Эксплуатация и уход за шинами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эксплуатация и уход за шинами



Водитель прежде всего должен соблюдать требования по экс­плуатации шин, изложенные в «Перечне неисправностей и усло­вий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» и «Правилах дорожного движения», а также рекомендации руко­водства по эксплуатации своего автомобиля. Специфические тре­бования изложены в «Правилах эксплуатации автомобильных шин».

Необходимо ежедневно осматривать шины и удалять из протек­тора застрявшие предметы, следить за техническим состоянием подвески, сохранностью балансировочных грузиков на колесах и, конечно, периодически проверять внутреннее давление в шинах.

Известно, что снижение на 20 % внутреннего давления в шине снижает ее общий пробег на 30 %.

В целях равномерного износа шин всех колес целесообразна их периодическая перестановка в соответствии с рекомендациями инструкции по эксплуатации автомобиля. Впрочем, многие счита­ют, что длительная работа шин без перестановки позволяет обна­ружить причины ненормального их износа и вовремя произвести регулировку геометрии установки колес либо устранить появив­шуюся неисправность.

Если вы случайно окажетесь на заброшенной дороге, то, преж­де чем пытаться развернуть автомобиль, не поленитесь выйти из машины и осмотреть место, на котором предстоит маневрировать. Ночью очень полезным подспорьем окажется электрический фо­нарик. Максимальная же осторожность требуется зимой, потому что неизвестно, что под снегом — и только вам решать, разгрести снег или положиться на «авось».

Шину может проткнуть простой шип от какого-нибудь южного растения. Если под южными звездами вы ищете убежище для сво­его автомобиля в лесополосе, будьте начеку! Некоторые колючки не уступают по прочности гвоздям и поражают своими размерами. Стекло для шины часто страшней гвоздя, особенно в дождли­вую погоду, и оно может входить в резину, как в масло, потому что силы мокрого трения невелики. Так что россыпи «хрусталя» на дороге лучше объезжать.

Мелкие камешки и гравий менее опасны, поскольку уступают стеклу в остроте кромок. После каждой поездки, осматривая шины, удаляйте из них застрявшие гвозди, камешки, стеклышки. Очень часто шина прокалывается не сразу, а постепенно, по мере углуб­ления в нее гвоздя.

Часто трудно заставить себя подкачать колесо, хотя известно, что езда на недокаченных шинах ухудшает динамические показа­тели машины, нарушает ее устойчивость, управляемость, увели­чивает расход топлива. Наконец, сами шины быстрее изнашива­ются: протектор истирается, каркас корда внутри (незаметно для глаз) ветшает.

Никогда не стоит наезжать даже на кажущиеся вполне безобид­ными предметы на дороге, так как под ними может быть, напри­мер, камень.

И совсем уж непростительно наезжать на открыто лежащие на дороге предметы — кирпичи, камни, бревна. В первую очередь от этого страдают, конечно, шины, особенно плохо накаченные.

 

Контрольные вопросы

1. Какие свойства резины обусловили применение ее в технике?

2. Каковы свойства натурального и синтетических каучуков?

3. Какие компоненты входят в состав резины?

4. Как подразделяются и маркируются шины?

 

 

ГЛАВА 12

 

ЛАКОКРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Ремонтное окрашивание легковых автомобилей

 

Срок службы легковых автомобилей в значительной степени определяется коррозионной стойкостью их кузовов, которые зача­стую приходят в негодность быстрее, чем двигатель и другие агре­гаты. Особенно неблагоприятное воздействие на кузовы автомоби­лей оказывает соль, которой посыпают дороги, в совокупности с механическими воздействиями мелких камней, песка и вибрации.

После трех лет эксплуатации на кузовах легковых автомобилей обычно возникает 130... 150 очагов коррозии общей площадью 150...230 см2.

Характерно, что свыше 65 % очагов коррозии представляют со­бой такие ее виды, которые в процессе эксплуатации не удается полностью остановить. По данным польских исследователей, если коррозию автомобиля за первые три года эксплуатации условно принять за 1, то на четвертый год эксплуатации она составит 1,38, на шестой — 1,5, на восьмой — 1,75.

