Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межгрупповые конфликты и способы их разрешения

Поиск

Межгрупповые конфликты – это столкновение противоположно направленных взглядов, мнений между группами людей. Т.е. это конфликты интересов групп в производственной сфере. Отсутствие согласия кот. обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов. Конфликт происходит тогда когда разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достиж-ю целей. В этом случае люди вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. Например, м/у рабочими и руководством, лентями и работягами.

По направленности
Горизонтальные – участники не подчин. друг другу вертикальные –участники находятся в подчинении друг с другом смешанные – где есть обе составляющие (организация)

 

По значению
конструктивные (созидательные) оппоненты не выходят за рамки этических норм, приводит к развитию отношений между людьми   деструктивные (разрушительные) одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую    
По сфере разрешения
деловые личностно-эмоциональные
По форме проявления
Скрытые (плохо осознаются людьми) Открытые (осознаются)
По времени протекания
ситуативные Пролонгированные (длительные)

Жесткой границы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и т.д.

Функции конфликтов( это можно не учитывать при ответе )

Позитивные Негативные
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
получение новой информации об оппоненте увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом представление о побежденных группах, как о врагах
стимулирование к изменениям и развитию чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
снятие синдрома покорности у подчиненных после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников
диагностика возможностей оппонентов сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).
   

Способы разрешения конфликтов:

Томас выд. 2-хмерную модель реулирования конфликтов

↓ ↓

кооперация напористость

связ. с вниманием чел. к интересам акцент на защите собственных интересов

др-х людей вовлеченных в конфликт

Соотв-но этим элементам выд. след. способы регулиров-я конфл-ом:

1. Конкуренция (соревнования) – стремл-е добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим. Применяется тогда когда результат выгоден всей группе, а не только инициатору решения; исход борьбы имеет важное значение для инициатора проводимого решения; времени на убеждение оппонента недостаточно. В результате применения данной стратегии одна из сторон не может реализовать собственные интересы.

2. Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради др-го. Принятие такой стратегии может быть основано на следующих мотивах: осознание своей неправоты; необходимость сохранения хороших отношений с противником; сильная зависимость от противника; незначительность проблемы; сильный ущерб, полученный стороной в ходе противоборства; угроза возникновения негативных последствий; отсутствие возможности иного исхода конфликта.

3. Компромисс - эта стратегия основана на стремлении конфликтующих сторон завершить противостояние через взаимные уступки. Эффективна тогда, когда обе стороны понимают, что их противник обладает такими же возможностями, как и он сам, а также в случае, если интересы сторон взаимоисключающи, стороны могут быть удовлетворены временным решением или же присутствует угроза потерять все.

4. Избегание –уход от решения проблемы, от конфликта при минимальных затратах. Конфликт не разрешается, а затухает. Применение стратегии избегания целесообразно когда недостаточно времени и сил для решения противоречия др-м способом; при стремлении выиграть время; при отсутствии желания решать данную проблему.

5. Сотрудничество. Эта стратегия поведения в конфликте наиболее эффективна, так как предполагает ориентацию оппонентов на конструктивное обсуждение возникшей проблемы. Противоположная сторона рассматривается как партнер и союзник в поиске оптимального решения. Эта стратегия эффективна когда оппоненты сильно зависимы друг от друга; когда принятое решение имеет важное принципиальное значение для обеих сторон; когда участники конфликта лишены предубежденности в отношении друг друга.

 

