Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивация человека. Потребности и мотивы, их классификацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мотива́ция (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация как система процессов, отвечающих за побуждение деятельности, требует понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такого понятия выделяют отдельный мотив, потребность или влечение как “единицу” мотивации. Слово мотив по своему происхождению – приводящий в движение. Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный объем (постоянный и актуальный) и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме эмоций, желаний и т.д. Эти блага – любое предметное содержание – предмет, например пищевой объект, идеальный предмет, представление. Потребность в общении – м.б. другой человек, эмоциональное состояние, ожидаемое событие. А.Н.Леонтьев. Потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Потребность здесь связана с понятием нужды. Из самой сущности жизни следует, что живой организм является системой нуждающейся (не обеспечено равномерное поступление из вне необходимой энергии и вещества). Нужда – это реальное состояние организма, которое выражает необходимость определенных изменений для своего носителя, т.е. всегда нужда для себя. Потребность (с общебиологической точки зрения) представляет собой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения. В принципе эти механизмы и составляют основу потребности, определяют ее тип и содержание. Потребности делят на: Индивидные – видовые; Гомеостатические – экзогенные (не зависят от состояний организма и актуализируются внешними воздействиями, например познавательная потребность); Позитивные – негативные (мотивация избегания); Функциональные (побуждают к совершению некоторой активности, не преследующей явного конечного результата, условия организма – нужен отдых или у человека сдвиг на содержание деятельности – потребность в игре, труде и т.д.) – предметные (имеют выраженную финальную направленность, побуждают к достижению определенного результата без предопределения активности, которая к этому результату приведет); Первичные (унаследованные) – вторичные (приобретенные детерминанты поведения). По механизмам обнаружения и устранения потребностей их делят на две группы: физиологических и психических механизмов. Классификация потребностей (Мюррей): Основными понятиями являются организм и общество (среда), взаимодействующие друг с другом. Со стороны личности выступают потребности, со стороны ситуации – давление. Потребности и давление непосредственно не наблюдаются, они должны быть выведены. Потребность – это конструкт, обозначающий силу, которая организует восприятие, апперцепцию, интеллект, волю и действие таким образом, чтобы изменить в определенном направлении имеющуюся неудовлетворительную ситуацию. Часть базовых мотивов могут быть психогенными, а не только органическими. Их можно отнести к базовым из-за их универсальности (есть у всех). Мотивационные диспозиции (потребности) можно делить на первичные (висцерогенные) и вторичные (психогенные), на позитивные и негативные, явные и латентные. Психогенные потребности: Унижения, Достижения, Аффилиации, Агрессия, Независимости, Противодействия, Уважения. Защиты: Доминирования, Привлечения внимания, Избегание вреда, Избегание неудач, Покровительства, Порядка. Игры: Неприятия, Осмысления, Сексуальных отношений, Поиска помощи, Понимания. Иерархия потребностей (А.Маслоу): Потребность в самоактуализации; Потребность в гармонии, эстетическая; Потребность в познании себя; Потребность в самоуважении; Потребность в принадлежности к социальному целому; Потребность в безопасности. Физиологические нужды. Олпорт выделяет два способа удовлетворения потребностей – редукцию напряжения и стремление к развитию. Физиологическими нуждами человек овладевает: может есть, может не есть – на этом уровне потребность удовлетворяется путем редукции, снижения напряжения. Потребность в познании себя – познавательная, чистое познание себя, ради процесса. Потребность в гармонии – потребность в упорядоченности мира. Самоактуализация – потребность в максимальном выявлении и развитии собственных возможностей и способностей человека – на этом уровне потребность – метапотребность, стремится к нарушению равновесия, поддержанию напряжения, к противоречию, которое есть исходная точка развития. Второй способ удовлетворения потребностей – стремление к развитию. Фромм. Личность - сумма врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и определяющих его уникальность. В отличии от животных, человек лишен изначальной связи с природой - в нас нет мощных инстинктов, позволяющих адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, однако мы можем мыслить, оказавшись в состоянии человеческой дилеммы. С одной стороны она позволяет нам выжить, а с другой - толкает на размышления над вопросами, на которые нет ответов - экзистенциальными дихотомиями. Среди них: 1) жизнь и смерть (мы знаем, что умрем, однако отрицаем это) 2) живя под знаком идеального представления о полной самореализации личности мы никогда не сможем ее достичь 3) мы абсолютно одиноки, но не можем обходиться друг без друга. Экзистенциальные потребности. Здоровый человек отличается от больного тем, что в состоянии найти ответы на экзистенциальные вопросы - ответы, которые в большей степени отвечают его экзистенциальным потребностям. Наше поведение мотивируется физиологическими потребностями, но их удовлетворение не приводит к решению человеческой дилеммы. Только экзистенциальные потребности могут объединить человека с природой. Среди них: 1) потребность в установлении связей (перешагивание через границы себя, становясь частью чего большего. Подчинение и власть здесь непродуктивны. Только любовь как союз с кем-то, вне человека при условии сохранения обособленности и целостности своего Я (4 компонента - забота, уважение, ответственность и знание). 2) потребность в самоопределении - желание подняться над пассивным и случайным существованием в целеустремленность и свободу. Созидание и разрушение жизни - два пути. 3) потребность в укорененности - поиск своих корней и желание в буквальном смысле укорениться в мире и снова почувствовать его своим домом. Непродуктивное - фиксация (нежелание двигаться далеко за пределы своего безопасного мира, изначально определенного матерью. 4) самоидентичность - осознание себя отдельной сущностью (я - это я и я отвечаю за свои поступки). Непродуктивно - принадлежность к группе. 5) система ценностей. Непродуктивно - иррациональные цели. Характер - относительно постоянная совокупность стремлений индивида, не являющихся инстинктивными, с помощью которых человек соотносит себя с природой или культурой. Люди соотносятся с миром 2-мя путями: ассимиляция (приобретение и использование вещей) и социализация (познание себя и других). Непродуктивные типы: рецептивный, эксплуативный, накопительный, рыночный. Специфика потребностей человека: По содержанию. Собственно человеческими можно назвать такие потребности, которые не имеют биологического смысла (переедание) По способу удовлетворения. Человеческая потребность может быть любой по содержанию, но удовлетворяться с помощью культурных средств (голод удовлетворяется с помощью ножа и вилки). Побуждение к действию, определяемое мотивом, называется мотивацией. Мотивация – направленность к действию + энергетический компонент. Введение такого понятия оформило структурную единицу мотивационной сферы в виде комплекса: потребность+мотив. Элементы этого образования функционируют как внутри субъекта (потребность), так и вне субъекта (мотив). А.Н.Леонтьев. Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности. Мотивы несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. О потребностях ничего нельзя сказать иначе, как на языке мотивов. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.223.120 (0.011 с.) |