Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема исследования мочи по методике «Лунный царь» использующей астрологический подход.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Садаки также относятся к духам, которые вызывают сумасшествие. Некоторые ламы и врачи считают, что именно садак причиняют психологические беспокойства медитирующим, которые попадают в неприятности в состоянии глубокой медитации.26 Большое количество типов и имен «демонов» демонстрирует широкий диапазон негативных сил, признаваемых тибетской системой. В ней равно сосуществуют как детализированная точка зрения относительно «темной» стороны в основном невидимых, нематериальных миров, так и широкое видение безграничных сияющих миров Будды. Тибетская классификация духов, их специфических качеств и особенностей поведения есть исследование негативных тенденций в макрокосме, а также микрокосме ума индивидуума. «Приведения» и «злые духи» считаются не просто проекциями нездорового ума. Ибо хотя они и происходят из проекций, говорится, что они реальны в относительном смысле, т.е. с ними приходится иметь дело. Согласно буддистской точке зрения, как и все появляющееся и взаимозависимое, они происходят из привычек и страстей. Следовательно, демоны могут пониматься как привычки, которые становятся все сильнее и сильнее, пока не примут форму таким же путем, каким субъектно-объектное разделение событии дня оказывается в наших снах. Сны нереальны, но мы переживаем их как реальные, когда спим. Вся сансара такая, говорят тибетцы; призраки такие же точно. То, что классификации демонов в такой степени пересекаются друг с другом, демонстрирует богатство культуры, из которой они вышли, и то, как глубоко вплетены в нее эти понятия. Это взаимное наложение может оказаться для нас полезным в попытке понять, что тибетцы имеют в виду, говоря о демонах. У нас не может быть четкого представления об их очертаниях, формах и именах, а скорее мы можем получить впечатление об их типах и проявлениях. Например, существуют демоны, называемые «хозяевами места». Как следует из их названия, они очень привязаны к определенной территории и опасны для любого, кто в нее вторгается. Но многие другие типы демонов и злобных духов также имеют свойство гневаться, когда другие вторгаются на их территорию. Это пример одной из возможностей контакта с духом, когда возникает конфликт, а затем и «овладение». В главе 77 третьей тантры описывается такой вид помешательства, при котором упоминаемые в ней элементальные духи вторгаются в человеческое существо и сводят его с ума в соответствии со своим собственным характером. Происходит это тогда, когда человек осквернил место духа. Также такой человек должен иметь какую-то душевную слабость, которая позволяет ему поддаться влиянию этих негативных воздействий. Это указывает на то, что тибетская медицинская психиатрия учитывает влияние «вибраций» окружающей среды на душевное состояние индивидуума. Эманации различных мест могут оказывать вредные воздействия. Так, негативные влияния различных мест в связи с духами, которые их населяют, были перечислены великим философом-святым XIV столетия Лонгченпой. Говоря о местах, которые плохи или хороши для медитации, он Упоминает, что надгробные памятники и некоторые храмовые комнаты обладают отравляющими эманациями из-за мужских проказливых духов (ргйал-гонг)., которые «заставляют чувствовать головокружение и увеличивают количество мыслей, окра шенных ненавистью». Женские духи, сен-мо (бсен-мо) обитают в местах с затхлым воздухом, таких как пещеры, где «рождается похоть и чрезмерные чувства подавленности и приподнятости»27. В главах «Чжуд-ши» по психиатрии говорится также, что, оставаясь в одиночестве в безлюдных местах или просто оставаясь в одиночестве, человек рискует подвергнуться вторжению в это время. Это демонстрирует важность восприятия вибраций окружающей среды и ясное понимание дурного воздействия изоляции. Однако это касается только тех, кто не укреплен дхармической практикой. Ибо людям, практикующим дхарму, напротив, советуют оставаться в одиночестве. Серьезные йоги проводят годы в одиночестве в созерцательном уединении. Великие тантристы практикуют созерцание в местах кремации как раз потому, что сильные негативные духи, живущие там, подлежат трансформации и обузданию дхармой; они добавляют силы практике тантриста. Этот пример показывает, как дхармическая практика помогает сопротивляться яду духов сумасшествия и преобразовывать этот яд в нектар осознавания. Похожая картина в другой группе духов, называемых «духи предков». Например, среди садаков существует демон предков, о котором мы можем думать как о духе генетической наследственности. Дух предков также упоминается среди элементалов главы 77. Пожалуй, они слегка отличаются друг от друга тем, как и где они воздействуют, но в основном они похожи, по крайней мере, в том, как их распознают и поклоняются им в различных обществах. Можно сказать, что этот дух предков представляет собой негативные силы и душевные предубеждения, которые являются результатом обособления себя от психологического, семейного и культурного наследия - не очень искусного обособления. Опять-таки, для сравнения: в практике дхармы необходимо отсекать привязанности и привычки, но делать это нужно искусным способом.
