Особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях



Движение автомобиля в сложных дорожных условиях (отлич­ных от движения по ровному асфальтобетонному покрытию) обу­словливает дополнительный расход топлива. Например, при езде по гравийному или булыжному шоссе расход топлива повышается на 20...30 %, а при езде по сильно изношенному покрытию — на 50... 60 %. Со значительным перерасходом топлива (в 2,5... 3,5 раза) сопряжены перевозки груза в условиях бездорожья.

Особенно неэкономично движение автомобиля с большой ско­ростью, поскольку сопротивление качению колес возрастает при этом в 2... 3 раза. Переднеприводной автомобиль меньше реагирует на взаимодействие ведущих колес с участками изношенного по­крытия и имеет существенно меньший расход топлива, чем заднеприводной. Кроме того, он лучше сохраняет прямолинейную траекторию движения при торможении даже при разном сцепле­нии левых и правых колес с дорогой.

Перед труднопроходимым участком дороги (грязь, песок, снег) необходимо заранее включить ту передачу, которая позволит его преодолеть без дополнительного переключения передач. Останов­ки при езде в таких условиях вызывают буксование автомобиля, а следовательно, повышенный расход топлива. Следует иметь в виду, что в течение одной минуты расходуется столько топлива, сколь­ко требуется для того, чтобы автомобиль проехал около одного километра по ровной асфальтобетонной дороге.

На скользкой дороге трогать автомобиль с места нужно плавно на высшей передаче при частичном пробуксовывании сцепления и малой частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Начавшееся во время движения автомобиля буксование можно прекратить, если, маневрируя педалью сцепления или перейдя на низшую передачу, ограничить высокую частоту вращения буксу­ющих колес без снижения скорости автомобиля. Используя такой прием, можно проехать до участка дороги, покрытие которого имеет лучшие сцепные свойства, и продолжить обычное движение. Од­нако с целью экономии топлива время такого режима движения должно быть ограничено.

Подъемы и спуски

Преодолевать подъем необходимо с учетом его крутизны, за­груженности пути транспортом и наличия других помех, замедля­ющих движение.

Перед подъемом автомобиль следует разогнать. Переключать передачи на подъеме надо быстро и своевременно, пока автомо­биль продолжает движение по инерции. В противном случае включение передачи возможно только после значительного замедления или даже полной остановки автомобиля, вызывающей повышен­ный расход топлива на очередной разгон.

Дополнительный расход топлива на преодоление автомобилем подъема частично может быть компенсирован при его движении накатом на спуске с подтормаживанием двигателем для ограниче­ния скорости.

Крутые спуски следует преодолевать на первой передаче.

Песчаные участки

Особую сложность представляет собой движение автомобиля по песчаным участкам. Сыпучий песок легко подвижен, на нем не образуется накатанной поверхности и глубокой колеи, поэтому для проезда лучше выбирать места с повышенной влажностью и участки, закрепленные растительностью.

Движение по песку с низкой скоростью может привести к бук­сованию колес. Песчаный участок небольшой протяженности сле­дует преодолевать на той передаче, которая была включена при подъезде к нему. Для преодоления протяженного песчаного участ­ка нужно заранее выбрать такую низшую передачу, на которой автомобиль может проехать его с постоянной скоростью без оста­новки. Движение следует продолжить, даже если ведущие колеса немного буксуют.

В случае остановки автомобиля на рыхлом песке трогаться с места надо плавно на первой передаче, не допуская смещения слоев песка под ведущими колесами. Если начать движение вследствие буксования колес невозможно, не следует пытаться осуществить трогание автомобиля с места путем повышения частоты вращения коленчатого вала двигателя, поскольку это приведет только к пе­рерасходу топлива и большему погружению колес в песок. Выта­щить автомобиль из песка можно, прорыв неглубокие колеи перед его ведущими колесами и направив по ним управляемые колеса. Перед началом разгона под вывешенные колеса необходимо под­ложить какие-либо имеющиеся подручные материалы.

