Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методическая разработка изучения темы « История второй мировой и↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны» Работу выполнила АЛЕКСЕЕВА Т. А. Учитель МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа№2» П. ВУРНАРЫ, 2009 г. Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945» Содержание Введение Основная часть Характеристика темы Образовательные цели и задачи темы. Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение. Знания и умения,которые ученики должны приобрести или совершенствовать. Место и роль темы в курсе. Связь с предшествующим или последующим материалом,а также внутрипредметные или межпредметные связи, связь с производственным обучением и т.д. Дидактический анализ содержания материала. Уровни изучения и усвоения материала. Планирование изучения темы. Методика преподавания темы Система уроков по изучению темы. 2.3.Основные (ключевые) вопросы изучения темы. Воспитательные возможности темы. 3. Методические рекомендации по изучению темы Библиография Приложения Аннотация Данная разработка может быть использована для проведения кружковых, факультативных занятий, уроков мира, уроков мужества как самодеятельных единиц обучения, а так же для подготовки отдельных уроков, но истории «Второй мировой и Великой Отечественной войны» Введение Выбор данной темы объясняет той ролью, которую играет героические страницы нашей истории в деле патриотического, гражданина воспитания молодёжи. Годы Великой Отечественной войны с каждым годом отодвигаются всё глубже, и глубже в анналы истории. Всё меньше остаётся тех людей, которые своими руками ковали победу в тылу и на фронте, тем важнее привлек внимание к людям и событиям, участниками которых они были. Приближается годовщина «65-летие» победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Этому, без сомнения, будут посещены самые разнообразные мероприятия. Кроме того, ежегодно отмечали и будем отмечать годовщины важнейших событий в ходе войны. Предложенная разработка поможет учителям включать подходящий случаю в процессе изучения темы или дополнительно, приурочив урок (лекцию) и пометкой о дате. Учителю предлагается большой музыкальный обзор песен в периоде Великой Отечественной войне, зрительный ряд картин, плакатов, портретов, схем, что без сомнения облегчить работу учителю на подбор материала к уроку сделать его более зрительным, эмоциональным. Предложения логические задания, вопросы для обсуждения активизирующих мнительную деятельность учащихся. Задания тестового характера, предложение в приложение могут быть использованы как на отдельных уроках, так и на специально выделенном для этого занятия. В ходе изучение темы на любом виде занятий учащиеся приобретут самые разные умения и навыки: логически мыслить, рассуждать, вести спор, решать тесты, выступать с докладами, сообщения, писать рефераты, отзывы, рецензии, делать тематические подборы материалы, иллюстрации, открыток, по теме наборов, работать компьютером, искать информацию в Интернете, справочниках, словарях. С каждым десятилетием голоса тех кто отдал жизнь за победу в Великой Отечественной войне уходят все дальше и дальше в глубь истории. Каждое десятилетие прибавляет нам горести по отдавшим жизнь за свободу своей Родины и благодарности за их бессмертный подвиг. И сегодня смертельная игра атомным оружием и другими видами оружия есть не что иное как попытка устрашить, подавить необратимо меняющий мир людей Трудно изучать тему вторая мировая и великая Отечественная война. Трудно потому что она потрясает до глубины души. Год за годом,полные отваги и беспредельного героизма проходят чередой. Приходится соизмерять свои силы и возможности с тем, что сделали наши отцы и деды. Слова, протянувшиеся из прошлого в будущие и настоящие никогда не умолкнут, как бы далеко не отодвинулось время. Эта до предела сжатое история войны поможет понять молодежи, что несмотря не временные военные успехи, захват земли, зверства и террор победить советского человека было нельзя. Фашизм убивал, фашизм мог завершить процесс растления мещанина, мог купить предателя но он ни разу не одержал победы над настоящий советским человеком, патриотам гражданином. Об этом свидетельствуют