Психология масс. Социально-психологические проблемы стихийных групп и массовых движений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология масс. Социально-психологические проблемы стихийных групп и массовых движений.



Психология масс (психология толпы) - особенности поведения и мышления большой группы людей, имеющих общность взглядов и чувств.

Психологию масс конкретизирует в целой системе идей, среди которых особенно существенны следующие: Психологически толпа - это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью; Индивид существует сознательно, а масса, толпа - неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное — коллективно; Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее; Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе. Пропаганда (или коммуникация) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками; В целях управления массами (партией, классом, нацией и т. п.) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т. п.), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия;

Эти идеи они выражают определенные представления о человеческой природе — скрытые, пока мы в одиночестве, и заявляющие о себе, когда мы собираемся вместе. Иначе говоря, фундаментальный факт состоит в следующем: «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства». Более того, толпа, масса понимается как социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий. В толпе стираются различия между людьми, и люди выплескивают в нередко жестоких действиях свои страсти и грезы - от низменных до героических и романтических, от исступленного восторга до мученичества. Такие массы играют особенно большую роль именно в XX столетии (в результате индустриализации, урбанизации и т. д.).

Психология масс (толп) основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность (коллективная душа, по терминологии Лебона) или даже социальность.

В своей «Психологии толпы» Лебон писал: «Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы». Последняя почти исключительно управляется бессознательным, то есть, согласно Лебону, ее действия подчиняются влиянию скорее спинного, чем головного мозга.

В психологии масс толпа понимается очень широко. Это не только стихийное, неорганизованное скопление людей, но и структурированное, в той или иной степени организованное объединение индивидов. Лебон предложил следующую классификацию толп, исходной точкой которой служит «простое скопище» людей:

Толпа разнородная: а) анонимная (уличная и др.); б) неанонимная (суд присяжных, парламентские собрания и т. п.).

Толпа однородная: а) секты (политические, религиозные и др.); б) касты (военные, рабочие, духовенство и т. д.); в) классы (буржуазия, крестьянство и т. д.).

Согласно Тарду, помимо толп анархических, аморфных, естественных и т. д., существуют еще толпы организованные, дисциплинированные, искусственные (например, политические партии, государственные структуры, организации типа церкви, армии и т. п.).

Анализируя эти и другие «превращенные» формы толпы, Московичи вслед за Тардом особо отмечает еще одну и, может быть, наиболее существенную трансформацию толпы… в публику. Если изначально толпа есть скопление людей в одном замкнутом пространстве в одно и то же время, то публика - это рассеянная толпа. Благодаря средствам массовой коммуникации нет необходимости организовывать собрания людей, которые бы информировали друг друга. Эти средства проникают в каждый дом и превращают каждого человека в члена новой массы. Миллионы таких людей составляют часть толпы нового типа. Оставаясь каждый у себя дома, читатели газет, радиослушатели, телезрители, пользователи электронных сетей существуют все вместе как специфическая общность людей, как особая разновидность толпы.

Под стихийными группами понимаются кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая “группа” может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.
Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. Именно с анализа таких групп и начиналась история социальной психологии (см. юниту 1).
Важным фактором их формирования является общественное мнение, выражающее массовое сознание общества. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств. Динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения могут послужить в определенный момент стимулом для создания стихийной группы и ее массовых действий.
Рассмотрим основные типы стихийных групп.
Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий, а основными механизмами ее формирования считаются циркулярная реакция (нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение) и слухи.
Длительность ее существования определяется значимостью инцидента. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Однако такие элементы очень нестабильны, стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.
Выделяются следующие виды толпы:
1) окказиональная – толпа, связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию;
2) конвенциональная – связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению и готовая (временно) следовать достаточно диффузным нормам поведения;
3) экспрессивная – совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию (ее крайнюю форму представляет экстатическая толпа, достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза);
4) действующая толпа:
агрессивная – объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту;
паническая – стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности;
стяжательная – вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в транспорте и т.п.);
повстанческая – объединенная в связи с общим возмущением действиями властей; такая толпа нередко составляет атрибут революционных потрясений.
Отсутствие ясных целей, диффузность структуры легко превращают один вид толпы в другой.
Масса – относительно стабильное и организованное образование с довольно нечеткими границами (манифестации, демонстрации, митинги). В действиях массы более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.
Публика – кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Элемент стихийности здесь выражен слабее, чем в толпе. В более замкнутых помещениях (лекционных залах) публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, она более управляема, в большей степени соблюдает нормы. Однако в публике также действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.
Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактивного процесса в этих группах. Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источников: официальные сообщения СМИ, различного рода слухи и сплетни. В результате взаимного дополнения информации, полученной из различных источников, образуется особый сплав суждений и утверждений, который играет роль побудителя к действиям. Возникает особый эффект доверия именно к этой информации, которая получена “здесь и теперь” без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно это и порождает специфические формы общения и взаимодействия.
Социальное движение, в отличие от стихийных групп, представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.
Социальные движения различаются по уровню выдвигаемых требований и целей:
широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.);
локальные движения, ограниченные либо территорией, либо определенной социальной группой (за равноправие женщин, права сексуальных меньшинств и т.д.);
движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).
Общие черты социальных движений:
базируются всегда на определенном общественном мнении;
имеют в качестве цели изменение ситуации в обществе в целом, в регионе, в какой-либо группе;
наличие программы действий;
движение отдает себе отчет в возможности применения тех или иных средств для достижения целей;
реализуются в различных проявлениях массового поведения.
Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, дающая импульс возникновению движения. Присоединение к тому или движению конкретных людей объясняется через анализ мотивов этого присоединения.
Основные виды таких мотивов:
фундаментальные – определяются условиями существования конкретной социальной группы, устойчивым интересом к какому-либо явлению;
сиюминутные – определяются эмоциональными реакциями на происходящие события.
На определенном этапе интересы рядовых членов и руководителей движения могут существенно расходиться по каким-либо вопросам. Несогласные могут появиться и в руководящем составе движения (неудовлетворенность статусом, наличие иной принципиальной позиции, разочарование в движении и т.п.). В любом случае появление несогласного “меньшинства” – объективный фактор и достаточно серьезное испытание для любого движения, так как оно может ослабить данное движение. Влияние меньшинства может быть более весомым, если обеспечивается единодушие его представителей в каждый данный момент и стабильность их позиции и поведения во времени (С. Московичи).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.01 с.)