Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История исследований малой группы. Динамические процессы в малых группах

Поиск

Исследование американским психологом Н.Триплетом (1887 г.) эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием в социальной психологии. Прошло несколько десятилетий, прежде чем экспериментальное (шире - эмпирическое) направление исследований получило дальнейшее развитие в зарубежной специальной психологии. Случилось это уже в 20-е годы XX века. Именно в этот период усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался эмпирический бум в социальных науках, особенно в психологии и социологии. Неудовлетворенность умозрительными схемами способствовала поиску объективных факторов. Две крупные работы тех лет (в Германии В.Меде и в США Ф.Оллпорта) во многом продолжали линию исследований, начатую Н.Трипплетом. Ф.Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы как "совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях". Отказ рассматривать группу как определенную реальность Ф.Оллпорт объяснял отсутствием адекватных методов исследования, что согласовывалось с его позитивистскими установками. В процессе накопления научных знаний и развития методов исследования преобладающим стало представление о группе как о некоторой социальной реальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидуумов.

Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к периоду 30-х - начала 40-х годов, ознаменовался рядом оригинальных экспериментальных исследований в лабораторных условиях и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. Так, например, М.Шериф проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; Т.Ньюком исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях; В.Уайт, применяя метод включенного наблюдения, реализует программу "живых" групп в трущобах большого города; складывается "теория черт" лидерства и т.п. В этот же период на базе исследования управленческой деятельности в промышленной организации Ч.Бернард выдвигает идею двухмерного рассмотрения группового процесса (с точки зрения решения групповых задач и со стороны поддержания внутреннего равновесия и сплочения). Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К.Левину, который явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием "групповая динамика". Под его руководством были проведены исследования Р.Леппита и Р.Уальта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др. К.Левин одним из первых изучал феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни. Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом - в этот период возникает практическая потребность изучения закономерностей группового поведения и эффективных приемов управления группами. К началу 70-х годов можно было выделить девять крупных подходов, определявших развитие психологии групп, таких, как: социометрическое направление, психоаналитическая ориентация, общепсихологический подход средством эмпирико-статистическое направление, формально-модельный подход, теория подкрепления. В нашей стране изучение малых групп (или коллективов) имеет давнюю психологическую и непсихологическую традицию. Отдельные эмпирические факты группового поведения людей в боевых условиях содержатся в публикациях ряда участников русско-японской войны 1904-1905 гг. Решающую роль в становлении психологии малых групп в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность В.М.Бехтерева, А.С.Залужского. После гражданской войны для развития психологии коллективов характерен повышенный интерес исследователей к проблеме вожачества. Среди многочисленных разработчиков этой проблемы мы встречаем имена таких психологов, как П.П.Блонский и Д.Б.Эльконин, чьи взгляды на некоторые аспекты вожачества (типологию, роли, механизмы, динамику) и сегодня привлекают внимание специалистов. Вышедшие в 30-40-е годы труды А.С.Макаренко ознаменовали собой принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем коллектива. В работе Макаренко реализуются (хотя и в упрощенном виде) важнейшие методологические принципы исследования социальной группы: деятельности, системности, развития. В этих исследованиях разнообразно представлена феноменология малой группы, организация, структура и управление (включая руководство и лидерство), нормативная регуляция поведения, сплоченность, психологический климат, мотивация групповой длительности, эмоциональные и деловые отношения, личность в динамике приобретения качественных новообразований в связи с развитием самой группы. Послевоенные годы характеризуются преимущественно эмпирической направленностью работ, активным знакомством с зарубежным опытом изучения малых групп, переосмыслением отечественного опыта исследования малых групп и коллективов. В этот период формируются социально-психологические центры, ориентированные на проблематику малых групп и коллективов, функционирующих в сфере производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и повышенного риска.