При длительной эксплуатации автомобиля на песчаном грунте целесообразно использовать шины с низким давлением воздуха, например арочные или широкопрофильные с комбинированным рисунком протектора. Это позволит уменьшить расход топлива на 25 % и повысить возможность проезда автомобиля по песку.

Снежный покров

При движении по снегу полноприводного автомобиля для улуч­шения его проходимости и снижения расхода топлива необходимо уменьшить давление воздуха в шинах, благодаря чему увеличится площадь контакта шин с опорной поверхностью и снизится давле­ние колес на снег. Оптимальное давление воздуха в шинах для авто­мобилей ГАЗ-66-11, ЗИЛ-131, «Урал-375», обеспечивающее мини­мальный расход топлива на снежной целине, составляет 0,75 МПа при скорости движения не более 15 км/ч.

На глубоком снегу минимальное сопротивление, а следователь­но, минимальный расход топлива достигается при прямолиней­ном движении автомобиля с частичным или даже полным совпа­дением колеи передних и задних колес.

Поворот следует выполнять с наибольшим радиусом. Совпаде­ние колеи передних и задних колес в этом случае все равно невоз­можно, но это позволит снизить сопротивление движению авто­мобиля. При езде по снегу для экономии топлива следует избегать частых переключений передач, а с низших передач на высшие сле­дует переходить на участках местности со спуском или с неглубо­ким снежным покровом.

Грунтовые дороги в период распутицы

При движении автомобиля в период осенне-весенней распути­цы мокрый чернозем и глина, находясь в пластическом состоянии, могут плотным слоем налипать на шины колес, забивая впадины между их грунтозацепами, вследствие чего автомобиль может бук­совать, съезжать с дороги на спусках, скользить «юзом». В таких дорожных ситуациях экономия топлива достигается при движении автомобиля на низшей передаче, с малой скоростью, без остано­вок, без резких поворотов рулевого колеса, а также при увеличе­нии частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Чтобы автомобиль не заносило, управляемые колеса нужно на­правлять по проложенной колее. Преодолевать участок грунтовой дороги, частично или полностью залитый водой, надо по основ­ной колее, просматриваемой за чертой брода.

Расход топлива при движении автомобиля по грунтовым доро­гам в период осенне-весенней распутицы может быть существенно понижен за счет тщательной подготовки автомобиля к эксплуата­ции, ограничения массы буксируемого прицепа, применения спе­циальных шин и приспособлений, уменьшающих буксование ко­лес и повышающих проходимость автомобиля, равномерного рас­пределения груза в кузове и др.

Высокая температура окружающей среды

При эксплуатации автомобиля в условиях жаркого климата сни­жается эффективность работы систем питания двигателя, охлаж­дения и смазочной и существенно возрастает расход топлива, а даже незначительные неисправности в системах охлаждения и смывочной вызывают образование паровых пробок в системе питания карбюраторного двигателя, которые приводят к частым его оста­новам и затрудненному пуску.

Для удаления паровых пробок нужно охладить двигатель, оста­новив автомобиль и накрыв топливный насос мокрой тряпкой. Но следует помнить, что такая мера помогает непродолжительное вре­мя, поскольку не устраняет основных причин перегрева. Поэтому при работе двигателя с перебоями необходимо найти и устранить причину перегрева.

Перевозка грузов

Для экономии топлива при перевозке грузов в автохозяйствах следует правильно выбирать марку автомобиля и равномерно рас­пределять груз по объему кузова. Для перевозки грузов массой бо­лее 6 т целесообразно использовать дизельный автомобиль боль­шой грузоподъемности. Это позволит сэкономить до 35 % топлива по сравнению с затратами топлива на перевозку данного груза автомобилем с карбюраторным двигателем.

При перевозке габаритного груза при сильном встречном ветре следует избегать высоких скоростей движения.

Расход топлива возрастает при перегрузке автомобиля, так как при этом ухудшается его разгон и больше времени затрачивается на движение на низших передачах. Особенно заметно увеличение расхода топлива при перегрузке автомобиля с гидромеханической передачей (на 5...8% больше, чем у автомобиля с механической передачей). Для существенного снижения расхода топлива пере­груженного автомобиля желательно делать меньше остановок.

