Схема исследования мочи по методике «Лунный царь» использующей астрологический подход. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема исследования мочи по методике «Лунный царь» использующей астрологический подход.



 

Садаки также относятся к духам, которые вызывают сумасше­ствие. Некоторые ламы и врачи считают, что именно садак при­чиняют психологические беспокойства медитирующим, которые попадают в неприятности в состоянии глубокой медитации.26

Большое количество типов и имен «демонов» демонстрирует широкий диапазон негативных сил, признаваемых тибетской си­стемой. В ней равно сосуществуют как детализированная точка зрения относительно «темной» стороны в основном невидимых, нематериальных миров, так и широкое видение безграничных сияющих миров Будды.

Тибетская классификация духов, их специфических качеств и особенностей поведения есть исследование негативных тенден­ций в макрокосме, а также микрокосме ума индивидуума. «Приве­дения» и «злые духи» считаются не просто проекциями нездоро­вого ума. Ибо хотя они и происходят из проекций, говорится, что они реальны в относительном смысле, т.е. с ними приходится иметь дело. Согласно буддистской точке зрения, как и все появ­ляющееся и взаимозависимое, они происходят из привычек и страстей.

Следовательно, демоны могут пониматься как привычки, ко­торые становятся все сильнее и сильнее, пока не примут форму таким же путем, каким субъектно-объектное разделение собы­тии дня оказывается в наших снах. Сны нереальны, но мы пере­живаем их как реальные, когда спим. Вся сансара такая, говорят тибетцы; призраки такие же точно.

То, что классификации демонов в такой степени пересекают­ся друг с другом, демонстрирует богатство культуры, из которой они вышли, и то, как глубоко вплетены в нее эти понятия. Это взаимное наложение может оказаться для нас полезным в по­пытке понять, что тибетцы имеют в виду, говоря о демонах. У нас не может быть четкого представления об их очертаниях, формах и именах, а скорее мы можем получить впечатление об их типах и проявлениях.

Например, существуют демоны, называемые «хозяевами мес­та». Как следует из их названия, они очень привязаны к опреде­ленной территории и опасны для любого, кто в нее вторгается. Но многие другие типы демонов и злобных духов также имеют свойство гневаться, когда другие вторгаются на их территорию. Это пример одной из возможностей контакта с духом, когда возни­кает конфликт, а затем и «овладение».

В главе 77 третьей тантры описывается такой вид помеша­тельства, при котором упоминаемые в ней элементальные духи вторгаются в человеческое существо и сводят его с ума в соответ­ствии со своим собственным характером. Происходит это тогда, когда человек осквернил место духа. Также такой человек должен иметь какую-то душевную слабость, которая позволяет ему под­даться влиянию этих негативных воздействий.

Это указывает на то, что тибетская медицинская психиатрия учитывает влияние «вибраций» окружающей среды на душевное состояние индивидуума. Эманации различных мест могут ока­зывать вредные воздействия. Так, негативные влияния различ­ных мест в связи с духами, которые их населяют, были перечис­лены великим философом-святым XIV столетия Лонгченпой. Говоря о местах, которые плохи или хороши для медитации, он Упоминает, что надгробные памятники и некоторые храмовые комнаты обладают отравляющими эманациями из-за мужских проказливых духов (ргйал-гонг)., которые «заставляют чувство­вать головокружение и увеличивают количество мыслей, окра шенных ненавистью». Женские духи, сен-мо (бсен-мо) обитают в местах с затхлым воздухом, таких как пещеры, где «рождается похоть и чрезмерные чувства подавленности и приподнятости»27.

В главах «Чжуд-ши» по психиатрии говорится также, что, ос­таваясь в одиночестве в безлюдных местах или просто оставаясь в одиночестве, человек рискует подвергнуться вторжению в это время. Это демонстрирует важность восприятия вибраций окру­жающей среды и ясное понимание дурного воздействия изоля­ции. Однако это касается только тех, кто не укреплен дхармичес­кой практикой. Ибо людям, практикующим дхарму, напротив, со­ветуют оставаться в одиночестве. Серьезные йоги проводят годы в одиночестве в созерцательном уединении. Великие тантристы практикуют созерцание в местах кремации как раз потому, что сильные негативные духи, живущие там, подлежат трансформа­ции и обузданию дхармой; они добавляют силы практике тант­риста. Этот пример показывает, как дхармическая практика по­могает сопротивляться яду духов сумасшествия и преобразовы­вать этот яд в нектар осознавания.