22. ПОНЯТИЕ БОЛЬШОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ЕЕ ВИДЫ И ПРИЗНАКИ Большая соц. гр. – это устойчивые совокупности значительного количества людей, функционирующие в масштабах общества в целом: этнические и демографические общности, социальные слои, профессиональные группы и др. Члены БГ могут не находится в прямом контакте и вообще могут не знать о друг друге. Их объединяют такие признаки как: проживание на одной территории, принадлежность к определенному социальному слою (экономическое положение), нахождение в определенном месте в определенный час и др. Большие группы можно разделить на два типа: 1-ый тип это соц. группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общ-ва, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые. Это объединение людей, имеющих общий социально значимый признак Это этносы, классы, профессиональные группы. Например, по демографическому признаку мо­гут выделяться группы мужчин, женщин, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. д. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (в системе производст­ва, в семье). 2-ой тип случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория.   23. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТИПЫ СТИХИЙНЫХ ГРУПП Стихийные группы - это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с разными интересами, но собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Участниками м.б. представители различных классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такая "группа" может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но м.б. активной. Важный фактор формиров-ия стихийных гр. – это общественное мнение, возник-ее в рез-те отдельных событий общественной жизни. Типы стихийных групп: Толпа образуется на улице по поводу различных событий: ДТП, недовольства действиями правительства. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа может разойтись когда зрелище будет ликвидировано. В другом случае, не привезли продукты в магазин, толпа может возбуждаться и переходить к действиям, например к движению в сторону какого-либо учреждения. Эмоц. накал может расти вызывая агрессивное поведение в толпе могут возн. эл-ты организ-ии, но они очень нестабильны: толпа может смести возникшую организованность. Масса более стабильное образование. М.б. более организованной, чем толпа, когда определенные слои населения сознательно собираются ради какой-либо акции: демонстрации, митинга. В этом случае организаторы обычно выдвигаются не в момент начала действий, а известны заранее. Действия массы более продуманы, четки конечные цели. В массе могут сосуществовать и сталкив-ся различные интересы, поэтому ее существование м.б. неустойчивым. Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику наз. аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но публика явл. массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят действия недовольных болельщиков футбола на стадионах и т.п. 24. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТОЛПЕ Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. В толпе индивид приобретает психологические особенности, кот. м.б. ему не свойственны. человека в толпе характеризуют след. черты: Анонимность. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Толпа анонимна и ни за что не отвечает, поэтому чувство ответств-ти исчезает в толпе Чел. осознает себя оч. сильным. Инстинктивность. В толпе индивид подергается инстинктам, которым обычно не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. Способность к наблюдению и критике, существующая у некот-х индивидов, исчезает в толпе. Бессознательность. В толпе исчезает сознательная личность. Стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи. Состояние единения (ассоциации). В толпе чел. чувствует ее силу. Воздействие этой силы выражается в усилении, либо в подавлении индивидуального поведения чел. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, не сделать) то, чего они никогда бы не сделали (или, непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы. Состояние гипнотического транса. Пробыв в толпе индивид становится как бы загипноизиров-м. Он не осознает своих поступков. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, он все более активно совершает действия. Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно, чел. может легко принести в жертву свои личные интересы интересу толпы. Аморфность. В толпе исчезает личностная неповторимость чел. и выходит аморфная однородность. Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии, т.е. сниж-ся интелл-ая д-ть. В обычной жизни он, скорее всего, был культурным человеком, в толпе — это варвар, т.е. существо инстинктивное, склонное к произволу, буйству. В толпе чел. все воспринимает более эмоц-но.   25. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАНИКИ Паника — это стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности, в повышенном эмоц. возбуждении от бесконтрольного чувства страха. Наиболее важными характеристиками паники являются следующие: 1. Общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или в результате продолжительного периода пережива­ния негативных эмоций и чувств (например, жизнь под регулярными бомбежками). Такая атмосфера является предпанической, т. е. способствующей возникновению паники; 2. наличие стимулирую­щих панику слухов, например о предстоящей опасности или степени ее негативных последствий; 3. личностные качества людей и наличие пред­расположенных к панике - паникеров. Известно, что иногда достаточно 1 % паникующих, чтобы паникой была охвачена вся многочис­ленная группа людей; 4. чаше возникает стихийно, следствие - неорганизованное поведение людей, т.е. поведенческая неопределенность (состояние растерянности, неясности как себя вести, поэтому возникает хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом); 5. паникой м.б. охвачен 1-н чел., кот. имеет какие-то страхи и волнения, и при столкновении с таковыми его охватывает паника, напр. чел. боится змей. Поведение людей в в условиях паники были изуче­ны в исследовании X. Кэнтрила, в США в 1938 г., вызванной радиоспектаклем «Вторжение с Марса» Около 1 млн американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событий. В результате исследования были выделены 4-е гр. людей, поддавшихся панике: 1гр. люди испытавшие лег­кое чувство страха, засомневались в реальности таких событий и, подумав, само­стоятельно пришли к выводу о невозможности вторжения марсиан; 2 гр. те, кто из-за страха не смогли самостоятельно решить, поэтому попытались проверить с помощью других реальность этих событий (обраща­лись к соседям, знакомым, и т. п.) и только после этого приходили к отрица­тельному заключению; 3 гр. те, кто, испытав сильное чувство стра­ха, не смог проверить реальность инф-ии, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной реальности вторжения марсиан; 4 гр. те, кто сразу паниковал, не пытаясь что-то уточнить или проверить. Возникновение панических состояний связано рядом харак­теристик людей, особенно важными являются социально-демографи­ческие признаки: 1. ур-нь образов-ти: а) высокий уровень образованности, информированность о космиче­ских явлениях тормозили развитие панических состояний; б) низкий ур-нь образованности и информир-ти, способствовали паниче­ским настроениям людей; 2. имущественный ста­тус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей. При этом оказал влияние не сам статус, а общие чувства тревожности, неуверенности, составляющие психологическую готовность та­кого класса людей к паническому восприятию событий; 3. поло­возрастные признаки: ж. и дети испытывали более сильный страх и легче поддавались панике. Существенную роль играют психологические св-ва личности это личностная тревожность и повышенная внушаемость.   26. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ СЛУХОВ Слухи — форма искаженной информа­ции о значимом объек­те, в условиях не­определенности и соци­ально-психологической нестабильности. • слухи возникают в связи со значимыми для лю­дей событиями и социальными объектами (например, о пред­стоящей денежной реформе в стране). Информация о малозначимом или значимом только для узкого круга людей событии обычно широко не распространяется; • слухи зарождаются в условиях неопределенности, когда ин­формация отсутствует, либо недостаточна, либо противоречива и т.о. провоцирует не­определенность (например, несогласованная информация о дозах радиоактивного загрязнения территорий от чернобыль­ской катастрофы, вызвавшая массовые слухи в конце апре­ля—мае 1986 г.); • политич. и экономич. нестабильность в стране, в мире. Она влечет за собой массовую тревогу, неуверенности в своем будущем или будущем своих детей и т. п.; • желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жиз­ни, некой сенсации, чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек стремится передать ее другим людям; Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся со­циальной среде, выполняя некоторые важные функции: • снимают неопределенность, т. е. слухи делают соц. среду для человека субъективно более ясной, понятной; • слухи помогают человеку сориентироваться в си­туации, регулируют его поведение, которое в соответст­вии с ними может изменяться; • слухи выполняют функцию предвосхищения соц. со­бытий, и этим помогая человеку что-то предусмотреть,изменить свои представления и отношение к со­ц. явлениям.   27. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ТИПОЛОГИЯ Агрессия или агрессивное поведение – специфическая форма действий человека, направленная на причинение вреда или ущерба характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб. Различают инструментальную и целевую агрессию. Инструментальная агрессия используется для достижения желаемых целей и результатов. Целевая агрессия - это заранее спланированное действие, цель которого нанесение вреда или ущерба другому человеку или объекту. Проявление агрессии можно разделить на агрессию, направленную на других и аутоагрессию - агрессию, направленную на себя. Исследования показали, что плохое обращение с детьми способствует их агрессивному поведению во взрослом возрасте. Каждый человек обладает определенной степенью агрессии. Отсутствие ее приводит к пассивности. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к партнерству. Поэтому важно научиться выражать агрессию цивилизованно. Виды агрессивных реакций по опроснику Басса-Дарки Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная. Раздражение— готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести. Важно различать понятия "агрессия и "агрессивность". Понятие " агрессии " охватывает формы поведения, нацеленные на причинение вреда другому." Агрессивность " бывает двух видов: агрессивность как состояние и агрессивность как свойство личности, т.е. как склонность человека реагировать определенным образом на сложившуюся ситуацию. Под агрессивностью понимается готовность к различного рода агрессивным действиям и восприятие мира как враждебного.   28. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБЪЯСНЕНИЮ АГРЕССИИ (З. ФРЕЙД) психоанализ (Фрейд): А. – форма поведения определяемая врожденными инстинктами и побуждениями. Т.о. агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Энергия обязательно должна найти выход, т.к. напряж-ие накаплив-ся, приводит к актам насилия. Если она направлена вовне - то чел-к способен к разрушению окружения, убийству; в себя – к самоубийству. Если не давать выхода энергии вовне, то она будет расти энергия будет искать выход, кот. может проявлятся актами насилия. Это привело к идеи катарсиса (очищение эмоций) – процесс освобождения накопившейся энергии, кот. приводит к снижению напряжения. Разрушит-ую энергию необх-мо направить в русло общественно-полезного поведения. 29. ЭТИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБЪЯСНЕНИЮ АГРЕССИИ (К. ЛОРЕНЦ). ФРУСТРАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ АГРЕССИИ (ДЖ. ДОЛЛАРД) Этиологич-й подход (Лоренц): А. – способ адаптации и выжив-ия чел-ка. Это психогидравлич-ая модель: напряж-ие накаплив-ся, создает напряж-е внутри орг-ма, затем выпускает пары, т.е. вспышка неконтролируемого повед-ия. Чел-к не может справится со своей агрессией. Ф-ма разрядки агрессии: конкуренция, спортивные соревнования. В организме животных и человека должна постоянно накапливаться особого рода энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится (у некоторых жив-х подобная разрядка наблюдается при вторжении на территорию данной особи незнакомца). Эта простая “психогидравлическая модель” критиковалась за рискованный перенос на человека результатов, полученных в исследованиях жив-х и за недостаточную фактическую обоснованность. Критиками, не оспаривается, что человеческая агрессия имеет эволюционные и физиологич-е корни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны. Фрустрационная модель (Доллард): Агрессия. – р-ция на фрустрацию, т.е. попытка преодолеть препятствие на пути к преодол-ю потреб-ти. Агрессия всегда следствие фрустрации, а фрустр. всегда влечет за собой агрессию. В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора: степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели; сила препятствия на пути достижения цели; количества последовательных фрустраций. То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы. Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации из-за угрозы наказания. И тогда происходит "смещение", т.е. агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием. Эта теория позаимствовала из психоанализа идею катарсиса кот. заключалась в том, что физич-ое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному или длительному облегчению в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к агрессии. Критика: фрустрация не всегда ведет к проявл-ю агрессии, т.к. часто люди испытывают фрустрацию, но при этом не ведут себя агрессивно. И тогда Берковец: ввел новую переменную м/у фрустр. и А. – гнев. Т.е. фрустр. вызыв. гнев - эмоц. готов-ть действ-ть агрессивно, эта готов-ть не всегда реализ-ся и при опред-х усл. агрессия может подавл-ся. Берковец: 1) Фрустр. не обязательно выражается в агрессивных действиях, но она стимулирует готов-ть к агрессивным действиям; 2) выход из фрустрирующей сит. с пом. агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.   30. ФРУСТРАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ АГРЕССИИ БЕРКОВИТЦА Изначально Берковитц был сторонником фрустрационной теории агрессии. Затем отказавшись от ее постулата о том, что фрустрация всегда ведет к агрессии, он ввел две промежуточные переменные, одна из которых относилась к побуждению, а другая — к направленности поведения, а именно гнев (как побудительный компонент) и пусковые раздражители (запускающие или вызывающие реакцию ключевые признаки). Гнев возникает, когда достижение целей, на которые направлено действие субъекта, блокируется извне. Однако сам по себе он еще не ведет к поведению, определяемому побуждением данного типа. Чтобы это поведение осуществилось, необходимы адекватные ему пусковые раздражители, а адекватными они станут лишь в случае непосредственной или опосредованной (например, установленной с помощью размышления) связи с источником гнева, т. е. с причиной фрустрации. Таким образом, основополагающей для Берковитца здесь оказывается концепция поведения как следствия толчка, вписывающаяся в парадигму классического обусловливания.   31. СОЦИАЛИЗАЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ: ПОДХОД ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ А. БАНДУРЫ Т. социального научения утверждает, что социализация агрессии - процесс научения контроля своих агрессивных устремлений или их выражение их в формах приемлемых в определенном общ-ве. Т.е. одни учатся регулировать свои агрессивные импульсы адаптируясь к требованиям общ-ва, др-ие остаются агрессивными, но учатся тонко проявлять агрессию (вандализм, оскорбления). Социализация агрессии зависит от: раннего опыта, т.е. воспитание реб. в конкретной культурной среде; семейных традиций; эмоционального фона отношений родителя к ребенку. Согл. теории соц. научения на социализ-ю агрессии влияет 2-а фактора: 1. наблюд-ие соотв-го способа действий, т.е. чел-ое повед-ие всегда ориентировано на образец. В 1-ю очередь на отнош-е род., у агрессивных род. агрессивные дети; 2. соц. подкрепление Подкрепление - действие кот. призвано усилить определенную р-цию: выговор, улыбка ит.п. «+ подкрепление» - стимул, кот. следует за + р-цией, усиливает ее или поддерживает на том же ур-не. «-» подкрепление – устранения кот. усиливает желат-ю р-цию. Способы подкрепления: а) если вслед за реакцией ребенка идут поощрительные средства, то это «+» подкрепление; б) если вслед за р-цией реб. следуют не вызывающие приятные ощущения и переживания подкрепляющие средства – «-» подкрепление (реб ворует, от род. получает встрепки); в) если вызывающие неприятные ощ-ия и переживания устраняются после получения желательной р-ции, то это «-» поощрение (учащегося в теч. Учебного года критиковали за обучение, в конце года он стал хор. Учится го не поощрили, но и не критиковали); г) приятный стимул устраняется после нежелательной р-ции ребенка, то рез-т – «-» наказание (реб. хвалили за хор. Оценки, он пришел домой и в этот раз (полсе нежелательной его р-ции) его не похвалили).   32. УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ Сниж-е А Психоанализ: катарсис помог. чел. освободится от агрессив-х тенденций. Если чел. явл. объектом агрессии и не может ответить тем же, то у него подним-ся АД, при ответе АД сниж-ся Перлз: А.энергию направлять в соц. приемлемую физич-ю деят-ть (футбол и т.п.). Было предложено выржать гнев в ненасилственной форме с пом. «я» высказываний (я зол). С точки зрения теории соц. научения: необходимо наказание – плохое поведение необходимо наказать. Суровое наказание дает лишь временный эффект. Если дети физич-ки наказаны взрослыми, которые до этого относились к ним с теплотой и вниманием, то действия не повторялись при отсутствии взрослого. Если реб. был наказан взрослым кот. относится к нему холодно, то в отсутствии взрослого действия повторялись. Суровое наказание м.