Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эксплуатация и уход за шинамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Водитель прежде всего должен соблюдать требования по эксплуатации шин, изложенные в «Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» и «Правилах дорожного движения», а также рекомендации руководства по эксплуатации своего автомобиля. Специфические требования изложены в «Правилах эксплуатации автомобильных шин». Необходимо ежедневно осматривать шины и удалять из протектора застрявшие предметы, следить за техническим состоянием подвески, сохранностью балансировочных грузиков на колесах и, конечно, периодически проверять внутреннее давление в шинах. Известно, что снижение на 20 % внутреннего давления в шине снижает ее общий пробег на 30 %. В целях равномерного износа шин всех колес целесообразна их периодическая перестановка в соответствии с рекомендациями инструкции по эксплуатации автомобиля. Впрочем, многие считают, что длительная работа шин без перестановки позволяет обнаружить причины ненормального их износа и вовремя произвести регулировку геометрии установки колес либо устранить появившуюся неисправность. Если вы случайно окажетесь на заброшенной дороге, то, прежде чем пытаться развернуть автомобиль, не поленитесь выйти из машины и осмотреть место, на котором предстоит маневрировать. Ночью очень полезным подспорьем окажется электрический фонарик. Максимальная же осторожность требуется зимой, потому что неизвестно, что под снегом — и только вам решать, разгрести снег или положиться на «авось». Шину может проткнуть простой шип от какого-нибудь южного растения. Если под южными звездами вы ищете убежище для своего автомобиля в лесополосе, будьте начеку! Некоторые колючки не уступают по прочности гвоздям и поражают своими размерами. Стекло для шины часто страшней гвоздя, особенно в дождливую погоду, и оно может входить в резину, как в масло, потому что силы мокрого трения невелики. Так что россыпи «хрусталя» на дороге лучше объезжать. Мелкие камешки и гравий менее опасны, поскольку уступают стеклу в остроте кромок. После каждой поездки, осматривая шины, удаляйте из них застрявшие гвозди, камешки, стеклышки. Очень часто шина прокалывается не сразу, а постепенно, по мере углубления в нее гвоздя. Часто трудно заставить себя подкачать колесо, хотя известно, что езда на недокаченных шинах ухудшает динамические показатели машины, нарушает ее устойчивость, управляемость, увеличивает расход топлива. Наконец, сами шины быстрее изнашиваются: протектор истирается, каркас корда внутри (незаметно для глаз) ветшает. Никогда не стоит наезжать даже на кажущиеся вполне безобидными предметы на дороге, так как под ними может быть, например, камень. И совсем уж непростительно наезжать на открыто лежащие на дороге предметы — кирпичи, камни, бревна. В первую очередь от этого страдают, конечно, шины, особенно плохо накаченные.
Контрольные вопросы 1. Какие свойства резины обусловили применение ее в технике? 2. Каковы свойства натурального и синтетических каучуков? 3. Какие компоненты входят в состав резины? 4. Как подразделяются и маркируются шины?
