Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация духов, вызывающих душевные болезни

Поиск

Помимо перечисленых в «Чжуд-ши», в буддизме существуют мно­гочисленные системы классификации демонов и духов. Здесь мы обсуждаем только те, которые вызывают душевные заболева­ния. Но какой бы из подходов мы ни обсуждали - тантрический, медицинский, или общебуддийский - все они сходятся в следу­ющем: злые духи, призраки, демоны и негативные силы - ре­зультат омраченности сознания.

Другими словами, их происхождение - это три яда, три со­стояния ума, возникающие вместе с «я». Три яда образуют три основных класса гдон, демонов или дурных воздействий.

Эти гдон включаются в более широкий термин гек (бгегс), что буквально означает «препятствие», или «преграду». Среди 84 геков, упоминаемых в сутрах, а это есть число, согласующееся с 84 тысячами загрязнений ума, перечисленных Буддой, и 84 тысячами заболеваний, происходящих от них, существует 1080 духов, которые описываются как осознающие демоны, или злобные духи, известные как гДон. Эти 1080 геков вызывают расстройства ума. Иногда говорится, что 360 из них происходят из умственного яда неведения, 360 из умственного яда желания, И 360 из умственного яда ненависти*20.

Существует много различных систем для классификации де­монов и негативных сил, но гдон обычно разделяют на три груп­пы: 1) демонические духи, воздействующие сверху; 2) демони­ческие духи, воздействующие снизу; 3) демонические духи, воз­действующие из середины.

Демонические духи, воздействующие сверху, - это «управите­ли планетарных сил». Они не являются планетами в физичес­ком смысле, это негативные демонические воздействия. Они под­разделяются на пять категорий в соответствии с пятью элемента­ми. Эти планетарные силы — демоны, описаны в главе 80 третьей тантры «Чжуд-ши». Их вредоносное влияние вызывает эпилеп­сию, внезапные параличи и припадки.

Говорят, что они в основном атакуют мозг и нервную систему и наносят удары очень неожиданно: внезапная потеря сознания - один из таких симптомов.

Эти планетарные силы - такие же как другие гдон. Они воп­лощают собой яд омрачения и в таком виде путешествуют во вре­мени и пространстве, излучая пагубные воздействия. Если ваши пути пересекаются, вы внезапно подвергаетесь их воздействию, что выражается в виде эпилепсии, судорог, паралича и различ­ных припадках. Столкнувшись с ними лицом к лицу, вы немед­ленно теряете сознание21.

Очень трудно лечить заболевания, вызванные демонически­ми планетарными влияниями, средствами обычной медицины. Рекомендуется лечение мантрами, медитацией и ритуалами. Одно из тантрических лекарств, используемых для этих болезней, - кровь убитого человека на кончике ножа. Если им коснуться губ пациента, он очнется (можно использовать и сухую кровь).

В тибетской психиатрии известны дни, на которые, подчиня­ясь астрологическому ритму, выпадает активность этих демони­ческих сил22.

Демонические духи снизу - это негативные влияния змеи­ных духов, или нагов (кЛу-гдон). Наги живут преимущественно в океане. Их демоническое воздействие (описанное в главе 81 третьей тантры «Чжуд-ши») - причина проказы, а также множе­ства других заболеваний и нарушений.

Нас не очень удивляет то, что эпилептические расстройства классифицируются как психические заболевания, поскольку так на них смотрят и на Западе. Но включение проказы в группу пси­хических заболеваний представляется крайне странным.

 


 

 

Королева Нагов

 

Действительно, по тибетским представлениям считается, что кожные заболевания тесно связаны с психикой, поскольку внут­ренние праны, соотносимые с умом, взаимодействуют с внешни­ми пранами и внешним миром через поры кожи. Проказа осо­бенно считается первичным психическим заболеванием, резуль­татом непоправимо плохой кармы человека. Вследствие сильных, грубых, злых мыслей, слов и действий в мире появилось столько негативного, что это привело к общей дисгармонии жизненных сил. Поэтому змеиные духи, наги, получили возможность с лег­костью распространять свое пагубное воздействие на людей, что проявилось ужасным заболеванием - проказой. 81-я глава, кото­рая описывает нагов, проказу и продолжающееся вырождение человеческой расы, считается наиболее эзотерическим разделом «Чжуд-ши».

Некоторые истории в тибетской мифологии поддерживают ту точку зрения, что именно наги являются первичным источни­ком злых духов и что все духи, вызывающие серьезные душев­ные заболевания, происходят от них (это подтверждает мысль о том, что духи порождены скорее неведением, чем желанием или ненавистью). Один тибетский миф рассказывает, как даже Ваджрапани - эманация силы Будды - не справился однажды с ко­ролем нагов Вашудхари.

Вашудхари просто дохнул на Ваджрапани горячим паром и Ваджрапани почернел и обессилел. Потребовалось вмешатель­ство легендарной божественной птицы Гаруды, чтобы справить­ся с королем нагов23.

Эта история указывает на то, что могущественную силу дурной кармы нелегко обуздать. Проказа - самое жуткое выражение пси­хического нездоровья и нечистоты; мы думаем, что можем спря­таться от нашего духовного уродства, поскольку оно не проявля­ется непосредственно, но это не так. Оно пронизывает нас, по­рождая душевные и телесные заболевания.

Пример с проказой иллюстрирует основы психосоматической теории болезней тибетской медицины. В отличие от современ­ней психосоматической теории, тибетская медицина рассматри­вает не только одного индивидуума в пределах одной жизни. Ти­бетская теория видит нынешнюю ситуацию человека как продолжение и следствие предыдущих этапов существования его «психоморального континуума», т.е. как карму прошлых жизней.


