Обучение иноязычной грамматике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение иноязычной грамматике



Сущность отбора грамматического материала для школы заключается в создании такого грамматического минимума, который был бы посилен для усвоения и достаточен для выполнения коммуникативно-значимых задач обучения.

Грамматический минимум

       
 
   
 


Активный Пассивный

 

В активный грамматический минимум включаются те явления, которые являются совершенно необходимыми для продуктивных видов речевой деятельности.

Основными общепринятыми принципами отбора в активный грамматический минимум считаются:

1) принцип распространенности его употребления в устной и письменной речи

2) принцип образцовости

3) принцип исключения синонимических грамматических явлений

В соответствии с двумя первыми (1, 2) принципами в активный минимум включаются лишь те грамматические явления, которые являются употребительными в устной речи и распространяются на значительный круг лексики. Все другие грамматические явления усваиваются лексически.

Под образцовостью понимается способность грамматических конструкций служить эталоном для образования по аналогии.

Согласно третьему принципу в активный минимум включается лишь одно явление из всего синонимического ряда – нейтральное в стилистическом отношении. Данный принцип состоит в ограничении грамматических средств, усваиваемых активно. Например, из всех грамматических синонимов для выражения долженствования must – активный грамматический минимум, have to – пассивный. Прямой порядок слов при употреблении Past Perfect – активный; инверсия – пассивный; пассивный залог – активный т.к. имеет большую распространенность (в устном и письменном общении).

Как правило, активная грамматика изучается в средней школе, а более сложные грамматические явления, отнесенные к пассивному минимуму, – в старшей школе.

Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.

В связи с этим систематизация грамматических средств активного минимума проводится с учетом основных коммуникативно-функциональных признаков:

― средства описания понятий, явлений, предметов;

― средства выражения количества;

― средства сравнения;

― средства выражения действий повествования при порождении текста;

― средства выражения временных, причинно-следственных, логических и других отношений;

― средства выражения образа действия, характеристики действий;

― средства выражения пространственных и условных отношений;

― средства выражения просьбы, совета и др.

― средства выражения цели действия.

Знать грамматику означает знать:

― форму;

― значение;

― употребление;

― речевую функцию того или иного грамматического явления.

Именно соотнесение грамматического явления с его речевой функцией/ функциями позволяет лучше запомнить его форму и избежать многих ошибок как чисто языкового; так и дискурсивного характера.

Последовательность действий учителя при формировании грамматических навыков:

1) Анализ нового грамматического явления с точки зрения определения связанных с ним трудностей в формообразовании, усвоении значения и функций.

2) Определение формы организации ознакомления с новым грамматическим материалом (индуктивно, дедуктивно).

3) Подбор опорных грамматических явлений, которые могут быть использованы в качестве подсказки в овладении новым материалом (учитывать особенности грамматического явления – его совпадение, частичное совпадение или отсутствие в родном языке).

4) Выбор наиболее адекватного методического подхода к изучению грамматического материала в данном классе.

5) Подбор иллюстрированных примеров, наиболее полно отражающих инвариантное значение и отличительные признаки данного грамматического явления, их группировка для объяснения формы, значения и употребления.

6) Составление правил, комментариев, пояснений, описаний для материала, объясняемого дедуктивно; вопросов, предполагаемых ответов учащихся для материала, объясняемого индуктивно или проблемным путем; выбор терминологии.

7) Выбор методических приемов и упражнений для усвоения грамматического материала.

8) Определение форм, объектов контроля и выбор контролирующих упражнений. Формы контроля – устные и письменные, под руководством учителя или путем самоконтроля, традиционные и тестовые. Объекты контроля – навыки и умения учеников практически пользоваться языком как средством общения. Показатель сформированности грамматического навыка – быстрота и безошибочность в употреблении грамматики в коммуникативно-ориентированных упражнениях.

Грамматическое правило должно быть:

- функциональным, то есть в нем должны содержаться указания либо на признаки и оформителя грамматического явления, либо на способ осуществления грамматического действия (продуктивного или рецептивного) Оно должно отвечать на вопрос «Как это описание использовать для порождения или понимания высказывания?»;

- раскрывающим свойства и особенности грамматического явления, которые отвечают характеристикам определенного вида речевой деятельности;

- операционно адекватным, то есть соответствовать тем операциям, и их последовательности, которые характерны для конкретного вида речевой деятельности;

- достаточным, то есть включать все основные (в том числе фонетические) признаки грамматического явления;

- достаточно наглядным, прежде всего обращать внимание на языковую (речевую) наглядность;

- сформулированным в виде прямых грамматических инструкций – указаний для осуществления грамматических действий;

- изложенным ясно, четко доходчиво и конкретно для конкретного класса.

Основными путями введения грамматического материала являются:

— Индуктивный путь, который предполагает движение мысли от частного к общему, от анализа речевых ситуаций и предложений к выведению грамматических правил.

— Дедуктивный путь подразумевает движение мысли от общего к частному, от объяснения грамматического правила к анализу грамматических явлений в речевых образцах.

Индукция и дедукция могут дополнять друг друга.

Продуктивная грамматика изучается преимущественно индуктивно, в устном ситуативно-обусловленном общении.

Основными типами упражнений для тренировки грамматического материала являются:

— имитация;

— подстановка;

— трансформация;

— репродукция;

— комбинирование.

Выбор конкретных приемов и упражнений о пределяется следующими факторами:

- характером данной структуры;

- степенью совпадения данной структуры с соответствующей в родном языке;

- целевой установкой;

- наличием речевого опыта у обучаемых;

- возрастными особенностями обучаемых;

- этапом обучения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.186.148 (0.009 с.)