Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Произведение как художественная целостность.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Категория целостности в теории лит-ры была представлена под разными названиями. Как проблема термин прозвучал у Тюпы. Целостность (Ц) – индивидуальная полнота и неизбыточность отдельных компонентов художественного целого (непротиворечивое единство формально-содержательного комплекса) Выделяют Ц внешнюю и внутреннюю. Это связано с открытием Потебни, ктр выделил внешнюю и внутреннюю форму: «размер, жанр и ближайшее значение – это внешняя форма. Внутренняя же форма – такая связь между элементами, ктр обнаруживает глубинный смысл (тайнопись) произведения, его худ.идею. Внешняя Ц есть соразмерность строения, архитектоники произведения (равновесные главы, акты, книги – равновесные части целого). Внешнее впечатление производит заглавие, обязательно прописаны начало и конец. Внутренняя Ц подразумевает наличие причинно-следственных связей – референтность. Мир должен быть представлен внятно, должен держать форму, долж/б концепция мира; определенную эстетику содержит сфера поступков. Высшая этика содержится в категории завершения персонажа. Исторически категория Ц складывалась из проблемы формы (Ф) и содержания (С). Ф и С – фундамент, на ктр стоит категория Ц. Изначально подход связан с эпохой античности, где на первое место ставилась Ф (греч. – отформозус). Древние греки, подражая природе, придавали форму неоформленному материалу. Ф-ы воспроизводились и в эпоху классицизма (антимимизис). След. этап познания Ф – мысль Гегеля. Он выводит на первое место С. XXв – формальная школа вела борьбу за то, чтобы вернуть Ф ее роль: Для искусства Ф принципиальна, пренебречь Ф нельзя, С напрямую зависит от нее. Формалисты считали, что любая Ф есть бывшее С. Далее исторически Ф и С меняются местами: теория доминанты (то Ф, то С, то Ф, то С). Во время войн – проблема С, в спокойное время – Ф. все формальные компоненты в итоге содержательны. Каждый компонент содержания имеет оформленность. М.Бахтин «Проблема С, материала и Ф..» вводит компонент МАТЕРИАЛ. Б. утверждает, что слово – гибкий материал. Оно содержательно и одновременно формально. У слова есть звуковая оболочка (Ф), есть непосредственно-смысловое С. Есть контекстуальное расширение – слово вступает в контакт с другим словом. В современном литературоведении важны и категория формы, и категория содержания #, есть роды литературы, ктр представляют собой целиком Ф (пересказывать лирику - губить ее). С т.зр. целостности худ.текста принцип зеркала уместен только тогда, когда на завершающем этапе синтезирования «соединяет осколки без швов» С т.зр. целостности худ.текста можно выделить принцип многоуровневости (Р.Ингардин). Любая структура системна. Уровни Ц: 1.Идея (надтекстовая категория) 2. композиция = произведению 3. сюжет и фабула (сюжет=приоизв.) 4. система образов 5. пространство и время 6. ритм 7. язык
29. Современный урок литературы (актуальные проблемы, структура, требования, классификации, формы уроков в средних и старших классах). Л-ра - школьный предмет, ктр формирует, воспитывает читателя, направляет его деятельность и развитие. Этот предмет имеет сложное строение: он включ-т определенный круг произв-й худ. л-ры, научные статьи о л-ре, основы теории и истории л-ры, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуры школьников. Он строится ступенчато: опирается на читательскую подготовку, ктр ребенок получил в