Похожая картина в другой группе духов, называемых «духи предков». Например, среди садаков существует демон предков, о котором мы можем думать как о духе генетической наследствен­ности. Дух предков также упоминается среди элементалов гла­вы 77. Пожалуй, они слегка отличаются друг от друга тем, как и где они воздействуют, но в основном они похожи, по крайней мере, в том, как их распознают и поклоняются им в различных обществах. Можно сказать, что этот дух предков представляет собой негативные силы и душевные предубеждения, которые являются результатом обособления себя от психологического, семейного и культурного наследия - не очень искусного обо­собления. Опять-таки, для сравнения: в практике дхармы необ­ходимо отсекать привязанности и привычки, но делать это нуж­но искусным способом.

 

Злые духи и печение Дхармой

Взгляд на демонов с позиции практики Дхармы подразумевает понимание двух уровней. С точки зрения абсолютной истины их не существует. Как и вообще все сущее, они не имеют собственной природы. В действительности они пусты. А на уровне отно­сительной истины они обладают обусловленным существовани­ем. И следует защищать себя от их негативного влияния.

Ламы объясняют, что призраки появляются из понятийности, они происходят из двойственности ума. Реальны они или нереальны, зависит от воспринимающего. Если ум располагает «чистым видением» мудрости Ваджраяны, тогда они восприни­маются как чистые явления, так же как сансара и нирвана не­раздельно воспринимаются как три-кайя. Подходя к привиде­ниям и духам на уровне абсолютной истины, мы осознаем приро­ду пустоты, их и нашу, поэтому ничто не может повредить нам. Мудрость, возникающая из осознавания пустоты, есть Дхарма-кайя; ничто не может повлиять на нее.

С осознанием шуньяты всякая болезнь и негативность по­коряется или рассеивается. Этих проявлений просто не суще­ствует.

В такой мудрости нет надежды или страха, поэтому, даже если демон представляется ринувшимся вперед с пылающим кинжа­лом, а человек, чей ум осознает пустоту, остается неподвижен и непреклонен, то никакой демон не может повредить ему. Демон исчезает. Все есть изначальная чистая природа ума. Даже защит­ные меры против отрицательных духов (экзорцизм и им подоб­ное) становятся ненужными по осознании пустоты. Как гово­рится в одной тантре:

Когда постигнута природа умато понимаешь, что все:

совершение подношений и выполнение ритуалов

и все прочие виды деятельности включены в ум28.

Мы можем победить всех демонов и призраков самым выс­шим лекарством - постижением сияющей пустоты, абсолютной истины, из которой непроизвольно возникает сострадание.

На относительном уровне негативные силы и демоны пони­жаются как действительно существующие, но абсолютная исти­на - что все явления не имеют собственной природы и порожда­лся привычками собственного «я» из бесчисленных жизней, все равно подразумевается. В своих работах по буддизму и злым Духам Г.В. Гюнтер писал:

«Религия превратила с помощью символов помогающие силы J и энергии в богов, а дурные силы в демонов и дьявола, которые для философии не что иное, как смешение внешней видимости и запутывающих упрощений. Буддизм, похоже, больше склоняется к философской стороне: он отвергает слепую веру в богов и демонов, но по мере развития ему также пришлась не по нраву и «интеллек­туальная» попытка полностью убить в нас примитивное»29.

Ламы подчеркивают, что не следует пытаться ограничивать широту существования в целом и «демонов» в частности до плос­ких и линейных понятий, которые было бы легче понять. Они отказываются относиться к демонам только как к психологичес­ким явлениям, как это понимается на Западе. Это, конечно, явле­ния психологические в том буддийском смысле, что мы материа­лизуем любые элементы своего восприятия. Попытки определить демонов в терминах, приемлемых для современной психологии, говорят они, типичны для материализма современного человека. Это правда, говорят они, что демоны нереальны и не существуют с абсолютной точки зрения и что они выражаются в символичес­ких терминах, заимствованных из примитивных поверий. Но, говорят они, пока мы не осознаем пустоту, то с этими, хотя и невиди­мыми негативными энергиями, воздействующими изнутри или снаружи, придется очень даже считаться.

Даже не осознав еще полностью пустоту, человек, практику­ющий дхарму, знает, что мир является материализованной проек­цией ума, результатом двойственного понимания. Но омраченности все еще присутствуют, и человек все еще цепляется за проекции, за ощущение себя как отдельного субъекта и другого как внешнего объекта. Поэтому, хотя интеллектуально можно понимать духов как аспект ума, они все еще могут нанести вред.