многочисленные документы, которые изучаются во время занятий. Сурова и определена альтернатива, вставшая перед человечеством: или-или- умереть если выжить Настало время, когда человечество понимает, война не может быть средством достижения каких бы то ни было целей общечеловеческие ценности выше классовых. В летописи героической борьбы советского народа навсегда останется Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Она стала крупнейшим событием ушедшего века, неотъемлимых от судеб многих народов мира. Всемирно-историческое значение Победы состоит в том что она избавила человечество от фашисткой тирании и варварства, положила конец самой разрушительной войне в мировой истории приняла народом долгожданный мир. Неимоверно трудным путь к Победе. Главной силой, преградившей путь гитлеровскому нашествию стал Советский Союз. Если бы трудящиеся СССР не вынесли тяжелого бремени войны, то фашистские захватчики распространили бы свою агрессию на все континенты, уделом еще многих народов стало бы рабство. Минувшая война явилась величайшим испытанием для Советского государства. В ней столкнулись не просто две армии. В пламени гигантской битвы проверялось на прочность все: экономика, политика, идеология, военные организации двух противоположных систем. Как один человек, наш народ поднялся на Отечественную войну против фашистского нашествия. Слова – «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» - вселила веру в рабочих, колхозников, интеллигенцию, в воинов Красной армии и флота, поднявшихся на защиту Отечества. Великая Отечественная война Советского Союза против фашисткой Германии, составившая главное содержание второй мировой войны, была величайшим по своим масштабам, напряженности и социально – политическим последствиям войной, в которой решалось будущие мировой цивилизации. Приближается славная дата – 65- годовщина со дня Победы Советского Союза над фашистской Германией. Как никогда, в эти месяцы надо много говорить об этом. Чтоб этого забыть Не смели поколения, Чтоб нам счастливым быть, А счастье - не в забвенье А.Т. Твардовский. Характеристика темы Предлагаемая тема изучается в курсе истории дважды: в 9 классе при завершении курса основной школы и в 11, при окончании курса основной школы. В обоих случаях удобнее совместить изучение тем вторая мировая война и Великая Отечественная война, что позволяет избежать неизбежного дублирования ряда вопросов. Это, во-первых. Во-вторых, предлагаемая разработка позволяет выбрать те вопросы, которые нужно более глубоко изучит, в первом концерне, а другие во втором. В третьих, предложенные материалы позволят проводить Уроки мужества, Уроки памяти к юбилейным датам сражения Великой Отечественной и второй мировой войны. Содержание темы позволяет на уроках и во внеурочное время проводить серьёзную работу по военно-патриотической теме, воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга у обучающихся. На примере самоотверженных поступков воинов Красной Армии, партизан и подпольщиков, тружеников тыла обучающиеся осознают потребность закалять силу воли, воспитывать в себе дисциплину, от которой до героизма только один шаг. Музыкальное сопровождение каждого занятия призвало создать эмоциональный настрой на уроке, и, одновременно, показать, что искусство тоже помогало бороться с врагом, вселяло силу и уверенность в победу. Образовательные цели и задачи При изучении данной темы внимание обучающихся акцентируется на следующих проблемах: - причины и характер второй мировой, а также великой отечественной войне Советского союза, - экономика СССР и оборотность страны накануне войны - смертельная опасность, которая нависла над нашей Родине в связи с вероломное нападений гитлеровской Германий на СССР, - причина временных недуг Красной армии в начальной период войны, - единство тыле и фронте в годы войны, - подвиги советских людей в тылу враги, - внешнее количество Советских правительства 6 году войны (борьба СССР за создам антигитлеровской коалиции и за решение проблем организации послевоенного мира); -решающая роль Советского Союза в разгроме фашистского блока; -превосходство экономики советского строя; -всемирно – историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне; -важнейшие этапы борьбы советского народа против фашистских захватчиков; -международная обстановка накануне Второй мировой войны; -периодизация Второй мировой и Великой Отечественной войны; -значение важнейших операций Великой Отечественной войны; -важность встреч глав государств и правительств в годы войны и т.