Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие и понимание иноязычной речи на слухСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Восприятие и понимание иноязычной речи на слух (аудирование) – рецептивный вид речевой деятельности, содержание и цель которого составляет понимание речи на слух в момент ее порождения. Аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Во-первых, оно характеризуется одноразовостью предъявлений. Следовательно, надо учиться понимать текст с первого предъявления, поскольку в реальных ситуациях общения повторы зачастую просто исключены. Во-вторых, мы не в состоянии что-либо изменить, не можем приспособить речь говорящего к своему уровню понимания. У каждого человека есть свой стиль, иногда он слишком научный, иногда чересчур эмоциональный, насыщенный идиомами и образными выражениями, далеко не всем понятными. В-третьих, существует целый ряд объективных сложностей, препятствующих пониманию речи с первого раза (фонетические, лексические, грамматические трудности; трудности психологического плана: обусловленные условиями аудирования, индивидуальными способностями источника речи). Аудирование тесно связано с говорением – выражением мыслей средствами изучаемого языка. Говорение и аудирование – две взаимосвязанные стороны устной речи; фазы слушания и говорения в общении перемежаются. Аудирование не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. Чтобы сказать, надо услышать. Говорение и слушание объединены общностью способов формулирования и формирования мысли посредством языка. Таким образом, аудирование подготавливает говорение, а говорение помогает формированию восприятия речи на слух. Аудирование связано и с чтением. Их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности, когда происходит восприятие –– понимание – активная переработка информации, при аудировании – через слуховой канал, при чтении – через зрительный канал. Читая вслух или про себя, человек как бы слышит воспринимаемый текст. Самым тесным образом аудирование связано с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет. Основными трудностями аудирования являются: I. Трудности лингвистического плана: ― фонетические: плохая развитость фонематического слуха, отсутствие слухо-произносильных навыков, недостаточная сформированность акустико-артикуляционных образцов. ― лексические: использование большого количества незнакомой лексики, идиоматических выражений, разговорных формул, специальных терминов, аббревиатур, клише, употребление слов в переносном значении, многозначные слова; ― грамматические: наличие аналитических форм, не свойственных русскому языку; грамматическая омонимия (особенно в служебных словах); эллипсы (фразы, в которых пропущены некоторые члены предложения). Для снятия трудностей лингвистического характера следует проводить упражнения, которые формируют следующие умения: 1) вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация и понимание; 2) соотнесение звуковых образов с их семантикой; 3) определение значения слов с помощью словообразовательной догадки; 4) определение конкретного значения различных лексических единиц и грамматических конструкций; 5) распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений; II. Трудности психологического плана, связанные с действием механизмов восприятия, понимания, памяти: ― трудности, обусловленные условиями аудирования: внешние шумы, помехи, плохая акустика; ― трудности, обусловленные индивидуальными способностями должны аудировать не только своего учителя, но и голоса других людей, мужские, женские, голоса людей разного возраста; с разными особенностями дикции, тембра, темпа, артикуляции, с разными акцентами и диалектами. Для снятия трудностей психологического характера следует проводить упражнения, которые: 1) формируют прогностические умения: вероятностное прогнозирование – порождения гипотез, предвосхищение хода событий; 2) способствуют развитию кратковременной и долговременной памяти (например, различные установки на запоминание); 3) способствуют развитию речевого слуха; 4) способствуют формированию механизма эквивалентных замен; 5) формируют умения членить речевые сообщения на смысловые отрезки, выделять основную мысль сообщения. Для успешного обучения аудированию следует соотносить содержание аудиоматериала с ситуацией общения и использовать опоры такие как: мимика, жесты, интонация, разговорные формулы, повторы, синонимические выражения одной и той же мысли, обращения, вводные слова и конструкции, риторические вопросы, визуально-изобразительную и вербальную наглядность. Вербальные зрительные опоры (они предваряют аудирование): ключевые слова и словосочетания, план, заголовки. Их основная задача – создать нужную направленность мысли, облегчить прогнозирование. Визуально-изобразительные опоры (рисунки, картинки, схемы) важны как для смыслового понимания, так и для последующей передачи содержания. Они разгружают память, улучшают точность и полноту понимания.
