Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Тантрическая медицина

Поиск

Тантрическая медицина Тибета служит мостом между религи­озной медициной Дхармы и рациональной, или научной, ме­дицинской системой.

Тантра есть прямой священный опыт, постижение абсолют­ной истины. На относительном уровне она открывается через еди­нение полярных энергий человеческого тела, а на абсолютном - непосредственным осознаванием истинной природы Будды.

Йога буддийского тантризма опирается на понимание того, что священная вселенная находится внутри нас самих. Основная цель практики состоит в том, чтобы понять соотношения между «более грубым кармическим телом», т.е. телом человеческим, и телом абсолютной истины, «чистым экстрактом Тела Будды», ко­торое скрыто привязанностями и омрачениями. Промежуточ­ным звеном между этими двумя телами являются тонкие праны жизненной силы, психические каналы и жизненные субстанции, поддерживающие физическое существование. Посредством тан­трической практики привязанности и омрачения изгоняются, а жизненные силы, сосуды и субстанции очищаются и преобра­зуются таким образом, что открываются три неотъемлемых тела Буддовости. Гарма К.К. Чанг сказал, что тантризм - это «понима­ние единства и тождества сансары и нирваны, преобразование страстей-желаний и открытие изначально присущей Трикайи»4

 


 

Астрологическая диаграмма, основанная на Калачакра Тантре. Астрология — это составная часть медицины, и тибетские врачи должны мастерски владеть ею, чтобы правильно диагностировать и лечить. Так, различные типы болез­ней, биения пульса, проявления жизненных сил и т.д. превалируют во время определенных астрологических периодов.

Все учение буддизма, но особенно его тантрические формы, где рассматривается трехмерное построение действительности - Три сокровища, Три корня, Три кайи, - демонстрируют три неразделимых, но отчетливо выраженных уровня одной реальности: внешний, внутренний и тайный; открытый, скрытый и абсо­лютный; тройственность природы Будды.

Выражение абсолютной истины в виде тройственного тела Будды лежит в основе тантрической практики и тантрической медицины; это также модель нашего реального бытия с его тремя аспектами - умственным, тонким (жизненным) и физическим - и трех видов тибетской медицины - дхармической, тантрической и соматической, - соответственно влияющих на них.

В целом структуру тибетской медицины можно представить как переплетающиеся нелинейные взаимоотношения личности и вселенной на трех уровнях - духовном, психологическом и физи­ческом. В тантрической медицине буддизма на вселенную смотрят как на внутреннюю, присущую нам. Тантрическая медицина име­ет дело с жизненными психофизическими энергиями этой внут­ренней вселенной и использует их для преобразования и ее, и вселенной снаружи. Тонкие психофизические энергии порож­дают физическое тело, подобно тому как сами они порождают­ся бесформенными процессами ума.

Это тело из энергетических субстанций называется «тонким телом» (phra-bai-lus), довольно подходящим термином, посколь­ку он охватывает невидимые, и все-таки неотъемлемо принадле­жащие жизни силы. Тантрические практики нацелены на очи­щение составляющих тонкого тела, являясь средством осознавания тройственного тела Будды.

Тантрическая медицина есть медицина «внутреннего» уровня, который помещается между тайным уровнем медицины Дхармы, то есть непосредственным восприятием абсолютной истины, и уровнем «внешней медицины», медицины физического тела в фи­зической вселенной. Как и сама Трикайя, эти три тела медицины отличны друг от друга, но неразделимы.

Глубочайшая бескачественная, нерожденная и неумирающая чистая реальность, «таковость», называется Дхармакайя («тело мудрости», соответствующее уму Будды). Она постигается преоб­разованием обыденного сознания в высшее осознавание всеох­ватывающей пустоты. Действительность тонких проявлений, та­ких как свет и энергия, звуки, цвета и т.п., известна нам как Сам-бхогакайя («тело блаженства», соответствующее речи Будды). Именно на очищенную форму «тонкого тела» воздействуют об­суждаемые здесь тантрические процедуры. Нирманакайя («проявленное тело», тело Будды) - это физическое тело в его очищен­ном осознанном состоянии. Эти три кайи представляют собой уровни, на которых Будда-природа представлена в жизни всего живого, но при этом будучи затуманеной до неузнаваемости. По­стижение этой изначально присущей нам Будда-природы, Буддовости, - конечная цель тибетского буддизма и тибетской медици­ны. Три уровня тибетской медицины - дхармический, тантри­ческий и физический соответствуют трем кайям: абсолютной ре­альности, лучезарной ясности и беспрепятственному действию.

В самой основе тибетской медицины - в ее определении здо­ровья, - лежит тот факт, что духовная практика и лечение неотделимы друг от друга. Впрочем, для практических нужд религия и медицина образуют отдельные дисциплины. Между ними стоят методы лечения буддийского тантризма. Искусство овладения этими силами и применение их в духовной практике называет­ся тантрической йогой; по отношению к здоровью мы можем называть его тантрическим лечением.

 

Через практику тантры и осознание природы Будды (прояв­ляющейся тремя телами - кайами) возникают различные чудес­ные и сверхчеловеческие способности, которые в тантрической медицине относят к исцеляющим силам. Например, среди «вось­ми сиддхп», или сил, появляющихся в результате «мирского вы­полнения» тантрической практики, есть «овладение волшебны­ми пилюлями чудесных сил исцеления»43. «Запредельное пости­жение» - это реализация трех тел (Кайя).

Мистические, или психические силы - сиддхи, - возникают естественным образом по мере продвижения по пути не только в тантрической традиции. Будда сам описал пять «высших» видов осознавания, доступных обычным людям, хотя немногие из нас способны осознать их. Одна из них-это «чудесная сила», другие - память прошлых жизней и знание мыслей других.

При понимании тантрических процессов становится ясно, что это не просто какой-то религиозный фокус-покус, которым мы об­манываем себя и других. Тантрическая практика - это искусное управление психофизическими энергиями возможное для тех, кто через практику Дхармы, особенно созерцание, усовершенство­вал способность ума к внутреннему видению до такой степени, что может воспринимать невидимые до того грани реальности; по­добно тому как микроскоп является усовершенствованным продолжением глаза, безмерно усиливая его возможности. Видение духовно и Логически продвинувшегося практикующего называ­ют иногда «оком мудрости». Среди прочего, он может восприни­мать формы в смысле их исходной, или тонкой структуры и све­тимости - вроде ауры и цветов энергии, подобно тому, как мы видим скрытое с помощью рентгеновских лучей или ультразвука.

Тантрические процессы - равным образом и реальные и не­постижимые чудеса. Однако они, особенно в тибетском буддизме, скрыты в символах культуры духовного учения, которые мы, жи­тели научного западного мира, не готовы понять или соотнести с нашим. А потому они кажутся нам чуждыми, колдовскими су­евериями. Однако загадочный шифр и скрытый смысл символи­ческого языка тантры создавался намеренно, с тем чтобы держать недостойных и непосвященных в незнании.

К счастью, за последнее время было сделано немало для разъяс­нения действующих основ тантры и устранения покрова чуждо­сти, ее окружавшего. Это чрезвычайно сложная и детальная сис­тема представляет из себя что-то вроде мета-науки о психической и духовной реальности, а выражаясь в терминах медицины, - на­уки психического и духовного лечения.

 


Амитаюс, Цепаме, Будда Безграничной Жизни. Визуализация этого божества и повторение вслух его мантры являются духовным лекарством, которое, как полагают, собирает благословения, которые продлевают жизнь и предотвра­щают болезни и преждевременную смерть.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.143 (0.008 с.)