д. Умения и навыки. Развитие навыков работы с: - историческими источниками; - схемами; -иллюстрациями; -исторической картой; -составлять тезисы выступлений; -вести записи лекций; -составлять план, рассказ, выступления; -аргументировать свою точку зрения; -работа с художественными произведениями (репродукции картин, плакатов) -ведение дискуссии, спора; -аналитические навыки (сравнения, обобщения); -проводить поиск информационных источников; -работать в группе коллективе; -слушать и высказывать свое мнение; ЗНАНИЯ -обучающиеся должны получить знания об основных событиях второй мировой войны, её этапах, периодах периодов неудач и побед; -об основных операциях войны; -о героях тыла и фронта; -о состоянии экономики; -о международных отношениях на кануне и в годы войны; -о роли Советского Союза в годы войны; -о значении Победы Советского Союза над Германией; -о помощи нам наших союзников и нашей помощи союзникам; -о причинах временных неудач Красной Армии в начальный период войны; -о высоком моральном духе в тылу и на фронте; Место и роль темы в курсе Темы героического прошлого нашей страны для формирования подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской ответственности за судьбу своей страны всегда очень важны и актуальны. А в связи с приближающейся годовщиной Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов значение её изучения многократно возрастает. Война была в середине прошлого столетия и её место в истории 20 века находится в середине курса. В зависимости от выбранного учебника и составленного тематического планирования тема может изучаться в конце 1полугодия или в начале 2 полугодия. В любом случае изучение темы совпадает Во временном промежутке с очень важными событиями на фронтах:1941,декабрь контрнаступление Красной Армии под Москвой; январь1943 года - прорыв блокады Ленинграда, ноябрь1942-февраль 1943-Сталинградская битва; январь1944 года снятие блокады ЛЕНИНГРАДА. Непосредственно перед изучением темы вторая мировая война и отечественная война Советского Союза в 30- е годы. Изучение темы войны – прямое продолжение, логическое продолжение курса как всемирной так и Отечественной истории. И, если материал используется как элективный курс, без изучения вопросов внешней политики и международных отношений не обойтись. Тема, предложенная для изучения, обладает огромным воспитательным потенциалом, позволяет расширить кругозор обучающихся, так как она охватывает большой круг вопросов литературы и искусства. Специально отведенные уроки позволяют обучающимся познакомиться с произведениями литературы различных жанров (проза, поэзия, драматургия), живописи (картины, плакаты), с музыкальным искусством (песни, частушки, симфонии) кино, театры, скульптуры…. Знакомства с техникой Великой Отечественной войны требует обращение к таким наукам как физика, математика, химия. 1.6 Дидактический анализ содержание материала. Исходя из значения слова дидактика, что в переводе с греческого означает «поучающий» необходимо заметить, что более яркой, широкой (объёмной) темы, которая позволяет учителю продемонстрировать свой методический арсенал, применять различные приёмы и методы обучения в курсе истории найти сложно. Прежде всего, это тема позволяет, совершенствовать уже имеющиеся у учеников умения и навыки анализа и синтеза, сопоставления различных точек зрения авторов, исторических источников. Развиваются навыки работы с научной, художественной, популярной литературой, произведениями искусства. Обучающиеся совершенствуют умения составления плана, тезисов, доклада, выступления. В зависимости от времени изучения темы (а она изучается в школьном курсе истории дважды: в 9 и 11 классах) уровни усвоения материала различны. В 9 классе обучающиеся получают первоначальные знания по теме, в 11 классе изучаемый материал углубляется и расширяется. Если тема изучается как самостоятельный курс, то многое зависит от того, каковы знания обучающихся по данной