нач. классах, содержит этап с 4-7 класс, з-ча которого – ввести школьников в мир худ-го произ-я, развить их читательскую восприимчивость тем самым подготовить к этапу 8-10 классов, когда произ-я словесного искусства изучаются на историко-лит-ной основе и школьники постигают роль л-ры в общественном движении, в становлении человеческой лич-ти, в самосознании народа и чел-ва. Цель изуч-я л-ры в школе – приобщение уч-ся к искусству слова, к духовным богатствам классики и современной л-ры, развитие худож-ой восприимчивости. Урок был введен в XVI веке Я.А.Каменским. До 30-х годов существовали различные консультации, экскурсии, уроки на природе. В 1931 году урок был утвержден в отечественной школе как основная форма обучения. Урок был призван решить 2 задачи: 1.организовать время, 2.организовать коллектив. Было обозначено 3 функции урока: развитие; воспитание; обучение. Урок л-ры постоянно изменяется, но в нем есть неизменные категории, закономерности. Это требования к уроку, структура, типология уроков, классификация. Требования, предъявляемые к уроку:1 Урок л-ры - это постижение искусства слова .2. Урок л-ры - является завершенным целым и звеном в системе других уроков. 3. Урок, д/б целенаправленным; все компоненты урока должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены единой целью. 3 функции: образовательная - новое на уроке; развивающая - умение анализа и творческой интерпретации; воспитательная - осуществление эстетического обогащения личности. 4. Урок должен соответствовать научному уровню других наук. 5. Урок л-ры - это воплощение деятельностного подхода, основанного на взаимосвязи содержания и деят-ти. Деятельностный подход - это стимулирование интеллектуальных и творческих возможностей школьника, активное и самостоятельное изучение ими изучаемого материала, создание личностной интерпретации художественного произведения. В этом контексте урок л-ры всегда - урок диалог (требование связано с формированием у учащихся след. умений: планировать, отбирать, работать с научной литературой, оформлять библиографию. 6. Урок л-ры д/б логически, композиционно стройным, по возможности завершенным. Можно выделить след. структурные элементы (этапы): 1) постановка поставленной задачи или выдвижение гипотезы; 2) мотивация (смысл изучения);3) отбор и последовательность изучения (сценарий урока);4) применение способов и средств, позволяющих достигнуть результатов понимания и формирования навыков и умений;5) в структуре урока очень важна категория замысла. 7. Обоснованный и целесообразный подбор разнообразных методов и приемов обучения, ктр-е должны соответствовать: уровню подготовленности класса: возрастным особенностям учащихся;- личности учителя и уровню его теоретической подготовки. Вариативность методов и приемов на уроке литературы делает его нестандартным и творческим. 8. Оптимальный психологический режим урока литературы, т.е. создание положительного эмоционального настроя. Технич-е требования: 1) содержание рабочего места учителя в должном виде; 2) рациональное использование наглядного и дидактического материала;3) психологический режим класса В методике преподавания л-ры принято выделять 3 основные классификации уроков. 1. Классификация уроков л-ры на основе специфики занятий: вступительные (вводные уроки);уроки чтения (знакомство с текстом); уроки анализа и интерпретации художественного произведения;заключительные уроки. 2. Классификация уроков на основе выделения главного вида работы: урок—лекция; урок-беседа;урок-экскурсия;урок-диспут; урок-семинар;урок-зачет. 