Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы исследования в психологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их. Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Перечень практических умений по изучаемой теме. 1. Приобретение навыков публичного выступления по заданной тематике. Рекомендации по выполнению УИРС. 1. Научное и житейское понимание психологических явлений. 2. Моделирование как метод психологического исследования. 3. Связь современной медицинской практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии. 4. Бихевиоризм. 5. Когнитивная психология. 6. Гештальт-психология. 7. Психоанализ. 8. Гуманистическая психология. 9. Вклад отечественных ученых в развитие психологии. 7. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы. Что изучает общая психология? a. группу людей; b. индивида; c. психические заболевания; d. закономерность протекания всех психических процессов. Правильный ответ – d Какая наука изучает человеческие взаимоотношения? a. генетическая психология; b. возрастная психология; c. педагогическая психология; d. социальная психология. Правильный ответ - d Какие отрасли психологии имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека? a. генетическая психология; b. медицинская психология и психотерапия; c. дифференциальная психология; d. возрастная психология. Правильный ответ - b Какой метод психологического исследования заключается в создании искусственной ситуации? a. наблюдение; b. опрос; c. тест; d. эксперимент. Правильный ответ - d 5. Предметом психологии являются: a. конкретные факты психологической жизни; b. закономерности психики; c. механизмы психики; d. верно все. Правильный ответ - d 6. К познавательным психическим процессам относится: a. эмоции; b. темперамент; c. воля; d. внимание. Правильный ответ - d 7. Какие требования предъявляются к наблюдению как методу изучения психической жизни людей? a. исследователь сам создает условия возникновения интересующих его психических явлений; b. исследователь не вмешивается в течение психических процессов; c. наблюдения следует проводить от случая к случаю; d. психологическое наблюдение должно быть спонтанным. Правильный ответ - b 8. Основной особенностью наблюдения является: a. отделение случайного и несущественного от существенного и закономерного; b. объективная обработка полученных результатов; c. познание закономерностей поведения; d. сложность и трудоемкость. Правильный ответ - а Что называется психологическим экспериментом? a. это метод, при котором учитывается естественный ход событий; b. это собирание анамнеза об истории изучаемой личности; c. это исследование психических особенностей индивида; d. это изучение личных качеств, специально вызванных изменением условий, целей и способов выполнения личностью какой-либо деятельности. Правильный ответ - d 10. В чем состоит значение эксперимента в психологии? a. изучается психика по ее объективным проявлениям; b. изучается психика человека в процессе его обычной деятельности; c. исследователь создает условия, чтобы вызвать интересующие его процессы у испытуемого; d. обеспечивает глубокое и всестороннее изучение психической деятельности людей. Правильный ответ - с СЕМИНАР 2 1. Тема: «Ощущения и восприятия» 2. Формы работы: - Подготовка к семинарскому занятию. Подготовка с использованием лекции и основной литературы. Проведение психологического исследования психических процессов, оформление протоколов исследования и составления заключения по результатам. - Подготовка материалов по УИРС. Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам. 3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме семинарского занятия. 1. Что такое ощущение? 2. Классификация рецепторов. 3. Классификация ощущений. 4. Характеристика ощущений. 5. Что такое порог ощущений? Какие они бывают? 6. Что такое "синестезия"? 7. Что такое адаптация? Виды. 8. Что такое восприятие? 9. Чем восприятие отличается от ощущения? 10. Этапы восприятия. 11. Свойства восприятия. 12. Условия формирования адекватного перцептивного образа. 13. Иллюзии восприятия. 4. Основные понятия и положения темы: Ощущение – это простейший психологический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущения – наиболее простая форма психической деятельности, начальный источник всех наших знаний о мире. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при воздействии раздражителя на анализатор. Анализатор - анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1. Периферического отдела, или рецептора. В нем проходит преобразование определенного вида воздействия энергии в нервный процесс. 2. Афферентных, или центростремительных проводящих путей, по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора, и эфферентных, центробежных нервов, по которым передается ответная реакция. 3. Центрального отдела анализатора - специализированного участка коры головного мозга, где происходит преобразование нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Ответная реакция передается по эфферентному нерву. Классификация ощущений 1. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы. Экстероцептивные – ощущения, сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира. Интероцептивные – ощущения, сигнализирующие о внутреннем состоянии организма. Проприоцептивные – ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении. Экстерорецепторыподразделяются на две большие группы: контактные и дистантные. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном соприкосновении с раздражителем, например, вкусовые и осязательные. Дистантные рецепторы - воспринимают информацию на расстоянии, например, зрительные, слуховые, обонятельные 2. По органам чувств ощущения делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые. 3. По особенностям происхождения: механические, температурные, химические, фотохимические, болевые. Различные виды ощущений характеризуются общими для всех видов ощущений характеристиками. Такими характеристиками являются: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Качество - специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения характеризуются тембром, высотой, громкостью; зрительные - цветовым тоном, насыщенностью, светлотой. Интенсивность – степень выраженности данного качества. Она определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов. Длительность – время, в течение которого сохраняется впечатление данного конкретного ощущения. Она определяется состоянием органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. Пространственная локализация раздражителей -пространственный анализ производится дистантными рецепторами, которые дают нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущение соотносится с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. Способность получать ощущения называется чувствительностью. Основными параметрами чувствительности являются пороги ощущения – интенсивность раздражителя, которая вызывает ощущение соответствующего свойства. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное раздражение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение, называется верхним абсолютным порогом чувствительности или болевым порогом. Величина абсолютных порогов изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности, возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражителя и т. п. Разностным порогом, или порогом различения, называется минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное ощущение. Различают две основные формы изменения чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называется адаптацией, а другая – от условий состояния организма и называется сенсибилизацией. Адаптация – это постепенное изменение чувствительности под действием часто повторяющихся или длительно воздействующих раздражителей. Адаптация имеет три разновидности: 1. Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Например, при работе в комнате с тикающими часами последние вскоре перестают замечаться. 2. Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, войдя зимой с замерзшими руками в помещение, вы не сможете почувствовать температуру холодной воды из-под крана. 3. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Например, чувствительность глаз увеличивается под влиянием пребывания в полной темноте. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей называется сенсибилизацией. Анализаторные системы человека довольно активно взаимодействуют благодаря связям между соответствующими центрами головного мозга. Общая закономерность этого взаимодействия состоит в том, что устойчивое ослабление одних раздражителей повышает чувствительность других сенсорных систем, и, напротив, сильные посторонние раздражители понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов. Если под влиянием раздражения одного анализатора возникает ощущение, характерное для другого анализатора, то такое явление называется синестезией. Нередки зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы. Ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активирующую мозг функцию. Они, представляя собой одну из начальных категорий познания и будучи связанными с другими сторонами познавательного процесса, оказывают влияние на формирование и состояние психики. Не случайно длительное отсутствие ощущений (сенсорная депривация) может вызвать у человека серьезные психические нарушения. Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.138.184 (0.01 с.) |