проблеме. Методика преподавания темы. Применяемые в ходе изучения материала приёмы и методы Dмогут быть весьма разнообразны. Более подробно об этом смотрите в следующем пункте 2.2,где предложена система уроков по изучению темы. Разнообразные типы лекций (вводная, текущая, обобщающая),комбинированные уроки классического типа,тестирование(уроки текущей или итоговой проверки знаний), уроки – конференции, уроки лабораторного типа(анализ документов), уроки экскурсии, встречи с ветеранами тыла и фронта визуальное знакомство с военной техникой,посещение мест боев, широкое использование Интернет –ресурсов, видеофильмов, компьютерных дисков позволят учителю сделать изучение темы увлекательным ярким запоминающимся,а значит и оставит в душе ребенка глубокий след. Обобщающая лекция Урок- конференция Урок-семинар. Урок-беседа. Урок-встреча. Понятие война. Причины и характер войны. СССР накануне войны. Основные события войны. Героизм в тылу и на фронте. Периодизация войны. Воспитательные возможности. Тема обладает огромным воспитывающим потенциалом. На героических примерах, подвигах, тружеников тыла и воинов Красной Армии на фронтах воспитываются чувства патриотизма, интернационализма, гордости за свою Родину, свой народ, который сумел выстоять в столь сложное и трудное время. Гражданский сыновний долг к Родине- матери,любовь к малой Родине, уважение к национальным традициям народов нашей страны, которые сплотились в одну единую семью советских народов красной нитью проходят через всю систему уроков темы. Братская помощь и взаимопомощь народов,пострадавших от фашистской агрессии в годы войны яркий пример интернационализма. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Данная разработка не претендует на полноту изучения данной темы. На наш взгляд, сделать это просто невозможно, слишком велик объём материала, много субъективного в изложении отдельных эпизодов войны, не все документы еще доступны для изучения. Но на некоторые эпизоды минувшей войны здесь можно найти ответы. Все мы хотим больше знать о том времени, чтобы правильно понимать историю, с учетом ее опыта решать современные задачи, в первую очередь – задачу сохранения мира. Почему не удалось предотвратить войну? Какие меры принимались по укреплению обороноспособности СССР накануне войны? Как защищали Родину советские люди? В чём состоят важнейшие итоги и уроки войны? – таковы некоторые из проблем, которые были затронуты на уроках изучаемой темы. Из множества вопросов для обсуждения и изучения были выбраны те, которые, на наш взгляд, дают возможность лучше понять её предысторию, ход, итоги уроки, показать решающую роль Советского Союза в разгроме германского фашизма и японского империализма. От последних выстрелов Великой Отечественной войны и второй мировой войны нас отделяют уже более 60 лет-срок немалый, если его соразмерить с продолжительностью человеческой жизни. За это время выросло несколько поколений людей, которых не коснулось военное лихолетье, и вся жизнь которых проходила «после войны». Первым из них было моё поколение. Поколение людей родившихся после войны. Поколение, чьи отцы и матери в полной мере знали, что такое война. В последующих поколениях интерес к событиям 1941-1945годов то угасал, то вспыхивал с новой. Цель предложенной разработки- в какой-то мере удовлетворить этот интерес. Это надо знать, чтобы не допустить повторения! Алексеева Т. А., Чувашия, п. Вурнары, ср. школа №2, Заслуженный учитель России
ВТОРОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ УРОК № 1 УРОК № 2 НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Эпиграф: Война двери, вошла без стука в наши Когда людские племена Вцепились друг в друга Словно звери.
Кемаль Стафа.
Музыкальная заставка: Вот солдаты идут. (Музыка К. Молчанова, слова М. Львовского.) Эх, дороги...(Музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина.) За того парня. (Музыка М. Фрадкина, слова Р. Рождественского.) На безымянной высоте. (Музыка В. Баснера, слова М. Матусовского.) Основные вопросы: 1. Причины и характер войны. 2. Нападение гитлеровской Германии на Польшу. "Странная война" в Западной Европе. 3. Германская агрессия на Западе. 4. Оборона Великобритании. 5. Война и США. 6. Фашистская агрессия на Балканах.