ГЛАВА 12
ЛАКОКРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Ремонтное окрашивание легковых автомобилей
Срок службы легковых автомобилей в значительной степени определяется коррозионной стойкостью их кузовов, которые зачастую приходят в негодность быстрее, чем двигатель и другие агрегаты. Особенно неблагоприятное воздействие на кузовы автомобилей оказывает соль, которой посыпают дороги, в совокупности с механическими воздействиями мелких камней, песка и вибрации. После трех лет эксплуатации на кузовах легковых автомобилей обычно возникает 130... 150 очагов коррозии общей площадью 150...230 см2. Характерно, что свыше 65 % очагов коррозии представляют собой такие ее виды, которые в процессе эксплуатации не удается полностью остановить. По данным польских исследователей, если коррозию автомобиля за первые три года эксплуатации условно принять за 1, то на четвертый год эксплуатации она составит 1,38, на шестой — 1,5, на восьмой — 1,75. Практика эксплуатации автомобилей показывает, что наиболее эффективным методом защиты от коррозии является окрашивание поверхностей в сочетании с дополнительной обработкой их защитными противокоррозионными составами. В большинстве современных автомобилей кузов является несущим, т. е. он несет на себе все основные агрегаты. Кузов — это основа автомобиля (50 % его стоимости). Технологический процесс окрашивания кузовов автомобилей должен проводиться по следующей схеме: обезжиривание препаратом КМ-1 и фосфатирование препаратом КФ-1 либо КФ-12 в агрегате подготовки поверхности; нанесение первого слоя водоразбавляемой грунтовки методом электроосаждения; нанесение второго слоя грунтовки, выполняющей роль грунтошпаклевки; нанесение уплотнительных мастик на швы кузова и противошумной мастики на днище; мокрое шлифование; нанесение трех слоев меламиноалкидной эмали способом «мокрой по мокрому»; сушка в проходных конвекционных печах; исправление дефектов (рихтовка, шлифование, протирка, сушка, подкрашивание, полирование). Такая сложная, многостадийная технология позволяет получать очень качественные, надежные и красивые покрытия и в то же время предельно автоматизировать процессы при серийном производстве автомобилей. Толщина слоев комплексного покрытия при окрашивании на автозаводах должна составлять, мкм: Электрофорезная грунтовка................................................... 20...25 Вторая грунтовка.................................................................... 30...45 Эмаль....................................................................................... 35...45 Общая толщина покрытия..................................................... 85... 115 Процессы подготовки поверхности и окрашивания на автозаводах постоянно совершенствуются. Так, например, с целью улучшения качества фосфатной пленки и, следовательно, защитных свойств покрытий начали применять активатор фосфатирования. Одновременно с нанесением лакокрасочного покрытия на кузов наносят противошумный и герметизирующие составы, проводят противокоррозионную обработку днища. Все большее распространение получает процесс внесения в скрытые полости антикоров «Мольвин-МЛ» и НГМ-МЛ. Используемую для защиты днища битумную мастику БПМ-1 постепенно заменяет поливинилхлоридный пластизоль «Дипло-золь-11А», покрытие из которого значительно более стойкое. Задний и передний мосты автомобиля, коробки передач, рычаги передней подвески и детали рулевого управления окрашивают водоразбавляемой грунтовкой ВМЛ-0143 и эмалью МЧ-123 либо эмалью МС-17 черного цвета. Карданный вал окрашивают грунтовкой ГФ-089 и эмалью МЧ-123 или МС-17, а пружины передней подвески и штанги стабилизаторов — эмалью МС-17. Диски колес автомобилей «Жигули» окрашивают порошковой краской П-ЭП-134 с металлическим блеском. Однако, несмотря на все усилия автозаводов по противокоррозионной защите автомобилей, через 2...3 года эксплуатации автомобиль начинает ржаветь. Ржавчина появляется на каждом крошечном участке оголенного металла, в порах и микротрещинах покрытий. Также коррозия скрытно идет под слоем краски и грунтовки. Полностью остановить ее нельзя, но замедлить, так чтобы кузов не разрушился в течение 12... 