Методы изучения мотивации трудовой деятельности. Общая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изучения мотивации трудовой деятельности. Общая характеристика

Поиск

Психологическое изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частных методических приемов (методик). Познание психологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию, обеспечению эффективности и безопасности труда предусматривают получение и использование научных фактов, данных о психологических характеристиках трудовой деятельности. Основным инструментом в этой работе является комплекс конкретных методик психологического исследования, которые можно объединить в следующие классы методов:

1) анализ рабочих документов (руководства, инструкции и т. п.) — для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности;

2) наблюдение за рабочим процессом — для сбора визуальной информации о содержании деятельности;

3) хронометраж — оценка временных параметров трудового процесса;

4) опрос (беседа, анкетирование, экспертные оценки и др.) — получение письменной и устной информации от субъекта труда;

5) самонаблюдение и самоотчет — воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач;

6) трудовой метод — информация об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс;

7) биографический метод — анализ жизненного и профессионального пути;

8) физиолого-гигиенические методы — изучение условий деятельности;

9) эксперимент (естественный и лабораторный) — изучение психологических особенностей субъекта труда (психометрические тесты, личностные опросники, психофизиологические, физиологические и биохимические методы).

Описание перечисленных методов представлено в ряде руководств, справочников, пособий и монографий.

Метод профессиографии. Анализ психологических особенностей трудовой деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения называется профессиографией. Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма — описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма — описание психологических характеристик деятельности.

Профессиография – комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристк профессии.

 

Профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии.

Психограмма – описание психологических характеристик деятельности.

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:

1) специфичность (конкретность) описания определенной деятельности;

2) комплексность изучения;

3) динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности);

4) системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик деятельности);

5) идентичность приемов (для корректного сравнения профессий);

6) использование качественно-количественных методов.

Профессиограмма должна содержать характеристику:

— общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т. д.);

— содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т. д.);

— средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т. д.);

— условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.);

— организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха и т. д.);

— субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, коммуникативные особенности и т. д.);

Психограмма деятельности должна отражать требования и характеристики мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых, характерологических и других профессионально важных качеств субъекта труда.

Наиболее неадекватный метод изучения мотивации трудовой деятельности является в то же время одним из самых распространенных в международной практике социологических исследований. Это использование шкал удовлетворенности - неудовлетворенности разными сторонами производственной ситуации и содержанием труда.

Удовлетворенность трудом - это оценочное отношение человека или группы людей к собственной трудовой деятельности, различным аспектам ее характера или условий.

Среди социологов общепринято определить показатели удовлетворенности работой и разными ее сторонами как индикаторы соответствующих мотивов.

Другой характеристикой состояния мотивации труда рассматривается отношение к труду. Отношение к труду изучается в трех аспектах:

n отношение к труду как тип деятельности и социальной ценности (зависит от человека, идеологии, культуры воспитания).

n отношение к специальности (профессии) как определенному виду трудовой деятельности (зависит от общественного мнения, объективной ситуации, от личных взглядов).

n отношение к работе т.е. к определенному виду труда в конкретных производственных условиях, в данном коллективе (от данных условий труда).

Третья группа методов изучения мотивации к труду - это изучение личной расположенности работника к труду, заинтересованность в нем при прочих равных условиях. Мотивация при этом зависит от того, насколько данный труд позволяет ему удовлетворить важнейшие жизненные запросы, насколько общий интерес в труде согласуется с его индивидуальными интересами.

Эти показатели, как отражение мотивов труда, неудачны, так как содержат в себе суммарный итог влияния самых разнообразных условий:

Отношение к труду это общая характеристика положения человека в сфере труда, его мотивации. Наиболее распространенно на практике изучение конкретных показателей удовлетворенности трудом.

Показатели удовлетворенности трудом наиболее приемлемы для характеристики стабильности коллектива. Отношение же работника к труду в значительной мере складывается под влиянием его трудовой ориентации, содержания и условий труда, отношений в коллективе, типа личности и др.

Если же рассматривать удовлетворенность трудом более детально, то конкретные показатели отношения к труду будут включать в себя множество конкретных сторон трудовой деятельности. Сюда можно отнести; уровень безопасности труда, уровень шума, загрязненность, эстетическое оформление рабочего помещения, наличие и обустроенность мест отдыха, режим работы и рабочего времени, характеристики труда (интенсивность, сложность, содержательность, монотонность, ответственность, творчество и др.), уровень организации труда, социальный климат в коллективе, стиль руководства, перспективы роста, уровень заработной платы и системы оплаты труда и др. Объективные характеристики труда, воздействующие на работника, оцениваются им. В результате работник может быть удовлетворен либо не удовлетворен своим трудом. Таким образом, отношение к отдельным сторонам труда служит способом проявления мотивации труда.

Еще один способ изучения мотивов трудовой деятельности является использование комплекса методик, регистрирующих иерархию ценностных ориентаций, социальных установок, субъективных отношений к работе и ее особенностям.

Однако и к этому способу получения сведений о мотивах деятельности необходимо подходить осторожно, т.к. существует опасность искажения полученной информации вследствие того, что на личность влияют нормы макросреды и непосредственного окружения; обобщенные мотивы поведения людей не всегда согласуются с ситуативными мотивами их поведения в трудовой деятельности. Оказывает влияние на фомирование ценностей и уровень саморефлексии (человек может неадекватно осознавать свои потребности и ценности и выдавать исследователю желаемое за действительное).

Довольно распространенным методом изучения мотивации становятся тесты.

Поэтому, для получения достоверных данных о трудовой мотивации следует использовать и другие методы. Среди них непосредственное наблюдение трудового поведения, изучение объективных показателей работы, оценивание личных свойств (тесты), анализ личных документов (его характеристики, личные карточки, биографии).

24. Методы клинической психологии Клиническая психология — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы клинической психологии: Наблюдение, Беседа, Психофизиологические методы (например, ЭЭГ), Биографический метод, Изучение продуктов творчества, Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства), Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики).


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.012 с.)