Оборудование урока: Карта "Вторая мировая война"; Логическое задание: Чем объяснить, что Англия и Франция в начальный период войны не вели активные военные действия против Германии? Обсудить: Каковы причины поражения Польши. Каковы последствия "странной войны"? Персоналии: У. Черчилль, Н. Чемберлен, Шарль де Голль, маршал Петен, Ф. Д. Рузвельт, Антонеску, Хорти. Термины: "Линия Керзона"; перемирие; коалиционное правительство; «странная» война; диктатура; военная диктатура; мировая война. УРОК № 3 ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Эпиграф: Война есть испытания всех экономических, политических и организационных сил каждой нации. В. Ульянов-Ленин. Музыкальная заставка: Песня смелых. (Музыка В. Белого, слова А. Суркова.) Если завтра война. Основные вопросы: Советская страна в конце 30-х годов. а) экономика; б) социально-психологическое состояние общества; в) готовность Советского Союза к отражению агрессии. Логическое задание: Как вы себе представляете роль Сталина и его окружения в решении внутренних проблем страны накануне войны? Обсудить: Готовность Советского Союза к отражению агрессии. Термины, понятия: Ультиматум; "линия Маннергейма"; "пить кофе у Берии". Персоналии: Г.К.Жуков, Д.Г.Павлов, К.Е.Ворошилов, С.К.Тимошенко, Г.Э.Лангеман, С.П.Королев, В.П.Глушенко, П.К.Ощепков, А.М.Люлька, А.Н.Туполев, П.О.Сухой, Н.Н.Поликарпов, Б.Л.Ванников, П.В.Рычагов, К.О.Мерецков. Оборудование урока: Политическая карта СССР; кинофрагмент "Советский Союз накануне воины". УРОК № 4 УРОК № 5 УРОК № 6 УРОК № 7 СТРАНА МОБИЛИЗУЕТСЯ Эпиграф: Ребята в бой рвались как черти, И стал нам полем боя цех. Все били в цель. Ни разу мимо! Деталей больше - злее месть. Лишь с честью воинской сравнима Та, трудовая наша честь. Г. Ф. Семенов Музыкальный эпиграф: Уральцы бьются здорово. (Музыка Т. Хренникова, слова А. Барто.) Катюша. (Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского.) Основные вопросы: 1. Перестройка жизни страны. 2. Перевод экономики на военный лад. 3. Народ встает на борьбу с агрессором. Логическое задание: Какую роль сыграла директива СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 г.? Обсудить: Могла ли она быть выполнена полностью? Персоналии: Н.М.Шверник, А.Н.Косыгин, М.Г.Первухин, Н.А.Вознесенский, А.В.Хрулев, Б.Л.Ванников, В.В.Вахрушев, А.И.Ефремов, В.А.Малышев, И.Ф.Тевосян, А.И.Шахурин, Д.Ф.Устинов, Г.М.Маленков, Л.М.Каганович, Н.А.Бултанин, А.И.Микоян. Термины, понятия: ГКО, военно-мобилизационные мероприятия, оборонительные сооружения, надолбы, ежи, доты, дзоты, противотанковые рвы, эвакуация. Оборудование урока: Карта "Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945гг."; портреты И.В.Сталина, К.Е.Ворошилова, Н.М.Шверника и др. События глазами художника: Плакат Д.Моор "Чем ты помог фронту". УРОК № 8 БИТВА ЗА МОСКВУ Эпиграф: Сыны Москвы, с отвагой несравненной Вы все расчеты вражьи погребли: Здесь пробил час душителя вселенной, Забрезжил здесь рассвет для всей земли. Э. Вайнерт Музыкальный эпиграф: Песня защитников Москвы. (Музыка Б. Мокроусова, слова А. Суркова.) Песня о фонарике. (Музыка Д. Шостаковича, слова М. Светлова.) Моя Москва. (Музыка И. Дунаевского, слова М. Лисянского.) Оборудование урока: Карта "Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945гг."; карта "Битва за Москву"; плакаты И.Тоидзе "Родина-мать зовет", Н.Жуков, В.Климашин "Отстоим Москву"; портреты 3.Космодемьянской, В.Талалихина, членов Ставки Верховного Главнокомандования, военачальников; фонохрестоматия. События глазами художника: К.Юон "Парад в Москве на Красной площади в ноябре 1941 г."; И.Агапов "Москва, 1941 год"; плакаты времен Великой Отечественной войны; В.