Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепции мира и человека в творчестве зарубежных писателей 20 векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
20 век начинается с фразы Ницше о смерти богов. Если утрачена вера во все гармонизирующую высшую инстанцию, то что же остается человеку? И литература 20 века становится отражением двух прямо противоположных тенденций. Груз ответственности заставляет человека искать новые точки опоры для своего бытия. Этот же груз ответственности дает человеку ощущение одиночества, взгляд на мир как на абсурд. Отсюда все в литературе обострено до предела. Одиночество заставляет литературного героя независимо от лит.направления в поисках опоры для бытия производить переоценку ценностей. Именно литература модернизма в большей степени, чем литература реализма, становится выразителем сознания кризиса. Литература 20 века все более и более отходит от жизнеподобного худ. образа, наращивается процесс интеллектуализации литературы. На смену приему передачи чувств героя – внутреннему монологу приходит усложнившаяся форма потока сознания. Психоанализ позволяет во всей полноте показать не только сознательные импульсы, которые движут героем, но и подробно рассказать о сфере подсознательного. Нередко в литературе модернизма 20 века возникают притчевые интонации, поскольку притча – это универсальная форма постижения опыта, практически не требующая перевода. Образ-пейзаж все реже и реже выполняет функцию аккомпанемента внутреннего мира героя. Чаще это неразвернутые детали. Реалистическая лит-ра 20 века не боялась изобретать собственные худ.приемы, к-рые бы позволяли отразить усложнившуюся картину мира, не боялась и пользоваться модернистскими приемами. Реалисты настаивают в 20 веке на том, что история носит диалектический характер. Модернисты предлагают не идолизировать историю, главное – это человек, а не событие. Главное – внутренний мир. Человек и мир до конца не познаваемы. Реалисты – человек и мир познаваемы. Франц Кафка – один из крупнейших писателей 20 века. Прибегал к притче, чтобы в своих произведениях отразить весьма сложную, наполненную эсхатологическими предчувствиями картину мира. В его произведениях многие герои не имеют имен. Подобные приемы заставляли автора сочетать в повествовании очень плодотворную поэтику сновидений. Тихая революция Кафки заключается прежде всего в том, что, сохранив всю традиционную структуру языкового сообщения, его грамматико-синтаксическую логичность, правильность языковой формы, он воплотил в этой структуре кричащую, вопиющую нелогичность, бессвязность, абсурдность содержания. Новелла «Превращение» ошеломляет читателя с первой же фразы: «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он превратился в страшное насекомое». Самый факт превращения человека в насекомое вызывает чувство эстетического шока. Кафка был человеком легкоранимым, и потому перед внешним миром он испытывал постоянный непрекращающийся страх. Это натура, очень болезненно переживающая свою неспособность наладить благодатный контакт с окружающим миром. Позиция Кафки – пусть себя никто не оправдывает тем, что его погубил мир. Человек сам губит себя. Герой изначально виноват перед миром. Грегор Замза не ужасается тому, что тут так спокоен сам тон повествования. Грегор Замза не ужасается своему превращению, не кричит о нем на весь мир, как кричали современники Кафки о деформациях человека в условиях машинной цивилизации 20 века. Пережив первое недоумение, Грегор старается приспособиться к непривычному новому сосотоянию. И домашние его тоже пытаюся приспособиться. В один прекрасный день человек обнаруживает свое полное, абсолютное одиночество. Полная духовная изоляция передается через невероятную, отвратительную метеморфозу его внешности. «Процесс»: клевета – арест – даже не пытается выяснить причину. Если посмотреть на роман Кафки в этом ракурсе, то перед нами вариант маленького человека, задавленного бюрократической машиной. Но это – лишь одна сторона проблемы, лежащая на поверхности. Другая сторона – реакция самого индивида.
