Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Западный и русский романтизм как творческий метод и художественная система. Особенности философско-созерцательного романтизма в элегиях и балладах В.А.Жуковского.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Истоки рус ром-ма дел-ся на 2 вида: под влиянием немец. ром-ма следует мистицизм, интерес к философским аспектам бытия и противопоставление дневного и ночного мира (Жуковский, Батюшков, Вяземский). Особ-ти: - медитативность лирики, философская углубленность в вечные вопросы, интерес к проявлению потусторонних сил; - под влиянием английского и французского ром-ма – богоборческие мотивы; разлад личности и общества, проблематика сильной личности и естественного человека (молодой Пушкин и Лермонтов): пафос вольнолюбия, мотив разлада сильной личности с обществом, немотивированность действий романтич. героя, его неизменяемость. В 1801 г. Вас.Андр.Ж. пишет элегию " Сельское кладбище" - перевод стих-я англ. предромантика Грея. С этим переводом и пришел в рус. л-ру Ж. Обращение Ж к элегии Грея не случайно: ее содерж-е совпало с умонастроениями молодого Ж. Элегия - это жанр лирич-й поэзии, содержанием ктр-го стан-ся размышления о жизни, о судьбах ч-ка п/д лицом вечного. Предмет Э - не события и явления жизни, а мысли о ней, чувства, вызываемые теми или иными ее явлениями. В Э Ж впервые в рус искусстве выразился интерес к миру человеч-й личности, когда ч-к изображается как частное лицо, в кругу своих извечных проблем, ктр-е рассматриваются на фоне вечных проблем бытия. Поэтические и филос-е размышления облекаются в Э в лирическую форму. Хар-н для Э интерес к таинственному, загадочному. Все эти признаки Э находим в "С-м кладбище" Ж: Уже бледнеет день, скрываясь за горою; Шумящие стада толпятся над рекой; Усталый селянин медлительной стопою Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой. В "С-е кладбище" перед нами типичный романтический пейзаж: стада, усталый селянин, его шалаш. Все погружено в туманный сумрак, сквозь ктр пробивается свет полуночной луны. Поэт развивает глубокие фил-е мысли о смысле жизни ч-ка, о взаимоотношениях его с окруж. миром, о бренности земного бытия, равенстве всех п/д лицом смерти. Для Э, как и вообще для романтической поэзии, было хар-но явление психологического параллелизма в описании природы и внутреннего состояния ч-ка. В основе этого приема лежит философская идея о неразрывности, сопричастности ч-ка и мира природы. Особ-ю элегий Ж яв-ся метафоричность стиля, ритмико-интонационный строй, употребление слов с переносным, метафорическим значением, создающих особые, ассоциативные смысловые связи; обнаруж-ся черты романтического двоемирия, свойственного романтическому искусству вообще (реальный и мистич. мир). Эти св-ва поэтич. мира Ж получают дальнейшее развитие в Э "Вечер" (1806). Стремление Ж к гармонии в мире и в ч-ке явственно выразилось в этой Э. Созерцание природы вселяет в сердце поэта покой и вызывает отрадные думы: Все тихо: рощи спят; в окрестности покой; Простершись на траве под ивой наклоненной, Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой, Поток, кустами осененный... Красота природы, ее гармония рождала в душе поэта возвышенные, умиленные чувства. Ж, скорее, рисует душу, "воспевающую природу, а не самое природу". В Э-х Ж проявилась и одна из ярчайших особенностей его поэтики – музыкальность. Мелодическая основа стиха Ж - главное, что отличало его от друг. рус. поэтов конц. 18 – нач. 19 вв. Ж вырабатывает приемы мелодизации, ктр-е потом будут использовать рус.поэты: александрийский стих; эвфонию (подбор звуков, их внутренняя связь и движение), вопросит-е и восклицат-е конструкции. Вводит в рус. поэзию приемы муз-й инструментовки стиха: особый тип интонирования, паузы, повторы, параллелизмы, ритмические вариации. Для поэзии Ж хар-н устойчивый комплекс романтич-х тем, мотивов, сюжетов, особый хар-р романтич. героя. К сквозным мотивам отн-ся: мотив трагедийности жизни, неизбежности страданий, мотивы тоски и томления, вечной неудовлетворенности и вечного стремления к недостижимому. В поэзии Ж звучат и другие мотивы - радостные, светлые, примиряющие с жизнью. Источник всех этих чувств - душа человека, дающая возможность ощутить счастье. Худ-е особ-ти баллад Ж. Баллада - это стих-е особой формы, преимущ-но на историческую или легендарную тему. Особ-ти романтич. баллады: пристрастие к чудесному, таинственному в мире и ч-ке, к тому, что не подвластно логике и человеч-му разуму; преобладание эмоц-го начала над рассудочным; сосредоточенность на раскрытии чувств и переживаний героев, их сложных психологич. состояний. Расцвета жанр баллады достигает в эпоху романтизма и прежде всего в творчестве Ж. Поэт написал 39 баллад разнообр. тематики. 