Памфилов "Гвардейцы-панфиловцы и на разъезде Дубосеково". Основные вопросы: 1. Операция "Тайфун". 2. Контрнаступление Красной Армии под Москвой. 3. Военно-политическое и международное значение разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. 4. Общее наступление Красной Армии зимой 1941-1942 годов. Логическое задание: В чем вы видите военно-политическое и международное значение разгрома фашистских армий под Москвой? Обсудить: Можно ли утверждать, что победа Красной Армии под Москвой была чудом, что главную роль сыграл "Генерал Мороз"? Персоналии: И.С.Конев, Г.К.Жуков, Б.М.Шапошников, С.М.Буденный, А.И.Еременко, И.В.Сталин, Л.П.Берия, М.Е.Катуков, И.В.Панфилов, Л.М.Доватор, А.П.Белобородов, П.А.Белов, К.К.Рокоссовский, Л.А.Говоров, Д.Д.Лелюшенко, А.М.Говоров, А.М.Василевский, Г.Гудериан, Зоя Космодемьянская, Виктор Талалихин, Лиза Чайкина. Термины, понятия: Контрнаступление, тактика, истребительный отряд, диверсанты, партизаны, подпольщики. УРОК № 9 УРОК № 10 ТРАГИЧЕСКИЕ ДНИ 1942 ГОДА Эпиграф: Если кровь твоя за Родину лилась, Ты в народе не умрешь, джигит. Муса Джалиль. Музыкальная заставка: Заветный камень. (Музыка Б. Мокроусова, слова А. Жарова.) Журавли. (Музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова.) На безымянной высоте. (Музыка М. Бластера, слова Е. Матусовского.) Легендарный Севастополь. (Музыка В. Мурадели, слова Градова.) Севастопольский вальс. (Музыка К.Листова, слова Г.Рублева.) События глазами художника: А. Дейнека "Оборона Севастополя"; плакат художника В. Б. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси". Основные вопросы: 1. Неоправданные решения. 2. Любаньская операция. 3. Неудачи советских войск на юге. 4. Битва за Кавказ. Логическое задание: В чем причины неудач Красной Армии в 1942 году? Обсудить: Необходимость и роль приказа № 227 от 28 июля 1942 года. Оборудование урока: Карта "Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг."; карта "Оборона Ленинграда"; фонохрестоматия. Персоналии: А.Власов, Д.Козлов, Л.Мехлис, А.Василевский, С.Тимашенко; Н.Хрущев, Э.Манштейн, П.Ренненкампф. Термины, понятия: РОА (русская освободительная армия), фланг, фланговый удар, оборонительные бои, стратегический перелом. УРОК № 11 СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА Эпиграф: ... Сталинград, Ты устоишь, хотя бы день и ночь, Тебя огнем пытали и железом! Да! Смерть сама бессильна пред тобой! Они бессмертны, сыновья твои!. Пабло Неруда Музыкальный эпиграф: На кургане. (Музыка А. Петрова, слова Ю. Друниной.) Горячий снег. (Музыка А. Пахмутова, слова М. Львова.) На Мамаевом кургане тишина. Растет в Волгограде березка. Основные вопросы: 1. Обстановка на советско-германском фронте к осени 1942 года. 2. Оборона Сталинграда. 3. Окружение и разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. 4. Историческое значение Сталинградской битвы. 5. Наступление красной Армии зимой 1942-1943 гг. Логическое задание: В чем источники победы и значение разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом?
Обсудить: Почему оказался возможным прорыв немецко-фашистских войск к Волге в 1942 г.?
События глазами художника: В.Дмитриевский "Переправа через Волгу"; плакаты времен Великой Отечественной войны; Кукрыниксы "Потеряла я колечко"; Н. Жуков "Бей насмерть".
Оборудование урока: Стенд "Мамаев Курган"; карты "Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг."; "Сталинградская битва"; портреты военачальников.
Персоналии: В.И.Чуйков, М.С.Шумилов, Н.Ф.Ватутин, К.К.Рокосовский, А.И.Еременко, А.М.Василевский, А.И.Родимцев, Р.Я.Малиновский, И.С.Конев, Ф.Паулюс, Э.Манштейн, Адам. Герои Сталинградской битвы: М.Ульянова, Я.Павлов, М.Путилов, В.Воронов.