Злые духи и печение Дхармой Взгляд на демонов с позиции практики Дхармы подразумевает понимание двух уровней. С точки зрения абсолютной истины их не существует. Как и вообще все сущее, они не имеют собственной природы. В действительности они пусты. А на уровне относительной истины они обладают обусловленным существованием. И следует защищать себя от их негативного влияния. Ламы объясняют, что призраки появляются из понятийности, они происходят из двойственности ума. Реальны они или нереальны, зависит от воспринимающего. Если ум располагает «чистым видением» мудрости Ваджраяны, тогда они воспринимаются как чистые явления, так же как сансара и нирвана нераздельно воспринимаются как три-кайя. Подходя к привидениям и духам на уровне абсолютной истины, мы осознаем природу пустоты, их и нашу, поэтому ничто не может повредить нам. Мудрость, возникающая из осознавания пустоты, есть Дхарма-кайя; ничто не может повлиять на нее. С осознанием шуньяты всякая болезнь и негативность покоряется или рассеивается. Этих проявлений просто не существует. В такой мудрости нет надежды или страха, поэтому, даже если демон представляется ринувшимся вперед с пылающим кинжалом, а человек, чей ум осознает пустоту, остается неподвижен и непреклонен, то никакой демон не может повредить ему. Демон исчезает. Все есть изначальная чистая природа ума. Даже защитные меры против отрицательных духов (экзорцизм и им подобное) становятся ненужными по осознании пустоты. Как говорится в одной тантре: Когда постигнута природа умато понимаешь, что все: совершение подношений и выполнение ритуалов и все прочие виды деятельности включены в ум28. Мы можем победить всех демонов и призраков самым высшим лекарством - постижением сияющей пустоты, абсолютной истины, из которой непроизвольно возникает сострадание. На относительном уровне негативные силы и демоны понижаются как действительно существующие, но абсолютная истина - что все явления не имеют собственной природы и порождался привычками собственного «я» из бесчисленных жизней, все равно подразумевается. В своих работах по буддизму и злым Духам Г.В. Гюнтер писал: «Религия превратила с помощью символов помогающие силы J и энергии в богов, а дурные силы в демонов и дьявола, которые для философии не что иное, как смешение внешней видимости и запутывающих упрощений. Буддизм, похоже, больше склоняется к философской стороне: он отвергает слепую веру в богов и демонов, но по мере развития ему также пришлась не по нраву и «интеллектуальная» попытка полностью убить в нас примитивное»29. Ламы подчеркивают, что не следует пытаться ограничивать широту существования в целом и «демонов» в частности до плоских и линейных понятий, которые было бы легче понять. Они отказываются относиться к демонам только как к психологическим явлениям, как это понимается на Западе. Это, конечно, явления психологические в том буддийском смысле, что мы материализуем любые элементы своего восприятия. Попытки определить демонов в терминах, приемлемых для современной психологии, говорят они, типичны для материализма современного человека. Это правда, говорят они, что демоны нереальны и не существуют с абсолютной точки зрения и что они выражаются в символических терминах, заимствованных из примитивных поверий. Но, говорят они, пока мы не осознаем пустоту, то с этими, хотя и невидимыми негативными энергиями, воздействующими изнутри или снаружи, придется очень даже считаться. Даже не осознав еще полностью пустоту, человек, практикующий дхарму, знает, что мир является материализованной проекцией ума, результатом двойственного понимания. Но омраченности все еще присутствуют, и человек все еще цепляется за проекции, за ощущение себя как отдельного субъекта и другого как внешнего объекта. Поэтому, хотя интеллектуально можно понимать духов как аспект ума, они все еще могут нанести вред. Иллюстрацией этого может служить история о йоге, медитацию которого жутким образом нарушала змея, которая постоянно приходила и отвлекала его, вызывая чувство страха. Его гуру давал ему советы, но ничего не помогало. В конце концов гуру сказал ему взять палку (не нож), и начертить крест на животе змеи, что должно было поразить ее. Сделав