Произведение как художественная целостность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произведение как художественная целостность.



Категория целостности в теории лит-ры была представлена под разными названиями. Как проблема термин прозвучал у Тюпы. Целостность (Ц) – индивидуальная полнота и неизбыточность отдельных компонентов художественного целого (непротиворечивое единство формально-содержательного комплекса) Выделяют Ц внешнюю и внутреннюю. Это связано с открытием Потебни, ктр выделил внешнюю и внутреннюю форму: «размер, жанр и ближайшее значение – это внешняя форма. Внутренняя же форма – такая связь между элементами, ктр обнаруживает глубинный смысл (тайнопись) произведения, его худ.идею.

Внешняя Ц есть соразмерность строения, архитектоники произведения (равновесные главы, акты, книги – равновесные части целого). Внешнее впечатление производит заглавие, обязательно прописаны начало и конец.

Внутренняя Ц подразумевает наличие причинно-следственных связей – референтность. Мир должен быть представлен внятно, должен держать форму, долж/б концепция мира; определенную эстетику содержит сфера поступков. Высшая этика содержится в категории завершения персонажа.

Исторически категория Ц складывалась из проблемы формы (Ф) и содержания (С). Ф и С – фундамент, на ктр стоит категория Ц. Изначально подход связан с эпохой античности, где на первое место ставилась Ф (греч. – отформозус). Древние греки, подражая природе, придавали форму неоформленному материалу. Ф-ы воспроизводились и в эпоху классицизма (антимимизис). След. этап познания Ф – мысль Гегеля. Он выводит на первое место С. XXв – формальная школа вела борьбу за то, чтобы вернуть Ф ее роль: Для искусства Ф принципиальна, пренебречь Ф нельзя, С напрямую зависит от нее. Формалисты считали, что любая Ф есть бывшее С. Далее исторически Ф и С меняются местами: теория доминанты (то Ф, то С, то Ф, то С). Во время войн – проблема С, в спокойное время – Ф.

все формальные

компоненты в итоге

содержательны.

Каждый компонент

содержания имеет

оформленность.

М.Бахтин «Проблема С, материала и Ф..» вводит компонент МАТЕРИАЛ. Б. утверждает, что слово – гибкий материал. Оно содержательно и одновременно формально. У слова есть звуковая оболочка (Ф), есть непосредственно-смысловое С. Есть контекстуальное расширение – слово вступает в контакт с другим словом.

В современном литературоведении важны и категория формы, и категория содержания #, есть роды литературы, ктр представляют собой целиком Ф (пересказывать лирику - губить ее).

С т.зр. целостности худ.текста принцип зеркала уместен только тогда, когда на завершающем этапе синтезирования «соединяет осколки без швов»

С т.зр. целостности худ.текста можно выделить принцип многоуровневости (Р.Ингардин). Любая структура системна. Уровни Ц:

1.Идея (надтекстовая категория)

2. композиция = произведению

3. сюжет и фабула (сюжет=приоизв.)

4. система образов

5. пространство и время

6. ритм

7. язык

 

29. Современный урок литературы (актуальные проблемы, структура, требования, классификации, формы уроков в средних и старших классах). Л-ра - школьный предмет, ктр формирует, воспитывает читателя, направляет его деятельность и развитие. Этот предмет имеет сложное строение: он включ-т определенный круг произв-й худ. л-ры, научные статьи о л-ре, основы теории и истории л-ры, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуры школьников. Он строится ступенчато: опирается на читательскую подготовку, ктр ребенок получил в нач. классах, содержит этап с 4-7 класс, з-ча которого – ввести школьников в мир худ-го произ-я, развить их читательскую восприимчивость тем самым подготовить к этапу 8-10 классов, когда произ-я словесного искусства изучаются на историко-лит-ной основе и школьники постигают роль л-ры в общественном движении, в становлении человеческой лич-ти, в самосознании народа и чел-ва. Цель изуч-я л-ры в школе – приобщение уч-ся к искусству слова, к духовным богатствам классики и современной л-ры, развитие худож-ой восприимчивости. Урок был введен в XVI веке Я.А.Каменским. До 30-х годов существовали различ­ные консультации, экскурсии, уроки на природе. В 1931 году урок был утвержден в отечест­венной школе как основная форма обучения. Урок был призван решить 2 задачи: 1.организовать время, 2.организовать коллектив. Было обозначено 3 функции урока: развитие; воспитание; обучение.