Термины, понятия: Окружение (котел), коренной перелом, стратегическое наступление, стратегическая инициатива. УРОК № 12 УРОК № 13 СОВЕТСКИЙ ТЫЛ В ГОДЫ ВОЙНЫ Эпиграф: Они трудились здесь и жили, Не расставаясь никогда. И на войну не уходили – Война сама пришла сюда.
Когда на Запад эшелоны, На край пылающей земли, Ту мощь брони незачехленной Стволов и гусениц везли – Тогда бывало поголовно Весь фронт огромный повторял Со вздохом нежности сыновней Два слова: — Батюшка Урал. А. Твардовский
События глазами художника: И. Тоидзе "Родина-мать зовет"; Д. Моор "Чем ты помог фронту?"; Лактионов "Письмо с фронта". Основные вопросы: 1.Трудовой подвиг народа. 2. Наука в годы войны. 3. Культура в годы войны. 4. Государство и церковь во время войны. Логическое задание: Подтвердите фактами правоту эпиграфа. Обсудить: вклад в войну представителей науки и искусства. Оборудование урока: карта "Великая Отечественная война 1941-1945 гг."; записи песен К.Шульженко, Л.Руслановой, Л.Утесова; выставка книг, написанных в годы войны; записи музыки А.Хачатуряна, Д.Кабалевского, Т.Хренникова и т.д.; фонохрестоматия по Великой Отечественной войне. Термины, понятия: Культура, искусство, церковь. УРОК № 14 КУРСКАЯ БИТВА Эпиграф: В привычных сумерках суровых Полночным залпом торжества, Рукоплеща победе новой, Внимала матушка-Москва. А. Твардовский Музыкальный эпиграф: Вот солдаты идут. (Музыка К.Молчанова, слова М.Львовского.) Эх, дороги... (Музыка А.Новикова, слова Л.Ошанина.) Песня о Днепре. (Музыка М.Фрадкина, слова Е.Долматовского.) События глазами художника: Плакаты времен войны "Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга" художник В. Иванов. Основные вопросы: 1. Курская битва а) соотношение сил накануне битвы; б) подготовка битвы; в) ход сражения; г) значение битвы; 2. Битва за Днепр. Логическое задание: В чем значение Курской битвы для дальнейшего хода Великой Отечественной и Второй мировой войны? Обсудить: Каковы последствия Курской битвы для обеих воюющих сторон? Оборудование урока: Карты "Великая Отечественная война Советского Союза 1941 -1945 гг.", "Курская битва"; фонохрестоматия по Великой Отечественной войне советского Союза. Год 1943"; портреты военачальников; альбом "Герои Великой Отечественной войны" художники И.Серов, Т.Селезнев. Персоналии: Г. К.Жуков, А.М.Василевский, Н.Ф.Ватутин, И.С.Конев, К.К.Рокоссовский, Э.Манштейн, В.Модель, Х.Гудериан; И.Н.Кожедуб, А.П.Маресьев, А.К.Горовец (летчики); Леопольд Тренер, Шандор Радо, Рудольф Реслер; Термины, понятия: Операция "Цитадель", операция "Суворов", операция "Кутузов", операция "Красная капелла", эскадрилья "Нормандия". УРОК № 15 ТЕГЕРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Эпиграф:
Ты его преследовать обязан, Как бы он не отступал назад, Чтоб твоей рукою был наказан Гитлеровской армии солдат. М.Алигер.
Музыкальная заставка: Гимны США, СССР, Англии, мелодии Японии, арабских стран. Основные вопросы: 1. Военные действия в Африке и на Средиземном море. 2. Борьба на морских коммуникациях в Атлантике. 3. Война на Тихом океане. 4-Тегеранская конференция.
Задание: Заполнить третью и четвертую графы таблицы "Вторая мировая и Великая Отечественная война" (синхронно).
Оборудование урока: Карта "Вторая мировая война", фонохрестоматия.
Персоналии: И.Сталин, Ф.Рузвельт, У.Черчилль.