это, йог впоследствии обнаружил крест на собственном животе. Тогда он осознал природу ума и достиг освобождения. Сострадание понимается как высшее лекарство и защита от духов и демонов, ибо, согласно психологии дхармы, когда мы пытаемся отвергнуть что-либо, мы фактически становимся более уязвимы для этого. Мы достигаем осознавания этого в практике созерцания и наблюдения за умом. Мы позволяем бессознательному выходить на поверхность, не отвергая и не отождествляя себя с этим. И оно таким образом начинает терять свою власть над нами. Как только мы понимаем природу пустоты, даже только в течение какого-то мгновения, сострадание появляется незамедлительно. В этом случае не сражаешься с демонами, а чувствуешь радость, что имеешь возможность очистить собственную карму и желаешь, чтобы из-за испытываемых тобою трудностей другим не пришлось страдать. Ламы говорят, что одного такого положительного и альтруистического отношения достаточно, чтобы любые препятствия или демоны исчезли сами по себе. Помимо развития сострадания и понимания пустоты (т.е. мудрости), на абсолютном уровне существуют другие родственные тантрические практики, применяемые для защиты от негативных сил. Например, в Ваджраяне это мандала- мистический круг, который применяется и с этой целью. Он служит защитой от демонов, будучи первым шагом к целостности сознания, тогда как демоны и дурные силы по определению препятствуют достижению более высоких уровней осознавания. Мандала - это космограмма, внешняя часть которой представляет собой непроницаемую преграду для негативных демонических воздействий. Можно визуализировать себя защищенным границами этой священной конструкции. Или же можно отождествляться с гневным божеством (ийдамом), и испускать из различных чакр лучи света, которые превращаются в тантрическое ритуальное оружие, формирующее круг (иногда километрового диаметра), защищающий от разрушительных негативных энергий, препятствующих единению с сознанием мудрости. Эта практика также подразумевает уверенность в том, что ничто не может повредить тебе,.а также представление себя в виде Будда-аспекта. Практика созерцания гневных божеств, таких как Махакала, Ваджракилая, Ваджрапани, Хайягрива, Гаруда, Калачакра и т.п. Уничтожает демонов. Психологическая значимость таких созерцательных визуализаций была описана Гербертом Гюнтером: «Все то, что появляется из глубины психической жизни человека и не было и не может быть ясно понято и что не только беспокоит, но также порой властвует над ним, было четко обозначено словом «демоны». Когда демоны не просто фигура речи, они есть живое выражение активной вовлеченности человека в реальность, какой она переживается в ужасе или экстазе. Чувства, которые мы ощущаем, указывают на нечто скрытое, непостижимое и демоническое, что неизменно поражает нас. Если поддаться этому без понимания, то это приведет к потере целостности. Особенно это случается, когда демоны абсолютизируются, как в суевериях и эстетизме, когда человек отдается своим страстям и переживаниям. Вот почему чрезвычайно важно разрушить наклонности, лишающие личность целостности. Но сделать это - означает распознать, чем они являются на самом деле. Это распознавание будет и пищей для ума, и прекращением всего, что вызывает в человеке неудовлетворенность, препятствущую ему найти себя. Гневный йидам Махакала, Черный Властелин Трансцедентального Осознавания, держит в руках пылающий кинжал, которым отсекает нити жизни этих демонов, и череп, до краев наполненный их мозгом, который он вливает себе в рот»30. Большинство сумасшедших не обладают достаточным присутствием духа, чтобы применять религиозное лекарство духовных практик самостоятельно, поэтому ламы могут делать это за них. Это является обычной процедурой. Невротикам и больным, которые не полностью лишены своих способностей, настоятельно рекомендуется выполнять как можно больше религиозных практик для самолечения. Чтение мантр особенно благотворно для отпугивания демонов безумия, но обычно проводится после принятия специальных психиатрических лекарственных составов. Также настоятельно рекомендуется сосредоточение на сострадании, любви и равностном отношении ко всем существам.
