Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика древнерусской литературы: основные черты, стили, жанры.

Поиск

Древняя литература наделена высокими нравственными началами, она прославляет идеалы духовной красоты человека, идеалы подвижничества, богатырства и величия Русской земли. Это могучий источник нравственного воспитания, вселяющий чувство национальной гордости, веры в созидательные силы русского народа. «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современность, глубже опускаясь в смысл былого — раскрываем смысл будущего; глядя назад — шагаем вперед» (А.И. Герцен).

Специфические черты древнерусской литературы:

До 1564 г.русская литература была рукописной. Проблема печатания книг существовала очень долго, вплоть до 18 века, поэтому создание книги было долговременным делом.

В начале века древнерусская литература была литературой сугубо - патриотического направления;

Произведения создавались на основе исторических фактов (гл.особенность – историчность);

Русская литература была пронизана гражданскими мотивами;

Древнерусская литература оставалась долгое время анонимной;

Литература древней Руси проповедовала христианскую духовность и этику, т. е. высокую нравственность;

Публицистичность.

Связь с УНТ, но развивалась изолированно от него. Связь просматривалась в общности сюжетов, образов, средств выразительности;

Связь с философией, религией, наукой.

Периодизация древнерусской литературы:

1. Первый период – XI ­– конец XV века – синергетический.

На первом его этапе, характеризующемся идеалистическим мышлением (XI в. – первая половина XIV в.), творчество осмысляется как Божественный акт. Писатель, точнее – “списатель” – выступает по послушанию как посредник в передаче в письменах сакрального смысла, открытого ему по Благодати. В процессе писания осуществляется синергетическая связь Бога и человека. Поэтому творение не признается как результат волевого усилия писателя. Потому-то в этот период еще нет авторского осмысления текста как собственного творения, потому нет и авторской собственности на текст. Его переписывают и изменяют последующие «редакторы».

Конец XV – начало XVII века – это антропологическое мировоззрение. Человек оказался в центре внимания, поскольку пребывает в процессе “домостроительства” – обжания личности. Его мысли – это зеркало состояния его души, лично его души.

2. Второй период – конец XV в. - 40-е годы XVII в. (эпоха рационализации сознания и антропоцентризма) – проявление рассудочного начала в писательском творчестве. Постижение мира мыслится возможным не только через Благодать (умом, духовно), но и с помощью «естественного разума». Зарождается авторское начало, особенно в публицистике XVI в. и исторических повестях «смутного времени». Проявляется собственное мнение, появляется вымысел.

3. Третий период – 40-е годы XVII в. – 30-е годы XVIII в. (секуляризация сознания и формирование эгоцентризма) – восприятие литературного труда как личного дела писателя. На этом историческом этапе происходит осознание и выражение авторской позиции, оформление собственности на литературный труд указанием имени автора.

«Писатель стал частным человеком», независимым от “христианской свободы”, «частный человек стал писателем», что раздвинуло жанровые и тематические рамки.В этот период средневековый метод разделяется на метод познания и отражения. Формируется «художественный метод» на основе типизации, обобщения, вымысла. Появляется собственно «художественная литература». Талант осмысляется как Божественный дар.

Древнерусская л-ра разнообразна по своему жанровому составу: погодные записи; повести ("Повесть временных лет"); притчи ("Притча о блудном сыне"); былинносказочные поучения; жития ("Житие свв. Бориса и Глеба"); легендарные сказания ("Сказание о смерти Олега от коня"); послания; предания ("Предание об основании Киева"); поучения ("Поучение Вл. Мономаха"); письма; песнопения; хождения ("Хождение Афанасия Никитина за три моря");

В дррус. л-ре ученые выделяют 3 основных стиля: монументально-исторический, агиографический и народно-поэтический. Агиографич.стиль свойственен для житийной литературы. Особенностью этого стиля яв-ся особое изображение человека в зависимости от его принадлежности к святым или «окаянным» людям. Ч-к «злой» изображ-ся только черной краской, а святой –белой. В житие нет динамики, развития сюжета, его цель - поведать о жизни и подвигах святого, прославить его память и сохранить воспоминание о необыкновенном человеке. Монументально-исторический стиль нашел в летописях, воинских повестях и др.жанрах, обусловил характерные особенности в изображении русских князей. Князь воплощал для летописца все доблести и достоинства русского человека. Гл. добродетель князя – быть готовым жертвовать своей жизнью за свою честь и за честь русской земли. В характеристике князя отражен не его индивид-й характер или портрет, а его поведение государственного деятеля, политическое лицо. Народно-поэтический стиль представляет героя похожим на богатыря из народных былин и исторических песен. Он также силен, ловок в бою, непримирим к врагам.

 

 