Термины, понятия: Конфереция, "Большая тройка", эмиграция, катынское дело, ООН, Второй фронт» УРОК № 16 ОТ ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ Эпиграф: Где бы ты ни был, честный русский воин Помни: о тебе гремит молва Будь всегда в крови носить достоин Главный жар великого родства Биться в схватках равных и неравных До конца! Плати врагу сполна! Помни, что ты правнук и праправнук Доблестных солдат Бородина. С.Васильев Музыкальный эпиграф: За того парня. (Музыка М.Фрадкина, слова Р.Рождественского.) На безымянной высоте. (Музыка В.Блантера, слова В.Матусовского.) Севастопольский вальс. (Музыка К.Листова, слова Г.Рублева.)
События глазами художника: П.Кривоногов "Корсунь-Шевченковское побоище"; плакат художника В.Иванова "Пьем воду из родного Днепра, будем пить из Прута, Буга и Немана".
Основные вопросы: Планы воюющих сторон на 1944 год. Полное освобождение Советского Союза. а) освобождение Лениграда и Новгорода; б) Корсунь-Шевченковская операция; в) освобождение Крыма; г) восстановление границы; д) операция в Карелии; е) операция "Багратион"; ж) освобождение Прибалтики; з) изгнание врага с Крайнего Севера; и) Ясско-Кишиневская операция.
Логическое задание: Каково значение наступательных операций Красной Армии в 1944 году? Обсудить: Как успехи Красной Армии повлияли на дальнейший ход войны? Оборудование урока: Карта "Великая Отечественная война Советского Союза", "Освобождение Правобережной Украины, Крыма", "Оборона Ленинграда"; стенды "Хатынь", "Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны"; альбом "Герои Великой Отечественной войны" художники И.Серов, Т.Селезнев.
Персоналии: Н.Ф.Ватутин, К.К.Рокоссовский, И.С.Конев, Г.К.Жуков, И.X.Баграмян, Г.Р.Захаров, В.Д.Соколовский, Ф.И.Толбухин, капитан Масловский, девочка Катя Сусанина.
Термины, понятия: Операция "Багратион"; блокада. УРОК №17 УРОК №18 УРОК № 19 УРОК № 20 РАЗГРОМ КВАНТУНСКОЙ АРМИИ Эпиграф: Какую песню о победе, Какой сложить о вас рассказ? Богатыри, язык мой беден, Чтобы воспеть, прославить вас! Я. Колас Музыкальный эпиграф: Эх, дороги... (Музыка А.Новикова, слова Л.Ошанина.) Давно мы дома не были. (Музыка В.Соловьева-Седого, слова Л.Фатьянова.) Основные вопросы: 1.Япония во второй мировой войне. 2. Обстановка в бассейне Тихого океана к 1945 году. 3. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. 4. Вступление Советского Союза в войну на Дальнем Востоке. 5. Разгром Квантунской армии. 6. Безоговорочная капитуляция Японии. Логическое задание: В чем состоит значение разгрома японского милитаризма? Обсудить: Роль Советского Союза в разгроме Японии. Оборудование урока: Карты "Вторая мировая война", "Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг."; Персоналии: Маршалы А.М.Василевский, Р.Я.Малиновский, К.А.Мерецков; генерал М.А.Пуркарев; адмиралы И.С.Юмашев, Н.В.Антонов; генерал-лейтенант К.Деревянко; рядовой Г.Е.Попов; младший лейтенант летчик М.Янко. Участники подписания акта о капитуляции Японии: Д.Макартур, представитель США; Й.Умедзу, начальник генерального штаба Японии; М.Сигемицу, министр иностранных дел Японии; К.Деревянно, генерал-лейтенант. Термины, понятия: Милитаризм, милитаристская Япония; капитуляция; Квантунская армия. УРОК № 21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УРОКАМ 1..БезыменскийЛ.Особаяпапка «Барбаросса». АПН. 2. Безыменский Л.Разгаданные загадки третьего рейха. АПН. 3. Венок славы т.т.1-10 4. Вел
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.37.85 (0.021 с.) |