Теоритические подходы к анализу феномена просоциального поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоритические подходы к анализу феномена просоциального поведения.



ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ФЕНОМЕНА ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Просоциальное поведение – это помогающее поведение, т.е. это альтруистическое поведение.

Альтруистическое поведение – это любые действия направленные на благо других людей. От проявления любезности, благотворительной деятельности до проявления действий угрожающих собственной жизни.

1 теория: т. социального обмена утверждает, что мы обмениваемся не только соц-ми благами, но и соц-ми товарами (любовь, одобрение, услуги, информация). Согласно теории люди пытаются достичь максимально положительного для себя результата при минимуме расходов. Люди взвешивают затраты и пользу в случае оказания и не оказания помощи. Напр. добровольная сдача крови, перед принятием решения мысленно прогрываем все за и против. Вознаграждение м.б. внешним (напр.,что бы добиться дружбы, чел. предлагает воспольз-ся его услугами. Т.е. мы помогаем тем кто для нас привлекателен) и внутреннимили самовознаграждение (например, когда помогаем другому что бы самому не было тяжело, получаем самоудовлетворение). В основе альтруизма лежит эмпатия (осознанное сопереживание другому). По теории социального обмена оказание помощи - это замаскированный эгоизм. Т.е. альтруизм не всегда бескорыстен. Скиннер пришел к выводу: мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы НЕ можем объяснить эти поступки. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности.

2 теория: т. социальных норм оказание помощи ориентировано на соблюдение норм или некоторых универсальных правил поведения. Чем больше нормы закреплены в нашем «Я». Тем больше они будут влиять на поведение и наоборот. Выд. 2-е соц. нормы:

а) соц. ответств-ти: приписывают, что необходимо помогать людям кот. зависят от нашей помощи. Эта ответственность зависит от каузальной атрибуции, т.е. от того как мы объясняем почему чел. оказался в данной ситуации. Напр., если чел. чам виноват, то окружающие меньше чувствуют себя ответственными. А когда мы считаем. Что чел. не виновен, то мы пользуемся нормой соц. ответсв-ти;

б) норма взаимности: нам следует не наносить вред, а оказывать помощь тем, кто оказывает помощь нам. Помощь с расчетом на взаимн-ть может преследовать различные цели: получить компенсацию за оказание пом., расчет на взаимную помощь в буд.

3 теория: эволюционная теория смысл жизни - сохранение себя. Гены заставляют действовать так, что бы сохранить себя. Гены кот. заставляют действ-ть бескорысно в интересах др-х не выживают в ходе эволюции. Генетич-ий эгоизм настраивает нас только на 2 вида бескорыстного повед-ия: это - защита рода и - поиск взаимной выгоды.

- защита рода гены заставляют нас заботиться о тех, с кем мы имеем кровное родство, подчиняться инстинкту защиты рода. Напр., самозабвенная любовь к своим детям;

- поиск взаимной выгоды дающий надеется, что станет получающим. Поиск взаимности ярче всего проявляется в малых, закрытых группах, в которых человек часто встречается с людьми, которым оказывает помощь, - тем больше шансов получить в качестве компенсации ответную помощь, ведь небольшие группы (школы, церкви) способствуют возникновению общинного духа, когда люди заботятся друг о друге.

 

 

Психологические детерминанты развития альтруистического поведения: личностные и ситуативные

1) ситуативные ф-ры, способств-ие оказ-ю помощи

· кол-во очевицев, т.е. присутствие людей повышает вероят-ть получ-я помощи;

· интерпритир-ть событие как бедственное и в этом случае восприним-ся и оценив-ся сит-я. Здесь срабатывает эффект «множественной неосведомл-ти»: при оценив-ии сит., чел. ориентир-ся на р-ции окр-х и каждый сдерживает свою р-цию, чтобы поспеш-ть не поставила его в неловкое полож-ие и не привлекло вним-ие. Все смотрят друг на друга, никто не реагирует – значит все нормально;

· принять на себя ответств-ть. Когда вокруг много людей, то ответ-т размыв-ся – эффект очевидца». Чтобы принять ответ-ть необх-мо переложить ее на др-го, напр. мужчина в шляпе и т.п.

