ТОП 10:

Перечень практических умений.



1. Определять особенности различных видов памяти.

2. Диагностика особенностей внимания.

6. Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов.

1. Психологические теории внимания.

2. Развитие внимания Взаимосвязь ивзаимодействие различных видов памяти у человека.

3. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

4. Сравнительный анализ основных механизмов памяти по ее психологическим теориям.

5. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

7. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

1. Степень углубления в какую-либо деятельность – это свойство внимания:

a. сосредоточенность;

b. активность;

c. устойчивость;

d. распределение.

Правильный ответ - а

2. Высокая интенсивность и трудная переключаемость характерна для:

a. стариковской рассеянности;

b. рассеянности;

c. невнимательности ученого;

d. распределения внимания.

Правильный ответ - с

3. Одним из основных качеств внимания является:

a. переключаемость;

b. невнимательность;

c. узнавание;

d. запоминание.

Правильный ответ - а

4. Невнимательность, определяемая слабой интенсивностью и еще более слабой переключаемостью, называется:

a. стариковская рассеянность;

b. забывчивость;

c. невнимательность ученого;

d. рассеянность.

Правильный ответ - а

5. Процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой, называется:

a. внимание;

b. память;

c. восприятие;

d. невнимательность.

Правильный ответ - а

6. Качество внимания, характеризующее степень участия воли в этом процессе:

a. направленность;

b. сосредоточенность;

c. активность;

d. внимательность.

Правильный ответ - с


7. По способу запоминания память различают:

a. механическая;

b. опосредованная;

c. смысловая;

d. все верно.

Правильный ответ - d

8. Извлечение из памяти без непосредственно воспринимаемого объекта это:

a. воспоминание;

b. узнавание;

c. внимание;

d. все вышеперечисленное.

Правильный ответ - а

9. К качествам памяти относятся:

a. точность воспроизведения;

b. прочность сохранения;

c. готовность к воспроизведению;

d. верно все.

Правильный ответ - d

10. Сенсорная память:

a. информация хранится в генотипе;

b. информация хранится в течение неограниченного срока;

c. удержание точной и полной картины в течение 0,1-0,5 секунды

d. информация хранится в течение заранее заданного срока

Правильный ответ - c

11. Первый этап памяти:

a. воспроизведение;

b. запоминание;

c. забывание;

d. сохранение.

Правильный ответ - b

Самоконтроль по ситуационным задачам.

1. Человеку необходимо сделать какую-то работу, он ставит перед собой определенную цель и направляет на ее достижение волевые усилия, концентрирует внимание. Но через определенное время деятельность настолько увлекает человека, что дальше для ее совершения уже не требуется волевых усилий.

Определите вид внимания. Дайте определение.

Ответ: Послепроизвольное внимание – сосредоточение человека на том или ином объекте, явлении в соответствии с заранее поставленной целью, но не требующее волевых усилий. Произвольное внимание обычно утомляет через 20 минут. Послепроизвольное внимание может длиться часами и человек не устает.

2. Водитель автомобиля при движении периодически сосредотачивает свое внимание на светофорах, на встречном транспорте, на переходах, на дорожных знаках, на показаниях приборов и т.д.

Какое свойство внимания проявляется в данном случае, как необходимое условие для профессиональной деятельности.

Ответ: Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних условий и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Различают преднамеренное и непреднамеренное переключение внимания. Непреднамеренное переключение обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

3. Человек сознательно выбирает цель и усилием воли подавляет один из интересов, направляя свое внимание на удовлетворение другого.

Определите вид внимания.

Ответ: Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека и связано с сознательно поставленной целью. Человек сосредотачивается не на том, что ему интересно или приятно, а на том, что нужно. Физиологической основой произвольного внимания служит концентрация возбуждения в определенных функциональных системах больших полушарий головного мозга.

4. Ш., в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка одно слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующее люди мгновенно вспомнили это слово (тиф), а Ш., потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал по порядку все заученные слова.

Какой тип запоминания проявился в этом случае?

Ответ: Феноменальная память характеризуется исключительной образностью. Человек, например «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей, либо превращает диктуемые слова или цифры в хорошо знакомые ему образы. Механическая память – память, основанная на заучивании материала без его осмысливания.

5. В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить пять арифметических задач. В другом эксперименте тем же учащимся примерно через 15 минут предложили придумать пять аналогичных задач. После этого от них потребовалось воспроизвести числа из условий всех десяти задач.