70-е годы составили второй этап в развитии отечественной групповой психологии. В это десятилетие оформилось несколько крупных исследовательских подходов, среди которых наибольшую известность и влияние приобрели стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Обе они опираются на обширный массив эмпирических данных, относящихся к широкому кругу групповых феноменов. Значительному расширению в 70-е годы подверглась сама проблематика отечественных исследований малых групп, в которой среди прочих появились разделы, связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим тренингом, групповой сплоченностью и эффективностью, психотерапией. На протяжении третьего этапа (80-егоды) продолжались и усиливались тенденции постановки и решения методологических вопросов групповой психологии, укрепления и расширения ее теоретического фундамента. Появляется ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности, социально-психологическому тренингу, психологическому климату, поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям. Анализ многолетних исследований в области групповой психологии в нашей стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на развитие научной мысли. Это - деятельностный подход, социометрическое направление, параметрическая концепция и организационно-управленческий подход.

Синонимы групповой динамики, введенной К.Левиным, предполагают процессы, которые происходят в малой группе и обозначают ее переход от одной стадии к другой.

Процессы:1-образование малой группы; 3-лидерство; 2-групповая сплоченность; 4-принятие групповых решения; 5-развитие малой группы.

При изучении 1 процесса в психологии можно выделить 2 направления: а)вопрос о принятии норм существования группы новым членом; б) формирование группы как психологической целостности или групповой сплоченности. В 1 направлении присутствует феномен конформности, группового давления. Конформность - процесс изменения аттитюдов, мнений, восприятия, поведения индивида в сторону согласия с группой в ответ на реальное или воображаемое давление в ситуациях, когда нет прямого требования соглашаться с группой. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.

2Проблема групповой сплоченности. Самым известным определением является социо-метрический вариант - высокий % выборов, основанный на взаимных симпатиях. Определение Фестингера: групповая сплоченность - сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней. Сила - это характер группы являющимся привлекательными для человека (состав группы, стиль лидерства), чем больше таких черт, тем сильнее они будут желать ее сплоченности. Ньюком - согласие всех членов группы, относительно значимых для них ценностей.

3Лидерство. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Он демонстрирует более высокий, чем других членов группы, уровень участия, активности, влияния на поведение других. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, при которых он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление, он немыслим в одиночку. 4. Принятие групповых решений. В ходе групповой дискуссий происходит принятие решений. Первые исследования были проведены К. Левиным во время 2 мир войны в США. Вместо мяса населению предлагались субпродукты, но домохозяйки бойкотировали их покупку. Цель исследования Левина: сравнить эффективность на мнение домохозяек теорию формы в виде лекции и новой формы - выработки собственного группового решения на основе дискуссии. Через неделю: в группах, слушавших лекцию, 3% изменили мнение, где прошли групповые дискуссии - 32%. Такой эффект стал возможен потому, что решение не было навязано. А было принято группой. Групповые решения более эффективны. В ходе принятия групповых решений:

1) эффект поляризации, когда уменьшается число неопределенных мнений и они больше поляризуются.

2) эффект сдвига риска - групповые решения являются более рискованными, по сравнению с индивидуальными.

5. Развитие группы. Теория Бенниса и Шепарда построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так называемых Т-группах (группах-тренинга). В существовании этих групп выделяются 2 фазы на каждой из которых группа решает набор проблем для достижения основной цели - установления так называемой валидной коммуникации (т.е. коммуникации, в которой устранены помехи для общающихся). Путь достижения этой цели и есть развитие группы, в котором она проходит 2 фазы: 1-решается вопрос о лидере и анализируется взаимоотношения между каждым членом группы и лидером; на 2 фазе рассматриваются отношения между рядовыми членами. На каждой из этих фаз постепенно снимается скованность в отношениях и развивается более полноценная коммуникация. В отечественной психологии Петровский; Уманский - у которого идея стадий групп сочетается с выделением некоторых обязательных параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития:1) направленность (просоциальная, асоциальная); 2)организованность; 3)подготовленность к групповой деятельности; 4) развитость внутригрупповой коммуникации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.008 с.)