Сбор отработанных нефтепродуктов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сбор отработанных нефтепродуктов



Масла, употребляемые для смазывания трущихся поверхнос­тей, тратятся в механизмах не полностью: значительное их коли­чество (30...40 % и более) стекает и может быть собрано в специ­ально предназначенную для этого посуду или же поглощено обти­рочным материалом.

Эти отработанные масла по физическим и химическим свой­ствам отличаются от свежего масла больше или меньше — в зависи­мости от условий их работы (времени, температуры и рода смазы­ваемой поверхности). Отработанные масла, стекающие с проточной системы смазки, работающей в незапыленном закрытом помеще­нии, бывают мало загрязнены и химически изменены, а отработан­ные автотракторные масла претерпевают глубокие изменения.

Отработанные масла загрязняются пылью, волокнами обтироч­ного материала и частицами отколовшегося от трущихся поверх­ностей металла. В них проникают мельчайшие частицы кокса и ка­пельки воды. Под действием кислорода воздуха и влаги и при по­вышении температуры углеводороды, составляющие основу сма­зочного масла, могут подвергаться различным химическим пре­вращениям (окислению, осмолению, усталости), изменяющим первоначальные качества смазочного материала. В силу этого отра­ботанные масла постепенно теряют свои качества и, наконец, ста­новятся не пригодными для дальнейшего употребления по своему прямому назначению.

Отработанные нефтепродукты являются, как правило, отхода­ми потребления и включают в себя отработанные моторные и ин­дустриальные масла, а также смесь отработанных нефтепродук­тов, образующихся при зачистке резервуаров, трубопроводов, ав­томобильных и железнодорожных цистерн, танков судов, очист­ных сооружений, и извлекаемых из нефтесодержащих вод и неф­тяных промывочных жидкостей.

Отработанное нефтяное масло — это масло, проработавшее уста­новленный срок службы или утратившее в процессе эксплуатации свои качества и слитое из рабочей системы.

Отработанные нефтяные промывочные жидкости — это бензи­ны, керосины, дизельные топлива, утратившие в процессе рабо­ты свои эксплуатационные свойства.

Для сбора отработанных масел и при их замене в автомобилях применяется различное оборудование. Слив масел из картеров дви­гателя, коробок передач, задних мостов на АТП, не имеющих ста­ционарного поста для слива, производят в противни, изготовлен­ные из половинок выбракованных воздушных баллонов системы тормозов. Однако транспортировать масло в таких противнях не­удобно. Для этой цели целесообразно применять передвижные баки. В этом случае из двигателя автомобиля, установленного на смот­ровой канаве или поднятого подъемником, масло сливается в во­ронку, через которую по шарнирным трубопроводам оно поступа­ет в бак. Шарнирное соединение трубопроводов позволяет подво­дить воронку под сливную пробку картера агрегата без точной ус­тановки самого бака.

Для слива трансмиссионного масла из картеров ведущих мостов применяется устройство, представляющее собой комбинацию тор­цевого гаечного ключа (под пробку сливного отверстия) с ворот­ком и маслоприемником. Применение такого устройства позволя­ет полностью предотвратить разлив масла, повышает производи­тельность и культуру производства. Изготавливается оно из выбра­кованных автомобильных деталей и материалов.

В 1994 г. было утверждено «Временное положение об организа­ции сбора и рационального использования отработанных нефтепродуктов». Учитывая существующие ныне хозяйственные права предприятий, этот документ носит рекомендательный характер и основывается на законе Российской Федерации «Об охране окру­жающей природной среды». Большой упор в нем делается на доб­росовестность и гражданственность.

В соответствии с этим документом предприятия, на которых собираются отработанные нефтепродукты, могут использовать их на собственные нужды:

для регенерации (очистки) на собственных установках; на технологические операции, подтверждаемые нормативно-тех­нической документацией;

в качестве компонента котельно-печного топлива на основа­нии документации, согласованной соответствующими организа­циями.

Рациональными являются следующие направления использо­вания отработанных нефтепродуктов, принятые предприятиями нефтепродуктообеспечения:

промышленная переработка с целью получения базовых масел;

регенерация на маслорегстанциях;

использование на нефтеперерабатывающих заводах в качестве сырья;

использование на технологические нужды;

производство продукции (эмусола, консервационного состава и др.);

использование в качестве компонента котельно-печного топлива;

поставка на экспорт.

Одним из широко распространенных направлений использова­ния отработанных нефтяных масел является вовлечение их в произ­водство топлив. По объему такая переработка масел значительно выгоднее вторичной переработки с целью получения базовых масел. В СНГ в качестве котельного топлива используют почти половину сбора отработанных масел, т. е. около 1 млн. т в год. Примерно столько же от собираемых отработанных масел идет на производство топлив в США. Значительно возрос объем производства котельных топлив с использованием отработанных масел в Великобритании. Основ­ное количество углеводородных отходов сжигают как низкокаче­ственное топливо. Возможна также их очистка с применением про­цессов отстаивания, фильтрации и центрифугирования.