В каком эксперименте испытуемые лучше запомнят числа, содержащиеся в задачах и почему?

Ответ:Успешность запоминания зависит от смысловых связей между элементами запоминаемого материала. Осмысленное запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стоны и отношения объектов. Механическое запоминание основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. Запоминание, опирающееся на содержательные и активные способы работы с материалом, оказываются более продуктивными.

 


СЕМИНАР 4

 

1. Тема:«Мышление, речь, интеллект»

2. Формы работы:

- Подготовка к семинарскому занятию.

Подготовка с использованием лекции и основной литературы.

Проведение психологического исследования психических процессов, оформление протоколов исследования и составления заключения по результатам.

- Подготовка материалов по УИРС.

Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме семинарского занятия.

1. Понятие о мышлении, его отличие от других познавательных процессов.

2. Физиологические основы мышления. Понятие о 1-ой и 2-ой сигнальных системах.

3. Виды (уровни) мышления, их особенности.

4. Перечислить мыслительные операции и дать им характеристику.

5. Процессы мышления.

6. Какие виды умозаключений бывают?

7. Что такое интуиция?

8. Определение интеллекта и его виды.

9. Составляющие интеллект способности.

10. Причины снижения интеллекта.

11. Что такое речь, язык? Виды речи.

4. Основные понятия и положения темы:

Мышлениеэто опосредованное и обобщенное отражение существенных и закономерных связей и отношений между предметами и явлениями объективной реальности. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление характеризуется рядом особенностей, которые отличают его от других познавательных процессов.

Во-первых, в мышлении отражаются не только внешние, воспринимаемые свойства предметов, но и внутренние,существенные связи и отношения.

Во-вторых, мышление есть процесс опосредствованного отражения. Опосредствованный характер мышления выражается в том, что человек, решая какую-либо задачу, оперирует знаниями и методами, сложившимися в процессе исторического развития общества, выходит за пределы того, что дано непосредственно в ощущениях, восприятиях, представлениях.

Третьей важнейшей особенностью мышления является его обобщенность.

Физиологической основой мышленияявляется сложная аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга, осуществляемая во взаимодействии двух сигнальных систем.

1-я сигнальная система отвечает за восприятие образов и представлена подкорковой областью и корой больших полушарий без лобных долей и без отделов, воспринимающих слово. 2-я сигнальная система отвечает за восприятие слова и представлена корой лобных и височных долей. Мысль - это условно-рефлекторная связь между человеком и реальностью.

Процессы мышления.

Мышление осуществляется в форме речи, при этом основным элементом мысли является понятие.Понятие отражает общее, существенное, закономерное в предметах и явлениях действительности. Понятие обозначается словом, поэтому мыслить понятиями — это значит мыслить словами. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества и усваиваются в процессе индивидуального развития человека. В процессе формирования понятий отражается развитие мышления, умение выделять в предметах существенные признаки и обобщать по этим существенным признакам.

Оперирование понятиями может осуществляться в разных формах, прежде всего в форме суждений и умозаключений.

Суждение— это утверждение или отрицание каких-либо связей или отношений между предметами или явлениями. Суждения могут быть общими (все растения имеют корень; воспалительные процессы сопровождаются повышением температуры), частными (некоторые лекарственные средства имеют побочные действия), единичными (этот пациент болен гриппом).

К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что воспринимается, так и опосредованно, путем умозаключений.Умозаключение представляет оперирование не отдельными понятиями, а суждениями. Каждое умозаключение состоит из нескольких суждений (посылок) и следствия из этих посылок. Оперирование понятиями возможно в различных формах: индукции (от частного к общему), дедукции (от общего к частному). Для детского и патологического мышления характерна также такая форма, как трансдукция — умозаключение, переходящее от одного частного или единичного случая к другому частному или единичному случаю, минуя общее, так как в трансдуктивном мышлении нет обобщения.

Операции мышления.

Анализесть мысленное разложение целого на части или мысленное выделение отдельных его свойств или сторон. Анализ ситуации, в результате которого вычленяются известное и искомое, является началом решения задачи.

Синтез— мысленное соединение частей, предметов или явлений. Синтез восстанавливает расчлененное анализом целое, вскрывая существенные связи и отношения элементов, выделенных анализом.

Сравнение— позволяет устанавливать сходство или различие между предметами и явлениями на основе мысленного выделения их частей или свойств.