Существуют также возможнсть умиротворения демонов. Одна из них - вежливо попросить их уйти, предложив им что-нибудь приятное. Это могут быть как реальные, так и представляемые подношения. Следует заметить, что подношения, любимые демонами более всего, - это наши собственные пороки и привязанности (которые их и создали на глубоком уровне). Если мы можем отдать это в уме, демоны удовлетворены. Все это означает, что наша привязанность к своим привычкам, омрачениям, отвращениям и желаниям и есть именно то, что привлекает этих духов. Если мы отказываемся от них, это автоматически отстраняет духов от нас. Другие дхармические методы обращения с ними включают в себя, согласно Патрул Ринпоче, веру и преданность Будде и своим учителям; применение мантр и обрядов; совершение милосердных и добродетельных действий; ношение благословленных защитных колец и заклинаний в качестве амулетов; принятие специальных лекарств, особо приготовленных с помощью мантр, прикладывание освещенных мантрами медицинских масел к специальным точкам на теле и вдыхание благословленных медицинских благовоний. Существуют специальные благовония и обряды их подношения (бсангс и гсур), разработанные для удовлетворения различных видов духов, защитников и божеств. Освященные смеси зерна и пищи (а иногда медицинских трав) сжигаются на поленницах из свежих сучьев вечнозеленых растений. Человек, совершающий обряд, визуализирует гигантские клубы дыма, спирально поднимающиеся в небо, с жертвенными богинями, сидящими верхом на радужных лучах света и совершающих подношения всему, что желанно и необходимо. Силой визуализации подношения тысячекратно умножаются. Считается, что все духи удовлетворены и рассеиваются в радужный свет, а затем в бесконечное пустое пространство Алмазного ума. Говорят, что лама Мипхам однажды написал подобный обряд подношения специально, чтобы утихомирить разразившуюся эпидемию душевных болезней в одной из частей Тибета, и успешно укротил ее с помощью этой практики.
Экзорцизм На поверку, обряд заклинания духов, применяемый тибетской Дхармой, оказывается чистейшим образцом активной духовной практики, а не каким-нибудь волшебным фокусом-покусом. Вплоть до последних десятилетий большинство сторонних наблюдателей, ученых, и даже некоторые представители других ветвей буддизма, считали Ваджраяну и тантрический буддизм Тибета чем-то вроде колдовства или жречества. Особенно обряды заклинания и противодемонические процедуры становились легкой мишенью для обвинений в идол опоклонстве и кощунстве. Но для тибетских буддистов эти обряды и техники являются тантрическими средствами для применения сил мудрости и сострадания. Негативным энергиям в магической символической форме противопоставляются осознавание и средства, находящиеся за пределами рационального. Лама-врач-заклинатель—это духовный волшебник, который понимает, что очищает демонов своего собственного ума, мощные, кажущиеся независимыми силы бессознательного, а также негативные силы во внешнем мире. Он видит демона как воплощение негативного, т.е. как неизбежное следствие сансарического невежества. Он обладает состраданием к призракам и желает им освобождения. Страха нет. Алмазная природа ума - осознавания не может быть потревожена или разрушена призраками и идеями о призраках. Само по себе заклинание не является какой-то спиритуалистической причудой, окрашенной жестокостью (как это показывают в кино). Это духовный труд, выполняемый инструментами Бодхичитты и сострадания. Как бы в пояснение этого тибетолог Джузеппе Туччи называет великого ваджрного мастера Падма-самбхаву «Il exorcisti» — освободитель, подходящий ему титул, выражающий сущность тантр. В тибетской традиции существует много видов обрядового заклинания. Ритуал заклинания (бгегс-бзлог-чог) -способ устранения демонов, злых сил и препятствий, которые либо затрудняют дхармическую практику, либо причиняют вред здоровью. Если защитные меры, такие как визуализация мандал, мантры или амулеты, не применялись для предотвращения вмешательства демонов, тогда демонов и духов следует изгонять. Первый из мирных типов заклинаний называется выкуп духа (глуд). У него есть много вариаций. Одна из них-это когда после подношений и выполнения пуджи