15 лет, можно. Неблагоприятным фактором, определяющим коррозию автомобиля, является хранение его на открытом воздухе, особенно в осенне-зимний период из-за осадков, соляного тумана и грязи. Агрессивные вещества проникают в стыки, щели и под уплотнения, вызывая гораздо более интенсивную коррозию, чем во время эксплуатации, так как неподвижный автомобиль на воздухе коррозирует быстрее и интенсивнее, чем работающий. По характеру распространения различают сплошную и местную коррозию. Сплошная коррозия может происходить по всей поверхности кузова, но в основном начинается она на нижней его части, изнутри крыльев, а также в пустотелых конструкциях (дверях, порогах и т.д.). Внутри салона автомобиля сплошная коррозия обычно начинается под ковриками в углублениях и выемках пола. Основные сведения о лакокрасочных материалах И их маркировка Основные виды лакокрасочных материалов, применяемых для ремонтного окрашивания, — это грунтовки, шпатлевки и эмали. Грунтовками называют лакокрасочные материалы, наносимые непосредственно на поверхность металла и характеризующиеся хорошей адгезией (сцеплением) как с металлом, так и с последующими слоями шпатлевки и эмали. Грунтовочные покрытия должны быть устойчивы к действию растворителей, повышенных температур (во время сушки последующих слоев покрытия), не должны размягчаться при нанесении шпатлевки и эмали. Так как грунтовки содержат большое количество неорганических противокоррозионных пигментов, они не дают блеска и после высыхания образуют матовую поверхность. На практике часто используют двукратное или смешанное грунтование, при котором сначала наносят слой грунтовки одного типа, а затем на него слой грунтовки другого типа. Общая толщина слоя грунтовки не должна превышать 25...40 мкм. Шпатлевками называют лакокрасочные материалы, предназначенные для выравнивания поверхности перед нанесением верхних декоративных слоев эмали. Эмали — это материалы, применяемые для верхнего (наружного) слоя лакокрасочного покрытия и образующие непрозрачные цветные пленки. На этикетках лакокрасочных материалов обычно пишут «Эмаль», «Лак», «Краска», «Грунтовка» или «Шпатлевка», их цвет, а затем буквенно-цифровое обозначение из 4...6 индексов. Буквы в обозначении определяют состав пленкообразующего вещества лакокрасочного материала, а цифры — его назначение. Первая цифра указывает, для работы в каких условиях предназначено покрытие, например: 1 — атмосферостойкое; 4 — водостойкое (в том числе к горячей воде); 5 — специальное (например, светящееся); 6 — маслобензостойкое; 7 — химически стойкое; 8 — термостойкое. В обозначении грунтовок после буквенного индекса пишут 0, а в обозначении шпатлевок 00. Иногда после цифрового индекса в обозначении идут буквы, характеризующие цвет или особенности материалов (например, ГС — горячая сушка, ХС — холодная сушка, НГ — негорючая, М — для матовых покрытий). Примеры обозначений: Грунтовка ФЛ-03К — грунтовка на основе фенольной смолы, № 3, красная. Грунтовка ВЛ-02 — грунтовка на основе поливинилбутираля, №2. Шпатлевка ЭП-00-10 — шпатлевка эпоксидная, № 10. Эмаль НЦ-11 — эмаль на основе нитроцеллюлозы для атмосферостойких покрытий, фисташковая. Лак КО-815 — лак на основе кремнийорганической смолы для термостойких покрытий. Фосфатирование Фосфатирование — процесс химической обработки стальных изделий с целью получения на их поверхности слоя не растворимых в воде фосфорно-кислых соединений. В зависимости от требуемых свойств в автомобилестроении применяют три вида фосфатных покрытий: грунтовочные противокоррозионные покрытия, наносимые перед окрашиванием, для улучшения защитных свойств и повышения адгезионной прочности лакокрасочных покрытий; противокоррозионные покрытия для временной (при хранении) защиты деталей, работающих обычно в контакте с маслом и смазкой или подвергающихся относительно слабому коррозионному воздействию среды (пружины, крепежные изделия и т.