Практика эксплуатации автомобилей показывает, что наиболее эффективным методом защиты от коррозии является окрашива­ние поверхностей в сочетании с дополнительной обработкой их защитными противокоррозионными составами.

В большинстве современных автомобилей кузов является несу­щим, т. е. он несет на себе все основные агрегаты.

Кузов — это основа автомобиля (50 % его стоимости).

Технологический процесс окрашивания кузовов автомобилей должен проводиться по следующей схеме:

обезжиривание препаратом КМ-1 и фосфатирование препара­том КФ-1 либо КФ-12 в агрегате подготовки поверхности;

нанесение первого слоя водоразбавляемой грунтовки методом электроосаждения;

нанесение второго слоя грунтовки, выполняющей роль грун­тошпаклевки;

нанесение уплотнительных мастик на швы кузова и противо­шумной мастики на днище;

мокрое шлифование;

нанесение трех слоев меламиноалкидной эмали способом «мок­рой по мокрому»;

сушка в проходных конвекционных печах;

исправление дефектов (рихтовка, шлифование, протирка, суш­ка, подкрашивание, полирование).

Такая сложная, многостадийная технология позволяет получать очень качественные, надежные и красивые покрытия и в то же время предельно автоматизировать процессы при серийном про­изводстве автомобилей.

Толщина слоев комплексного покрытия при окрашивании на автозаводах должна составлять, мкм:

Электрофорезная грунтовка................................................... 20...25

Вторая грунтовка.................................................................... 30...45

Эмаль....................................................................................... 35...45

Общая толщина покрытия..................................................... 85... 115

Процессы подготовки поверхности и окрашивания на автоза­водах постоянно совершенствуются. Так, например, с целью улуч­шения качества фосфатной пленки и, следовательно, защитных свойств покрытий начали применять активатор фосфатирования.

Одновременно с нанесением лакокрасочного покрытия на ку­зов наносят противошумный и герметизирующие составы, прово­дят противокоррозионную обработку днища.

Все большее распространение получает процесс внесения в скрытые полости антикоров «Мольвин-МЛ» и НГМ-МЛ.

Используемую для защиты днища битумную мастику БПМ-1 постепенно заменяет поливинилхлоридный пластизоль «Дипло-золь-11А», покрытие из которого значительно более стойкое.

Задний и передний мосты автомобиля, коробки передач, ры­чаги передней подвески и детали рулевого управления окрашива­ют водоразбавляемой грунтовкой ВМЛ-0143 и эмалью МЧ-123 либо эмалью МС-17 черного цвета.

Карданный вал окрашивают грунтовкой ГФ-089 и эмалью МЧ-123 или МС-17, а пружины передней подвески и штанги стабилизаторов — эмалью МС-17. Диски колес автомобилей «Жи­гули» окрашивают порошковой краской П-ЭП-134 с металли­ческим блеском.

Однако, несмотря на все усилия автозаводов по противокоррози­онной защите автомобилей, через 2...3 года эксплуатации автомо­биль начинает ржаветь. Ржавчина появляется на каждом крошечном участке оголенного металла, в порах и микротрещинах покрытий.

Также коррозия скрытно идет под слоем краски и грунтовки. Полностью остановить ее нельзя, но замедлить, так чтобы кузов не разрушился в течение 12... 15 лет, можно.

Неблагоприятным фактором, определяющим коррозию авто­мобиля, является хранение его на открытом воздухе, особенно в осенне-зимний период из-за осадков, соляного тумана и грязи. Агрессивные вещества проникают в стыки, щели и под уплотне­ния, вызывая гораздо более интенсивную коррозию, чем во время эксплуатации, так как неподвижный автомобиль на воздухе кор­розирует быстрее и интенсивнее, чем работающий.

По характеру распространения различают сплошную и местную коррозию. Сплошная коррозия может происходить по всей поверх­ности кузова, но в основном начинается она на нижней его части, изнутри крыльев, а также в пустотелых конструкциях (дверях, по­рогах и т.д.).

Внутри салона автомобиля сплошная коррозия обычно начина­ется под ковриками в углублениях и выемках пола.