демоны удовлетворяются и уходят прочь. Другая разновидность - это выкуп куклой (глуд-тшаб). В этом случае делается кукла, представляющая больного человека (обычно из соломы), и в нее помещают различные вещи, такие как одежда больного, рис, сахар, соль, масло и серебро. Эта кукла бросается в том направлении, откуда данный вид духа появляется. Демон довольствуется этим и уходит прочь. Еще один «мирный» метод-это обряд перекрещенных нитей (мдос). Делается мачтоподобное сооружение с цветными нитка- ми весьма и весьма привлекательного вида. (Это выглядит как мексиканский «глаз бога».) Его выставляют снаружи дома больного человека, и привлеченный им демон входит в него, тем самым принимая его в качестве выкупа. Убивающие, или грозные типы заклинаний бывают трех видов: захоронение, сжигание и выбрасывание. Все они сопровождаются визуализацией и мантрой, которые дают ламе-врачу силу для успешного совершения заклинания. Кроме того, в разрушительных заклинаниях сознание демона переносится ламой в другой мир, в котором тот сможет слышать дхарму и вступить на путь освобождения. В грозном ритуале захоронения (мнан) духов призывают и заставляют войти в какой-либо предмет, который затем хоронят. Другой гневный метод—сжигание (бcрег). Один из способов - это призвать их, а затем сжечь в руке с помощью особого приспособления. Они также могут привлекаться к священным подношениям огня, таким как топленое масло, помещенное в какой-нибудь сосуд. Духи входят в него и сгорают. Другой тип заклинания — выбрасывание (бханг). В этом случае для духов делается что-нибудь привлекательное из сухой травы. Их призывают, и они входят в это. Затем на это бросают торму (фигурная жертвенная лепешка) - тяжелую как бомбу, а затем сжигают31. Для всех этих типов заклинаний необходимы две основные вещи: понимание пустоты и сострадание к духам. Если человек или лама обладают ими, то нет реальной нужды совершать сложные обряды или заклинания. Пустота и сострадание - два абсолютных вида оружия или лекарства. Часто ламы совершают заклинания просто потому, что пациент и его семья сильно впечатляются этим и привязаны к обряду. Обряд заклинания помогает им, предоставляямодель, на которой можно видеть удаление негативности. Похожим образом можно спроецировать свои беспокойства на камень, а затем выбросить его.
Ритуал чод Существует особый вид подношения, используемый опытными практиками дхармы для умиротворения негативных сил. Он называется обрядом чод(гцод, буквально «отрезание»), или «тайной жертвой», и подразумевает развитие мудрости, сострадания и бод-хичитты путем отсечения восприятия себя, как отдельного «я». Практикующий, совершающий обряд чод, призывает всех вредоносных духов и предлагает им свое тело. Он взывает к полчищам стихийных сущностей, для того чтобы покорить их (и свой ум). Обряд настолько мощный, что практикующий, согласно Эвансу-Венцу, рискует стабильностью своей психики, (т.е. может впасть в сумасшествие) или даже жизнью. Может быть, это слегка преувеличено, но Эванс-Венц имеет в виду то, что конфронтация со всеми отрицательными силами в себе и своем мире возможна только при наличии чистоты духовных намерений, честности, мудрости и сострадания. Только так можно достичь успеха в подношении своего «я» этим сущностям, освободив тем самым их и себя. В противном случае они могут легко одолеть практикующего. Вполне очевидно, что этот тайный ритуал опирается на то, что чувство собственного «я» очень тесно связано с привязанностью к физическому телу. Визуализацией того, что тело расчленяется на маленькие кусочки, которые кипят в чаше из собственного черепа, как это делается при этой практике, разрушаются укоренившиеся привязанности и тенденции. Так что, несмотря на то что обряд чод представляется жутким, кровавым и садомазохис-тическим, он является полной противоположностью всему перечисленному. В действительности это отсечение чувственной привязанности и эгоизма. Согласно Ма-Чиг-Ла - ламе-женщине, которая была величайшим мастером и распространителем этой практики в Тибете, чод является путем освобождения, который расширяет осознавание ради блага других. И действительно, практика тайного жертвования может сделать практикующего способным приносить