1808 г. первая баллада Ж "Людмила. За ее основу Ж взял балладу немец. поэта Бюргера "Ленора", но создал свою, рус. балладу с нац-м колоритом. Сюжет «Леоноры»сохранен: за невестой приезжает мертвый жених и увозит её к себе в могилу. Но действие баллады перенесено в Россию, в эпоху Ливонских войн, поэтому она восприним-ся как предание, древнее сказание. В ней впервые для рус. читателя открылся неизвестный ранее мир образов и чувств. Мертвецы, привидения, Людмила со скачущим трупом жениха - поражало современников новизной ощущений. Баллада оч. лирична и поэтична. Начальные строфы напоминают элегию с ее тоскливыми мотивами ожидания и несбывшихся надежд: «Где ты, милый? Что с тобою?С чужеземною красою,Знать в далекой стороне Изменил неверный мне; Иль безвременно могила Светлый взор твой угасила". Но далее Ж рисует невозможное с т.зр. разума - мир сверхъестественных отнош-й и явлений, ктр отрицает власть разума и живет по законам невероятного и чудесного. Призраки входят в материальный мир, вмешиваются в судьбы земных людей. Умерший жених Людмилы восстает из гроба и яв-ся за своей невестой: два мира совместились, и это совмещение изменило их: призрачный мир материализовался, а земной, реальный, приобрел некую хрупкость и зыбкость. В балл. Ж формир-ся несвойственная для рус. л-ры "поэтика ужасного": Что же чудится Людмиле? К свежей конь примчась могиле, Бух в нее и с седоком. Вдруг - глухой подземный гром; Страшно доски затрещали; Кости в кости застучали; Пыль звилася; обруч хлоп; В балладе воплощается мысль о безрассудности и греховности ропота ч-ка на судьбу: Ж был убежден, любые горести и испытания посылаются ч-ку свыше. В балладах ч-к предстает как раб судьбы, как игралище неподвластных ему сил. В мире баллад Ж нет умиротворения и успокоенности, обещания конечного торжества справедливости. Так выражалось разочарование романтика в результатах исторического развития. Дисгармоничный мир представал в романтич. балладах как необъяснимая жестокость судьбы и сверхъестественных сил по отношению к ч-ку и его светлым надеждам. Значимую роль в балладах Ж, играет пейзаж. Природа - живая, полная сил, скрытых возможностей участия в жизни ч-ка. В определенный час она вмешивается в человеч. судьбу, исполняя роль неумолимого судьи. В балладах Ж впервые перед рус. читателем открылся мир народных легенд, преданий, поверий. Ж одним из первых обратился к собственно русским фольклорным истокам. Ж создает национальную рус. балладу, первым опытом ктр-й стала "Светлана" (1811). Ж опирается в ней на "суеверные предания" русской старины. В рус. фольклоре поэт нашел образцы обрядовой поэзии, разные типы святочных гаданий, во время ктр-х, по народным поверьям, девушке может "явиться" ее будущий жених. Светлана крещенским вечером гадает на своего жениха: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; И ровно в полночь ей яв-ся жених - но жених мертвый: Ж изменяет сюжетную схему, приблизив её к рус. фольклору: мертвый жених, как оказывается, только приснился девушке. Нарочно в балладе создан эффект таинственного, ужасного - и нарочно этот эффект разрушен в финале. Мир таинственных сил лишь дохнул на Светлану предвестием бед. В противоположность Людмиле, ктр "жизнь кляла" и "Творца на суд звала", Светлана молит ангела помочь ей, верит в Божью помощь. В награду за веру и терпение появившийся белый голубок защищает Светлану от мертвеца, и она просыпается, возвращ-ся к реальности. Людмила наказана за ропот на судьбу, об опасности ктр-го ее предупреждала мать: О, Людмила, грех роптанье: Скорбь - Создателя посланье; Светлана же спасается верой в Провидение: Лучший друг нам в жизни сей -Вера в Провиденье.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.209.164 (0.008 с.) |