Иллюстрацией этого может служить история о йоге, медитацию которого жутким образом нарушала змея, которая постоянно приходила и отвлекала его, вызывая чувство страха. Его гуру давал ему советы, но ничего не помогало. В конце концов гуру сказал ему взять палку (не нож), и начертить крест на животе змеи, что должно было поразить ее. Сделав это, йог впоследствии обнару­жил крест на собственном животе. Тогда он осознал природу ума и достиг освобождения.

Сострадание понимается как высшее лекарство и защита от духов и демонов, ибо, согласно психологии дхармы, когда мы

пытаемся отвергнуть что-либо, мы фактически становимся бо­лее уязвимы для этого. Мы достигаем осознавания этого в прак­тике созерцания и наблюдения за умом. Мы позволяем бессоз­нательному выходить на поверхность, не отвергая и не отожде­ствляя себя с этим. И оно таким образом начинает терять свою власть над нами. Как только мы понимаем природу пустоты, даже только в течение какого-то мгновения, сострадание появляется незамедлительно.

В этом случае не сражаешься с демонами, а чувствуешь радость, что имеешь возможность очистить собственную карму и желаешь, чтобы из-за испытываемых тобою трудностей другим не пришлось страдать. Ламы говорят, что одного такого положительного и альт­руистического отношения достаточно, чтобы любые препятствия или демоны исчезли сами по себе.

Помимо развития сострадания и понимания пустоты (т.е. муд­рости), на абсолютном уровне существуют другие родственные тан­трические практики, применяемые для защиты от негативных сил. Например, в Ваджраяне это мандала- мистический круг, который применяется и с этой целью. Он служит защитой от демонов, буду­чи первым шагом к целостности сознания, тогда как демоны и дурные силы по определению препятствуют достижению более вы­соких уровней осознавания.

Мандала - это космограмма, внешняя часть которой представ­ляет собой непроницаемую преграду для негативных демоничес­ких воздействий. Можно визуализировать себя защищенным гра­ницами этой священной конструкции. Или же можно отождеств­ляться с гневным божеством (ийдамом), и испускать из различ­ных чакр лучи света, которые превращаются в тантрическое риту­альное оружие, формирующее круг (иногда километрового диамет­ра), защищающий от разрушительных негативных энергий, пре­пятствующих единению с сознанием мудрости. Эта практика также подразумевает уверенность в том, что ничто не может повредить тебе,.а также представление себя в виде Будда-аспекта.

Практика созерцания гневных божеств, таких как Махакала, Ваджракилая, Ваджрапани, Хайягрива, Гаруда, Калачакра и т.п. Уничтожает демонов. Психологическая значимость таких созер­цательных визуализаций была описана Гербертом Гюнтером:

«Все то, что появляется из глубины психической жизни человека и не было и не может быть ясно понято и что не только беспокоит, но также порой властвует над ним, было четко обозна­чено словом «демоны». Когда демоны не просто фигура речи, они есть живое выражение активной вовлеченности человека в ре­альность, какой она переживается в ужасе или экстазе. Чувства, которые мы ощущаем, указывают на нечто скрытое, непостижи­мое и демоническое, что неизменно поражает нас. Если поддать­ся этому без понимания, то это приведет к потере целостности. Особенно это случается, когда демоны абсолютизируются, как в суевериях и эстетизме, когда человек отдается своим страстям и переживаниям. Вот почему чрезвычайно важно разрушить наклон­ности, лишающие личность целостности. Но сделать это - озна­чает распознать, чем они являются на самом деле. Это распозна­вание будет и пищей для ума, и прекращением всего, что вызы­вает в человеке неудовлетворенность, препятствущую ему найти себя. Гневный йидам Махакала, Черный Властелин Трансцедентального Осознавания, держит в руках пылающий кинжал, кото­рым отсекает нити жизни этих демонов, и череп, до краев напол­ненный их мозгом, который он вливает себе в рот»30.

Большинство сумасшедших не обладают достаточным при­сутствием духа, чтобы применять религиозное лекарство духов­ных практик самостоятельно, поэтому ламы могут делать это за них. Это является обычной процедурой.

Невротикам и больным, которые не полностью лишены сво­их способностей, настоятельно рекомендуется выполнять как можно больше религиозных практик для самолечения. Чтение мантр особенно благотворно для отпугивания демонов безумия, но обычно проводится после принятия специальных психиат­рических лекарственных составов. Также настоятельно рекомен­дуется сосредоточение на сострадании, любви и равностном от­ношении ко всем существам.

