Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоритические подходы к анализу феномена просоциального поведения.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ФЕНОМЕНА ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Просоциальное поведение – это помогающее поведение, т.е. это альтруистическое поведение. Альтруистическое поведение – это любые действия направленные на благо других людей. От проявления любезности, благотворительной деятельности до проявления действий угрожающих собственной жизни. 1 теория: т. социального обмена утверждает, что мы обмениваемся не только соц-ми благами, но и соц-ми товарами (любовь, одобрение, услуги, информация). Согласно теории люди пытаются достичь максимально положительного для себя результата при минимуме расходов. Люди взвешивают затраты и пользу в случае оказания и не оказания помощи. Напр. добровольная сдача крови, перед принятием решения мысленно прогрываем все за и против. Вознаграждение м.б. внешним (напр.,что бы добиться дружбы, чел. предлагает воспольз-ся его услугами. Т.е. мы помогаем тем кто для нас привлекателен) и внутреннимили самовознаграждение (например, когда помогаем другому что бы самому не было тяжело, получаем самоудовлетворение). В основе альтруизма лежит эмпатия (осознанное сопереживание другому). По теории социального обмена оказание помощи - это замаскированный эгоизм. Т.е. альтруизм не всегда бескорыстен. Скиннер пришел к выводу: мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы НЕ можем объяснить эти поступки. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности. 2 теория: т. социальных норм оказание помощи ориентировано на соблюдение норм или некоторых универсальных правил поведения. Чем больше нормы закреплены в нашем «Я». Тем больше они будут влиять на поведение и наоборот. Выд. 2-е соц. нормы: а) соц. ответств-ти: приписывают, что необходимо помогать людям кот. зависят от нашей помощи. Эта ответственность зависит от каузальной атрибуции, т.е. от того как мы объясняем почему чел. оказался в данной ситуации. Напр., если чел. чам виноват, то окружающие меньше чувствуют себя ответственными. А когда мы считаем. Что чел. не виновен, то мы пользуемся нормой соц. ответсв-ти; б) норма взаимности: нам следует не наносить вред, а оказывать помощь тем, кто оказывает помощь нам. Помощь с расчетом на взаимн-ть может преследовать различные цели: получить компенсацию за оказание пом., расчет на взаимную помощь в буд. 3 теория: эволюционная теория смысл жизни - сохранение себя. Гены заставляют действовать так, что бы сохранить себя. Гены кот. заставляют действ-ть бескорысно в интересах др-х не выживают в ходе эволюции. Генетич-ий эгоизм настраивает нас только на 2 вида бескорыстного повед-ия: это - защита рода и - поиск взаимной выгоды. - защита рода гены заставляют нас заботиться о тех, с кем мы имеем кровное родство, подчиняться инстинкту защиты рода. Напр., самозабвенная любовь к своим детям; - поиск взаимной выгоды дающий надеется, что станет получающим. Поиск взаимности ярче всего проявляется в малых, закрытых группах, в которых человек часто встречается с людьми, которым оказывает помощь, - тем больше шансов получить в качестве компенсации ответную помощь, ведь небольшие группы (школы, церкви) способствуют возникновению общинного духа, когда люди заботятся друг о друге.