Следует иметь в виду, что движение автомобиля без нагрузки также вызывает перерасход топлива. Так, при пустом багажнике расход топлива увеличивается до 3 %, а при пустом прицепе — до 7%.

Определенной экономии топлива можно добиться при поста­новке автомобиля под погрузку или разгрузку. Опытный водитель перед длительной остановкой автомобиля обязательно оценит воз­можность подъезда к месту погрузки или разгрузки по кратчайшему расстоянию и с минимальным числом необходимых маневров.

 

Пуск и прогрев двигателя

Пуск двигателя, как известно, осуществляется на богатой топ­ливной смеси и требует кратковременных непроизводительных за­трат топлива. Надежный и быстрый пуск двигателя обеспечивает существенную экономию топлива.

Надежным считается пуск двигателя стартером с трех попыток продолжительностью по 10... 15 с каждая при использовании аккумуляторной батареи со степенью заряженности не менее 75 %, которая перед установкой на автомобиль (или вместе с автомоби­лем) находилась при температуре окружающей среды не ниже 18 °С.

Тщательная подготовка к пуску двигателя предусматривает:

проверку запаса топлива в баке автомобиля;

внешний осмотр всех систем двигателя;

проверку контрольно-измерительных приборов.

Пуск карбюраторного двигателя осложняется, если после дли­тельной стоянки автомобиля в сыром помещении или на улице сильно увлажнились контакты прерывателя и свечи. В этом случае следует подкачать топливо топливным насосом в камеру карбю­ратора.

Пуск двигателя затягивается, если водитель переобогатил го­рючую смесь, неумело открывая воздушную заслонку или нажи­мая на педаль управления дроссельными заслонками. В этом случае надо подождать некоторое время, чтобы испарилась часть топли­ва, попавшего в цилиндры двигателя. Если это не помогло, следу­ет выполнить продувку двигателя, открыв воздушную и дроссель­ную заслонки и прокрутив коленчатый вал от стартера (достаточ­но сделать две-три попытки), и подождать 5...7 мин.

Пуск дизеля при исправных аккумуляторной батарее и системе топливоподачи может быть затруднен ввиду следующих факторов:

попадания воздуха в систему топливоподачи;

большой вязкости топлива;

наличия льдинок в топливопроводах, фильтрах очистки топли­ва и сетке заборника в топливном баке.

Дизель после пуска может быстро остановиться вследствие за­сорения топливопровода или отверстия в крышке топливного бака, соединяющего его с окружающей средой, а также загрязнения фильтра тонкой или грубой очистки топлива.

Прогрев карбюраторного двигателя следует выполнять при ми­нимальных устойчивых частотах вращения коленчатого вала дви­гателя в течение 1... 3 мин, а затем при средней частоте вращения в течение 3... 5 мин. Обычно карбюраторный двигатель прогревают на холостом ходу, при этом воздушная заслонка сначала непро­должительное время должна быть прикрыта на 3/4, а затем полно­стью открывается.

Перед началом движения автомобиля достаточно прогреть дви­гатель до температуры охлаждающей жидкости (70...75 °С).

Карбюраторный двигатель устойчиво работает на холостом ходу при определенном количественном и качественном составе горю­чей смеси, приготовляемой в карбюраторе. При недостаточной подаче смеси или ее обеднении происходит остановка двигателя. При переобогащении смеси двигатель работает с повышенной ча­стотой вращения коленчатого вала. И в том, и в другом случае возрастает расход топлива.

Дизель следует прогревать с отпущенной в течение 2...3 мин педалью подачи топлива при частоте вращения холостого хода. За­тем надо повысить частоту вращения коленчатого вала при холо­стом ходе и продолжить прогрев в течение 3...5 мин или до тех пор, пока охлаждающая жидкость и смазочное масло не прогре­ются до 55... 60 °С. Как только двигатель начнет устойчиво работать на холостом ходу, можно начинать движение автомобиля с невы­сокой скоростью и постепенно ее повышать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.015 с.)