Основные сведения о лакокрасочных материалах

И их маркировка

Основные виды лакокрасочных материалов, применяемых для ремонтного окрашивания, — это грунтовки, шпатлевки и эмали.

Грунтовками называют лакокрасочные материалы, наносимые непосредственно на поверхность металла и характеризующиеся хорошей адгезией (сцеплением) как с металлом, так и с последу­ющими слоями шпатлевки и эмали.

Грунтовочные покрытия должны быть устойчивы к действию растворителей, повышенных температур (во время сушки после­дующих слоев покрытия), не должны размягчаться при нанесении

шпатлевки и эмали. Так как грунтовки содержат большое количе­ство неорганических противокоррозионных пигментов, они не дают блеска и после высыхания образуют матовую поверхность.

На практике часто используют двукратное или смешанное грун­тование, при котором сначала наносят слой грунтовки одного типа, а затем на него слой грунтовки другого типа. Общая толщина слоя грунтовки не должна превышать 25...40 мкм.

Шпатлевками называют лакокрасочные материалы, предназна­ченные для выравнивания поверхности перед нанесением верхних декоративных слоев эмали.

Эмали — это материалы, применяемые для верхнего (наружно­го) слоя лакокрасочного покрытия и образующие непрозрачные цветные пленки.

На этикетках лакокрасочных материалов обычно пишут «Эмаль», «Лак», «Краска», «Грунтовка» или «Шпатлевка», их цвет, а затем буквенно-цифровое обозначение из 4...6 индексов.

Буквы в обозначении определяют состав пленкообразующего вещества лакокрасочного материала, а цифры — его назначение.

Первая цифра указывает, для работы в каких условиях предназ­начено покрытие, например: 1 — атмосферостойкое; 4 — водо­стойкое (в том числе к горячей воде); 5 — специальное (например, светящееся); 6 — маслобензостойкое; 7 — химически стойкое; 8 — термостойкое.

В обозначении грунтовок после буквенного индекса пишут 0, а в обозначении шпатлевок 00.

Иногда после цифрового индекса в обозначении идут буквы, характеризующие цвет или особенности материалов (например, ГС — горячая сушка, ХС — холодная сушка, НГ — негорючая, М — для матовых покрытий).

Примеры обозначений:

Грунтовка ФЛ-03К — грунтовка на основе фенольной смолы, № 3, красная.

Грунтовка ВЛ-02 — грунтовка на основе поливинилбутираля, №2.

Шпатлевка ЭП-00-10 — шпатлевка эпоксидная, № 10.

Эмаль НЦ-11 — эмаль на основе нитроцеллюлозы для атмосфе­ростойких покрытий, фисташковая.

Лак КО-815 — лак на основе кремнийорганической смолы для термостойких покрытий.

Фосфатирование

Фосфатирование — процесс химической обработки стальных изделий с целью получения на их поверхности слоя не раствори­мых в воде фосфорно-кислых соединений.

В зависимости от требуемых свойств в автомобилестроении при­меняют три вида фосфатных покрытий:

грунтовочные противокоррозионные покрытия, наносимые перед окрашиванием, для улучшения защитных свойств и повы­шения адгезионной прочности лакокрасочных покрытий;

противокоррозионные покрытия для временной (при хранении) защиты деталей, работающих обычно в контакте с маслом и смаз­кой или подвергающихся относительно слабому коррозионному воздействию среды (пружины, крепежные изделия и т.д.);

антифрикционные покрытия, снижающие коэффициент тре­ния совместно работающих деталей.

Для фосфатирования используют фосфатирующие растворы, пасты, грунтовки.

Различают несколько видов фосфатирования: обычное (нормаль­ное), ускоренное, холодное и аморфное.

На автозаводах фосфатирование проводят растворами КФ-1 и КФ-12 при температуре

45..50 °С.

Концентрат КФ-1 имеет следующий процентный состав (по массе): окись цинка — 13,7; ортофосфорная кислота (87%-я) — 31,9; азотная кислота (57%-я) — 14,3; вода — 40,1.

При ремонтных работах реально проведение только холодного фосфатирования с использованием паст или растворов, которое отличается повышенным содержанием солей и соответственно более высокой кислотностью.

