Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Масла для дизельных двигателей

Поиск

Дизели отличаются от других двигателей внутреннего сгорания очень большим разнообразием типов, конструкций, способов сме­сеобразования, назначений и условий эксплуатации. Поэтому в них используются масла, значительно различающиеся по предъявля­емым к ним требованиям и эксплуатационным свойствам, т.е. к дизельным могут относиться масла всех классификационных групп (от А до Е).

 

 

Основой дизельных масел являются дистиллятные, остаточные или компаундированные базовые масла селективной очистки, по­лучаемые из малосернистой или сернистой нефти. Во все дизель­ные масла (за исключением масла М-20-А) вводят многофункци­ональные присадки или композиции присадок.

Выбор марки дизельного масла определяется назначением и типом дизеля, уровнем его форсирования, жесткостью условий эксплуатации и качеством применяемого топлива.

Наиболее широко для дизелей применяются масла группы В2 (зимнее М-8-В2 и летнее М-10-В2), предназначенные для мало- и среднефорсированных автотракторных дизелей и содержащие 7...8 % композиций моюще-диспергирующей, антиокислительной, противоизносной, антипенной (а в зимнем сорте и депрессорной) присадок.

Моторные масла группы Г2 (летнее М-10-Г2 и зимнее М-8-Г2), предназначенные для высокофорсированных дизелей при особен­но тяжелых условиях их работы, имеют несколько улучшенные эксплуатационные свойства, чем у масел группы В2, т. е. они со­держат такую же композицию присадок, но в большей концентра­ции (до 14 %).

Масла для автотракторных дизелей (табл. 6.3) могут быть реко­мендованы для следующей транспортной техники:

М-8-В2 — для малофорсированных безнаддувных автотрактор­ных дизелей в зимних условиях эксплуатации, а М-10-В2 — для тех же дизелей в летних условиях эксплуатации;

М-8-Г — для высокофорсированных безнаддувных или с невы­соким наддувом автотранспортных дизелей в зимних условиях эксп­луатации при увеличенном пробеге до смены масла, а М-10-Г — для тех же дизелей в летних условиях эксплуатации;

М-8-Г2 — для высокофорсированных безнаддувных или с не­высоким наддувом автотракторных дизелей в зимних условиях экс­плуатации, а М-10-Г2 — для тех же дизелей в летних условиях эксплуатации;

М-8-Г — для зимних условий эксплуатации в основном автомо­билей КамАЗ, автобусов «Икарус», тракторов К-700, а М-10-Г — для летних условий эксплуатации этой же техники;

М-16-Г — для дизелей типа ЧН21/21, Ч и ЧН 15/18, установ­ленных на автосамосвалах и буровом оборудовании (всесезонно);

М-8-ДМ — для высокофорсированных дизелей с турбонадду­вом, установленных на большегрузных автомобилях и промышлен­ных тракторах, в зимних условиях эксплуатации, а М-10-ДМ — для тех же дизелей в летних условиях эксплуатации.

Масла для быстроходных транспортных дизелей вырабатывают­ся в соответствии с ГОСТ 6360—83 и 25770—83:

М-63/10-Б2 — представляет собой загущенную маловязкую ос­нову нормированного фракционного состава с композицией фун­кциональных присадок, используется в качестве зимнего масла, а в ряде случаев как всесезонное;

М-1б-А(т) и М-16-В2 — получают на базе масла М-16 с добав­лением присадок, используются как летние и всесезонные.

Применение моторных масел

Для автомобилей ГАЗ-51 и ЗИЛ-164 выпускается масло М-8-А, а в качестве замены для него используется масло М-8-Б1.

Для автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53, Урал-377 выпускается все­сезонное масло М-8-В.

Для некоторых моделей автомобилей ВАЗ, ГАЗ-2401 и ЗАЗ-968 выпускаются летнее масло М-12-Г1 зимнее масло М-8-Г1 и всесе­зонное масло М-6з/10-Г1.

В настоящее время производится много современных моторных масел, соответствующих международным стандартам. Например, российская нефтяная компания «Лукойл» выпускает для всех ви­дов легковых автомобилей с карбюраторными двигателями и авто­мобилей с высокофорсированными дизелями без наддува масла «Новойл-мотор» (по зарубежной классификации SАЕ 15W-30), «Лукойл-супер» (SАЕ 15W-40, АРI СD/SF), «Лукойл-стандарт» (SАЕ 15W- 40, АРI SЕ/СС) и М-63/14 (SАЕ 20W-40, АРI SF/СС).

Немецкие фирмы выпускают масла «Раvеnоl mеnегаlоеl formel super» (SАЕ 15W-40) и «Ravenol formel extra» (SАЕ 20W-50).

Все моторные масла должны иметь паспорта качества. Одна из форм паспорта качества на автомобильные масла приведена в При­ложении.

 

Таблица 6.3

Физико-химические характеристики масел для автотракторных дизелей


Трансмиссионные масла

Трансмиссионные и редукторные масла применяются в боль­шинстве современных машин и механизмов и служат для смазыва­ния зубчатых передач различного типа, шестеренчатых редукторов (цилиндрических, гипоидных, червячных и др.), а также являют­ся гидравлическим рабочим телом при передаче мощности в гид­родинамических коробках передач.

Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии транспорт­ных машин и промышленных редукторах меняется в широких пре­делах: от температуры окружающего воздуха в момент начала ра­боты до 120...130°С и даже 150°С.

Минимальная температура масла в агрегатах трансмиссии авто­мобилей в холодной зоне может достигать — 60 °С, в умеренной зоне до — 40 °С, а в жаркой до —10 °С.

Скорость скольжения (для различного типа передач от 1,5 до 25 м/с) и удельные нагрузки на поверхности зубьев шестерен (от 0,5 до 2 ГПа в полюсе зацепления, а в гипоидных передачах до 4 ГПа) во многом определяют тип применяемого масла в шесте­ренчатой передаче. При увеличении нагрузки смазочная пленка, разделяющая трущиеся поверхности, может начать разрушаться, что приведет к непосредственному контакту металлических повер­хностей, их заеданию и катастрофическому износу. С увеличением скорости скольжения понижается температура, при которой на­чинается заедание, и появляются условия для катастрофического износа.

По уровню напряженности работы зубчатых передач трансмис­сионные масла можно разделить на следующие виды:

универсальные, обеспечивающие работу всех типов зубчатых передач и других трущихся деталей агрегатов трансмиссии;

общего назначения, применяющиеся в цилиндрических, ко­нических и червячных передачах автомобилей;

масла для гипоидных передач грузовых и легковых автомобилей.

Для обеспечения надежной работы современной техники транс­миссионные и редукторные масла должны отвечать следующим основным требованиям:

обладать достаточным уровнем противоизносных и противоза­дирных свойств;

иметь хорошие вязкостно-температурные свойства;

не оказывать коррозионного воздействия на детали трансмис­сии;

иметь хорошую термоокислительную стабильность;

обладать хорошими защитными свойствами;

быть нетоксичными и иметь хорошую совместимость с матери­алами сальниковых уплотнений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.7 (0.011 с.)