3. Классификация уроков на основе их содержания: урок изучения художественных произведений;урок изучения истории и теории литературы;урок развития речи. Т ехнология урока - система способов и методов его проведения. Разработано более 150 техн-й урока. Алгоритм: 1) целеполагание урока Образовательная цель (актуализировать прошлые знания, обеспечить понимание); Развивающая (литературное развитие общих и специальных умений – эмоциональной сферы, познавательной активности, мыслительной деятельности, креативности; выразительного чтения, монологической речи, умения аргументировать);Воспитывающая (повысить мотивацию к чтению, литературе, формировать убеждения, качества личности).2) отбор содержания учебного материала. Критерии отбора: Выделение фундаментальных, основных знаний; связь знаний с жизнью – актуальность; межпредметные и межкультурные связи – искусство, философия, театр; знания должны иметь ценность для ученика, личностную значимость; расположение материала – логичное, связное, эмоциональное.3) методы и приемы обучения Сферы сознания ребенка, задействованные на уроке: Восприятие, осмысление, выработка суждений, умозаключений, новых понятий, запоминание, обобщение, систематизация, применение, рефлексия, эмпатия, ассоциирование, воображение, чувства 4)формы организации деятельности учащихся Виды деятельности должны быть разными писать, читать, рисовать, слушать. 5) д/ з д/б дифференцированным. Обязательно д/б результат на письме. В старших классах д/з пропедевтическое – заранее. 6) оценка, самооценка деятельности 7) рефлексия- «возвращение к себе», что узнал, какие вопросы остались. Стр-ра урока: 1. Традиц-я, жесткая, четырехчленная (Проверка д/з, Объяснение нового материала, Закрепление, Задание на дом) 2. Гибкая, поэтапная (много этапов, не закрепленных м/у собой);Каждый вид деятельности – этап, этапом может быть любая ситуация на уроке: Подготовка восприятия, Чтение вслух (учителем) – эмоц-е, Вопросы на выявление восприятия, Повторное чтение про себя, Анализ текста, Устное словесное описание, Интерпретация, Рефлексия. Формы у. л-ры: Традиц-е: Лекции, Сочинения, Дискуссии. Нетрадиц-е: Игра, Соревнование, Фантазия, Урок-противоречие, Урок-наоборот, Урок-парадокс, Урок-портрет. 30 Школьный Литературный Анализ худ-го произ-ия. «ШЛА(по Маранц.) по своим целям,мат-лу,хар-ру не м/б упрощ.схемой литер/ведч.иссл-ия.Это не перевод,а новообр-ие.Это рождение во многом неповтор.орг-ма»ШЛА опир-ся на ЛвА(литературоведч.анализ).Лит-ие яв-ся базой ШЛА.Все спец.зн-ия реб-к пол-т именно благодаря литер-ию.Отличие ШЛА от ЛвА:ЛвА дел-ся в опр. аспекте(эстетич.,филос.,психол.и др).В школе же мы не можем анал-ть худ.пр-ие в одном аспекте.След-но,мы испол-ем разн.подходы.ЛвА делать проще,т.к.пр-ие рассм-ся в опр.аспекте. На одном уроке ШЛА м/т вкл-ть в себя неск-ко лит.подходов сразу,след-но он сложнее.ШЛА ограничен временными рамками ориент-ся на возр.ос-ти уч-ся.Для литературоведа важен рез-т.ШЛА никогда не яв-ся исчерпывающим,никогда не м/б все сказано до конца.Всегда ост-ся вопросы,аспекты,ктр.м/б рассм-ны позже.Наша задача на уроке просмотреть все,исчерать всё невозм-но,всегда ост-ся проблемы,ктр.м/б рассм-ны в др.классах.ШЛА носит всегда совм.хар-р.В этом отн-ии он активный,действенный,продуктивный.ШЛА отл-ся ИНСТРУМЕНТАРИЕМ.В ШЛА мы разг-ем с уч-ся.Худ.пр-ие раскр-ся не в процессе моноглогич.речи У.,а в пр-се беседы,диалога У и уч-ся,след-но,в этом и есть специфика ШЛА.