Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы изучения мотивации трудовой деятельности. Общая характеристикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологическое изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частных методических приемов (методик). Познание психологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию, обеспечению эффективности и безопасности труда предусматривают получение и использование научных фактов, данных о психологических характеристиках трудовой деятельности. Основным инструментом в этой работе является комплекс конкретных методик психологического исследования, которые можно объединить в следующие классы методов: 1) анализ рабочих документов (руководства, инструкции и т. п.) — для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности; 2) наблюдение за рабочим процессом — для сбора визуальной информации о содержании деятельности; 3) хронометраж — оценка временных параметров трудового процесса; 4) опрос (беседа, анкетирование, экспертные оценки и др.) — получение письменной и устной информации от субъекта труда; 5) самонаблюдение и самоотчет — воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач; 6) трудовой метод — информация об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс; 7) биографический метод — анализ жизненного и профессионального пути; 8) физиолого-гигиенические методы — изучение условий деятельности; 9) эксперимент (естественный и лабораторный) — изучение психологических особенностей субъекта труда (психометрические тесты, личностные опросники, психофизиологические, физиологические и биохимические методы). Описание перечисленных методов представлено в ряде руководств, справочников, пособий и монографий. Метод профессиографии. Анализ психологических особенностей трудовой деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения называется профессиографией. Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма — описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма — описание психологических характеристик деятельности.
Профессиография – комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристк профессии.
Профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии. Психограмма – описание психологических характеристик деятельности. Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами: 1) специфичность (конкретность) описания определенной деятельности; 2) комплексность изучения; 3) динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности); 4) системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик деятельности); 5) идентичность приемов (для корректного сравнения профессий); 6) использование качественно-количественных методов. Профессиограмма должна содержать характеристику: — общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т. д.); — содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т. д.); — средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т. д.); — условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.); — организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха и т. д.); — субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, коммуникативные особенности и т. д.); Психограмма деятельности должна отражать требования и характеристики мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых, характерологических и других профессионально важных качеств субъекта труда. Наиболее неадекватный метод изучения мотивации трудовой деятельности является в то же время одним из самых распространенных в международной практике социологических исследований. Это использование шкал удовлетворенности - неудовлетворенности разными сторонами производственной ситуации и содержанием труда.
Удовлетворенность трудом - это оценочное отношение человека или группы людей к собственной трудовой деятельности, различным аспектам ее характера или условий. Среди социологов общепринято определить показатели удовлетворенности работой и разными ее сторонами как индикаторы соответствующих мотивов. Другой характеристикой состояния мотивации труда рассматривается отношение к труду. Отношение к труду изучается в трех аспектах: n отношение к труду как тип деятельности и социальной ценности (зависит от человека, идеологии, культуры воспитания). n отношение к специальности (профессии) как определенному виду трудовой деятельности (зависит от общественного мнения, объективной ситуации, от личных взглядов). n отношение к работе т.е. к определенному виду труда в конкретных производственных условиях, в данном коллективе (от данных условий труда). Третья группа методов изучения мотивации к труду - это изучение личной расположенности работника к труду, заинтересованность в нем при прочих равных условиях. Мотивация при этом зависит от того, насколько данный труд позволяет ему удовлетворить важнейшие жизненные запросы, насколько общий интерес в труде согласуется с его индивидуальными интересами. Эти показатели, как отражение мотивов труда, неудачны, так как содержат в себе суммарный итог влияния самых разнообразных условий: Отношение к труду это общая характеристика положения человека в сфере труда, его мотивации. Наиболее распространенно на практике изучение конкретных показателей удовлетворенности трудом. Показатели удовлетворенности трудом наиболее приемлемы для характеристики стабильности коллектива. Отношение же работника к труду в значительной мере складывается под влиянием его трудовой ориентации, содержания и условий труда, отношений в коллективе, типа личности и др. Если же рассматривать удовлетворенность трудом более детально, то конкретные показатели отношения к труду будут включать в себя множество конкретных сторон трудовой деятельности. Сюда можно отнести; уровень безопасности труда, уровень шума, загрязненность, эстетическое оформление рабочего помещения, наличие и обустроенность мест отдыха, режим работы и рабочего времени, характеристики труда (интенсивность, сложность, содержательность, монотонность, ответственность, творчество и др.), уровень организации труда, социальный климат в коллективе, стиль руководства, перспективы роста, уровень заработной платы и системы оплаты труда и др. Объективные характеристики труда, воздействующие на работника, оцениваются им. В результате работник может быть удовлетворен либо не удовлетворен своим трудом. Таким образом, отношение к отдельным сторонам труда служит способом проявления мотивации труда. Еще один способ изучения мотивов трудовой деятельности является использование комплекса методик, регистрирующих иерархию ценностных ориентаций, социальных установок, субъективных отношений к работе и ее особенностям. Однако и к этому способу получения сведений о мотивах деятельности необходимо подходить осторожно, т.к. существует опасность искажения полученной информации вследствие того, что на личность влияют нормы макросреды и непосредственного окружения; обобщенные мотивы поведения людей не всегда согласуются с ситуативными мотивами их поведения в трудовой деятельности. Оказывает влияние на фомирование ценностей и уровень саморефлексии (человек может неадекватно осознавать свои потребности и ценности и выдавать исследователю желаемое за действительное).
Довольно распространенным методом изучения мотивации становятся тесты. Поэтому, для получения достоверных данных о трудовой мотивации следует использовать и другие методы. Среди них непосредственное наблюдение трудового поведения, изучение объективных показателей работы, оценивание личных свойств (тесты), анализ личных документов (его характеристики, личные карточки, биографии). 24. Методы клинической психологии Клиническая психология — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы клинической психологии: Наблюдение, Беседа, Психофизиологические методы (например, ЭЭГ), Биографический метод, Изучение продуктов творчества, Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства), Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.012 с.) |