Урок л-ры постоянно изменяется, но в нем есть неизменные категории, закономерности. Это требования к уроку, структура, типология уроков, классифи­кация. Требования, предъявляемые к уроку:1 Урок л-ры - это постижение искусства слова .2. Урок л-ры - является завершенным целым и звеном в системе других уроков. 3. Урок, д/б целенаправленным; все компоненты урока должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены единой целью. 3 функции: образовательная - новое на уроке; развивающая - умение анализа и творческой интерпретации; воспитательная - осуществление эстетического обогащения личности. 4. Урок должен соответствовать научному уровню других наук. 5. Урок л-ры - это воплощение деятельностного подхода, основанного на взаимосвязи содержания и деят-ти. Деятельностный подход - это стимулирование интеллектуальных и творческих воз­можностей школьника, активное и самостоятельное изучение ими изучаемого материала, создание личностной интерпретации художественного произведения. В этом контексте урок л-ры всегда - урок диалог (требование связано с формированием у учащихся след. умений: планировать, отбирать, работать с научной литературой, оформлять библиографию. 6. Урок л-ры д/б логически, композиционно стройным, по возможно­сти завершенным. Можно выделить след. структурные элементы (этапы): 1) постановка поставленной задачи или выдвижение гипотезы; 2) мотивация (смысл изучения);3) отбор и последовательность изучения (сценарий урока);4) применение способов и средств, позволяющих достигнуть результатов понима­ния и формирования навыков и умений;5) в структуре урока очень важна категория замысла. 7. Обоснованный и целесообразный подбор разнообразных методов и приемов обу­чения, ктр-е должны соответствовать: уровню подготовленности класса: возрастным особенностям учащихся;- личности учителя и уровню его теоретической подготовки. Вариативность методов и приемов на уроке литературы делает его нестандартным и творческим. 8. Оптимальный психологический режим урока литературы, т.е. создание положи­тельного эмоционального настроя. Технич-е требования: 1) содержание рабочего места учителя в должном виде; 2) рациональное использование наглядного и дидактического материала;3) психологический режим класса

В методике преподавания л-ры принято выделять 3 основ­ные классификации уроков. 1. Классификация уроков л-ры на основе специфики занятий: вступительные (вводные уроки);уроки чтения (знакомство с текстом); уроки анализа и интерпретации художественного произведения;заключительные уроки. 2. Классификация уроков на основе выделения главного вида работы: урок—лекция; урок-беседа;урок-экскурсия;урок-диспут; урок-семинар;урок-зачет. 3. Классификация уроков на основе их содержания: урок изучения художественных произведений;урок изучения истории и теории литературы;урок развития речи. Т ехнология урока - система способов и методов его проведения. Разработано более 150 техн-й урока. Алгоритм: 1) целеполагание урока Образовательная цель (актуализировать прошлые знания, обеспечить понимание); Развивающая (литературное развитие общих и специальных умений – эмоциональной сферы, познавательной активности, мыслительной деятельности, креативности; выразительного чтения, монологической речи, умения аргументировать);Воспитывающая (повысить мотивацию к чтению, литературе, формировать убеждения, качества личности).2) отбор содержания учебного материала. Критерии отбора: Выделение фундаментальных, основных знаний; связь знаний с жизнью – актуальность; межпредметные и межкультурные связи – искусство, философия, театр; знания должны иметь ценность для ученика, личностную значимость; расположение материала – логичное, связное, эмоциональное.3) методы и приемы обучения Сферы сознания ребенка, задействованные на уроке: Восприятие, осмысление, выработка суждений, умозаключений, новых понятий, запоминание, обобщение, систематизация, применение, рефлексия, эмпатия, ассоциирование, воображение, чувства 4)формы организации деятельности учащихся Виды деятельности должны быть разными писать, читать, рисовать, слушать. 5) д/ з д/б дифференцированным. Обязательно д/б результат на письме. В старших классах д/з пропедевтическое – заранее. 6) оценка, самооценка деятельности 7) рефлексия- «возвращение к себе», что узнал, какие вопросы остались. Стр-ра урока: 1. Традиц-я, жесткая, четырехчленная (Проверка д/з, Объяснение нового материала, Закрепление, Задание на дом) 2. Гибкая, поэтапная (много этапов, не закрепленных м/у собой);Каждый вид деятельности – этап, этапом может быть любая ситуация на уроке: Подготовка восприятия, Чтение вслух (учителем) – эмоц-е, Вопросы на выявление восприятия, Повторное чтение про себя, Анализ текста, Устное словесное описание, Интерпретация, Рефлексия.

