Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика древнерусской литературы: основные черты, стили, жанры.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Древняя литература наделена высокими нравственными началами, она прославляет идеалы духовной красоты человека, идеалы подвижничества, богатырства и величия Русской земли. Это могучий источник нравственного воспитания, вселяющий чувство национальной гордости, веры в созидательные силы русского народа. «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современность, глубже опускаясь в смысл былого — раскрываем смысл будущего; глядя назад — шагаем вперед» (А.И. Герцен). Специфические черты древнерусской литературы: До 1564 г.русская литература была рукописной. Проблема печатания книг существовала очень долго, вплоть до 18 века, поэтому создание книги было долговременным делом. В начале века древнерусская литература была литературой сугубо - патриотического направления; Произведения создавались на основе исторических фактов (гл.особенность – историчность); Русская литература была пронизана гражданскими мотивами; Древнерусская литература оставалась долгое время анонимной; Литература древней Руси проповедовала христианскую духовность и этику, т. е. высокую нравственность; Публицистичность. Связь с УНТ, но развивалась изолированно от него. Связь просматривалась в общности сюжетов, образов, средств выразительности; Связь с философией, религией, наукой. Периодизация древнерусской литературы: 1. Первый период – XI – конец XV века – синергетический. На первом его этапе, характеризующемся идеалистическим мышлением (XI в. – первая половина XIV в.), творчество осмысляется как Божественный акт. Писатель, точнее – “списатель” – выступает по послушанию как посредник в передаче в письменах сакрального смысла, открытого ему по Благодати. В процессе писания осуществляется синергетическая связь Бога и человека. Поэтому творение не признается как результат волевого усилия писателя. Потому-то в этот период еще нет авторского осмысления текста как собственного творения, потому нет и авторской собственности на текст. Его переписывают и изменяют последующие «редакторы». Конец XV – начало XVII века – это антропологическое мировоззрение. Человек оказался в центре внимания, поскольку пребывает в процессе “домостроительства” – обжания личности. Его мысли – это зеркало состояния его души, лично его души. 2. Второй период – конец XV в. - 40-е годы XVII в. (эпоха рационализации сознания и антропоцентризма) – проявление рассудочного начала в писательском творчестве. Постижение мира мыслится возможным не только через Благодать (умом, духовно), но и с помощью «естественного разума». Зарождается авторское начало, особенно в публицистике XVI в. и исторических повестях «смутного времени». Проявляется собственное мнение, появляется вымысел. 3. Третий период – 40-е годы XVII в. – 30-е годы XVIII в. (секуляризация сознания и формирование эгоцентризма) – восприятие литературного труда как личного дела писателя. На этом историческом этапе происходит осознание и выражение авторской позиции, оформление собственности на литературный труд указанием имени автора. «Писатель стал частным человеком», независимым от “христианской свободы”, «частный человек стал писателем», что раздвинуло жанровые и тематические рамки.В этот период средневековый метод разделяется на метод познания и отражения. Формируется «художественный метод» на основе типизации, обобщения, вымысла. Появляется собственно «художественная литература». Талант осмысляется как Божественный дар. Древнерусская л-ра разнообразна по своему жанровому составу: погодные записи; повести ("Повесть временных лет"); притчи ("Притча о блудном сыне"); былинносказочные поучения; жития ("Житие свв. Бориса и Глеба"); легендарные сказания ("Сказание о смерти Олега от коня"); послания; предания ("Предание об основании Киева"); поучения ("Поучение Вл. Мономаха"); письма; песнопения; хождения ("Хождение Афанасия Никитина за три моря"); В дррус. л-ре ученые выделяют 3 основных стиля: монументально-исторический, агиографический и народно-поэтический. Агиографич.стиль свойственен для житийной литературы. Особенностью этого стиля яв-ся особое изображение человека в зависимости от его принадлежности к святым или «окаянным» людям. Ч-к «злой» изображ-ся только черной краской, а святой –белой. В житие нет динамики, развития сюжета, его цель - поведать о жизни и подвигах святого, прославить его память и сохранить воспоминание о необыкновенном человеке. Монументально-исторический стиль нашел в летописях, воинских повестях и др.жанрах, обусловил характерные особенности в изображении русских князей. Князь воплощал для летописца все доблести и достоинства русского человека. Гл. добродетель князя – быть готовым жертвовать своей жизнью за свою честь и за честь русской земли. В характеристике князя отражен не его индивид-й характер или портрет, а его поведение государственного деятеля, политическое лицо. Народно-поэтический стиль представляет героя похожим на богатыря из народных былин и исторических песен. Он также силен, ловок в бою, непримирим к врагам.
