Старость как психологический возраст 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Старость как психологический возраст



Поздняя взрослость, старость как психологический возраст — это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Старость рассматривается как сложное биосоциопсихологическое явление. Как биологический феномен, старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти. Как социальное явление, старость обычно ассоциируется с выходом на пенсию, с изменением (снижением) социального статуса, с потерей важных социальных ролей, с сужением социального мира. Издавна бытуют представления о старости как о тяжелом, инертном, «закатном» времени жизни.

1. На психологическом уровне речь идет об осознании происходящих изменений и более или менее успешном приспособлении к ним. Что приносит с собой старость для человека? Старение может стать периодом потерь или утрат (экономических, социальных, индивидуальных), которые приведут к состоянию зависимости, часто воспринимаемому как унизительное и тягостное. Но в позитивном варианте старость — это обобщение опыта, знаний и личностного потенциала, помогающее решить задачу адаптации к новым требованиям жизни и возрастным изменениям. В период старости можно глубоко понять и уяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл, ее обязательства перед предшествующими и последующими поколениями. Определить хронологические границы начала старости весьма сложно, поскольку диапазон индивидуальных различий в появлении признаков старения огромен. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Однако старость следует характеризовать не только с негативной стороны, выделяя угасание определенных способностей по сравнению со зрелостью. Необходимо установить качественные отличия психики пожилого человека, выявить и показать особенности психическою развития, происходящего на фоне ухудшающейся психофизиологии, в условиях инволюционных изменений нервной системы.

Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители. Напомним, что существуют различные классификации онтогенеза, в том числе и классификации инволюционных периодов (см. §1 данной главы).

Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма.

Основная проблема геронтологии - изучение прцесса старения организма с целью проофилактики его преждевременного старческого увядания. Задача не только в том, чтобы человек долго жил, но и в том, чтобы ему хотелось жить. А для этого он как минимум должен хорошо себя чувствовать.

Физиологические аспекты старения изучены лучше, чем психологические. В геронтологии в отличие от генетической психологии не рассматривается зрелость как статичный период в жизни человека. Напротив, она представляется как серия сложных процессов, среди которых особое место занимает постепенное, не фронтальное, гетерохронное развертывание инволюционных процессов.

У пожилых людей организм адаптируется к новым условиям: в противовес старению развиваются приспособительные функции, активизируются различные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолеть деструктивные явления старения. Огромные возможности человеческого мозга позволяют управлять внутренними процессами организма.

Основываясь на работах Г. Селье (теория стресса) и М. Фельденкрайса (метод «телесного переобучения»), американский врач Т. Ханна разработал и доказал на практике высокую эффективность программы соматических упражнений, позволяющих «восстановить память на ощущения и движения», вернуть гибкость и здоровье.

Российские ученые установили, что человек сохраняет способность к активной деятельности и адаптации до тех пор, пока получает соответствующие нагрузки. В качестве примера может быть названа система тренировки тела, разработанная и опробированная академиком Н. М. Амосовым.

Основные психологические факторы старения: отсутствие четкого жизненного ритма, сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; погружение в себя, ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации.

Прекращение трудовой деятельности приводит к изменению социального статуса, разрушению привычного жизненного стереотипа,а также к развитию депрессии. Выйдя на пенсию и лишившись работы, которая составляла весь смысл его жизни, человек оказывается перед лицом старости психологически обезоруженным. Хорошее самочувствие в пожилом возрасте обусловливается сохранением активности, в частности, выполнением посильного труда и общением с окружающими.

А.А. Кроник ввел понятие «психологический возраст», измеряемое событийной насыщенностью прошлого, настоящего и будущего. Увлеченность прошлым или чрезмерная драматизация будущего приводят к одинаковому результату — личность стареет психологически, что отражается на ее биологическом возрасте.

История культуры и науки дает множество примеров не только долголетия, но и сохранения при этом физического здоровья и высокого интеллектуального потенциала. Этот факт еще раз подчеркивает положение о том, что наряду с инволюционными процессами на всех уровнях организации человека происходят изменения, которые позволяют предупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные) явления в пожилом и старческом возрасте. Большую роль здесь играют процессы самоорганизации и саморегуляции, которые носят индивидуальный характер.

В типологии В. Гизе выделяются три этапа стариков: старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости; старик экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния (выросла молодежь, изменилось положение в семье, появились новшества в технике, социальной жизни); старик интровертированный, для которого характерно острое переживание процесса старения, погружение в воспоминания, стремление к покою.

И. С. Кон выделяет следующие социально-психологические типы активной старости — активнсть направлена на: других (участие в общественной жизни, воспитании молодежи);

себя (самообразование, отдых, развлечения); членов семьи; собственное здоровье.

Кроме того, И. С. Кон выделяет сугубо отрицательные типы старения: агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира: критикующие всех, кроме самих себя; поучающие и терроризирующие окружающих претензиями; разочарованные в себе и в собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за упущенные возможности.

Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д. Б. Бромлей. Согласно данной классификации, существуют пять типов приспособления личности к старости: конструктивное отношение к старости (уравновешенность, удовлетворенность эмоциональными контактами, критическое отношение к себе, терпимость к другим, отсутствие агрессии и подавленности); отношение зависимости (зависимость от супруга или от детей, отсутствие слишком высоких жизненных претензий, ощущение безопасности в семейной среде); оборонительное отношение (преувеличенная эмоциональная сдержанность, прямолинейность, неохотное принятие помощи от других людей, активность «через силу»); отношение враждебности к окружающим (агрессивность, взрывчатость, подозрительность, стремление переложить вину за неудачи на других людей); отношение враждебности к самому себе (пассивность, бунт против собственной старости, чувство одиночества и ненужности).

Классификация типов старения Б. Г. Ананьева построена на основе представления о том, что постоянное умственное напряжение, сопровождающееся функциональной динамикой головного мозга, способствует поддержанию тонуса коры и повышает работоспособность мозга. В пожилом возрасте эти сложные взаимоотношения обусловливают разные типы старения: конвергентный тип характеризуется снижением жизнеспособности человека и ограничением его психической деятельности; дивергентный тип сопровождается активизацией психического потенциала на фоне умеренного изменения жизнеспособности (такой человек имеет не только полную психическую сохранность, в ряде случаев у него отмечается повышение творческой продуктивности по сравнению с предыдущими годами).

Могу, хочу, делаю» — в этой формуле отражена позиция, которую может и должен занимать пожилой человек по отношению к жизни. «Могу» — природные возможности личности, «хочу» — мотивационная направленность, «делаю» — проявление активности личности. Принятие, использование этих трех составляющих делает старость активной, позволяет преодолевать многие негативные проявления процесса старения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.129 (0.005 с.)