Обобщениеесть мысленное выделение в предметах и явлениях общего и главного, и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом. Необходимой предпосылкой обобщения является сравнение предметов. Обобщение может опираться на разные признаки, но самое важное значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков не только общих, но и существенных для данных предметов или явлений. Именно такое обобщение ведет к образованию понятий, к открытию законов.

Абстракцияважнейшая характеристика мышления, представляет собой отвлечение главных, основных свойств предметов и явлений от отдельных конкретных чувственно-образных свойств и их изолированное рассмотрение. Научная абстракция является непременным условием познания сложных объектов, которые невозможно познать сразу и целиком.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Из понятия выводится суждение о принадлежности вещей и явлений определенному классу. При конкретизации происходит максимальное приближение к действительно существующему в объективном мире предмету или явлению.

Виды мышления. Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет говорить о существовании различных видов мышления. Так, в зависимости от характера решаемой задачи, от того с чем оперирует мысль, выделяют 3 вида или уровня мышления:

Предметно-действенное мышлениеявляется ведущим у ребенка до 2—3-летнего возраста и проявляется в процессе непосредственных действий с предметами. Этот вид мышления является исходным в формировании любой мыслительной операции. Для него характерен целый ряд особенностей.

Прежде всего, оно тесно связано с конкретной ситуацией, осуществляется в процессе практической деятельности. Этот вид мышления насыщен эмоциональными тенденциями. Для него характерен синкретизм,проявляющийся в том, что случайные поверхностные признаки объединяются в комплекс, не отражающий сути предмета; низкая критичность по отношению к своим действиям. Одним из главных признаков предметно-действенного мышления является эгоцентризм,проявляющийся в том, что ребенок не понимает относительности явлений, предметы рассматриваются им вне связи с другими предметами, а точкой отсчета в рассуждениях является сам субъект.

Наглядно-образное мышлениеоперирует представлениями. В ходе решения задачи эти образы преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог найти ее решение. Этот вид мышлениятакже характеризуется синкретизмом, насыщено эмоциями, длянего характерна низкая критичность и эгоцентризм, невозможность правильного соотнесения частного и общего, непонимание обратимых отношений.

Предметно-действенное и наглядно-образное мышление — это допонятийные виды мышления.

С началом школьного обучения интенсивно развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Понятийное мышление — это всегда осознанное вербализованное мышление. Оно оперирует понятиями, суждениями, символическими обозначениями и иными отвлеченными категориями. Важнейшей характеристикой понятийного мышления является децентризм, проявляющийся в том, что логически мыслящий человек выходит за пределы собственной системы отсчета. Для понятийного мышления характерна высокая критичность и полнота понимания, включая понимание скрытого, переносного смысла и подтекста.

Мышление взрослого человека включает признаки всех трех видов: предметно-действенного, наглядно-образного и понятийного. Соотношение этих видов мышления при этом определяется не только возрастными, но и индивидуальными особенностями и связано с доминированием одного из полушарий.

Для развитого мышления характерно «умение быстро разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно находить правильное решение», то есть то, что обычно называют интуицией. Интуиция – обобщение сознанием ряда мелких, порознь трудно учитываемых фактов, делающееся на основе большого опыта и знаний в данной области.

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малой осознанностью, в отличие от поэтапно развернутого, осознанного мышления. Высокая скорость интуитивного решения задач обусловлена перестройкой процессов логического и образного мышления. Оно приобретает особую значимость в сложных ситуациях деятельности (сложность обстановки, дефицит времени, необходимость учета противодействующих сил, высокая ответственность за каждое решение).

Речь и язык.

Слово и речь являются важнейшими содержательными компонентами психики человека.

Язык— это строго нормализованная система средств общения. Язык выступает как материальная оболочка мысли.

Речь — применение языка в процессе общения для передачи мыслей, воли, чувств. Вместе с тем речь — это особая и наиболее совершенная система средств общения, свойственная только человеку. В отличие от звуковой сигнализации животных, содержанием языка является не выражение внутреннего состояния, а обозначение, сигнализация объективных вещей, предметов, явлений. Поэтому важнейшей функцией речи является сигнификативная, обозначающая.Слово обозначает при этом не столько единичный предмет, сколько категорию, общие связи предметов. Поэтому речь выполняет функцию обобщения.И, наконец, речь выполняет функцию общения.