 

Существуют также возможнсть умиротворения демонов. Одна из них - вежливо попросить их уйти, предложив им что-нибудь приятное. Это могут быть как реальные, так и представляемые подношения. Следует заметить, что подношения, любимые де­монами более всего, - это наши собственные пороки и привя­занности (которые их и создали на глубоком уровне). Если мы можем отдать это в уме, демоны удовлетворены. Все это означает, что наша привязанность к своим привычкам, омрачениям, отвра­щениям и желаниям и есть именно то, что привлекает этих духов. Если мы отказываемся от них, это автоматически отстраня­ет духов от нас.

Другие дхармические методы обращения с ними включают в себя, согласно Патрул Ринпоче, веру и преданность Будде и своим учителям; применение мантр и обрядов; совершение милосерд­ных и добродетельных действий; ношение благословленных за­щитных колец и заклинаний в качестве амулетов; принятие спе­циальных лекарств, особо приготовленных с помощью мантр, прикладывание освещенных мантрами медицинских масел к специальным точкам на теле и вдыхание благословленных ме­дицинских благовоний.

Существуют специальные благовония и обряды их подноше­ния (бсангс и гсур), разработанные для удовлетворения различных видов духов, защитников и божеств. Освященные смеси зерна и пищи (а иногда медицинских трав) сжигаются на поленницах из свежих сучьев вечнозеленых растений. Человек, совершающий об­ряд, визуализирует гигантские клубы дыма, спирально поднимаю­щиеся в небо, с жертвенными богинями, сидящими верхом на ра­дужных лучах света и совершающих подношения всему, что желан­но и необходимо. Силой визуализации подношения тысячекратно умножаются. Считается, что все духи удовлетворены и рассеивают­ся в радужный свет, а затем в бесконечное пустое пространство Алмазного ума. Говорят, что лама Мипхам однажды написал подобный обряд подношения специально, чтобы утихомирить разразившую­ся эпидемию душевных болезней в одной из частей Тибета, и ус­пешно укротил ее с помощью этой практики.

 

Экзорцизм

На поверку, обряд заклинания духов, применяемый тибетской Дхармой, оказывается чистейшим образцом активной духовной практики, а не каким-нибудь волшебным фокусом-покусом. Вплоть до последних десятилетий большинство сторонних наблю­дателей, ученых, и даже некоторые представители других ветвей буддизма, считали Ваджраяну и тантрический буддизм Тибета чем-то вроде колдовства или жречества.

Особенно обряды заклинания и противодемонические проце­дуры становились легкой мишенью для обвинений в идол опоклонстве и кощунстве. Но для тибетских буддистов эти обряды и техники являются тантрическими средствами для применения сил мудрости и сострадания. Негативным энергиям в магической символической форме противопоставляются осознавание и сред­ства, находящиеся за пределами рационального. Лама-врач-зак­линатель—это духовный волшебник, который понимает, что очи­щает демонов своего собственного ума, мощные, кажущиеся неза­висимыми силы бессознательного, а также негативные силы во внешнем мире. Он видит демона как воплощение негативного, т.е. как неизбежное следствие сансарического невежества. Он облада­ет состраданием к призракам и желает им освобождения. Страха нет. Алмазная природа ума - осознавания не может быть потрево­жена или разрушена призраками и идеями о призраках.

Само по себе заклинание не является какой-то спиритуалис­тической причудой, окрашенной жестокостью (как это показы­вают в кино). Это духовный труд, выполняемый инструментами Бодхичитты и сострадания. Как бы в пояснение этого тибетолог Джузеппе Туччи называет великого ваджрного мастера Падма-самбхаву «Il exorcisti» — освободитель, подходящий ему титул, вы­ражающий сущность тантр.

В тибетской традиции существует много видов обрядового за­клинания. Ритуал заклинания (бгегс-бзлог-чог) -способ устране­ния демонов, злых сил и препятствий, которые либо затрудняют дхармическую практику, либо причиняют вред здоровью. Если защитные меры, такие как визуализация мандал, мантры или амулеты, не применялись для предотвращения вмешательства демонов, тогда демонов и духов следует изгонять.

Первый из мирных типов заклинаний называется выкуп ду­ха (глуд). У него есть много вариаций. Одна из них-это когда пос­ле подношений и выполнения пуджи демоны удовлетворяются и уходят прочь.