2) личностные ф-ры

· сознание вины способствует усилению стремл-ия оказать помощь;

· настроение иногда побуждает к оказ-ию помощи. У детей плох. настроение уменьшает оказ-ие помощи, у взрослых – увелич-ет. Т.к. взрослым альтруизм приносит чувство удовлетворения, детям –нет. Т.к. повед-ие взрослых рез-т социализ-ии. Люди кот. очень эмоц-ны и склонны к самост-му принятию реш-й – более склонны к алтруизму. Люди с высок. степенью самоконтроля, стараются соотв-ть ожиданиям окр-х – склонны к альтруизму если это будет оценено окр-ми.

· Религиоз-ть.

 

 

3. Социализация альтруистического поведения

Рецепт Чальдини: 1. попросить внести настолько маленький вклад, чтобы чел. не смог отказ-ся. Тактика: прямо в лоб; 2. после того как внесут вклад назвать чел. «великодушным».

Пути научения альтруизму:

1. обучение моральному включению – инклюзия. Т.е. включение чел-ка в круг людей на кот-х распр-ся единые моральные ценности и правила справедл-ти. Моральная эксклюзия – исключ-ие людей из обл. действий определ-х моральных правил. Противостоят естественной предрасполож-ти в пользу своей группы (о своих мы заботимся больше, чем о др-х). Расширение круга людей чье благополучие зависит от нас.

2. моделирование альтруизма

Подражание способ-ет развитию альтруизма. Способствуют оказ-ию помощи соотв-ие сюжеты на телевидении.

2. приписывание оказания помощи альтруистич-м мотивам. Эффект сверхоправдания: стремление находить внутренние оправдания для хороших поступков способствует формиров-ю альтруизма. Вознаграждая людей за помощь подрывается их внутренняя мотивация.

Усиление альтруизма: воздействовать на факторы, кот препятствуют альтруизму. Напр., присутствие др-х уменьшает чувство ответственности, то необх-мо обратиться к определ-му чел-ку, выделить его;) невербалные призывы (лозунги, плакаты)могут быть более эффективны когда они персонофицированы; склонность к оказанию помощи повышается тогда когда чел. уверен, что встретится с пострадавшими, очевидцами.

 

Феномен группового давления и конформности, его функции, уровни и объяснительные схемы

Конформизм – изменение повед-ия в рез-те реального или воображаемого давл-ия гр. В зап. псих. конформизм м.б.:

а) внешний (уступчив-ть) внешние действия соотв-ют давл-ю гр., убеждения не мен-ся; б) внутренний – действия и убежд-ия соотв-ют давл-ю гр. Экспер-ты Аша: карточки с линиями разной длины. 37% дали неверный ответ под давлением гр.

Условия конформизма

Дойч и Джерард выд. 2-е причины:

1) Нормативное влияние – подчинение больш-ву, что бы не быть отвергнутым, сохр. хор отнош-ия;

2) Информационное влияние – задача сложна, нет инфо как с ней справиться, то мнение больш-ва явл. важным источником информации. Т.е., когда чел. некомпетентен он стар-ся избежать ошибок, и здесь мнение окр-х – важный источ-к информ-ии.

Т.о., чем больше мы уверены в своих взглядах, тем меньше мы восприимчивы к мнению окр-х.

На степень выраж-ти конформизма влияют:

а) возраст (пожилые и дети более подвержены конформизму);

б) пол (женщины более конформны);

в) образование (люди с высш. образов-ем менее конф.); г) личностные хар-ки самого чел.

 

Влияние меньшинства: функциональная модель взаимодействия меньшинства и большинства С.Московичи.

Московичи выд. усл. при кот-х меньшин-во оказыв. влияние на больш-во:

1) Меньш-во должно входить в состав гр., быть принятым, а не изгнанным из нее;

2) Менш-во должно иметь возм-ть высказыв. свою т. зр.