Существует промышленное получение из отработанных масел высококачественных топлив. В США технология производства ко­тельных топлив из отработанных масел заключается, как правило, в отгонке из них воды и легких топливных фракций в простых отпарных колоннах. Полученный конечный продукт при невысо­кой зольности представляет собой высококачественное топливо. Легкие топливные фракции, получаемые в процессе вторичной переработки, могут содержать примеси, экологически опасные и вызывающие коррозию оборудования. Поэтому иногда их предпочитают уничтожать, а не использовать в качестве технологическо­го топлива.

Нефтехимическая компания Lyondell Petrochimical Со (США) на своем заводе в Хьюстоне перерабатывает отработанные смазоч­ные масла с получением бензина и котельно-печного топлива. Это первое крупное предприятие в США такого типа (мощность его по сырью до 113 тыс. м3 в год).

Планируется также смешение отработанного масла с промежу­точными продуктами его переработки и получение сырья для про­цесса полунепрерывного коксования.

По мнению руководства компании, данная программа будет действовать, поскольку при ее осуществлении устранен основной недостаток вторичной переработки отработанных масел — отсут­ствие конкурентоспособного конечного продукта, т. е. пока суще­ствует спрос на бензин, будет и рынок для продуктов переработки отработанных масел.

Контрольные вопросы

1. Каковы принципы экономии топлива и смазочных материалов при эксплуатации автомобиля?

2. В чем заключаются особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях?

3. Как поддерживать хорошее техническое состояние автомобиля?

4. Что представляет собой регенерация моторного масла?

5. Какова система управления ТЭР на АТП?

6. Какие виды норм расхода автомобильного топлива вы знаете?

7. В каких резервуарах необходимо хранить топливо для предотвраще­ния его потерь?

8. Каковы принципы сохранения качества и количества смазочных материалов при их приеме, хранении и транспортировании?

 

ГЛАВА 10

 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ

СРЕДЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Все сорта топлива, смазочные материалы и специальные жид­кости в той или иной степени ядовиты (токсичны) и огнеопасны, а топлива и органические растворители к тому же еще и взрыво­опасны. Поэтому необходимо хорошо знать основные экологиче­ские свойства АЭМ, т. е. те свойства топлив, смазочных материа­лов и специальных жидкостей, которые воздействуют на человека и окружающую среду и могут проявляться при хранении, транс­портировании или использовании. Рассмотрим наиболее важные из этих свойств: токсичность, пожароопасность, взрывоопасность и способность электризоваться.

 

Токсичность ТСМ

Автомобильные бензины наиболее часто являются источниками отравления в условиях автотранспортных предприятий, так как они токсичны и способны проникать в организм человека через орга­ны дыхания, кожу и пищеварительный тракт. Концентрация паров бензина в воздухе не должна быть более 0,3 мг/л. При непродолжи­тельном вдыхании воздуха, содержащего бензин в количестве 5... 10 мг/л, происходит легкое отравление организма, характерными при­знаками которого являются головная боль, неприятные ощуще­ния в горле, кашель, раздражение слизистой оболочки носа и глаз, неустойчивость походки, головокружение, возбуждение. Вдыхание воздуха с концентрацией паров бензина 35...40 мг/л опасно для здоровья человека уже в течение 5...10 мин. При более высоких концентрациях паров бензина в воздухе происходит тяжелое от­равление с быстрой потерей сознания и судорогами.

Наибольшую опасность острого отравления парами бензина представляют собой работы, проводимые в закрытых ремонтных помещениях, а также при очистке резервуаров и тары от остатков бензина.

Серьезное отравление возможно и при попадании бензина внутрь организма человека, например при попытке продуть детали топ­ливной аппаратуры. В этом случае может начаться тяжелое заболе­вание легких — пневмония.

Признаки легкого отравления проходят через некоторое время после удаления пострадавшего из атмосферы, содержащей пары бензина. Тяжелое отравление, вызвавшее быструю потерю созна­ния, может закончиться смертью.

Попадание бензина на кожу вызывает ее обезжиривание, рас­трескивание и гнойные поражения. Длительный или частый кон­такт кожи с бензинами может вызывать появление экземы и дру­гих кожных заболеваний.

Особое внимание следует обращать на меры техники безопас­ности при работе с этилированными бензинами. Слабое отравле­ние тетраэтилсвинцом, содержащимся в них, вне зависимости от способа проникновения его в организм сопровождается головны­ми болями, потерей аппетита, быстрой утомляемостью, притуп­лением памяти, бессонницей или ночными кошмарами. Тяжелые отравления протекают бурно: пострадавший сильно возбуждается, появляются зрительные и слуховые галлюцинации, и, как правило, оканчиваются параличом или смертью, наступающими в пе­риод от нескольких часов до 3... 5 сут.

Вследствие высокой температуры кипения тетраэтилсвинца лег­кие фракции этилированного бензина, испаряющиеся при его перекачке или заправке автомобилей, не содержат ТЭС и поэтому не токсичнее паров неэтилированного бензина. Только после ис­парения половины этилированного бензина, например пролитого на пол, в его парах появляются частицы тетраэтилсвинца.

