Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема возрастной периодизации психического развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Возрастная психология как наука исследует представления о механизмах психического развития человека на каждом возрастном этапе и условия перехода в развитии личности с одного возрастного этапа на другой. В этой связи возрастная психология изучает такие периоды как детский, юношеский, зрелый возраст. Особое место в ходе теоретического и практического изучения возрастной периодизации отводится герантологии, которая изучает психические процессы, связанные со старением организма, изучающие причины притупления и затухания некоторых психических функций. Понятие «возраст» принято разделять на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, то есть зафиксированную дату рождения. Он является некоторым фоном для психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психических процессов. Он зависит от тех психических новообразований, которые и определяют психическую зрелость, соответствующую тому или иному возрастному периоду. Например, согласно теории деятельностного подхода, таким психическим новообразованием в детском возрасте могут служить: игровая деятельность, учебная деятельность, общение и др. В зрелом – трудовая деятельность, ролевые взаимодействия в семье, на работе и др. В старческом возрасте – образование такого психического явления как «мудрость», «отношение к смерти» как к процессу перехода в вечность и др. Возрастная психология связана с другими науками: генетической психологией, психофизиологией, дифференциальной психологией, возрастной психологией, социальной психологией, педагогической психологией, медицинской психологией юридической психологией и др. Возрастная психология располагает научными методами исследования того или иного возрастного периода: психологическим наблюдением (внешним и внутренним); анкетированием (опросом, интервьюированием, беседой); совместной продуктивной деятельностью; экспериментом, при котором специально создаются такие психологически условия, которые помогают изучение интересующих нас аспектов в возрастном развитии личности. В этой связи принято различать естественный и лабораторный эксперименты. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Различные возрастные классификации могут быть разделены на две группы: 1)частные классификации, посвященные отдельным отрезкам жизни, чаще детскими школьным годам; 2)общие классификации, охватывающие весь жизненный путь человека. К частным относят классификацию интеллекта Ж. Пиаже, который выделяет 2 основных периода становления с момента рождения и до 15-летнего возраста: 1)период сенсомоторного интеллекта (от0до2лет); 2)период организации конкретных операций (от З до 15лет). В этом подпериоде он различает стадии. В классификации Д. Б. Эльконина, относящейся к первой группе, рассматриваются три периода жизни: 1)раннее детство; 2)детство; 3)подростковый возраст. Также Д. Б. Эльконин выделил ряд сменяющихся видов деятельности: непосредственно эмоциональное общение (младенчество), предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство), ролевая игра (дошкольный возраст), учебная деятельность (младший школьный возраст), интимно-личностное общение (младший подростковый возраст), учебно-профессиональная деятельность (старший подростковый возраст). Общая классификация Биррена включает фазы жизни от младенчества до старости. Согласно этой классификации юность — 12—17 лет; ранняя зрелость — 18—25 лет; зрелость — 51—75 лет; старость — от 76 лет. Э. Эриксон описал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты: 1)первые 12 месяцев жизни — начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием; 2) II—3-й годы жизни — вторая стадия, характеризующаяся самостоятельностью в сочетании с нерешительностью; 3)III—5-й годы жизни — третья стадия, отличающаяся появлением предприимчивости и чувства вины; 4) IY - 6—11-й годы жизни — четвертая стадия, где появляется ощущение неполноценности и формируются умения; 5) Y -12—18-й годы жизни ребенок начинает осознавать себя как личность, путая социальные 6) YI - начало зрелого возраста. Эта стадия отличается ощущениями близости с другими и одиночества; 7) YII -зрелый возраст — человек поглощен собой и социумом; YIII -пожилой возраст — человек формируется как цельная личность, но может появиться чувство безнадежности. И в этом возрасте, как и в других возрастных периодах, возникают психические новообразования. В данном случае - мудрость, которая понимается как сплав знаний и жизненного опыта. Особое значение в данном периоде развития личности отводится отношению к смерти, бессмертию. Ученые выделяют нескольку путей бессмертия: религия, творчество, дети, природа. Особый интерес приобретают стадии детского развития. Так, в каждой стадии, которую проживает ребенок, действуют одинаковые механизмы. Принцип классификации —смена ведущих видов деятельности таких как: 1)ориентация ребенка на основные смыслы человеческих отношений (происходит интериоризация мотивов и задач); 2)усвоение выработанных в обществе способов действий, в том числе предметных, умственных. Освоение задач и смысла всегда является первым, а за ним наступает момент освоения действий. Развитие можно описать в двух координатах: 1)ребенок — «общественный взрослый»; 2)ребенок — «общественный предмет». Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей: 1)младенчество — с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение); 2)раннее детство — от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение); 3)младший и средний дошкольный возраст — от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра); 4)старший дошкольный возраст—с 5 до 6—7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему 5)младший школьный возраст — от7до11 лет, охватывает обучение в начальной школе. I В этот период основным видом деятельности является учение, формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные способности); 6) подростковый возраст — от 11 до 17 лет, охватывает процесс обучения в старших классах (для этого периода характерны: личностное общение, трудовая деятельность; происходит определение профессиональной деятельности и себя как личности). Каждый период возрастного развития имеет свои отличия и определенное время протекания. Если наблюдать за поведением и теми психическими реакциями, которые возникают у ребенка, то можно самостоятельно выделить каждый из периодов. Каждый новый возрастной этап психического развития нуждается в изменениях: общаться с ребенком следует уже иначе, в процессе обучения и воспитания необходимо искать и подбирать новые средства, методы и приемы. Если взять процесс развития ребенка в этом периоде в общем, то можно выделить три основных этапа: 1) дошкольное детство (это достаточно большой период, охватывающий жизнь ребенка от момента рождения до 7 лет); 2) младший школьный возраст (этот период охватывает жизнь ребенка с момента его поступления в школу и до окончания начальных классов, т.е. интервал от 7 до 11 лет); 3) средний и старший школьный возраст (этот период охватывает жизнь ребенка с момента перехода его в средние классы школы до момента ее окончания, т.е. от 11 до 17 лет). Важно помнить все границы периодов являются условными и могут быть изменены в тех или иных психологических подходах или точках зрения ученых
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.247 (0.006 с.) |