д.); антифрикционные покрытия, снижающие коэффициент трения совместно работающих деталей. Для фосфатирования используют фосфатирующие растворы, пасты, грунтовки. Различают несколько видов фосфатирования: обычное (нормальное), ускоренное, холодное и аморфное. На автозаводах фосфатирование проводят растворами КФ-1 и КФ-12 при температуре 45..50 °С. Концентрат КФ-1 имеет следующий процентный состав (по массе): окись цинка — 13,7; ортофосфорная кислота (87%-я) — 31,9; азотная кислота (57%-я) — 14,3; вода — 40,1. При ремонтных работах реально проведение только холодного фосфатирования с использованием паст или растворов, которое отличается повышенным содержанием солей и соответственно более высокой кислотностью. Для фосфатирования стальных крупногабаритных изделий используют пасты следующего состава, г на 1 л воды: Ортофосфорная кислота (плотность 1,41)....................... 80...85 Цинковые белила (сухие).................................................. 15... 17 Натрий азотокислый......................................................... 1,2 Тальк...................................................................................1500...3000 Грунтование Грунтование — нанесение слоя лакокрасочного материала, непосредственно контактирующего с подложкой. Целью грунтования является улучшение сцепления основного покрытия с подложкой, а также дополнительное придание покрытию противокоррозионных свойств. Для грунтования применяют лакокрасочные материалы, называемые грунтовками. По составу они отличаются от эмалей повышенным содержанием пигментов и тем, что пигменты в них применяются преимущественно противокоррозионные. Основные требования к грунтовкам — хорошая адгезия к металлу и вышележащим слоям покрытия (эмалям и шпатлевкам) и высокие противокоррозионные свойства. Адгезионная прочность грунтовочных слоев обратно пропорциональна их толщине, поэтому грунтовки наносят тонким слоем, хотя при большей толщине они имели бы гораздо лучшие защитные свойства. Различают следующие виды грунтовок: грунтовки с инертными пигментами, которые не взаимодействуют с пленкообразующей основой и не влияют на коррозионный процесс (например, грунтовки ГФ-021, ФЛ-03КК, НЦ-081); пассивирующие грунтовки, т.е. содержащие пассивирующие пигменты, например хроматы. Это грунтовки Ф-017, ФЛ-03Ж, КФ-030, а также свинцово-суричная грунтовка, часто используемая для защиты днища и крыльев автомобилей. Последнюю приготавливают непосредственно перед употреблением, смешивая сухой свинцовый сурик с натуральной олифой в соотношении 2:1 по массе, и наносят только кистью. Хранить ее можно при температуре до 10°С не более 14 сут, при температуре от 11 до 20°С — не более 7 сут, при более высокой температуре — не более 3 сут; протекторные грунтовки ПС-1 и ЭП-057, содержащие металлический порошок с более отрицательным потенциалом, чем железо, обеспечивающий катодную защиту. Причем грунтовку ПС-1 приготавливают непосредственно перед употреблением, смешивая цинковую пыль с 10%-м раствором полистирола в ксилоле (из расчета 1,5 массовой части цинковой пыли на 1 массовую часть раствора). Специально для защиты днища и крыльев автомобиля предназначена протекторная «Автогрунтовка цинконаполненная». Протекторные грунтовки обеспечивают длительную защиту поверхностей в жестких коррозионных условиях и позволяют сваривать грунтованный металл; фосфатирующие грунтовки, применяемые по стали, цинку, меди, алюминию и его сплавам, магниевым сплавам, олову и другим металлам и представляющие собой двухкомпонентные составы. Основным их компонентом является суспензия пигментов в поливинилбутиральном спиртовом лаке, а вторым — водно-спиртовой раствор ортофосфорной кислоты (кислотный разбавитель). Шпатлевание При использовании шпатлевок необходимо руководствоваться двумя основными правилами. Во-первых, все шпатлевки (кроме эпоксидных и шпатлевок на основе ненасыщенных полиэфиров) можно наносить только на загрунтованную или окрашенную поверхность. Во-вторых, толщина слоя шпатлевки должна быть минимальной. Предельная толщина шпатлевочного слоя определяется усадкой материала, %: Полиэфирные, эпоксидные шпатлевки................................ 0...0,1 Алкидные, пентафталевые...................................................... 2..4 Нитрошпатлевки...................................................................... 10... 