пользу другим. Так, известна история об одном монастыре в Тибете, где практиковался чод. Когда в этой местности разразилась эпидемия холеры, монахи этого монастыря ухаживали за больными и убирали мертвых. Поскольку они не имели привязанности к своему телу, а следовательно и страха, они могли беспрепятственно служить другим Практика уодвыполняется в медитации. Совершаются молитвы для осознания мудрости - ума чистой Дхармакайи. Решимость перед лицом линии наставников обуздать в себе омрачение вы- ражается в принесении в жертву своего собственного тела. Сначала визуализируется тело—жирное и безобразное; крюк, на который мы вывешиваем свою ненависть и похоть, а также свое «я». Затем представляют богиню мудрости в ее гневной форме, стоящую рядом с ним; она представляет собой присущую нашей природе мудрость. Она отрезает нашу голову, и бросает куски нашего тела в череп, который ставит кипятиться, как котел. Он излучает непостижимые подношения света. Лучи света становятся различными подношениями, «четырем гостям»: трем сокровищам, защитникам, живым существам и различным духам. Представляют, что увечные, голодные, нищие, больные и одинокие и т.п., приходят получить кому что нужно - глаза, конечности, пищу, богатство, утешение, заботу. Демоны получают в форме света то, что умеряет их страдания и враждебность. В конце практики, после посвящения заслуги, может следовать молитва о намерении, которое реализуется, когда практикующий достигнет просветления. «Пусть все вы (непросветленные духи и стихии) Родитесь [людьми] и станете моими первыми учениками. Поэтому пусть Несотворенная Сущность Чистого Нерожденного Ума Проявится в природе этих трех - божеств, людей и стихий. И, уходя с пути веры в реальность «я», уводящей в сторону, Пусть основы их сознания будут полностью пропитаны влагой Любви и Сострадания»32.
Заключение Все средства и техники для устранения демонов - мантры, визуализация защитных кругов, практика йидама и разного рода заклинания - по сути разные выражения двух абсолютных лекарств: сострадания и пустоты. Это две великие силы, две великие медитации, которым покоряются все болезни и все злые духи. Призраки, отрицательные мыслеформы, дурные энергии, «демоны», вредоносные духи и т.п. - это имена и формы, которые в Тибете дают тем темным силам, которые воздействуют на нас и овладевают нами так, что мы не можем больше действовать в гармонии с глубочайшими установками нашей сущности. Мы спи новимся безумны, саморазрушительны, перестаем быть самими собой. Эти силы представлены широким спектром - от чисто психологических, так сказать наших собственных демонов, до космических сил, которые нападают на нас в соответствии с более крупномасштабными законами кармы. Их численность, типы и качества описаны в детально разработанной системе классификации душевных болезней тибетской медицины. Понятия «духи» и «демоны» рождены образным, символическим языком тибетцев, это нечто такое, что они воспринимают очень живо. Разнообразие негативных сил и демонов, вызывающих много типов сумасшествия и душевных заболеваний, отражают разнообразие форм психопатологии, принятых в тибетской медицине. Это представляет богатый материал для психологического исследования и обогащает наше понимание психозов.
ГЛАВА 10. ПЕРЕВОД ТРЕХ ГЛАВ «ЧЖУД-ШИ» ПО БОЛЕЗНЯМ ДУХОВ Эти главы по психиатрии из «Чжуд-ши» представляют собой, быть может, самую древнюю и полную письменную традицию психиатрии в мире, сохраняемую непрерывными линиями передачи, насчитывающую более тысячи лет и все еще живущую в двадцатом веке. Как мы видели, эти тексты датируются, по крайней мере, VIII веком, когда «Чжуд-ши» была переведена и принесена из Индии в Тибет, где в XI веке была отредактирована. В целом «Чжуд-ши» перекликается с наиболее ранними из существующих классических работ индийской Аюрведы. В этих главах названия некоторых демонов имеют индийское происхождение. В «Чарака Самхите» можно обнаружить почти идентичные строки и рецепты, но там перечислены только семь демонов безумия в отличие от 18 духов стихий и еще двух типов демонов в главах «Чжуд-ши». В «Чарака Самхите» сказано, что безумие может быть объяснено либо нарушением, возникшим на основе особенностей конституции