической комедией в рус.л-ре. Показывая связь человека и общества, Ф сделал свои образы, конфликт, сюжеты выражением общественных закономерностей. Это открытие писателя на практике стало одним из основных принципов реализма.
8. Сентиментализм в западноевропейской и русской л-ре. Поэтика и эстетика с-ма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» С-м зародился в Зап.Ев. в 18в., а русские чит-ли познакомились с С по произведениям Лоренса Стерна, англ. писателя, чье «Сентиментальное путешествие» оказало на рус.лит-ру огр. воздействие. Доминантой «человеческой природы» С избирает чувство, обращается к жизни простолюдина, показывая его богатый внутренний мир, мир чувств и переживаний. Философской основой С стало учение об ощущениях как единственном источнике и основе познания – сенсуализм. Основоположник сенсуализма – анг.фил-ф Джон Локк. В своем филос-м труде «Опыт о человеческом разуме» Локк предлагает антирационалистическую модель познания мира: он объявил источником общих идей не рацио, а опыт. Внешний опыт дан человеку в его физиологических ощущениях – зрении, слухе, вкусе, обонянии, осязании; общие идеи возникают на основе эмоционального переживания этих ощущений и деят-ти разума, ктр-й анализирует св-ва вещей, познанных сенситивным путем. Т.о., Локк предлагает новую модель познания: ощущение-эмоция-мысль. С вводит в л-ру прозаич. жанры: эпистолярный роман, путевые заметки, дневники и др.виды прозы, в ктр превалируют исповедальные мотивы и интонации. Утвердились поэтич. жанры: элегия, послание, эклога, пастораль, в ктр-х главным стало лирическое излияние, «чувствительность». С утвердил право писателя на свободу авторского самовыражения, возм-ть писать о том, что он видит и чувствует. Вернуть чит-лю право на чувства было главным в С. В С появился эмоционально окрашенный пейзаж, причем конкретный и узнаваемый, ктр помогает раскрыть эмоциональное состояние героев. Л-ра С – л-ра, говорящая на языке чувств, адресуемая к чувству, вызывающая эмоциональный резонанс: эстетическое наслаждение приобретает хар-р эмоции. C в евр: Руссо, Ричардсон. Рус.С: М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, И.И.Дмитриев, Н.А. Львов, мо-лодой Жуковский. Вершиной русского С стала повесть Карамзина «БЛ». К-н делает героиней повести «добродетельную поселянку», утверждая идею «естественного равенства людей». Фабула основана на одной из популярных фабульных схем европейского С: мол. дворянин соблазняет и губит девушку из низкого сословия. Герои повести – дворянин Эраст и крестьянка Лиза – не м\б счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. К-н акцентирует вним-е не на соц-м, а на нравственном конфликте «прекрасной душой и телом» Л и «довольно богатого дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, но слабым и ветреным» - Э. Н оваторский хар-р носит весь образный строй повести, манера повествования, угол зрения, под ктр пис-ль заставляет своего чит-ля смотреть на сюжет. Повесть открывается великолепной пейзажной зарисовкой, навеянной автору «воспоминанием о плачевной судьбе бедной Л». В этом эмоц-но-насыщенном пейзаже уже обозначены темы гл-х героев повести – тема Э, чей образ связан с «ужасной громадой домов алчной Москвы» и тема Л, сопряженная с жизнью прекрасной, естественной природы. Нач-т звучать и тема автора, выступающего и историком, и летописцем жизни героев, и хранителем памяти о них. Т.о., во вступлении намечены эмоц-е лейтмотивы, ктр получают в дальнейшем свое воплощение. #, образу Лизы сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести: в день встречи с Эрастом она появ-ся с ландышами в руках; после объяснения в любви ей каж-ся, что «солнце никогда так светло не сияло»; при последующих свиданиях «тихая луна посеребрила лучами светлые Лизины волосы». Лейтмотив, сопутствующий Эрасту – деньги. Каждое появление Эраста связано с деньгами: он хочет заплатить Лизе за ландыши рубль вместо 5 коп, перед уходом на войну он «принудил ее взять у него деньги»; при последней встрече Лизе 100р в карман. И стория любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы. Пейзаж в повести из внешнего атрибута текста превратился в часть худ-й конструкции, реализующей общий замысел произ-я (пейзаж соотносится с внутренним миром человека как некое зеркало души). В повести представлено эстетическое единство 3-х центр-х образов – автора, Лизы и Эраста. Каждый из этих образов сообщает произв-ю комплекс идей. Автор яв-ся своеобразным эстетическим центром повествования. К-н утверждал, что всякое произведение – «портрет души и сердца автора». Как в любом произв-ии С, действит-ть в повести представлена через призму авторского восприятия. Автор пост-но обращ-ся к чит-лям, придавая повести проникновенное лирическое звучание (автор в С – носитель категории чувствительности). С образом Л соединяется идея внесословной ценности человеч-й личности. Впервые в л-ре появ-ся образ простолюдинки, не уступающей по своей худож-й значимости герою-дворянину. Э яв-ся воплощением сложности и противоречивости челов-й натуры. К-н подчеркивает, что он был не развращенным, испорченным человеком, а всего лишь слабым и ветреным. Его роман с Л – не расчет и обман, а следствие искреннего и идиллически окрашенного увлечения крестьянкой. Так в проз-ии воплотилась одна из характерных особенностей С – стремление к идиллии и вместе с тем сознание роковой невозможности ее осуществления здесь, на земле. В трагедии К-н не винит ни Л, ни Э: они оба не смогли совладать со своими чувствами. Автора возмущает лишь то, что Э бросает Л и женится на богатой вдове. Но это возмущение скоро сменяется другим чувством, автор пытается объяснить поведение Э. После падения Л отношения с ней утратили ту пасторальную прелесть, которая к ней привлекала Э: «Л не была уже для него сим ангелом непорочности, ктр прежде воспалял его воображение и восхищал душу…» Тем не менее, он искренне грустил, даже плакал, расставаясь с Л. Гибель Л произвела на Э огромное впечатление: «Э был до конца своей жизни несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и посчитал себя убийцею. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже примирились!» Т.о., соц-й аспект конфликта мало волнует К-на. Привлекает его внимание конфликт 2-х сердец: одного, умеющего любить глубоко и преданно, и другого – ветреного и легкомысленного, как противоречие м/у «естественной» натурой и натурой эгоистической, безвольной. Повесть стала для рус.л-ры поистине новаторским пр-м, оказавшим огр. Влияние на лит-ю жизнь, о чем свидетельствуют многочисленные подражания: «Бедная Маша» Измайлова, «Обольщенная Генриетта» Свечинского и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.008 с.) |