15 Большинство шпатлевок представляют собой густые пастообразные массы, удобные для нанесения шпателем. При этом любая шпатлевка должна удовлетворять следующим требованиям: иметь минимальную усадку при высыхании; консистенция ее должна быть такой, чтобы она легко сходила со шпателя, равномерно ложилась на поверхность и хорошо заполняла дефекты; высохший слой шпатлевки должен быть твердым (надрезаться ножом с большим трудом) и без пузырей и трещин; слой шпатлевки после высыхания должен шлифоваться, причем не набухать и не выкрашиваться под действием воды при мокром шлифовании; обладать хорошим сцеплением с грунтовочным слоем и с последующими слоями покрытия. Разновидностью шпатлевок являются грунтошпатлевки. Обычно это составы на основе эпоксидных смол и в отличие от большинства других шпатлевок их можно наносить непосредственно на металл. Лучшим материалом для выправления дефектов автомобильных кузовов на сегодня являются двухкомпонентные полиэфирные шпатлевки. Они легко разравниваются, практически не дают усадки и позволяют за один прием нанести слой толщиной 2...3 мм. Продолжительность их отверждения при комнатной температуре 5...60 мин. В России освоен выпуск полиэфирной шпатлевки ПЭ-00-85 марок А и Б белого цвета. Марка А предназначена для выравнивания поверхностей, подвергающихся возможному (при сушке) воздействию температуры до 120°С в течение трех часов. Марка Б предназначена для выравнивания поверхностей с возможным последующим воздействием температуры до 135 °С в течение одного часа. Нанесение и сушка эмалей Нанесение верхних слоев лакокрасочного покрытия — эмали имеет целью улучшить его защитные функции, придать красивый внешний вид либо специальные свойства, например способность светиться, противостоять обледенению и т.д. Первый нанесенный слой эмали называют выявительным, так как на нем отчетливо выделяются все дефекты зашпатлеванной поверхности. После сушки выявительного слоя проводят окончательное выправление всех мелких дефектов поверхности с помощью шпатлевки. Зашпатлеванные места высушивают и шлифуют. Затем наносят еще несколько слоев эмали. При ремонтном окрашивании желательно использовать лакокрасочные материалы на основе того же пленкообразующего, которое было нанесено на заводе-изготовителе. Эмали, предназначенные для окрашивания автомобилей, имеют большую и разнообразную цветовую гамму, а покрытия из них обладают повышенным блеском и сохраняют декоративный вид при длительной эксплуатации в различных климатических условиях. Эмаль МЛ-197 предназначена для окрашивания загрунтованной и зашпатлеванной поверхности кузова и деталей в салоне легкового автомобиля. Покрытия, выполненные этой эмалью, стойки к перепаду температур, удару, истиранию и обладают хорошими декоративными свойствами. В условиях умеренного климата они сохраняют защитные свойства не менее трех лет. Эмаль МЛ-1110 обладает хорошими защитными свойствами в различных атмосферных условиях, влаго- и водостойкостью, повышенным блеском. Для сушки эмалей МЛ-197 и МЛ-1110 можно применять медицинский рефлектор с бесцветной лампой. Эмаль МЛ-12 может быть использована для ремонтного окрашивания, но по декоративным качествам она уступает эмалям МЛ-1110 и МЛ-197. Эмаль МЛ-152 специально предназначена для ремонтной подкраски небольших участков. Покрытия, выполненные этой эмалью, стойкие к перепаду температур от —50 до +50°С, а также к действию минерального масла и бензина. При первичном окрашивании эмаль наносят в два слоя, по старой краске — в один. Для сушки можно применять рефлектор. Эмаль МЛ-1121 рекомендуется применять вместо эмалей МЛ-12 и МЛ-1110. Покрытия, выполненные этой эмалью, имеют повышенный блеск, хорошие физико-механические и защитные свойства. Наносить ее нужно по загрунтованной поверхности способом «мокрую по мокрому». Покрытия из эмали МЛ-1198 обладают металлическим эффектом, имеют хорошие механические и защитные свойства. Эта эмаль выпускается серебристого, золотистого и сине-зеленого цветов, поставляется вместе с лаком МЛ-198. Эмаль МЛ-1195 однопигментная. Покрытия из этой эмали рекомендуются для эксплуатации в условиях умеренного и холодного климата.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.53 (0.009 с.) |