Обучение говорению В структуре говорения как вида речевой деятельности, выделяются следующие части (по классификации И.А. Зимней). I. Мотивационно-побудительная часть. В данной части возникает: а) потребность выразить мысль средствами иностранного языка; б) мотив, т.е. побуждение собеседника к какому-либо речевому действию (что-то сообщить, ответить на вопрос и т.п.) и неречевому действию (выполнить просьбу, что-то сделать и т.п.). Целью в этих случаях является ожидаемый результат. В данной части создается замысел высказывания: для чего, зачем, что сказать. II. Аналитико-синтетическая часть, т.е. как выразить мысль, как сказать. В данной части происходит реализация замысла высказывания в процессе формирования и формулирования мысли посредством языка. Здесь происходит отбор хранящихся в памяти слов (анализ) и включение их в речевое целое (синтез) для осуществления замысла или коммуникативного намерения. Для сохранения слов в памяти важно, чтобы они обрастали ассоциативными связями, которые могут быть: а) парадигматическими (ассоциации в результате сопоставления слов по различным признакам: одинаковость произношения и различие в написании two — too, one — won, see — sea; по близости значения: small – little; по противоположности: answer — talk); б) синтагматическими (т.е. сочетание слов с другими словами: to order dinner, order to close the door, give an order to smb). III. Исполнительная часть, т.е. проговаривание или внешнее оформление высказывания, которое выражается в звуковом и интонационном оформлении мысли. Сравнительная характеристика говорения и аудирования дает возможность выделить общие психологические параметры: — наличие сложной мыслительной деятельности с опорой на внутреннюю речь и механизм прогнозирования; — деятельность речедвигательного и слухового анализаторов находится в определенной взаимосвязи, а именно, речедвигательное кодирование и декодирование звучащей речи составляет канал общения; — понимание формируется в процессе говорения, а говорение в процессе понимания; — внутренняя речь имеет место как при говорении, так и при аудировании. Связь говорения с письмом очевидна. Письмо возникло на базе звучащей речи как способ фиксации звуков языка для сохранения и последующего воспроизведения информации. Что касается чтения то оно является как бы переходной формой от устной речи к письму, сочетая в себе признаки и того, и другого. Обучение как чтению, так и письму связано с развитием связей между речевым слухом и артикуляцией. В качестве стимулов устной речи могут использоваться опоры, которые подразделяются на: — содержательные (подсказывающие содержание); — смысловые (подсказывающие лишь идею высказывания). Каждая из этих опор может быть вербальной или изобразительной. Содержательные вербальные опоры: тексты, микротексты (как для чтения так и аудирования), план. Содержательные изобразительные: кинофильм, картина, серия рисунков, фотография. Смысловые вербальные: логико-синтаксическая схема, слова как смысловые вехи, лозунг, афоризм, поговорка, подпись. Смысловые изобразительные: диаграмма, схема, таблица, цифры, даты, символика, плакат, карикатура. Последовательность использования опор следующая: Содержательные вербальные → содержательные изобразительные → смысловые вербальные → смысловые изобразительные → отсутствие опор.
Обучение диалогу Характерными чертами диалогического высказывания являются: 1) двусторонний характер; эллиптичность, вызванная условиями общения; наличие единой ситуации, контактность собеседников, широкое использование невербальных элементов; 2) спонтанность, поскольку содержание разговора и его структура зависят от реплик собственников. Спонтанность обуславливает использование клише, разговорных формул, свободную оформленность фраз, паузы, перебивы, эмоциональность, экспрессивность, образность. Основными путями обучения диалогической речи являются: 1) обучение ДР на основе поэтапного овладения диалогическими единствами, самыми распространенными из которых являются вопросно-ответные единства, вопрос-контрвопрос, сообщение и вызванный им вопрос, побуждение-вопрос и т.п. Диалогическое единство – это соединение реплик, принадлежащих разным собеседникам, характеризующееся структурной, интонационной и содержательной законченностью. Поэтапное овладение диалогическими единствами состоит в: ― овладении учащимися отдельными репликами (например: просьба, совет, запрос информации и т.п.); ― умение соотносить реплики друг с другом; ― овладение микродиалогами (например: диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями и т.п.); ― умение вести развернутый диалог; ― самостоятельное составление диалогов учащимися по ситуации задаваемой учителем. 2) обучение ДР на основе диалога-образца, то есть модели речевого взаимодействия собеседников в определенной ситуации общения. При обучение ДР на основе диалога-образца соблюдается следующая методическая последовательность действий учителя и учащихся: 1. Прослушивание учащимися диалога-образца и контроль понимания его содержания (вопросы, выборочный ответ, истинные и ложные утверждения). 2. Повторение отдельных реплик диалога за учителем или диктором. 3. Чтение диалога по ролям и заучивание реплик. 4. Воспроизведение диалога-образца учащимися. 5. Замена отдельных компонентов реплик (или целых реплик) диалога-образца. 6. Самостоятельное расширение собственных диалогов по аналогии с диалогом-образцом в новых ситуациях общения. 3) обучение ДР с использованием ролевой игры, предусматривающей создание ситуации общения, которая побуждает учащихся к импровизации речевого и неречевого поведения в соответствии с характером полученной роли, межролевых и межличностных отношений. Обучение ДР с использованием ролевой игры проходит в 3 этапа: 1. Подготовительный этап. 2. Игровой этап. 3. Послеигровой этап.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.102.0 (0.009 с.) |