ЛвА ставит исследоват.задачи.ШЛА носит воспит.хар-р,однако,худ.текст(ХТ) сам восп-ет,н/н просто прочитать его.Необх-мо знать какой матер-л н/н отобрать.ШЛА д/б таким,ч/б он запом-лся уч-ся.В мет-ке анализа пр-ия никогда не было одного мнения об проведении анализа пр-ия:1)н/н просто мечтать2)дают анализ. В 70-е гг.Нагибин(просто чтение) и Твардовский(непосредств.впеч-ие от книги-эмоции,а они кратковременны,исчезнут,ничего не останется.Эмоция д/б умной,д/н перейти на эстетич.уровень.След-но,м/н сделать только в процессе анализа текста,после него) Прпы ШЛА: 1)пр-п целостности из-ия худ.пр-ия(ХП)(единство сод-ия и формы)По Лотману,анализ-конструирование частей целого,как сложнопостроенного смысла в их связях и отн-ях.Сод-ие-тема(о чем?),идея(гл.мысль).проблема(что реш-ся).Наша задача состоит в том,ч/б рассм-ть как эти составляющиесод-ия претвор-ся в худ.пр-ие:ч/з жанр,ч/з сюжет,ч/з комп-ию,ч/з худ.выразит.ср-ва(тропы),ч/з типы повеств-ия(монологи,диалоги),ч/з изобраз.ср-ва(пейзаж и др.),ч/з приемы образаХП,ч/з стильХП.Это и есть форма.Кажд.элемент формы сод-ен.Мы д/н выйти на смысл пр-ия,т.е. зачем,для чего.Пр-п целостности-методологич.пр-п.2)пр-п иерархии комп-ов анализа закл-ся в том,что не весь смысл м/б открыт,и не все м/б рассм-но в этомХП.Подним-ся один опр.аспект.В.ср.классах ШЛА носит одноаспектный хар-р,но это не зн-т,что пр-п целостности наруш-ся,т.к. форма исод-ие совмещ-ся.3)пр-п связывания и собирания.В худ.пр-ии нет ничего ненужного.Кажд.деталь и подроб-ти яв-ся важной,значимой.Все связано со всем и все работает на смысл.В этом отн-ии анализа м/н идти 2-мя путями:-дедукция(от общ.к частному)и индукция(от частного к общ.,от деталей,подробностей идём к осн.идее).4)Вни-е к этимологии слова означает осмотрение слова в контексте5)пр-п сквоз.проник-ия мат-ла.Границы анализа д/б распахнуты на предыдущие и последующие тексты,д/н выяв-ся сквозные образы,проблемы,детали.Д/Н показываться жизнь образа во времени.6)пр-п аппликации- соотнесене худ.пр-ия с совр.сит-ей,в ктр. нах-ся читатель7)пр-п рефлект-ти-эстет.реал-ть ХПне т-ко откр-ет себя чит-лю,но и откр-ет что-то важное для чит-ля.Если прав-но пост-ны вопросы,если У.владеет рефлекс.приемами,то это м/т вызвать рефлексию уч-ся.ХТ воздей-ет на стр-ры подсозн-ия,ктр.проявится после в жизни.Важно,ч/б реб-ок не т-ко репрод-о читалХТ,а открывал себя.ХТ.-это откр-ие автора(Тюпа)8)пр-п интерпретац-сти.В лит-ии анализ и интерпретацию разводят многие ученые.Анализ-это объяс-ие,интерпр-ия-истолкование.В ШЛА практ-ки невозм-но развести аналз и интерпр-ию,т.к. анализ имеет интепр-ый хар-р,#,лирич.пр-ия.Т-ко интепр-ей заниматься вредно с уч-ся,т.к.ХТ не безоотнос-ен,у него есть автор,он оставил сигналы,ктр.говорят о том,что он хотел этим сказать.Если мы будем обращать на это вни-ие (эпиграф и др.),то мы прочитаем его адекватно. Виды ШЛА 1)контекст-ый ан. в ст.классах(это такой ан.,когда привлек-ся разн.контексты-близкие(биография пис-ля)и далекие(библ.культ))2)имманентный- в ср.классах(это такой анализ,когда ХПанализ-ся внутри себя без привлечения каких-л.связей).В ср.кл.н/н а нал-ть текст,а не интерпретировать.Неск-ко путей анализа пр-ия:1)темат.путь-это когда пр-ие распр-ся по урокам согл-но теме2)пообразный путь-в основе распред-ия лежит система образов3)проблемно-темат.путь-тема перемеж-ся с проблемой4)проблемный путь5)смешан. путь6)композ-ый путь-уроки распр-ся согл-но комп-и пр-ия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.167 (0.014 с.) |