тела (телосложения), когда «возбужденные» жизненные силы вливаются в особые каналы, несущие «материю тонкого сознания» или (по случайности) «нашествием сверхчеловеческих сил (демонов), вызванным вносящими разлад, враждебными, злобными или нечистыми действиями относительно божеств, Брахманов, старших... душевное потрясение, вызванное страхом и радостью... чрезмерными усилиями», а также неправильным питанием33. Эти основные идеи обнаруживаются и в «Чжуд-ши» но то, что мы имеем в тибетском тексте, - наиболее развитая сложная система, имеющая живых продолжателей, которые мо гут разъяснять и практикуют ее. В сжатом виде эти главы полностью раскрывают весь диапазон тибетской психиатрии. Это и детализированные разделы этиологии и диагностики, базирующиеся на определенных признаках: характере и поведении различных видов демонов, большой группе соматических и психологических симптомов; и эффективная система лечения, нацеленная на все уровни расстройств, включающая использование трав и духовные средства. Все элементы тибетской буддийской медицины заключены в этих трех главах по психиатрии. Мы уже обсуждали их все по отдельности. Теперь мы встретимся со всеми вместе, сгруппированными в этих коренных текстах. Тексты весьма кратки. В некоторых случаях всего одного слога в тексте достаточно, чтобы указать на целое религиозное или медицинское учение. Такие места оказались бы принципиально невразумительными и непереводимыми без руководства ламы или доктора, который бы объяснял их значение. Это было сделано ламой Додраг Амчи из Буданатха в Непале; примечания, которые сопровождают перевод каждой главы, исходят прежде всего из его пояснений. Приведенные ниже три главы взяты из третьей тантры, называемой «Тантра наставлений» (Ман-нгаг-ргйюд) «Чжуд-ши». Они представляют собой средоточие тибетской медицинской психиатрической традиции и представлены в форме диалога между риши Ригпе Еше, эманацией ума Будды Медицины, и мудреца Илэ Кье, эманацией речи Будды Медицины. Перевод сделан с отпечатков клише 18 века «Цунг-цу-дзе» из коллекции Рагху Вира, опубликованных СВ. Таши Гангом, 1975, Лех, Ладакх34. Глава 77 перечисляет 18 различных «стихиальных духов» (бйюнг-по я гдон), которые вызывают внезапное безумие. Эти стихиальные духи обладают специфическими чертами и характеристиками, которые проявляются в виде психопатологии у человеческих существ, находящихся под их воздействием, или одержимыми ими. Таким образом, классификация стихиальных духов-это классификация восемнадцати видов психозов. Каждый их 18 стихиальных духов назван именем богов, сил, демонов или людей, чье поведение отражается в психопатологии пациента. В тексте имена высших богов, демонов и т.д. снабжены префиксами, с грамматическим значением притяжательного падежа и словом гдон, означающим отрицательную силу, излучающую воздействие, или демона. Так, первый стихиальный дух назван лхай гдон, что означает демоническое воздействие богов, призраков богов, богов-демонов или негативное влияние богов. Т.е. говорится, что человек одержим не богами, а отрицательной силой, которая заставляет его вести себя в манере, напоминающей богов. Вопрос о том, происходит ли негативное воздействие стихиалей из самого сознания пациента или приходит извне, в тексте не затрагивается. Несмотря на это, все они являются прототипами негативного - того, что внезапно овладевает сознанием и таким образом провоцирует безумное поведение. Ниже перечислены все 18 стихиальных духов. 1. Хла (лха). Боги. Целый класс младших богов из верхних миров сансары. Боги (дэвы) образуют одно из шести главных подразделений колеса жизни; они полны гордыни и проживают долгие, полные удовольствия жизни. Лхай гдон: демонические влияния богов. 2. Хла-мин (лха-мин). Завистливые боги (асуры). Завистливые соперники богов. Хотя и занимают высокое положение в колесе жизни, они полностью охвачены завистью к высшим богам, на которых постоянно нападают. Их тела наполовину божественные, наполовину животные. Говорится, что они живут на берегах великого океана, окружающего гору Меру, центр Вселенной, где живут боги. Состояние постоянного беспокойства, в котором они пребывают, иллюстрируется тем, что они все время вырезают из дерева гигантские сосуды, которыми вычерпывают океан, который, как они боятся, неизбежно выйдет из берегов. Лха-мин-гйи-гдон: демонические влияния завистливых богов. 