Психометрические основы психодиагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психометрические основы психодиагностики



Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве. Важнейшим источником научной информации о качестве той или иной психодиагностической методики являются результаты проведенных психометрических исследований с использованием этой методики. Речь идет о специальных исследованиях таких психометрических свойств методик как надежность, валидность и репрезентативность.

Долгое время считалось, что этими свойствами могут обладать лишь тесты – стандартизированные измерительные методы психодиагностики. Но в последнее время нарастает тенденция к распространению этих же требований и на экспертные методы псхиодиагностики (проективные методики, метод стандартизированного наблюдения и другие, где велика роль квалификации и профессиональной интуиции психолога-эксперта). Надежностью психодиагностической методики принято называть некий количественно-статистический показатель устойчивости результатов методики. Этот показатель измеряется с помощью различных коэффициентов корреляции: для двух половин методики (синхронная надежность, или однородность теста), для первого теста и последующего повторного теста на той же выборке испытуемых (показатель стабильности тестовых результатов во времени). Показатель надежности редко приближается в психодиагностике к 1.0, но методики с показателями выше 0,5 уже могут вызывать дальнейший исследовательский интерес. Для практических целей используются методики с показателем надежности не ниже 0.7. Для различных классов методик известны определенные типичные интервалы возможных показателей надежности. Мера надежности – это мера уверенности пользователя методики, с которой он может считать, что методика устойчиво что-то измеряет. Но показатель надежности не отвечает на вопрос, что именно измеряет методика, какое психическое свойства. На этот вопрос отвечает показатель валидности. Валидностью психодиагностической методики называет меру ее пригодности для выявления заданного психического свойства – того, на диагностику которого автор-разработчик нацелил методику. В последнее время стало принятым говорить не только о количественно-числовом, но и о качественном аспекте валидности: мало сказать, какой уровень валидности в числовом выражении, важно уточнить, какому именно критерию, какому поведению этот показатель соответствует (какова области валидности методики). Чаще всего самый простой способ измерения валидности методики, применяемый в психологии, состоит в расчете коэффициента корреляции между результатами по проверяемой методики и данными по какому-то внешнему критерию (это может быть другая методика, валидность которой уже проверена, но она слишком трудоемка в проведении; это также может быть показатель успеваемости студента, производительности работника, интегральный показатель здоровья пациента и т.п.). Третье важнейшее психометрическое свойства ПД-методики – это репрезентативность норм на тестовой шкале (диагностической шкале). Тестовыми нормами называют определенные критические точки на тестовой шкале, которые различают области с определенным психологическим диагнозом («экстраверт», «без выраженных особенностей», «интроверт» - пример трех диагностических областей на шкале «экстраверсия-интроверсия»). В ходе стандартизации теста стараются обследовать как можно более многочисленную выборку (выборку стандартизации) и стараются определить нормы на этой выборке так, чтобы они хорошо работали на более широкой популяции (генеральной сововупности) – на всех тех испытуемых, на которых планируется проводить тестовую (диагностическую) методику. Если тестовые нормы на более широкой выборке соответствуют тем нормам, которые получены на более узкой выборке, то выявленные нормы признаются репрезентативности. Нередко проверку репрезентативности сводят к проверке нормальности распределения тестовых баллов. Но нормальность следует считать лишь частным случаям репрезентативности, то есть, логически достаточным, но не необходимым условием.

В мировой психодиагностике (психологическом ассессменте) психометрические характеристики в настоящее время рассматриваются как основной признак научной обоснованности и являются обязательным условием для того, чтобы методика получила сертификат в национальных комиссиях по тестированию (или особых секциях в национальных психологических ассоциациях) в качестве методики, пригодной для практического использования. В отсутствие подобной системы сертификации ПД-методик в Российской федерации существует риск проникновения в практику псевдонаучных методик.

65. Раннее детство как психологический возраст. Основные новообразования

Раннее детство — это перод от 1 года до 3-х лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.

Новообразования младенческого возраст приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т.е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать.

Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета. Общение развивается интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным.

В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.

Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) и действиями соотнесения. Иначе говоря, процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составлении на их основе определенного образа; соотнесении данных образов-эталонов с предметами окружающего мира. Так ребенок учиться делить предметы на классы: куклы, машины, мячи, ложки и т. д.

В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т.е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия.

Развитие памяти. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.

Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста таковы.

• Пассивная речь в развитии опережает активную.

• Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название.

• На границе 2-го и 3-го года жизни ребенок как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой.

• Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий.

•Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.

• Осуществляется овладение синтаксическим строем языка.

• Развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.

В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Отмечается развитие самостоятельности. Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д. У ребенка появляется потребность в достижении успеха.

В раннем детстве ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми. В раннем детстве предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Ребенок старается овладеть все новыми и новыми действиями предмета, а роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.011 с.)