б. черезмерно фрустрирующим и вызывать агрессию. Поэтому наказание не должно вызывать фрустрацию. Агрессию можно уменьшить если показать плохой конец агресии. 33. ПОНЯТИЕ МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП МГ (М.Шоу) – 2 или более лиц, кот. взаимодействуют друг с другом т.о., что каждый оказыв. влияние на др-х и одновременно нах. под их влиянием (взаимодеят-ть). МГ (отчеств. псих.) - немногочисленная, по составу группа, члены кот. объединены общей соц. д-тью и нах., в непосредственном, личном общении, на основе чего возник. эмоц. отнош-ия, групповые нормы и процессы. Наиболее распространенная классификация МГ: 1) деление малых групп на " первичные" и "вторичные" Первичные группы - это семья, группа друзей, коллектив, в котором трудится чел. Важным является именно характер контактов в такой группе. Во вторичной - они могут быть слабо выражены или иметь опосредованный характер. 2) деление их на " формальные" "неформальные" В зависимости от характера отношений между членами группы. Формальные группы - это социальная общность, имеющая юридический фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда связаны социально заданной деятельностью, организующей труд. Эти группы имеют официально заданную структуру (пример, рабочая бригада). Неформальные (неофициальные) группы - это группы, которые характеризуются всеми признаками группы (сложившейся системой межличностных отношений, совместной деятельностью, чувством принадлежности и т.д.) но не имеют юридически фиксированного статуса. Данные группы образуются на основе личностных предпочтений. Могут появлятся внутри формальных гр. (пример, группировки в классе) или сама по себе (компания, играющая в пляжный волейбол; компания друзей, работающих в разных местах, и т.д.) Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов. 3) Группы различаются по степени влияния на систему ценностей человека. Деление на "группы членства" и "референтные группы"; Референтные (эталонные группы) - это реальная или воображаемая общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении. Нереферентные группы (группы членства) - референтная группа, членом которой является индивид.   34. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ МАЛЫХ ГРУПП 4. социметрич-ое; 2. социологич-ое; 3. школа «групповой динамики» 1. Социометрич-ое направл-е (Дж. Морено). Сущ. 2-е стр-ры отнош-й: макростр-ра («пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктура (стр-ра психологич. отнош-й с окрж-ми людьми). Все напряж-ия и конфликты – рез-т несовпадения микро- и макроструктур: сис-ма симпатий и антипатий, выражающих психологические отношения индивида, часто не вмещается в рамки макроструктуры. Задача сост. в перестраивании макроструктуры так, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. В рамках данного направл-я предполагалось иссл-е стр-ры межличностных отнош-й, эмоц-х контактов между людьми. Данная методика явл. основным методом исследов-й малых групп. Однако, данная м-ка не явл. общим м-ом изуч-я малых групп, т.к. в ней не указаны аспекты д-ти групп. Социометрия предполагает измерение уровня позитивных и негативных оценок, кот. индивид дает членам группы. Однако, в данной м-ке отсутствует вопрос о мотивах выбо-ра. 5. Социологическое направление (Э. Мэйо) Мэйо проводил эксперименты (Хоторнские) по заказу одной компании, с целю повыш-я производит-ти труда. В ходе эксперим-та вводились разнообр-ые нововвед-ия, для повыш-ия производит-ти труда. В итоге производит-ть повысилась, после отмены нововведений она немного снизилась. Мэйо выявил, что на производ-ть труда влияет: а) осозн-ие важности участия в работе работников – социабильность – потреб-т ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе; б) существов-ие внутри раб-х бригад неформальных отношений (были выявлены когда было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной судьбе в ходе производственного процесса) кот. можно использовать как фактор воздействия на бригаду в интересах компании. 6. школа «групповой динамики» К.