Другая разновидность - это выкуп куклой (глуд-тшаб). В этом случае делается кукла, представляющая больного человека (обыч­но из соломы), и в нее помещают различные вещи, такие как одежда больного, рис, сахар, соль, масло и серебро. Эта кукла бро­сается в том направлении, откуда данный вид духа появляется. Демон довольствуется этим и уходит прочь.

Еще один «мирный» метод-это обряд перекрещенных нитей (мдос). Делается мачтоподобное сооружение с цветными нитка-

ми весьма и весьма привлекательного вида. (Это выглядит как мексиканский «глаз бога».) Его выставляют снаружи дома боль­ного человека, и привлеченный им демон входит в него, тем са­мым принимая его в качестве выкупа.

Убивающие, или грозные типы заклинаний бывают трех ви­дов: захоронение, сжигание и выбрасывание. Все они сопровож­даются визуализацией и мантрой, которые дают ламе-врачу силу для успешного совершения заклинания. Кроме того, в разруши­тельных заклинаниях сознание демона переносится ламой в дру­гой мир, в котором тот сможет слышать дхарму и вступить на путь освобождения.

В грозном ритуале захоронения (мнан) духов призывают и заставляют войти в какой-либо предмет, который затем хоронят.

Другой гневный метод—сжигание (бcрег). Один из способов - это призвать их, а затем сжечь в руке с помощью особого приспо­собления. Они также могут привлекаться к священным подно­шениям огня, таким как топленое масло, помещенное в какой-нибудь сосуд. Духи входят в него и сгорают.

Другой тип заклинания — выбрасывание (бханг). В этом случае для духов делается что-нибудь привлекательное из сухой травы. Их призывают, и они входят в это. Затем на это бросают торму (фигур­ная жертвенная лепешка) - тяжелую как бомбу, а затем сжигают31.

Для всех этих типов заклинаний необходимы две основные вещи: понимание пустоты и сострадание к духам. Если человек или лама обладают ими, то нет реальной нужды совершать слож­ные обряды или заклинания. Пустота и сострадание - два абсо­лютных вида оружия или лекарства.

Часто ламы совершают заклинания просто потому, что паци­ент и его семья сильно впечатляются этим и привязаны к обря­ду. Обряд заклинания помогает им, предоставляямодель, на кото­рой можно видеть удаление негативности. Похожим образом можно спроецировать свои беспокойства на камень, а затем выб­росить его.

 

Ритуал чод

Существует особый вид подношения, используемый опытными практиками дхармы для умиротворения негативных сил. Он называется обрядом чод(гцод, буквально «отрезание»), или «тайной жертвой», и подразумевает развитие мудрости, сострадания и бод-хичитты путем отсечения восприятия себя, как отдельного «я».

Практикующий, совершающий обряд чод, призывает всех вре­доносных духов и предлагает им свое тело. Он взывает к полчи­щам стихийных сущностей, для того чтобы покорить их (и свой ум). Обряд настолько мощный, что практикующий, согласно Эвансу-Венцу, рискует стабильностью своей психики, (т.е. может впасть в сумасшествие) или даже жизнью. Может быть, это слегка преуве­личено, но Эванс-Венц имеет в виду то, что конфронтация со всеми отрицательными силами в себе и своем мире возможна только при наличии чистоты духовных намерений, честности, мудрости и сострадания. Только так можно достичь успеха в подношении своего «я» этим сущностям, освободив тем самым их и себя. В про­тивном случае они могут легко одолеть практикующего.

Вполне очевидно, что этот тайный ритуал опирается на то, что чувство собственного «я» очень тесно связано с привязанностью к физическому телу. Визуализацией того, что тело расчленяется на маленькие кусочки, которые кипят в чаше из собственного черепа, как это делается при этой практике, разрушаются укоре­нившиеся привязанности и тенденции. Так что, несмотря на то что обряд чод представляется жутким, кровавым и садомазохис-тическим, он является полной противоположностью всему пере­численному. В действительности это отсечение чувственной при­вязанности и эгоизма.

Согласно Ма-Чиг-Ла - ламе-женщине, которая была величай­шим мастером и распространителем этой практики в Тибете, чод является путем освобождения, который расширяет осознавание ради блага других. И действительно, практика тайного жертвова­ния может сделать практикующего способным приносить пользу другим. Так, известна история об одном монастыре в Тибете, где практиковался чод. Когда в этой местности разразилась эпиде­мия холеры, монахи этого монастыря ухаживали за больными и убирали мертвых. Поскольку они не имели привязанности к своему телу, а следовательно и страха, они могли беспрепятствен­но служить другим

Практика уодвыполняется в медитации. Совершаются молит­вы для осознания мудрости - ума чистой Дхармакайи. Решимость перед лицом линии наставников обуздать в себе омрачение вы-

ражается в принесении в жертву своего собственного тела. Сна­чала визуализируется тело—жирное и безобразное; крюк, на кото­рый мы вывешиваем свою ненависть и похоть, а также свое «я». Затем представляют богиню мудрости в ее гневной форме, сто­ящую рядом с ним; она представляет собой присущую нашей при­роде мудрость. Она отрезает нашу голову, и бросает куски нашего тела в череп, который ставит кипятиться, как котел. Он излучает непостижимые подношения света.