Для фосфатирования стальных крупногабаритных изделий ис­пользуют пасты следующего состава, г на 1 л воды:

Ортофосфорная кислота (плотность 1,41)....................... 80...85

Цинковые белила (сухие).................................................. 15... 17

Натрий азотокислый......................................................... 1,2

Тальк...................................................................................1500...3000

Грунтование

Грунтование — нанесение слоя лакокрасочного материала, не­посредственно контактирующего с подложкой.

Целью грунтования является улучшение сцепления основного покрытия с подложкой, а также дополнительное придание по­крытию противокоррозионных свойств.

Для грунтования применяют лакокрасочные материалы, назы­ваемые грунтовками. По составу они отличаются от эмалей повы­шенным содержанием пигментов и тем, что пигменты в них при­меняются преимущественно противокоррозионные.

Основные требования к грунтовкам — хорошая адгезия к ме­таллу и вышележащим слоям покрытия (эмалям и шпатлевкам) и высокие противокоррозионные свойства.

Адгезионная прочность грунтовочных слоев обратно пропорци­ональна их толщине, поэтому грунтовки наносят тонким слоем, хотя при большей толщине они имели бы гораздо лучшие защит­ные свойства.

Различают следующие виды грунтовок:

грунтовки с инертными пигментами, которые не взаимодей­ствуют с пленкообразующей основой и не влияют на коррозион­ный процесс (например, грунтовки ГФ-021, ФЛ-03КК, НЦ-081);

пассивирующие грунтовки, т.е. содержащие пассивирующие пигменты, например хроматы. Это грунтовки Ф-017, ФЛ-03Ж, КФ-030, а также свинцово-суричная грунтовка, часто использу­емая для защиты днища и крыльев автомобилей. Последнюю при­готавливают непосредственно перед употреблением, смешивая су­хой свинцовый сурик с натуральной олифой в соотношении 2:1 по массе, и наносят только кистью. Хранить ее можно при темпе­ратуре до 10°С не более 14 сут, при температуре от 11 до 20°С — не более 7 сут, при более высокой температуре — не более 3 сут;

протекторные грунтовки ПС-1 и ЭП-057, содержащие металли­ческий порошок с более отрицательным потенциалом, чем железо, обеспечивающий катодную защиту. Причем грунтовку ПС-1 приго­тавливают непосредственно перед употреблением, смешивая цин­ковую пыль с 10%-м раствором полистирола в ксилоле (из расчета 1,5 массовой части цинковой пыли на 1 массовую часть раствора).

Специально для защиты днища и крыльев автомобиля предназ­начена протекторная «Автогрунтовка цинконаполненная».

Протекторные грунтовки обеспечивают длительную защиту по­верхностей в жестких коррозионных условиях и позволяют свари­вать грунтованный металл;

фосфатирующие грунтовки, применяемые по стали, цинку, меди, алюминию и его сплавам, магниевым сплавам, олову и дру­гим металлам и представляющие собой двухкомпонентные соста­вы. Основным их компонентом является суспензия пигментов в поливинилбутиральном спиртовом лаке, а вторым — водно-спир­товой раствор ортофосфорной кислоты (кислотный разбавитель).

Шпатлевание

При использовании шпатлевок необходимо руководствоваться двумя основными правилами.

Во-первых, все шпатлевки (кроме эпоксидных и шпатлевок на основе ненасыщенных полиэфиров) можно наносить только на загрунтованную или окрашенную поверхность. Во-вторых, толщи­на слоя шпатлевки должна быть минимальной.

Предельная толщина шпатлевочного слоя определяется усад­кой материала, %:

Полиэфирные, эпоксидные шпатлевки................................ 0...0,1

Алкидные, пентафталевые...................................................... 2..4

Нитрошпатлевки...................................................................... 10... 15

Большинство шпатлевок представляют собой густые пастооб­разные массы, удобные для нанесения шпателем. При этом любая шпатлевка должна удовлетворять следующим требованиям:

иметь минимальную усадку при высыхании;

консистенция ее должна быть такой, чтобы она легко сходила со шпателя, равномерно ложилась на поверхность и хорошо за­полняла дефекты;

высохший слой шпатлевки должен быть твердым (надрезаться ножом с большим трудом) и без пузырей и трещин;

слой шпатлевки после высыхания должен шлифоваться, при­чем не набухать и не выкрашиваться под действием воды при мок­ром шлифовании;

обладать хорошим сцеплением с грунтовочным слоем и с по­следующими слоями покрытия.