Левин проводил ряд иссл-й, осн. их проблематика: природа групп, усл. их формиров-ия, их взаимосвязь с др. группами и индивидами, каковы условия их успешного функциониров-ия, лидер-во в гр., сплоченность гр. С точки зрения К. Левина, "основной инструмент анализа групповой жизни — это представление группы и ее окружения о качестве “социального поля”. Социальные процессы и события рассматриваются как происходящие внутри множества сосуществующих социальных целостностей (групп, подгрупп, членов групп, барьеров, каналов коммуникации и т. д.) и являющихся продуктом этих целостностей.... Все происходящее внутри такого поля зависит от распределения в нем разного рода сил.   35. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ Эмоциональная стр-ра МГ включ. в себя: a. Конфигурация эмоц-х статусов членов группы. Статус в стр-ре эмоц-х предпочтений – это выражение степени привлек-ти его лич-ти для др-х. В статусной иерархии выд. след. категории: а) Популярные – это эмоц-но привлекательные люди. Среди популярных выд. – звезд, это более привлекательное лицо в гр. Это чел. кот. набрал большее кол-во «+» выборов; - предпочтительные – это 3-5 выборов; б) Средние; в) Непопулярные (непредпочтительные) выд. – пренебрегаемые – люди кот. получили 1-2 выбора; - изолированные – люди кот. не получили ни одного выбора, но люди от них не пугаются; - отверженные – максимальное кол-во «-». выборов, от них уходят. По рез-м социометрии они отлич-сы числом «+» выборов и отверж-ий. Социометрия позволяет выявить симпатии, антипатии, феномены межличностной привлекат-ти и популярности. Т.о. эмоц. стр-ра включ. в себя характеристики взаимных эмоциональных предпочте­ний и отвержений членов группы; наличие микрогрупп, члены ко­торых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отно­шений между ними.   36. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (СМОТРИ 8 ВОПРОС-ОТВЕТ) 37. ОБЪЯСНИИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ КОНФОРМНОСТИ: НОРМАТИВНАЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ (М.ДОЙЧ И Г. ДЖЕРАРД) Дойч и Джерард выд. 2-е причины конформизма: Нормативное влияние – подчинение больш-ву, что бы не быть отвергнутым, сохр. хор отнош-ия; Информационное влияние – задача сложна, нет инфо как с ней справиться, то мнение больш-ва явл. важным источником информации. Т.е., когда чел. некомпетентен он стар-ся избежать ошибок, и здесь мнение окр-х – важный источ-к информ-ии. Т.о., чем больше мы уверены в своих взглядах, тем меньше мы восприимчивы к мнению окр-х. На степень выраж-ти конформизма влияют: а) возраст (пожилые и дети более подвержены конформизму); б) пол (женщины более конформны); в) образование (люди с высш. образов-ем менее конф.); г) личностные хар-ки самого чел. 38. ДВУХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ (Б. ТАКМЕН) 2-х мерная модель развития МГ Такмена описыв. развитие гр. в 2-х сверах: а) деловой, свзянной с решением групповой задачи; б) межличностной, связанной с развитием групповой стр-ры В сфере межличн-х отнош-й 1. Стадия проверки и завис-ти Члены гр. ориентир-ся в хар-ре действий друг друга и ищут взаимоприемелемое межличностное повед-ие в гр.; 2. Ст. внутр-го конфлкта Наруш-ие взаимод-ия и отсутствие ед-ва м/у членами гр.; 3. Развитие групповой сплоч-ти Происх. гармонизация отнош-й, исчезают межличностные конфл-ты; 4. Ст. эмоц-но-ролевой соотнесенности Возник. ролевая стр-ра гр., выдел-ся лиднры, организаторы, при пом. кот-х проигрыв-ся ролевая задача. В сфере деловой актив-ти b. ст. ориентировке в задаче поиск членами гр. оптим-го реш-ия задачи; c. ст. эмоц-го ответа на требов-ия задачи возник. противодействие членов гр. требованиям предъявляемым содерж-ем задачи из-за несовпадения личных намерений индивида с предписаниями задачи; 3. ст. открытого обмена реливантными интерпритациями появл. максим-ый информ-ый обмен, кот. дает возм-ть партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку инф-ии. 4. Ст. принятия реш-й Происх. конструктивные попытки успешного принятия реш-й   39. СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ (А. В. ПЕТРОВСКИЙ) Модель Петровского развитие гр. описыв-ся как движ-ие: 1.Диффузная гр. межличн-ые отнош-я не опосредованы (пассажиры на ост., больные в палате) содержанием совместной деят-ти из-за отсутствия совм-ой д-ти; 2. Гр.- ассоциация – начинает осознав-ся принадлежность к общности как условие эффектив-ти дальнейших действий; 3.Гр.-кооперация - межличностные отношения опосредуются значимым для каждого содержанием совместной деятельности 4.Гр.-колллектив - межличностные отнош-ия опосред-ся личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деят-ти; 5. Корпорация - группа, в которой межличностн


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 3049; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.016 с.)