Теория художественного образа По определению Эпштейна, художественный образ (ХО) - категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения действительности. О. творит новый, небывалый, вымышленный мир, это результат воображения, пересоздающего мир. ХО представляет собой троекратный компонент: это картина жизни, пропущенная через творческое воображение и имеющая эстетическую и смысловую значимость. О-ы могут стягивать разнородные явления в одно целое. О – это пересечение предметного и смыслового рядов, словесно-обозначенного и подразумеваемого. В О один предмет явлен через другой, происходит их взаимопревращение. ХО с т.зр. логики сравнивают со словом. В литературоведении слово всегда меньше О, т.к. оно наполнено конкретной семантикой, фиксированной в словарях. ХО шире: образная речь отличается от литературной речи тем, что соединяет все пласты нелитературного языка на законном основании. В художественную речь входят все контекстуальные приращения смысла, все метафорически конструкции => худ.речь богаче. Бахтин: «Слово не понятие, не смысл, не форма, а целое эстетическое образование». Общие свойства ХО: 1. О конкретен, узнаваем, жизнеподобен. 2.О недосказан, поэтому неисчерпаем в своих значениях. 3. О-у свойственно самодвижение, относительная независимость от художника. История формирования структуры ХО есть история мышления о нем. 1-ый этап соответствует дорефлективному этапу: мир еще не мыслился отдельно, человек мыслил нерасчлененными О (А=А). 2-ой этап – мифологический (агглютинативный – склеивание) Эпоха кентавризма, когда началась рефлексия по поводу мира, ХО. (А+В=В+А). 3 этап – понимание О как целостного эстетического образования (А+В=С) О-маленькая вселенная, ктр можно развернуть до большой. Классификация ХО М.Н.Эпштейн выделил 3 основы для деления ХО: предметность, структура и смысловая обобщенность (т.к. в О вычленяются 2 компонента: предметный и смысловой (сказанное и подразумеваемое)). По смысловой обобщенности выделяются О: 1) Индивидуальные - созданы воображением художника, выражают меру его неповторимости, единичны. 2) ХарАктерные - раскрывают нравы и обычаи, закономерности общественной жизни, распространенные в данную эпоху в данной среде. 3) Типические - раскрываются устойчивые, вечные свойства человеческой натуры, #, вечные О: Д.Кихот,Христос,Гамлет. Эти О яв-ся созданием одного автора в пределах одного произведения. Мотив – О, ктр повторяется в нескольких произведениях одного или многих авторов # метель у Блока, море, душа у Цветаевой. Топосы («общее место») – О, характерные для целой культуры или нации # мир как театр – Шекспир, мир как книга – еврейская культ. Архетип – формы коллективного бессознательного, в ктр-х содержатся представления об устройстве мира # гора, змея, мать и дитя. Устойчивый О, порожденный современной культурой - кенотип (новый тип) # маленький человек. По структуре О делятся на: 1. Автологические, в ктр-х предметный и смысловой план совпадают: есть ребенок, стоит стол. 2. Металогические, в ктр-х явленное отличается от подразумеваемого. 3. Суперлогичесике (аллегорические и символические). Аллегория – своеобразный знак, расшифровывающий явление через постановку какого-либо значения. Символ – ХО, содержащий расширительный смысловой контекст. В символе данное (конкретное) выступает на первый план. С т.зр предметности О дел-ся на предметные – имеющие материальную оболочку, и не имеющие - беспредметные. Предметность О раздел-ся на ряд слоев, проступающих один в другом: 1) О-детали - мельчайшие единицы эстетического видения. О-детали сами могут различаться в масштабах: от подробностей до развернутых описаний # пейзаж, портрет, интерьер. Из них вырастает второй слой: 2) фабульный слой, ктр состоит из О-в внешних и внутренних движений: событий, поступков, настроений, стремлений. 3) 3 слой – О-ы характеров и обстоятельств, единичные и собирательные герои произведений, обнаруживающие себя в разных коллизиях и конфликтах. 4) Из О-в характеров и обстоятельств в их взаимодействии складываются целостные О судьбы и мира, это бытие вообще, каким его понимает художник – за этими глобальными образами встают уже внепредметные, концептуальные слои произведения. Т.о, все произведение пронизано этим иерархическим строением О.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.57.86 (0.009 с.) |