Формы у. л-ры: Традиц-е: Лекции, Сочинения, Дискуссии. Нетрадиц-е: Игра, Соревнование, Фантазия, Урок-противоречие, Урок-наоборот, Урок-парадокс, Урок-портрет.

30 Школьный Литературный Анализ худ-го произ-ия. «ШЛА(по Маранц.) по своим целям,мат-лу,хар-ру не м/б упрощ.схемой литер/ведч.иссл-ия.Это не перевод,а новообр-ие.Это рождение во многом неповтор.орг-ма»ШЛА опир-ся на ЛвА(литературоведч.анализ).Лит-ие яв-ся базой ШЛА.Все спец.зн-ия реб-к пол-т именно благодаря литер-ию.Отличие ШЛА от ЛвА:ЛвА дел-ся в опр. аспекте(эстетич.,филос.,психол.и др).В школе же мы не можем анал-ть худ.пр-ие в одном аспекте.След-но,мы испол-ем разн.подходы.ЛвА делать проще,т.к.пр-ие рассм-ся в опр.аспекте. На одном уроке ШЛА м/т вкл-ть в себя неск-ко лит.подходов сразу,след-но он сложнее.ШЛА ограничен временными рамками ориент-ся на возр.ос-ти уч-ся.Для литературоведа важен рез-т.ШЛА никогда не яв-ся исчерпывающим,никогда не м/б все сказано до конца.Всегда ост-ся вопросы,аспекты,ктр.м/б рассм-ны позже.Наша задача на уроке просмотреть все,исчерать всё невозм-но,всегда ост-ся проблемы,ктр.м/б рассм-ны в др.классах.ШЛА носит всегда совм.хар-р.В этом отн-ии он активный,действенный,продуктивный.ШЛА отл-ся ИНСТРУМЕНТАРИЕМ.В ШЛА мы разг-ем с уч-ся.Худ.пр-ие раскр-ся не в процессе моноглогич.речи У.,а в пр-се беседы,диалога У и уч-ся,след-но,в этом и есть специфика ШЛА.ЛвА ставит исследоват.задачи.ШЛА носит воспит.хар-р,однако,худ.текст(ХТ) сам восп-ет,н/н просто прочитать его.Необх-мо знать какой матер-л н/н отобрать.ШЛА д/б таким,ч/б он запом-лся уч-ся.В мет-ке анализа пр-ия никогда не было одного мнения об проведении анализа пр-ия:1)н/н просто мечтать2)дают анализ. В 70-е гг.Нагибин(просто чтение) и Твардовский(непосредств.впеч-ие от книги-эмоции,а они кратковременны,исчезнут,ничего не останется.Эмоция д/б умной,д/н перейти на эстетич.уровень.След-но,м/н сделать только в процессе анализа текста,после него) Прпы ШЛА: 1)пр-п целостности из-ия худ.пр-ия(ХП)(единство сод-ия и формы)По Лотману,анализ-конструирование частей целого,как сложнопостроенного смысла в их связях и отн-ях.Сод-ие-тема(о чем?),идея(гл.мысль).проблема(что реш-ся).Наша задача состоит в том,ч/б рассм-ть как эти составляющиесод-ия претвор-ся в худ.пр-ие:ч/з жанр,ч/з сюжет,ч/з комп-ию,ч/з худ.выразит.ср-ва(тропы),ч/з типы повеств-ия(монологи,диалоги),ч/з изобраз.ср-ва(пейзаж и др.),ч/з приемы образаХП,ч/з стильХП.Это и есть форма.