Коммуникативная функция речи позволяет устанавливать контакт между людьми. В коммуникативной функции речи можно выделить 3 аспекта:

1) информационный (речь выступает как способ передачи информации от одного человека к другому и от поколения к поколению);

2) выразительный (средство передачи чувств, отношений, при этом большое значение имеют интонация, экспрессивные, паралингвистические составляющие — жесты, мимика, пантомимика);

3) речь как побуждение к действию, волеизъявление.

У человека различают развитие сенсорной речи (то есть понимание речи) и развитие экспрессивной речи (то есть способность говорить). Способность понимать речь появляется у ребенка уже во втором полугодии жизни, способность говорить — позже, как правило, в конце первого — начале второго года.


Виды речи.

Речь может быть внешней и внутренней. Внешняя речь в свою очередь делится на письменную и устную. Устная речь по своему психологическому составу является слуходвигательной. В восприятии и понимании речи решающее значение имеет фонематический слух, базирующийся на звуковысотной различительной чувствительности слухового анализатора, что позволяет дифференцировать близкие по звучанию гласные (о-ё, а-я; у-ю) и согласные (б-п; д-т, г-к; з-с; л-р). Устная речь характеризуется некоторыми отличительными признаками, важнейшими из которых являются ситуационность (она зависит от конкретных обстоятельств, условий, в которых происходит общение); обращенность — направленность к определенному лицу, собеседнику; эта речь поддерживаемая, ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих. Письменная речь появилась позже устной и прошла сложный путь развития. Письменная речь по своим механизмам — зрительно-слухомоторная. Никаких внеречевых средств воздействия, которые есть в устной речи, в письменной речи нет. Это требует от нее развернутости, связности, логической стройности.

Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутренняя речь связана, с одной стороны, с формированием мысли, с другой стороны — с нравственным самосознанием личности, ее совестью, установками и потребностями. В форме внутренней речи протекает мышление, возникают намерения, планы.

Интеллект – это система всех познавательных способностей индивида, в частности, способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности.

Векслер понимает интеллект как способность к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Он придерживается иерархической модели интеллекта, в которой выделяется фактор общего интеллекта, или генеральный, основные групповые факторы: вербальный и невербальный (или пространственный, практико-технический), а также парциальные факторы (включающие отдельные перцептивные и сенсорные способности). Вербальный интеллект в большой мере зависит от социализации, приобщения к культуре, уровня знаний и интеллектуальных навыков. Невербальный, практико-технический интеллект (или свободный, текучий) не зависит от приобщения к культуре, его уровень определяется общим развитием третичных или ассоциативных зон коры больших полушарий. Этот интеллект проявляется при решении перцептивных задач, когда требуется воспринять и найти соотношение элементов. Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий.

Тёрстоун предполагал, что интеллект лучше всего представить как совокупность нескольких факторов, которые он назвал «первичные умственные способности». Он выделил семь таких способностей, представляющих собой разные стороны интеллекта. Они составляют:

1. Счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2. Вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя для этого наиболее подходящие слова;

3. Вербальное восприятие, т. е. способность понимать письменную или устную речь;

4. Пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5. Память;

6. Способность к рассуждению;

7. Быстроту восприятия сходств и различий между предметами или их изображениями, а также их деталей.

Интеллект ребенка зависит от ряда внутренних и внешних факторов, которые следует учитывать при его развитии и воспитании.

К внутренним факторам относятся:

генетические (тот потенциал, который ребенок получает от родителей);

врожденные, обусловленные созреванием плода в утробе матери;

хромосомные аномалии, возникающие в результате нарушений в процессе образования сперматозоида или яйцеклетки;

нарушения питания плода, когда серьезные нарушения питания матери могут оказать влияние на последующую умственную деятельность ребенка (например, кретинизм – дефект, возникающий у детей в результате недостатка иода в рационе матери);

заболевания в период беременности (например, краснуха у матери в первые месяцы беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и интеллектуальных способностей у ребенка);

употребление матерью различных веществ может привести в дальнейшем к значительной задержке умственного развития ребенка (алкоголь, курение, использование антибиотиков, транквилизаторов и др.).

К внешним факторам, или факторам окружающей среды, относятся:

питание новорожденного;

психическая стимуляция;

влияние числа детей в семье;

социальное положение.

Но с каким бы потенциалом ни родился ребенок, необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Чем больше будет ребенок общаться с нормальным взрослым, чем более благоприятные условия для развития его способностей будут создаваться, чем лучшие методы для его обучения будут использоваться, тем ярче проявится все то, что заложено в нем природой.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.6 (0.021 с.)