Психологические детерминанты развития альтруистического поведения: личностные и ситуативные 1) ситуативные ф-ры, способств-ие оказ-ю помощи · кол-во очевицев, т.е. присутствие людей повышает вероят-ть получ-я помощи; · интерпритир-ть событие как бедственное и в этом случае восприним-ся и оценив-ся сит-я. Здесь срабатывает эффект «множественной неосведомл-ти»: при оценив-ии сит., чел. ориентир-ся на р-ции окр-х и каждый сдерживает свою р-цию, чтобы поспеш-ть не поставила его в неловкое полож-ие и не привлекло вним-ие. Все смотрят друг на друга, никто не реагирует – значит все нормально; · принять на себя ответств-ть. Когда вокруг много людей, то ответ-т размыв-ся – эффект очевидца». Чтобы принять ответ-ть необх-мо переложить ее на др-го, напр. мужчина в шляпе и т.п. 2) личностные ф-ры · сознание вины способствует усилению стремл-ия оказать помощь; · настроение иногда побуждает к оказ-ию помощи. У детей плох. настроение уменьшает оказ-ие помощи, у взрослых – увелич-ет. Т.к. взрослым альтруизм приносит чувство удовлетворения, детям –нет. Т.к. повед-ие взрослых рез-т социализ-ии. Люди кот. очень эмоц-ны и склонны к самост-му принятию реш-й – более склонны к алтруизму. Люди с высок. степенью самоконтроля, стараются соотв-ть ожиданиям окр-х – склонны к альтруизму если это будет оценено окр-ми. · Религиоз-ть.
3. Социализация альтруистического поведения Рецепт Чальдини: 1. попросить внести настолько маленький вклад, чтобы чел. не смог отказ-ся. Тактика: прямо в лоб; 2. после того как внесут вклад назвать чел. «великодушным». Пути научения альтруизму: 1. обучение моральному включению – инклюзия. Т.е. включение чел-ка в круг людей на кот-х распр-ся единые моральные ценности и правила справедл-ти. Моральная эксклюзия – исключ-ие людей из обл. действий определ-х моральных правил. Противостоят естественной предрасполож-ти в пользу своей группы (о своих мы заботимся больше, чем о др-х). Расширение круга людей чье благополучие зависит от нас. 2. моделирование альтруизма Подражание способ-ет развитию альтруизма. Способствуют оказ-ию помощи соотв-ие сюжеты на телевидении. 2. приписывание оказания помощи альтруистич-м мотивам. Эффект сверхоправдания: стремление находить внутренние оправдания для хороших поступков способствует формиров-ю альтруизма. Вознаграждая людей за помощь подрывается их внутренняя мотивация. Усиление альтруизма: воздействовать на факторы, кот препятствуют альтруизму. Напр., присутствие др-х уменьшает чувство ответственности, то необх-мо обратиться к определ-му чел-ку, выделить его;) невербалные призывы (лозунги, плакаты)могут быть более эффективны когда они персонофицированы; склонность к оказанию помощи повышается тогда когда чел. уверен, что встретится с пострадавшими, очевидцами.
Феномен группового давления и конформности, его функции, уровни и объяснительные схемы Конформизм – изменение повед-ия в рез-те реального или воображаемого давл-ия гр. В зап. псих. конформизм м.б.: а) внешний (уступчив-ть) внешние действия соотв-ют давл-ю гр., убеждения не мен-ся; б) внутренний – действия и убежд-ия соотв-ют давл-ю гр. Экспер-ты Аша: карточки с линиями разной длины. 37% дали неверный ответ под давлением гр. Условия конформизма Дойч и Джерард выд. 2-е причины: 1) Нормативное влияние – подчинение больш-ву, что бы не быть отвергнутым, сохр. хор отнош-ия; 2) Информационное влияние – задача сложна, нет инфо как с ней справиться, то мнение больш-ва явл. важным источником информации. Т.е., когда чел. некомпетентен он стар-ся избежать ошибок, и здесь мнение окр-х – важный источ-к информ-ии. Т.о., чем больше мы уверены в своих взглядах, тем меньше мы восприимчивы к мнению окр-х. На степень выраж-ти конформизма влияют: а) возраст (пожилые и дети более подвержены конформизму); б) пол (женщины более конформны); в) образование (люди с высш. образов-ем менее конф.); г) личностные хар-ки самого чел.