Лучи света становятся различными подношениями, «четы­рем гостям»: трем сокровищам, защитникам, живым существам и различным духам. Представляют, что увечные, голодные, ни­щие, больные и одинокие и т.п., приходят получить кому что нужно - глаза, конечности, пищу, богатство, утешение, заботу. Демоны получают в форме света то, что умеряет их страдания и враждебность.

В конце практики, после посвящения заслуги, может следо­вать молитва о намерении, которое реализуется, когда практикую­щий достигнет просветления.

«Пусть все вы (непросветленные духи и стихии) Родитесь [людьми] и станете моими первыми учениками. Поэтому пусть Несотворенная Сущность Чистого Нерожденного Ума

Проявится в природе этих трех - божеств, людей и стихий. И, уходя с пути веры в реальность «я», уводящей в сторону, Пусть основы их сознания будут полностью пропитаны влагой Любви и Сострадания»32.

 

 

Заключение

Все средства и техники для устранения демонов - мантры, визу­ализация защитных кругов, практика йидама и разного рода зак­линания - по сути разные выражения двух абсолютных лекарств: сострадания и пустоты. Это две великие силы, две великие ме­дитации, которым покоряются все болезни и все злые духи.

Призраки, отрицательные мыслеформы, дурные энергии, «де­моны», вредоносные духи и т.п. - это имена и формы, которые в Тибете дают тем темным силам, которые воздействуют на нас и овладевают нами так, что мы не можем больше действовать в гар­монии с глубочайшими установками нашей сущности. Мы спи новимся безумны, саморазрушительны, перестаем быть самими собой.

Эти силы представлены широким спектром - от чисто психо­логических, так сказать наших собственных демонов, до косми­ческих сил, которые нападают на нас в соответствии с более круп­номасштабными законами кармы.

Их численность, типы и качества описаны в детально разрабо­танной системе классификации душевных болезней тибетской медицины.

Понятия «духи» и «демоны» рождены образным, символи­ческим языком тибетцев, это нечто такое, что они воспринимают очень живо.

Разнообразие негативных сил и демонов, вызывающих много типов сумасшествия и душевных заболеваний, отражают раз­нообразие форм психопатологии, принятых в тибетской меди­цине. Это представляет богатый материал для психологического исследования и обогащает наше понимание психозов.


 

ГЛАВА 10.

ПЕРЕВОД ТРЕХ ГЛАВ «ЧЖУД-ШИ»

ПО БОЛЕЗНЯМ ДУХОВ

Эти главы по психиатрии из «Чжуд-ши» представляют собой, быть может, самую древнюю и полную письменную тради­цию психиатрии в мире, сохраняемую непрерывными линиями передачи, насчитывающую более тысячи лет и все еще живу­щую в двадцатом веке.

Как мы видели, эти тексты датируются, по крайней мере, VIII веком, когда «Чжуд-ши» была переведена и принесена из Индии в Тибет, где в XI веке была отредактирована. В целом «Чжуд-ши» перекликается с наиболее ранними из существующих клас­сических работ индийской Аюрведы. В этих главах названия не­которых демонов имеют индийское происхождение. В «Чарака Самхите» можно обнаружить почти идентичные строки и ре­цепты, но там перечислены только семь демонов безумия в от­личие от 18 духов стихий и еще двух типов демонов в главах «Чжуд-ши».

В «Чарака Самхите» сказано, что безумие может быть объясне­но либо нарушением, возникшим на основе особенностей кон­ституции тела (телосложения), когда «возбужденные» жизненные силы вливаются в особые каналы, несущие «материю тонкого сознания» или (по случайности) «нашествием сверхчеловеческих сил (демонов), вызванным вносящими разлад, враждебными, злобными или нечистыми действиями относительно божеств, Брахманов, старших... душевное потрясение, вызванное страхом и радостью... чрезмерными усилиями», а также неправильным питанием33. Эти основные идеи обнаруживаются и в «Чжуд-ши» но то, что мы имеем в тибетском тексте, - наиболее развитая сложная система, имеющая живых продолжателей, которые мо гут разъяснять и практикуют ее.