Кажд.элемент формы сод-ен.Мы д/н выйти на смысл пр-ия,т.е. зачем,для чего.Пр-п целостности-методологич.пр-п.2)пр-п иерархии комп-ов анализа закл-ся в том,что не весь смысл м/б открыт,и не все м/б рассм-но в этомХП.Подним-ся один опр.аспект.В.ср.классах ШЛА носит одноаспектный хар-р,но это не зн-т,что пр-п целостности наруш-ся,т.к. форма исод-ие совмещ-ся.3)пр-п связывания и собирания.В худ.пр-ии нет ничего ненужного.Кажд.деталь и подроб-ти яв-ся важной,значимой.Все связано со всем и все работает на смысл.В этом отн-ии анализа м/н идти 2-мя путями:-дедукция(от общ.к частному)и индукция(от частного к общ.,от деталей,подробностей идём к осн.идее).4)Вни-е к этимологии слова означает осмотрение слова в контексте5)пр-п сквоз.проник-ия мат-ла.Границы анализа д/б распахнуты на предыдущие и последующие тексты,д/н выяв-ся сквозные образы,проблемы,детали.Д/Н показываться жизнь образа во времени.6)пр-п аппликации- соотнесене худ.пр-ия с совр.сит-ей,в ктр. нах-ся читатель7)пр-п рефлект-ти-эстет.реал-ть ХПне т-ко откр-ет себя чит-лю,но и откр-ет что-то важное для чит-ля.Если прав-но пост-ны вопросы,если У.владеет рефлекс.приемами,то это м/т вызвать рефлексию уч-ся.ХТ воздей-ет на стр-ры подсозн-ия,ктр.проявится после в жизни.Важно,ч/б реб-ок не т-ко репрод-о читалХТ,а открывал себя.ХТ.-это откр-ие автора(Тюпа)8)пр-п интерпретац-сти.В лит-ии анализ и интерпретацию разводят многие ученые.Анализ-это объяс-ие,интерпр-ия-истолкование.В ШЛА практ-ки невозм-но развести аналз и интерпр-ию,т.к. анализ имеет интепр-ый хар-р,#,лирич.пр-ия.Т-ко интепр-ей заниматься вредно с уч-ся,т.к.ХТ не безоотнос-ен,у него есть автор,он оставил сигналы,ктр.говорят о том,что он хотел этим сказать.Если мы будем обращать на это вни-ие (эпиграф и др.),то мы прочитаем его адекватно. Виды ШЛА 1)контекст-ый ан. в ст.классах(это такой ан.,когда привлек-ся разн.контексты-близкие(биография пис-ля)и далекие(библ.культ))2)имманентный- в ср.классах(это такой анализ,когда ХПанализ-ся внутри себя без привлечения каких-л.связей).В ср.кл.н/н а нал-ть текст,а не интерпретировать.Неск-ко путей анализа пр-ия:1)темат.путь-это когда пр-ие распр-ся по урокам согл-но теме2)пообразный путь-в основе распред-ия лежит система образов3)проблемно-темат.путь-тема перемеж-ся с проблемой4)проблемный путь5)смешан. путь6)композ-ый путь-уроки распр-ся согл-но комп-и пр-ия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.229.251 (0.011 с.)