 

Гаруда. Мантра Гаруды используется при лечении кожных и других болезней, связанных с «внешними влияниями». Ряд лекарств тибетской медицины носит ее имя, например, знаменитая «Гаруда-5».

Более того, говорится о взаимосвязанности всех и вся и в этой жизни, и в прежних неисчислимых зонах. Ибо накапливающая­ся кармическая сила проявляет себя в различные периоды вре­мени в виде специфических заболеваний.

Современная эпидемия рака, например, может быть объясне­на именно таким образом.

Демоны «из середины» вызывают целый ряд душевных забо­леваний от легкой депрессии до полного безумия. Считается, что весь этот класс демонов атакует сердечный центр (в котором нахо­дятся душевные силы) и таким образом приводит к потере кон­троля над умом. Считается, что эти демонические силы входят в тело через психический канал на безымянном пальце, канал, веду­щий к сердечному центру24.

Демоны из «середины» подразделяются на четыре семейства: ко­ролевские, аристократические, обыкновенные и «мясники», т.е. очень враждебные. Душевные заболевания, вызванные королевской се­мьей демонов из «середины», вылечить легче всего. Класс враждеб­ных «мясников» вызывает заболевания, наиболее трудные для излечения, и считается, что врач при работе с пациентом, поражен­ным ими, подвергается их негативному влиянию. Поэтому ему ре­комендуется использовать больше средств защиты при лечении таких пациентов.

Демоны из «середины» бывают трех типов - мужского, женс­кого и среднего. Эти типы соотносятся с тремя главными яда­ми ума, который их образует - гнев, привязанность и неведение. Их проявление отличается соответственно.

Применение соматических средств может помочь при душев­ных расстройствах, вызванных этими демонами, но самыми эф­фективными считаются мантра и медитация, а также особые «мантрапилюли» (тантрические лекарства, приготовляемые ла­мами и обладающие силой и благословением сотен тысяч мантр), а также употребление внутрь фактически написанных мантр, ко­торые скатываются в пилюли.

Тибетский врач, или лама-врач, должен знать демонологию, Для того чтобы лечить психические заболевания (отдельной спе­циальности психиатра не существует). Зная отличительные чер­ты различных демонов, он может распознать их присутствие по

поведению пациента, которое отражает характер демона. Знания астрологии также используются в диагностике, так как в раз­ные временные циклы активнее те или иные демоны.

Кроме наблюдения за поведением психического больного и исследования истории его болезни, врач может диагностировать присутствие демона по пульсу и анализу мочи.

Кроме того, присутствие демона может быть установлено по некоторым отметкам на теле. В своем комментарии к «Чжуд-ши», Мипхам Ринпоче перечисляет следующие телесные признаки различных семейств духов из «середины» (и добавляет пятое се­мейство к перечисленным выше). «Если наблюдается помутне­ние глаз, если имеются изменения в кровеносных сосудах в глаз­ных белках, если на белках есть очень маленькие черные точки или если глаза выглядят помутневшими или раздраженными - все это признаки одержимости королевским духом (ргйал-по)». Мипхам Ринпоче замечает, что эта группа чаще других ответственна за сумашествие.

Признаки других классов духов таковы: мясистые наросты на правом локте в форме тибетской буквы ра («аристократы»), наро­сты на левом локте в форме копья («жрецы»), на левом колене в форме буквы га без горизонтальной черточки («обыкновенные»), и на подошвах в форме рыбы или буквы ня (самый нижний класс, или «мясники»)25.

Существует особый тип пульса, который указывает на присут­ствие духа; он называется «призрачный пульс» (гдон-рца). Этот пульс характеризуется крайне непостоянным и аритмичным бие­нием. Например, он может отбивать: 1-2-3-стоп; затем 1-2-3-4-5-стоп, затем 1-2. Этот пульс описан в первой главе четвертой тантры.

Процесс гадания по моче весьма сложен. При этом использу­ется астрологическая схема (по всей видимости, китайского про­исхождения). Над чашкой с мочой помещается сетка из девяти квадратов (см. иллюстрацию). Она называется мебага (сме-ба-дга). Ее девять квадратов представляют собой «дома» девяти духов, называемых садак (са-бдаг), или демоны - хозяева местности.

Девять разновидностей садака соотносятся с девятью квадра­тами, как показано на рисунке26.

1. Боги (лХа)

2. Люди (ми)

3. Привидения (гДон)

4. Место кремации (дур-са)

5. Дом (кханг)

6. Поля (шинг)

7. Предки (пха-мес)

8. Сам человек (ранг)

9. Потомки (бу-тсха)

Существует особый вид пузыря, образующегося на поверхнос­ти мочи, который выглядит как рыбий глаз (он так и называет­ся); он указывает на присутствие духа. Когда он появляется на моче| и входит в один из девяти квадратов, врач узнает, какой тип духа вредит пациенту.

Эти девять демонов - «хозяев места» не упоминаются как от­дельная группа в психиатрических текстах «Чжуд-ши». Это проис­ходит потому, что группа в главе 77 -элементалы - частично заим­ствована из индийской традиции, тогда как садаки- добуддийские бонские божества Тибета, которые были привнесены в тибетский буддизм. Как бы то ни было, садаки и элементалы пересекаются как типы - духи предков, боги, духи и т.д. Более того, их объеди­няют типично демонические качества, такие как привязанность к определенным местам и ревнивое отношение к ним.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.241 (0.007 с.)