Приготовление лекарств и состояние ума 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приготовление лекарств и состояние ума



Лекарственные вещества почитаются за свою целительную силу. Хороший тибетский врач обращается с ними с должным уваже­нием и относится к ним, как к подношению Будде Медицины.

Ни в коем случае не следует заниматься приготовлением ле­карства без полной и совершенной преданности гуру и Будде Медицины. Не выказав преданности такого рода, невозможно получить даже наставлений по медицине. Тибетским врачам со­всем неинтересно рассказывать свои секреты или убеждать кого бы то ни было. Они заинтересованы в поддержании чистоты самайи с Буддой Медицины, ибо отсюда исходит сила врачевания.

Начиная с того момента, когда врач собирается за лекарствен­ными веществами, он отлично осознает, что состояние его ума является еще одним весьма важным фактором, влияющим на дей­ственность лекарства. Когда он собирает растения, он не только учитывает состояние почвы, солнечного света и то, как они вли­яют на преобладающий элемент каждого растения, но он также представляет себя Буддой Медицины, а вещества, которые собирает, частью медицинской мандалы. Именно его чувствительность и ясность ума, а особенно чистота его намерения помогать дру­гим, делает его способным приготовить хорошее лекарство в боль­шей или меньшей степени.

Наставления по приготовлению лекарств излагаются в меди­цинских текстах обычно в тайной форме. Многое не договарива­ется — врачу положено знать все подразумеваемое. После того как врач собрал и высушил вещества, их следует очистить. Это могут быть «тонкие» яды и действительно токсичные вещества. Затем их отмеряют согласно пропорциям, указываемым в текстах.

Пока врач очищает и отмеряет составляющие, он должен со­хранять сосредоточение. От этого его обращение с лекарствами выглядит часто очень грациозным: так простое расположение ингредиентов на тарелке или подносе превращается в построе­ние мандалы, весьма искусный обряд, требующий полной осоз­нанности. Затем ингредиенты измельчают, или перемалывают, как указывается в текстах.

Само составление и приготовление лекарства задействует духов­ное развитие врача, вкупе с его медицинскими познаниями. При­готовление любого лекарства начинается с молитвы. Ум врача дол­жен оставаться совершенно чистым, а сам он должен обращаться со всеми веществами, будь то кошачий помет или цветы лотоса, с оди­наковым почтением. В приготовлении лекарств нет места брезгли­вости. Какой бы длительной и трудоемкой ни была задача, врач дол­жен оставаться в хорошем настроении, никогда не поддаваться ску­ке или привносить какие-либо дурные мысли или эмоции в про­цесс, поскольку последние крайне разрушительны и отравляющи.

Процесс приготовления лекарства, будучи начатым, не дол­жен прерываться, вне зависимости от того, сколько дней это мо­жет занять (например, очистка ртути занимает по меньшей мере три дня). Перерыв в процессе может привести к потере лекар­ством своей силы.

С должной мудростью и искусными средствами что угодно может стать лекарством, как показывает история Атрейи и Джи­ваки. В силу того, что все вещи происходят из ума, в силу того, что все сложено из пяти элементов, в силу того, что все обладает при­родой взаимозависимого возникновения - все вещи взаимосвя­заны. Все может быть использовано для того, чтобы вернуть телу его равновесие и гармонию.

 


 

Медицинская схема передней части тела из «Иллюстрированного атласа тибетско-монгольской медицины». Здесь изображено положение «секретных» точек, используемых при лечении различных з аболеваний посредством прижигания, иглоукалывания, и т п.

Треугольник на грудной клетке изображает сердечный центр, где, как полагают, пребывает управление сознанием.

Прямо над углом треугольника, справа для смотрящего расположена точка «сумасшествия», вызываемого жизненным сосудом.

Лекарства и процедуры

Наиболее популярным методом приема лекарств является мяг­кий метод (джам-па че). Он подразумевает воскурение и вдыха­ние благовоний - методы весьма значимые в психиатрии и при нарушении ветра. Благовония составляются из большого коли­чества различных трав и ингредиентов.

Существуют также особые травяные ванны, среди которых особенно известна одна, в которой используется пять трав, добав­ляемых в воду. Тибетские врачи при водолечении предписыва­ют чудесные горячие источники, используя их различными ме­тодами. Лечебные растительные и животные масла используют­ся для массажа и натирания тела. Высоко ценятся животные ле­карственные масла (сман-мар). Чем старее масло, тем оно дей­ственнее, потому что считается, что элементы в масле со временем становятся сильнее.

Существуют также сильные методы (цуб-че) лечения. Это кро­вопускание, прокалывание (пункции), прижигание и иглоука­лывание. Иглоукалывание и прижигание делаются в небольшом количестве, и точек используется меньше, чем в китайской сис­теме. Особые травяные смеси сжигаются на основных точках, тех же, что и для иглоукалывания (используемые при душев­ных расстройствах описаны ниже в примечаниях, следующих за текстами по психиатрии).

Лекарственные составы, принимаемые внутрь (травяные, ми­неральные и проч.) образует отдельную категорию. Эти лекар­ства могут быть приготовлены в виде пилюль, отваров (танман, упаренные экстракты), порошков, сиропов, растительных и жи­вотных масел (в данном случае для приема внутрь, а не для нати­рания), зольных лекарств (таль-ман), экстрактов (кан-да) и вин.

Лекарства принимаются вместе с каким-либо веществом - сред­ством доставки лекарства по месту назначения (так называемый «конь»). Это может быть кипяченая вода, алкоголь (обычно это тибетское пиво, известное как чанг), сахар, патока или мед. Го­ворится, что действие лекарственных ингредиентов отличается соответственно доставляющему их средству.

Весьма почитаемым методом лечения в тибетской медицине является изменение образа жизни и питания, это самый мягкий вид лечения, к которому прибегают в первую очередь. Прочие категории лечения включают очистительные процедуры, такие как вызывание рвоты, которые могут быть целебны сами по себе или служить подготовкой для приема других препаратов.

Последний класс методов лечения известен как сильное, или коренное (раг-по че). Включает в себя неглубокую хирургию и прижигание и применяется в случаях крайней необходимости. Что касается общей хирургии, то она якобы применялась раньше в Тибете, но в девятом столетии после неудачной операции на сердце у матери царя была запрещена и почти полностью забро­шена.

 


 

ЧАСТЬ II.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.008 с.)