В сжатом виде эти главы полностью раскрывают весь диапа­зон тибетской психиатрии. Это и детализированные разделы эти­ологии и диагностики, базирующиеся на определенных призна­ках: характере и поведении различных видов демонов, большой группе соматических и психологических симптомов; и эффек­тивная система лечения, нацеленная на все уровни расстройств, включающая использование трав и духовные средства.

Все элементы тибетской буддийской медицины заключены в этих трех главах по психиатрии. Мы уже обсуждали их все по отдельности. Теперь мы встретимся со всеми вместе, сгруппиро­ванными в этих коренных текстах.

Тексты весьма кратки. В некоторых случаях всего одного слога в тексте достаточно, чтобы указать на целое религиозное или медицинское учение. Такие места оказались бы принципиально невразумительными и непереводимыми без руководства ламы или доктора, который бы объяснял их значение. Это было сделано ламой Додраг Амчи из Буданатха в Непале; примечания, которые сопровождают перевод каждой главы, исходят прежде всего из его пояснений.

Приведенные ниже три главы взяты из третьей тантры, на­зываемой «Тантра наставлений» (Ман-нгаг-ргйюд) «Чжуд-ши». Они представляют собой средоточие тибетской медицинской психиатрической традиции и представлены в форме диалога меж­ду риши Ригпе Еше, эманацией ума Будды Медицины, и мудреца Илэ Кье, эманацией речи Будды Медицины.

Перевод сделан с отпечатков клише 18 века «Цунг-цу-дзе» из коллекции Рагху Вира, опубликованных СВ. Таши Гангом, 1975, Лех, Ладакх34.

Глава 77 перечисляет 18 различных «стихиальных духов» (бйюнг-по я гдон), которые вызывают внезапное безумие. Эти стихиальные духи обладают специфическими чертами и характеристика­ми, которые проявляются в виде психопатологии у человеческих существ, находящихся под их воздействием, или одержимыми ими. Таким образом, классификация стихиальных духов-это клас­сификация восемнадцати видов психозов.

Каждый их 18 стихиальных духов назван именем богов, сил, демонов или людей, чье поведение отражается в психопатоло­гии пациента. В тексте имена высших богов, демонов и т.д. снаб­жены префиксами, с грамматическим значением притяжатель­ного падежа и словом гдон, означающим отрицательную силу, излучающую воздействие, или демона.

Так, первый стихиальный дух назван лхай гдон, что означает демоническое воздействие богов, призраков богов, богов-демо­нов или негативное влияние богов. Т.е. говорится, что человек одержим не богами, а отрицательной силой, которая заставляет его вести себя в манере, напоминающей богов.

Вопрос о том, происходит ли негативное воздействие стихиалей из самого сознания пациента или приходит извне, в тексте не затрагивается. Несмотря на это, все они являются прототипа­ми негативного - того, что внезапно овладевает сознанием и таким образом провоцирует безумное поведение.

Ниже перечислены все 18 стихиальных духов.

1. Хла (лха). Боги. Целый класс младших богов из верхних миров сансары. Боги (дэвы) образуют одно из шести главных подразделе­ний колеса жизни; они полны гордыни и проживают долгие, пол­ные удовольствия жизни. Лхай гдон: демонические влияния богов.

2. Хла-мин (лха-мин). Завистливые боги (асуры). Завистли­вые соперники богов. Хотя и занимают высокое положение в колесе жизни, они полностью охвачены завистью к высшим богам, на которых постоянно нападают. Их тела наполовину боже­ственные, наполовину животные. Говорится, что они живут на берегах великого океана, окружающего гору Меру, центр Вселен­ной, где живут боги. Состояние постоянного беспокойства, в ко­тором они пребывают, иллюстрируется тем, что они все время вырезают из дерева гигантские сосуды, которыми вычерпывают океан, который, как они боятся, неизбежно выйдет из берегов. Лха-мин-гйи-гдон: демонические влияния завистливых богов.

3. Дри-дза. Живущие запахом (гандхарвы). Происходят из зоны запахов. Их привлекают и приятные запахи, и кучи наво­за, и другие зловонные места. Дри-дзай-гдон: демонические влияния живущих запахом.