Влияние меньшинства: функциональная модель взаимодействия меньшинства и большинства С.Московичи. Московичи выд. усл. при кот-х меньшин-во оказыв. влияние на больш-во: 1) Меньш-во должно входить в состав гр., быть принятым, а не изгнанным из нее; 2) Менш-во должно иметь возм-ть высказыв. свою т. зр. Если это 2-а усл. выполн-ся, то происх. измен-ие мнения больш-ва. 1 этап: у больш-ва складыв. мнение, что меньшин-во не норм. Если меньш-во продолжает, то; 2 этап: появл-ся сомнения, касаясь самой проблемы; 3 этап: у болш-ва возник. сомнение в собств-ой позиции. На точку зр. больш-ва в большей степени влияет стиль повед-ия меньш-ва, т.е. меньш-во должно: 1) Категорично заявить о принятом реш-ии; 2) Продемонстр-ть отказ изменить свою т.зр.; 3) Проявить волю к действию.
Авторитарный стиль «Не делай то, что я делаю, а делай то, что я говорю» характер-ся полной концентрацией полномочий у руководителя, жесткие способы управления, мнение подчиненных не учитывается. В кач-ве осн. формы стимулирования использует наказание. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ФЕНОМЕНА ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Просоциальное поведение – это помогающее поведение, т.е. это альтруистическое поведение. Альтруистическое поведение – это любые действия направленные на благо других людей. От проявления любезности, благотворительной деятельности до проявления действий угрожающих собственной жизни. 1 теория: т. социального обмена утверждает, что мы обмениваемся не только соц-ми благами, но и соц-ми товарами (любовь, одобрение, услуги, информация). Согласно теории люди пытаются достичь максимально положительного для себя результата при минимуме расходов. Люди взвешивают затраты и пользу в случае оказания и не оказания помощи. Напр. добровольная сдача крови, перед принятием решения мысленно прогрываем все за и против. Вознаграждение м.б. внешним (напр.,что бы добиться дружбы, чел. предлагает воспольз-ся его услугами. Т.е. мы помогаем тем кто для нас привлекателен) и внутреннимили самовознаграждение (например, когда помогаем другому что бы самому не было тяжело, получаем самоудовлетворение). В основе альтруизма лежит эмпатия (осознанное сопереживание другому). По теории социального обмена оказание помощи - это замаскированный эгоизм. Т.е. альтруизм не всегда бескорыстен. Скиннер пришел к выводу: мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы НЕ можем объяснить эти поступки. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности. 2 теория: т. социальных норм оказание помощи ориентировано на соблюдение норм или некоторых универсальных правил поведения. Чем больше нормы закреплены в нашем «Я». Тем больше они будут влиять на поведение и наоборот. Выд. 2-е соц. нормы: а) соц. ответств-ти: приписывают, что необходимо помогать людям кот. зависят от нашей помощи. Эта ответственность зависит от каузальной атрибуции, т.е. от того как мы объясняем почему чел. оказался в данной ситуации. Напр., если чел. чам виноват, то окружающие меньше чувствуют себя ответственными. А когда мы считаем. Что чел. не виновен, то мы пользуемся нормой соц. ответсв-ти; б) норма взаимности: нам следует не наносить вред, а оказывать помощь тем, кто оказывает помощь нам. Помощь с расчетом на взаимн-ть может преследовать различные цели: получить компенсацию за оказание пом., расчет на взаимную помощь в буд. 3 теория: эволюционная теория смысл жизни - сохранение себя. Гены заставляют действовать так, что бы сохранить себя. Гены кот. заставляют действ-ть бескорысно в интересах др-х не выживают в ходе эволюции. Генетич-ий эгоизм настраивает нас только на 2 вида бескорыстного повед-ия: это - защита рода и - поиск взаимной выгоды. - защита рода гены заставляют нас заботиться о тех, с кем мы имеем кровное родство, подчиняться инстинкту защиты рода. Напр., самозабвенная любовь к своим детям; - поиск взаимной выгоды дающий надеется, что станет получающим. Поиск взаимности ярче всего проявляется в малых, закрытых группах, в которых человек часто встречается с людьми, которым оказывает помощь, - тем больше шансов получить в качестве компенсации ответную помощь, ведь небольшие группы (школы, церкви) способствуют возникновению общинного духа, когда люди заботятся друг о друге.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.127 (0.012 с.) |