Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автомобили, работающие на СНГ

Поиск

В нашей стране для работы на сжиженном газе предназначены следующие автомобили: легковой ГАЗ-24-07; грузовые ЗИЛ-138 и ГАЗ-53-07; автобусы ГАЗ-52-07, ЛиАЗ-677г и ЛАЗ-695П.

Характеристики основных моделей автомобилей, предназначен­ных для работы на сжиженных газах, приведены в табл. 4.2.

Все газобаллонные автомобили имеют резервную систему пи­тания на случай отсутствия газа. При этом, ввиду увеличения сте­пени сжатия двигателей газобаллонных модификаций грузовых автомобилей и автобусов (на 1...2 единицы) их работа на товар­ном бензине А-76 допускается лишь в экстренных случаях при дви­жении с пониженными скоростями (или уменьшенной нагрузкой) на небольшие расстояния. Запас хода, грузоподъемность, топлив­ная экономичность и тягово-скоростные качества газобаллонных автомобилей находятся на уровне бензиновых моделей или отли­чаются от них незначительно.

Вместе с тем опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей показал ряд их преимуществ. Благодаря отсутствию жидкой фазы в топливовоздушной смеси лучше обеспечивается равномерность ее распределения по цилиндрам двигателя, исключается смывание смазки с их зеркала, а загрязнение масла и нагарообразование значительно снижаются. В результате ресурс работы двигателя, его межремонтный пробег возрастают в 1,4...2 раза, а периодичность смены моторного масла в 2... 2,5 раза.

 


Таблица 4.2 Характеристики основных моделей газобаллонных автомобилей

 

Однако из-за большей сложности газобаллонной системы пи­тания трудоемкость ее технического обслуживания и ремонта воз­растает на 3... 5 %. Кроме того, из-за худших пусковых свойств сжи­женных газов надежный пуск холодного двигателя возможен толь­ко при температуре наружного воздуха до —5...—7°С. При более низких температурах требуется его тепловая подготовка, т. е. подо­грев с помощью газовых инфракрасных излучателей, горячего воз­духа и др. Допускается также запуск двигателя на резервном бензи­не с переводом после прогрева на газовое топливо.

Эксплуатирующиеся в нашей стране газобаллонные автотранс­портные средства имеют меньшую грузоподъемность, большую теплонапряженность деталей двигателя, а также более высокие отпускную стоимость и трудоемкость обслуживания по сравнению с базовыми автомобилями.

Эффективность применения газового топлива в карбюраторных и дизельных двигателях может быть повышена за счет использова­ния композитных топливных систем питания (табл. 4.3), т.е. рас­считанных на жидкое углеродное топливо и природный или сжи­женный нефтяной газ.

 


Таблица 4.3 Технические характеристики (в %) двигателя автомобиля ВАЗ, работающего на газовой и бензогазовой топливной смеси

Сжатые углеводородные газы

Большое значение имеют осуществляемые в нашей стране меры по улучшению структуры топливно-энергетического баланса, сни­жению в нем доли нефти.

Одной из крупномасштабных задач является расширение ис­пользования в народном хозяйстве сжатого (компрессированно­го) природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива, что помимо экономических соображений (нефтесберегающий фактор) диктуется потребностью оздоровления воздушной среды, особен­но в крупных городах, так как газ является среди углеводородных топлив наиболее экологически чистым видом горючего.

Природный топливный сжатый газ получают из горючего при­родного газа, транспортируемого по магистральным газопроводам или городским газовым сетям, компрессированием и удалением примесей по технологии, не допускающей изменения компонент­ного состава (табл. 4.4).

Природный газ состоит из метана СН4, оксида углерода СО и водорода Н2.

В зависимости от месторождения содержание метана в газе мо­жет быть в пределах 40... 82 %. Его критическая температура состав­ляет —82 °С. Поэтому при нормальных температурах даже при вы­соком давлении эти газы не могут быть сжижены: для этого необ­ходимы низкие температуры.

Октановое число метана 110.

Горючие газы как моторные топлива на автомобильном транс­порте стали применяться в нашей стране еще в 30-х годах XX века из-за ограниченных ресурсов бензина.

В послевоенное время открытие и освоение месторождений при­родного газа позволило увеличить использование газообразного топлива для автомобилей и к 1954 г. был освоен выпуск газобал­лонных автомобилей ГАЗ-516; ЗИС-156; ЗИС-166 и построено 30 газонаполнительных станций.

Однако в 60-е годы XX века в связи с большим приростом до­бычи нефти и увеличением ресурсов бензина работы эти были пре­рваны. В настоящее время КПГ является альтернативным топли­вом, способным покрыть возможный дефицит жидкого моторного топлива в стране. Применение его на автомобильном транспорте может обеспечить создание газобаллонных автомобилей с мощно­стью на 30...40 % выше, чем у современных автомобилей, работа­ющих на бензине, и эффективным КПД до 38...40 %, при одно­временном увеличении срока службы двигателя в полтора и сро­ков смены масла в два раза.

Таблица 4.4 Физико-химические показатели сжатого природного газа (ГОСТ 27577-87)


 


Опыт эксплуатации современных отечественных автомобилей, работающих на сжатом газе, выявил ряд положительных факторов его использования: срок службы двигателя увеличивается на 50...70 %, срок службы свечей — на 30...40 %, расход масла снижа­ется благодаря увеличению периодичности его замены в 2...3 раза, на 30...75% уменьшается количество токсичных компонентов в отработанных газах.

 

Рис. 4.3. Принципиальная схема системы подачи сжатого газа:

1 — баллоны с газом под высоким давлением; 2 — наполнительный вентиль; 3 — подогреватель газа; 4— выпускной трубопровод (глушитель); 5— манометры; 6 — магистральный вентиль; 7— фильтр, 8— редуктор; 9— дозатор; 10— карбюратор-смеситель

 

Вместе с тем ухудшаются некоторые эксплуатационные пока­затели автомобилей: мощность двигателя снижается на 18...20%, время разгона возрастает на 24...30%, а максимальный преодоле­ваемый угол подъема уменьшается. Из-за большой массы металли­ческих баллонов, требуемых для хранения сжатого под высоким давлением газа (330 кг для ГАЗ-53 и 800 кг для ЗИЛ-130) полезная нагрузка автомобиля снижается на 14...20 %. Возможная дальность поездки на одной заправке газа составляет 200...250 км, т.е. запас хода снижается на 30...40%. Из-за необходимости сохранения до­полнительной топливной системы трудоемкость технического об­служивания и ремонта газового автомобиля увеличивается на 7... 8 %.

Сжатый газ на борту автомобиля хранится в 4... 8 баллонах (в зави­симости от типа двигателя) вместимостью по 50 л под давлением 19,6 МПа.

На рис. 4.3 приведена принципиальная схема системы подачи сжатого газа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.006 с.)