6. «Слово о полку Игореве»: лиро-эпич-е начало, осн.образы, особ-ти языка и композиции. «С» найдено собирателем древнерусских рукописей графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII в. «С» создано в годы, когда процесс феодального раздробления на Руси достиг своего апогея. Некогда единая Киевская Русь распалась на множество мелких феодальных «полугосударств», ктр враждуют м/у собой, оспаривая друг у друга старшинство. Значение Киева как центра русской земли падает. Каждое удельное княжество претендует на главенство и не хочет подчиняться киевскому князю. Положение осложнялось тем, что на Русь совершали набеги половцы, ктр представляли мощную военную силу. И, хотя русским князьям в нач.12в. удавалось одерживать победы над половцами, их набеги уничтожали с/х, грабили города, угоняли в рабство жителей. Основа сюжета «С» - неудачный половецкий поход новгородсеверского князя Игоря Святославича (1185), ктр он совершил с братом Всеволодом, племянником Святославом и сыном Владимиром. Об этих событиях сообщ-ся в 2-х летописях: Ипатьевской и Лаврентьевской. В «С» о событиях не повествуется последовательно, главное здесь – поэтическая оценка событий, скорбь автора о постигшей родину беде, раздумье о судьбах русской земли. Лихачев отмечает, что в «С» сочетаются, переплетаются и противостоят др др две темы: эпическая и лирическая. Эпич-я, государственная тема связана с судьбами всей Рус. земли, опустошаемой внешними врагами и лишенной внутр-го единства; лирич-я (личная) связана с судьбой потерпевшего жестокое поражение князя И., его жены Ярославны, с судьбой рус. князей – Всеволода, Всеслава и др. В эпич. теме, участвует вся территория Руси, с хронологическим охватом – от Владимира и до «нынешнего» И. – целых 2 столетия. Во лирич. теме, мы следим за перипетиями личной судьбы князя И., сочувствуем слезам Ярославны, радуемся возвращению И. на родину. Личный и общественный, государственный планы повествования сочетаются и в призыве Святослава к рус. князьям. Композиция. Все средства худ-й изобразит-ти в «С» подчинены воплощению гл. идеи произв-я: единения русских князей перед лицом внешней опасности. Этой идее подчинено и композиционное построение. Композиция «С» строится в соответствии с принципом трехчастного деления. «С» распадается на 3 части: вступление, основная часть и заключение. Осн. часть, в свою очередь, тоже делится на три части, ктр-е условно можно назвать «Кн. Игорь», «Кн. Святослав» и «Игорь и Ярославна». Каждая из этих частей тоже делится на 3 части: «Кн. Игорь» - сборы, 1-я и 2-я битвы, лирические отступления; «Кн. Святослав» - сон, «Зол. слово», лирич. отступление; «Игорь и Ярославна» - плач Ярославны, побег И., возвращение И. из плена. Если построить схему комп-и, окажется, что Зол. слово Святослава нах-ся в самом центре произв-я. Т.о. подчеркивается его значимость в общей системе произв-я. Именно в слове Святослава выражена гл.мысль автора – призыв к единению: «Вступите же в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую» Поэтика «С» своеобразна, язык и стиль его красочны и самобытны. Характерной чертой поэтики яв-ся сосуществование в нем двух планов — реалистического (историко-документального) изображения персонажей и событий и описания фантастического мира враждебных «русичам» сил. Это и зловещие предзнаменования: затмение солнца, враждебные Игорю или предупреждающие его о беде силы природы, и фантастический Див, и Дева-Обида, и персонифицированные Карна и Жля. В «С» нашла отражение фольклорная стихия: «славы» и «плачи» (плач Ярославны, русских жен, матери Ростислава), гиперболизация (Всеволод может веслами разбрызгать Волгу, а шлемами вычерпать Дон;); ф-ми яв-ся и образы битвы-пира, и образы волка, тура, соколов; употребляет автор и характерные для ф-ра постоянные эпитеты. Особ-ти языка обусловлены жанровым своеобразием. Жанр – слово, ктр определялось как образец торжественного красноречия. Отсюда витиеватость фраз, множество сравнений, обращений. Образы. Отношение автора к князю Игорю неоднозначно. С одной стороны, он любуется его смелостью, мужеством, волей к победе. С другой – осуждает его за поход, повлекший печальные события: «Страсть князю ум захватила, желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование». Тем не менее, князья И, Владим., Всев. показаны как лучшие представители совр-го им поколения, смелые воины, посвятившие свою жизнь борьбе с «погаными» и защите родины. Автор наз-т И-я «соколом», «солнцем»; рассказывая о поражении И, автор скорбит вместе с ним и его воинами, а описывая бегство И. и возвращение, ликует, ведь «как тяжко телу без головы», так тяжко рус. земле без И. Во всем подобен И буй-тур Всеволод. В битве он бесстрашный воин: «Яр Тур Всеволод! Бьешься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными». Поражение И. и Всев. – следствие не их личной слабости, а политич. и историч-ой обстановки того времени. Оч.важен в идейно-худож-ой структуре «С» образ князя Святослава Киевского. В пр-ии он обретает значимость главного рус. князя, тк ему принадлежит киевский стол (таким обр. автор напоминает о том времени, когда все рус.князья были сплочены вокруг старшего князя). Автор наделяет Святослава идеальными свойствами главы русских князей (грозный, великий, мудрый) и доверяет ему осуждение усобиц как главной беды Рус.земли и призыв к единению («Золотое слово»). Ярославна представляет обобщенный образ русских жен, крт ждут своих мужей, призывают к миру, единению. Природа выступает в «С» как единое целое. Ветер, солнце, грозовые тучи, зори, восходы, поля, реки составляют фон, на ктр развертывается действие «С». Природа стан-ся одним из действующих героев повест-я, наделяется почти человечески чертами (когда И. вступил в поход, природа предупредила его об опасности, прикрыв «тьмою» солнце; после поражения природа сочувствует «никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось»). М/у прир-й и чел-м стир-ся границы, # образ Девы-обиды, образы языч.богов стоят м/у чел-м и прир-й. Люди пост-но сравнив-ся с птицами, зверями (тур, сокол); к силам природы обращ-ся Ярославна, прося вернуть ей мужа. «С» оказало огр. влияние на рус. культуру. Образы из «С» в поэзии Радищева, Жуковского, Рылеева, Бунина. Опера Бородина «Кн.Игорь». Картины Щварца «Плач Ярославны», «Боян», Васнецова «После побоища Игоря Сятославича с половцами». Переводы «С»: Жуковск., Майков, Заболоцк. и др. Переведено на многие яз. Сила любви к родине, к Рус. земле покоряет чит-й всех времен и поколений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.120 (0.011 с.) |