4. Лу (клу). Змеиные духи (наги). Обладают змеиными телами и с головами людей. Живут в воде и на деревьях. Божества из их среды охраняют великие сокровища Дхармы, лежащие на дне океана. Крайне сильны и опасны в состоянии гнева. Клуй гдон: демоническое влияние змеиных духов.

5. Нод-джин(гНод-сбйин). Вредоносные духи (якши). Населя­ют горные перевалы и им подобные места и иногда называются де­монами направлений. Путешествующим советуют делать им подно­шения, ибо они часто приносят вред. гНод-сбйн-гйи гдон: демони­ческое воздействие вредоносных духов.

6. Шанг-па(Дшангс-па). Наполняющий Дух (Брахма). Брахма - верховное божество индуизма, «исполненный святости». Дшангс-пай гдон: демоническое воздействие наполняющей свя­тости.

7. Синг-по (Сринг-по). Духи-людоеды (ракшасы). Красногла­зые, красношеие безобразные духи-людоеды, которые бродят по ночам и вредят человеку. В Тибете их покорил Гуру Падмасабха-ва. Сринг-пой гдон: демоническое влияние духов-людоедов.

8. Ша-за. Плотоядные Духи. Невидимые поедатели челове­ческого мяса и крови. Ша-зай гдон: демоническое влияние пло­тоядных духов.

9. Йи-даг(Йи-дагс). Голодные духи. Один из шести основных разделов существ в колесе жизни. Перерождаются в этом мире в силу своей крайней жадности. У них огромные раздутые животы, и тонкие иссушенные глотки. Испытывают постоянное страда­ние из-за неутолимого голода и жажды, поскольку если и нахо­дят еду, то не могут ее поглотить. Йи-дагс-кйи гдон: демоничес­кое влияние голодных духов.

10. Друл-бум (Грул-бум). Вампиры-упыри. Живут на кладби­щах и местах сожжения трупов, пьют кровь. Грул-бум-ги гдон: демоническое влияние вампиров-упырей.

11. Джя-тем(Бйяд-стемс). Призраки дурного заклятия. Формы дурного духа, созданные людьми и направленные на принесение вреда врагу. Бйяд-стемс-кйи гдон: демоническое влияние призра­ков дурного заклятия.

12. Йенг-чед. Возмутители ума. Отвлекающие духи, нарушаю­щие умственную деятельность, особенно память, порождающие невнимательность и рассеянность. Йенг-чед-кйи гдон: демони­ческое влияние возмутителей ума.

13. Ро-ланг (Ро-лангс). Зомби. Мертвое тело, населенное злым духом. Некоторые не гнутся в талии; обладают громадной силой. Ро-лангс-кйи гдон: демоническое влияние зомби.

«Мудрец»

14. Цхун-хла (мЦхун-лха). Духи предков. Изна­чальные домашние боги тибетских шаманов. Духи линии предков. мТшун-лха-йи гдон: де­монические влияния духов предков.

15. Ла-ма (бЛа-ма). Гуру. Духовный учитель, гуру, лама или наставник. Демон ведет себя в манере духовного учителя и любит выпол­нять пуджии т.п. бЛа-май гдон: демоничес­кое воздействие в манере гуру.

16. Дранг-сонг (Дранг-сронг). Мудрец. Дранг-сронг-ги гдон: демоническое вли­яние мудрецов. Демон перенимает такие манеры риши, мудрецов, которые одеваются в белое и наделены великой мудростью. Живут в одиночестве и блюдут чистоту.

17. Ган-по (рГан-по). Почитаемые старейшины. Пожилого воз­раста, безупречно образованы и воспитаны, осанка как у стари­ков, предпочитают спокойные места. рГан-пой гдон: демоничес­кое влияние почитаемых старейшин.

18.Друб-па (Груб-па). Магическая эманация. Волшебная эма­нация, сотворенная сиддхой, тем, кто овладел тантрическими си­лами, благодаря своей тантрической практике. Груб-пайгдон: де­моническое влияние магической эманации (реального сиддхи).

Вот восемнадцать «великих стихиалей» из числа всех стихи-альных духов. Первый и четыре последних из них, т.е. боги-де­моны, гуру-(лама-)демон, демон-мудрец, демон почитаемого ста­рейшины и демон магической эманации, образуют класс, извест­ный как «пять высших стихий».

Говорится, что эти пять подобны семенам - семенам будущего безумия и одержимости; тело есть земля, в которой они посаже­ны. Восемнадцать великих стихиальных духов, подобны земле­дельцам, взращивающим эти семена и обеспечивающим их со­зревание. Сумасшествие и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.091 с.)