3. Дри-дза. Живущие запахом (гандхарвы). Происходят из зоны запахов. Их привлекают и приятные запахи, и кучи навоза, и другие зловонные места. Дри-дзай-гдон: демонические влияния живущих запахом. 4. Лу (клу). Змеиные духи (наги). Обладают змеиными телами и с головами людей. Живут в воде и на деревьях. Божества из их среды охраняют великие сокровища Дхармы, лежащие на дне океана. Крайне сильны и опасны в состоянии гнева. Клуй гдон: демоническое влияние змеиных духов. 5. Нод-джин(гНод-сбйин). Вредоносные духи (якши). Населяют горные перевалы и им подобные места и иногда называются демонами направлений. Путешествующим советуют делать им подношения, ибо они часто приносят вред. гНод-сбйн-гйи гдон: демоническое воздействие вредоносных духов. 6. Шанг-па(Дшангс-па). Наполняющий Дух (Брахма). Брахма - верховное божество индуизма, «исполненный святости». Дшангс-пай гдон: демоническое воздействие наполняющей святости. 7. Синг-по (Сринг-по). Духи-людоеды (ракшасы). Красноглазые, красношеие безобразные духи-людоеды, которые бродят по ночам и вредят человеку. В Тибете их покорил Гуру Падмасабха-ва. Сринг-пой гдон: демоническое влияние духов-людоедов. 8. Ша-за. Плотоядные Духи. Невидимые поедатели человеческого мяса и крови. Ша-зай гдон: демоническое влияние плотоядных духов. 9. Йи-даг(Йи-дагс). Голодные духи. Один из шести основных разделов существ в колесе жизни. Перерождаются в этом мире в силу своей крайней жадности. У них огромные раздутые животы, и тонкие иссушенные глотки. Испытывают постоянное страдание из-за неутолимого голода и жажды, поскольку если и находят еду, то не могут ее поглотить. Йи-дагс-кйи гдон: демоническое влияние голодных духов. 10. Друл-бум (Грул-бум). Вампиры-упыри. Живут на кладбищах и местах сожжения трупов, пьют кровь. Грул-бум-ги гдон: демоническое влияние вампиров-упырей. 11. Джя-тем(Бйяд-стемс). Призраки дурного заклятия. Формы дурного духа, созданные людьми и направленные на принесение вреда врагу. Бйяд-стемс-кйи гдон: демоническое влияние призраков дурного заклятия. 12. Йенг-чед. Возмутители ума. Отвлекающие духи, нарушающие умственную деятельность, особенно память, порождающие невнимательность и рассеянность. Йенг-чед-кйи гдон: демоническое влияние возмутителей ума. 13. Ро-ланг (Ро-лангс). Зомби. Мертвое тело, населенное злым духом. Некоторые не гнутся в талии; обладают громадной силой. Ро-лангс-кйи гдон: демоническое влияние зомби. «Мудрец» 14. Цхун-хла (мЦхун-лха). Духи предков. Изначальные домашние боги тибетских шаманов. Духи линии предков. мТшун-лха-йи гдон: демонические влияния духов предков. 15. Ла-ма (бЛа-ма). Гуру. Духовный учитель, гуру, лама или наставник. Демон ведет себя в манере духовного учителя и любит выполнять пуджии т.п. бЛа-май гдон: демоническое воздействие в манере гуру. 16. Дранг-сонг (Дранг-сронг). Мудрец. Дранг-сронг-ги гдон: демоническое влияние мудрецов. Демон перенимает такие манеры риши, мудрецов, которые одеваются в белое и наделены великой мудростью. Живут в одиночестве и блюдут чистоту. 17. Ган-по (рГан-по). Почитаемые старейшины. Пожилого возраста, безупречно образованы и воспитаны, осанка как у стариков, предпочитают спокойные места. рГан-пой гдон: демоническое влияние почитаемых старейшин. 18.Друб-па (Груб-па). Магическая эманация. Волшебная эманация, сотворенная сиддхой, тем, кто овладел тантрическими силами, благодаря своей тантрической практике. Груб-пайгдон: демоническое влияние магической эманации (реального сиддхи). Вот восемнадцать «великих стихиалей» из числа всех стихи-альных духов. Первый и четыре последних из них, т.е. боги-демоны, гуру-(лама-)демон, демон-мудрец, демон почитаемого старейшины и демон магической эманации, образуют класс, известный как «пять высших стихий». Говорится, что эти пять подобны семенам - семенам будущего безумия и одержимости; тело есть земля, в которой они посажены. Восемнадцать великих стихиальных духов, подобны земледельцам, взращивающим эти семена и обеспечивающим их созревание. Сумасшествие и
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.100 (0.015 с.) |