6. «Слово о полку Игореве»: лиро-эпич-е начало, осн.образы, особ-ти языка и композиции. «С» найдено собирателем древнерусских рукописей графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII в. «С» создано в годы, когда процесс феодального раздробления на Руси достиг своего апогея. Некогда единая Киевская Русь распалась на множество мелких феодальных «полугосударств», ктр враждуют м/у собой, оспаривая друг у друга старшинство. Значение Киева как центра русской земли падает. Каждое удельное княжество претендует на главенство и не хочет подчиняться киевскому князю. Положение осложнялось тем, что на Русь совершали набеги половцы, ктр представляли мощную военную силу. И, хотя русским князьям в нач.12в. удавалось одерживать победы над половцами, их набеги уничтожали с/х, грабили города, угоняли в рабство жителей. Основа сюжета «С» - неудачный половецкий поход новгородсеверского князя Игоря Святославича (1185), ктр он совершил с братом Всеволодом, племянником Святославом и сыном Владимиром. Об этих событиях сообщ-ся в 2-х летописях: Ипатьевской и Лаврентьевской. В «С» о событиях не повествуется последовательно, главное здесь – поэтическая оценка событий, скорбь автора о постигшей родину беде, раздумье о судьбах русской земли. Лихачев отмечает, что в «С» сочетаются, переплетаются и противостоят др др две темы: эпическая и лирическая. Эпич-я, государственная тема связана с судьбами всей Рус. земли, опустошаемой внешними врагами и лишенной внутр-го единства; лирич-я (личная) связана с судьбой потерпевшего жестокое поражение князя И., его жены Ярославны, с судьбой рус. князей – Всеволода, Всеслава и др. В эпич. теме, участвует вся территория Руси, с хронологическим охватом – от Владимира и до «нынешнего» И. – целых 2 столетия. Во лирич. теме, мы следим за перипетиями личной судьбы князя И., сочувствуем слезам Ярославны, радуемся возвращению И. на родину. Личный и общественный, государственный планы повествования сочетаются и в призыве Святослава к рус. князьям. Композиция. Все средства худ-й изобразит-ти в «С» подчинены воплощению гл. идеи произв-я: единения русских князей перед лицом внешней опасности. Этой идее подчинено и композиционное построение. Композиция «С» строится в соответствии с принципом трехчастного деления. «С» распадается на 3 части: вступление, основная часть и заключение. Осн. часть, в свою очередь, тоже делится на три части, ктр-е условно можно назвать «Кн. Игорь», «Кн. Святослав» и «Игорь и Ярославна». Каждая из этих частей тоже делится на 3 части: «Кн. Игорь» - сборы, 1-я и 2-я битвы, лирические отступления; «Кн. Святослав» - сон, «Зол. слово», лирич. отступление; «Игорь и Ярославна» - плач Ярославны, побег И., возвращение И. из плена. Если построить схему комп-и, окажется, что Зол. слово Святослава нах-ся в самом центре произв-я. Т.о. подчеркивается его значимость в общей системе произв-я. Именно в слове Святослава выражена гл.мысль автора – призыв к единению: «Вступите же в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую» Поэтика «С» своеобразна, язык и стиль его красочны и самобытны. Характерной чертой поэтики яв-ся сосуществование в нем двух планов — реалистического (историко-документального) изображения персонажей и событий и описания фантастического мира враждебных «русичам» сил. Это и зловещие предзнаменования: затмение солнца, враждебные Игорю или предупреждающие его о беде силы природы, и фантастический Див, и Дева-Обида, и персонифицированные Карна и Жля. В «С» нашла отражение фольклорная стихия: «славы» и «плачи» (плач Ярославны, русских жен, матери Ростислава), гиперболизация (Всеволод может веслами разбрызгать Волгу, а шлемами вычерпать Дон;); ф-ми яв-ся и образы битвы-пира, и образы волка, тура, соколов; употребляет автор и характерные для ф-ра постоянные эпитеты. Особ-ти языка обусловлены жанровым своеобразием. Жанр – слово, ктр определялось как образец торжественного красноречия. Отсюда витиеватость фраз, множество сравнений, обращений. Образы. Отношение автора к князю Игорю неоднозначно. С одной стороны, он любуется его смелостью, мужеством, волей к победе. С другой – осуждает его за поход, повлекший печальные события: «Страсть князю ум захватила, желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование». Тем не менее, князья И, Владим., Всев. показаны как лучшие представители совр-го им поколения, смелые воины, посвятившие свою жизнь борьбе с «погаными» и защите родины. Автор наз-т И-я «соколом», «солнцем»; рассказывая о поражении И, автор скорбит вместе с ним и его воинами, а описывая бегство И. и возвращение, ликует, ведь «как тяжко телу без головы», так тяжко рус. земле без И. Во всем подобен И буй-тур Всеволод. В битве он бесстрашный воин: «Яр Тур Всеволод! Бьешься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными». Поражение И. и Всев. – следствие не их личной слабости, а политич. и историч-ой обстановки того времени. Оч.важен в идейно-худож-ой структуре «С» образ князя Святослава Киевского. В пр-ии он обретает значимость главного рус. князя, тк ему принадлежит киевский стол (таким обр. автор напоминает о том времени, когда все рус.князья были сплочены вокруг старшего князя). Автор наделяет Святослава идеальными свойствами главы русских князей (грозный, великий, мудрый) и доверяет ему осуждение усобиц как главной беды Рус.земли и призыв к единению («Золотое слово»). Ярославна представляет обобщенный образ русских жен, крт ждут своих мужей, призывают к миру, единению. Природа выступает в «С» как единое целое. Ветер, солнце, грозовые тучи, зори, восходы, поля, реки составляют фон, на ктр развертывается действие «С». Природа стан-ся одним из действующих героев повест-я, наделяется почти человечески чертами (когда И. вступил в поход, природа предупредила его об опасности, прикрыв «тьмою» солнце; после поражения природа сочувствует «никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось»). М/у прир-й и чел-м стир-ся границы, # образ Девы-обиды, образы языч.богов стоят м/у чел-м и прир-й. Люди пост-но сравнив-ся с птицами, зверями (тур, сокол); к силам природы обращ-ся Ярославна, прося вернуть ей мужа. «С» оказало огр. влияние на рус. культуру. Образы из «С» в поэзии Радищева, Жуковского, Рылеева, Бунина. Опера Бородина «Кн.Игорь». Картины Щварца «Плач Ярославны», «Боян», Васнецова «После побоища Игоря Сятославича с половцами». Переводы «С»: Жуковск., Майков, Заболоцк. и др. Переведено на многие яз. Сила любви к родине, к Рус. земле покоряет чит-й всех времен и поколений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.181 (0.017 с.)