Разновидностью шпатлевок являются грунтошпатлевки. Обычно это составы на основе эпоксидных смол и в отличие от большинства других шпатлевок их можно наносить непосредственно на металл.

Лучшим материалом для выправления дефектов автомобильных кузовов на сегодня являются двухкомпонентные полиэфирные шпатлевки. Они легко разравниваются, практически не дают усад­ки и позволяют за один прием нанести слой толщиной 2...3 мм. Продолжительность их отверждения при комнатной температуре 5...60 мин.

В России освоен выпуск полиэфирной шпатлевки ПЭ-00-85 марок А и Б белого цвета. Марка А предназначена для выравнива­ния поверхностей, подвергающихся возможному (при сушке) воз­действию температуры до 120°С в течение трех часов. Марка Б предназначена для выравнивания поверхностей с возможным пос­ледующим воздействием температуры до 135 °С в течение одного часа.

Нанесение и сушка эмалей

Нанесение верхних слоев лакокрасочного покрытия — эмали имеет целью улучшить его защитные функции, придать красивый внешний вид либо специальные свойства, например способность светиться, противостоять обледенению и т.д.

Первый нанесенный слой эмали называют выявительным, так как на нем отчетливо выделяются все дефекты зашпатлеванной поверхности. После сушки выявительного слоя проводят оконча­тельное выправление всех мелких дефектов поверхности с помо­щью шпатлевки. Зашпатлеванные места высушивают и шлифуют.

Затем наносят еще несколько слоев эмали. При ремонтном окра­шивании желательно использовать лакокрасочные материалы на основе того же пленкообразующего, которое было нанесено на заводе-изготовителе.

Эмали, предназначенные для окрашивания автомобилей, име­ют большую и разнообразную цветовую гамму, а покрытия из них обладают повышенным блеском и сохраняют декоративный вид при длительной эксплуатации в различных климатических условиях.

Эмаль МЛ-197 предназначена для окрашивания загрунтован­ной и зашпатлеванной поверхности кузова и деталей в салоне лег­кового автомобиля. Покрытия, выполненные этой эмалью, стойки к перепаду температур, удару, истиранию и обладают хорошими декоративными свойствами. В условиях умеренного климата они сохраняют защитные свойства не менее трех лет.

Эмаль МЛ-1110 обладает хорошими защитными свойствами в различных атмосферных условиях, влаго- и водостойкостью, по­вышенным блеском.

Для сушки эмалей МЛ-197 и МЛ-1110 можно применять меди­цинский рефлектор с бесцветной лампой.

Эмаль МЛ-12 может быть использована для ремонтного окра­шивания, но по декоративным качествам она уступает эмалям МЛ-1110 и МЛ-197.

Эмаль МЛ-152 специально предназначена для ремонтной под­краски небольших участков. Покрытия, выполненные этой эма­лью, стойкие к перепаду температур от —50 до +50°С, а также к действию минерального масла и бензина. При первичном окраши­вании эмаль наносят в два слоя, по старой краске — в один. Для сушки можно применять рефлектор.

Эмаль МЛ-1121 рекомендуется применять вместо эмалей МЛ-12 и МЛ-1110. Покрытия, выполненные этой эмалью, имеют повы­шенный блеск, хорошие физико-механические и защитные свой­ства. Наносить ее нужно по загрунтованной поверхности способом «мокрую по мокрому».

Покрытия из эмали МЛ-1198 обладают металлическим эффек­том, имеют хорошие механические и защитные свойства. Эта эмаль выпускается серебристого, золотистого и сине-зеленого цветов, поставляется вместе с лаком МЛ-198.

Эмаль МЛ-1195 однопигментная. Покрытия из этой эмали ре­комендуются для эксплуатации в условиях умеренного и холодно­го климата.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.39.205 (0.062 с.)