Если это 2-а усл. выполн-ся, то происх. измен-ие мнения больш-ва.

1 этап: у больш-ва складыв. мнение, что меньшин-во не норм. Если меньш-во продолжает, то;

2 этап: появл-ся сомнения, касаясь самой проблемы;

3 этап: у болш-ва возник. сомнение в собств-ой позиции.

На точку зр. больш-ва в большей степени влияет стиль повед-ия меньш-ва, т.е. меньш-во должно:

1) Категорично заявить о принятом реш-ии;

2) Продемонстр-ть отказ изменить свою т.зр.;

3) Проявить волю к действию.

 

Авторитарный стиль «Не делай то, что я делаю, а делай то, что я говорю»

характер-ся полной концентрацией полномочий у руководителя, жесткие способы управления, мнение подчиненных не учитывается. В кач-ве осн. формы стимулирования использует наказание.

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ФЕНОМЕНА ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Просоциальное поведение – это помогающее поведение, т.е. это альтруистическое поведение.

Альтруистическое поведение – это любые действия направленные на благо других людей. От проявления любезности, благотворительной деятельности до проявления действий угрожающих собственной жизни.

1 теория: т. социального обмена утверждает, что мы обмениваемся не только соц-ми благами, но и соц-ми товарами (любовь, одобрение, услуги, информация). Согласно теории люди пытаются достичь максимально положительного для себя результата при минимуме расходов. Люди взвешивают затраты и пользу в случае оказания и не оказания помощи. Напр. добровольная сдача крови, перед принятием решения мысленно прогрываем все за и против. Вознаграждение м.б. внешним (напр.,что бы добиться дружбы, чел. предлагает воспольз-ся его услугами. Т.е. мы помогаем тем кто для нас привлекателен) и внутреннимили самовознаграждение (например, когда помогаем другому что бы самому не было тяжело, получаем самоудовлетворение). В основе альтруизма лежит эмпатия (осознанное сопереживание другому). По теории социального обмена оказание помощи - это замаскированный эгоизм. Т.е. альтруизм не всегда бескорыстен. Скиннер пришел к выводу: мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы НЕ можем объяснить эти поступки. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности.

2 теория: т. социальных норм оказание помощи ориентировано на соблюдение норм или некоторых универсальных правил поведения. Чем больше нормы закреплены в нашем «Я». Тем больше они будут влиять на поведение и наоборот. Выд. 2-е соц. нормы:

а) соц. ответств-ти: приписывают, что необходимо помогать людям кот. зависят от нашей помощи. Эта ответственность зависит от каузальной атрибуции, т.е. от того как мы объясняем почему чел. оказался в данной ситуации. Напр., если чел. чам виноват, то окружающие меньше чувствуют себя ответственными. А когда мы считаем. Что чел. не виновен, то мы пользуемся нормой соц. ответсв-ти;

б) норма взаимности: нам следует не наносить вред, а оказывать помощь тем, кто оказывает помощь нам. Помощь с расчетом на взаимн-ть может преследовать различные цели: получить компенсацию за оказание пом., расчет на взаимную помощь в буд.

3 теория: эволюционная теория смысл жизни - сохранение себя. Гены заставляют действовать так, что бы сохранить себя. Гены кот. заставляют действ-ть бескорысно в интересах др-х не выживают в ходе эволюции. Генетич-ий эгоизм настраивает нас только на 2 вида бескорыстного повед-ия: это - защита рода и - поиск взаимной выгоды.

- защита рода гены заставляют нас заботиться о тех, с кем мы имеем кровное родство, подчиняться инстинкту защиты рода. Напр., самозабвенная любовь к своим детям;

- поиск взаимной выгоды дающий надеется, что станет получающим. Поиск взаимности ярче всего проявляется в малых, закрытых группах, в которых человек часто встречается с людьми, которым оказывает помощь, - тем больше шансов получить в качестве компенсации ответную помощь, ведь небольшие группы (школы, церкви) способствуют возникновению общинного духа, когда люди заботятся друг о друге.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.024 с.)