Чаще всего отравления этилированными бензинами происхо­дят при случайном попадании их в рот и пищевой тракт или на кожу. Опасно также попадание этилированного бензина на одеж­ду: сам бензин быстро испарится, а этиловая жидкость на долгое время останется на ткани и будет поражать человека через кожу. По этой же причине нельзя отмывать руки этилированными бен­зинами. Не следует также курить или принимать пищу не вымыв руки после работы с этилированными бензинами.

Все детали двигателя, соприкасавшиеся с этилированным бен­зином, должны быть перед ремонтом промыты в керосиновой ванне. Чтобы избежать образования ядовитой свинцовистой пыли, перед удалением нагара следует смачивать детали керосином.

Если произошло отравление бензином, пострадавшего необхо­димо вынести из пораженной атмосферы на чистый воздух, а при проявлении возбуждения дать валериановые капли. Если дыхание резко ослаблено или наступило обморочное состояние, то постра­давшему дают нюхать нашатырный спирт и вдыхать чистый кисло­род. В более тяжелых случаях, когда дыхание прекратилось, делают искусственное дыхание до полного его восстановления и направ­ляют пострадавшего в лечебное учреждение.

Дизельные топлива токсичнее, чем бензины. Однако, обладая более низкой испаряемостью, в парообразном состоянии они ока­зывают на организм человека меньшее отравляющее действие, чем бензины. Отмечают сильное раздражающее действие дизель­ных топлив в мелкораспыленном состоянии на слизистые обо­лочки. Предельно допустимая концентрация дизельных топлив в воздухе 0,3 мг/л.

Длительный и систематический контакт кожи с жидким ди­зельным топливом вызывает у человека различные кожные забо­левания, резкие боли и отеки. Особенно сильное раздражающее действие оказывают сернистые дизельные топлива, и чем больше содержится в них серы, тем болезненнее поражение кожи (вплоть до омертвения тканей).

Ядовитость выхлопных газов общеизвестна. Наиболее опасна из всех их составляющих окись углерода СО, предельно допустимая концентрация которой в воздухе составляет 0,02 мг/л.

Профилактика отравлений окисью углерода в условиях АТП заключается в систематическом контроле ее содержания в воздухе на рабочих местах и стоянках автомобилей и обеспечении хорошей вентиляции.

Для предупреждения поступления выхлопных газов в помещения необходима герметизация трубопроводов выхлопных систем. На ав­томобилях, предназначенных для перевозки людей, глушитель дол­жен быть выведен из-под кузова, а щели в полу тщательно заделаны. Категорически запрещается обогреваться в кабине автомобиля при работе двигателя в режиме холостого хода (т. е. на богатой сме­си), так как постепенно проникающие в кабину отработавшие газы создают опасную ситуацию. Отравление окисью углерода происхо­дит незаметно и часто приводит к смертельному исходу. Для оказа­ния первой помощи (до прибытия врача) пострадавшего необхо­димо срочно вынести на свежий воздух, укрыть чем-нибудь теп­лым и попытаться напоить горячим чаем. Если дыхание останови­лось, необходимо делать искусственное дыхание до появления признаков жизни.

Смазочные масла и гидравлические жидкости на минеральной осно­ве также являются токсичными веществами. К маслам, которые со­держат присадки, нужно относиться с большей осторожностью, чем к маслам без присадок, так как действие токсичных веществ, содержащихся в них (серы, хлора, фосфора, цинка, свинца и др.), изучено еще недостаточно. При нарушении правил обращения с маслами и личной гигиены они могут вызывать экзему, фоллику­лярные поражения кожи и даже более тяжелые заболевания.

Этиленгликоль и его водные растворы — антифризы также весь­ма токсичны. При попадании внутрь организма они поражают цен­тральную нервную систему и почки. Аналогичным токсичным дей­ствием обладают тормозные жидкости на гликолевой основе «Томь», «Роса», «Нева» и др. Смертельная доза этиленгликоля со­ставляет всего 50 г (около 100 г антифриза).

При отравлении этиленгликолем, охлаждающей или тормоз­ной жидкостями пострадавшему следует немедленно оказать пер­вую помощь: тщательно промыть желудок водой или 2%-м раство­ром питьевой соды, искусственно вызвать рвоту, согреть и немед­ленно вызвать врача.

Для предупреждения отравлений охлаждающими и тормозны­ми жидкостями необходимо строго контролировать их хранение, перевозку и расходование. На таре, в которой хранятся эти жидко­сти, обязательно должна быть четкая надпись «Яд».

Растворители и разбавители, которые используются на АТП, так­же токсичны и обладают высокой испаряемостью. Меры предосто­рожности при работе с ними и с лакокрасочными материалами, в которых они присутствуют, те же, что и при работе с бензинами. При отравлении метиловым спиртом или дихлорэтаном постра­давшему оказывают такую же помощь, как и при отравлении тор­мозными и охлаждающими жидкостями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.024 с.)