Учет при проектировании дорог восприятия водителями дорожных условий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет при проектировании дорог восприятия водителями дорожных условий



 

На современном этапе проектирование дороги должно вестись с учетом закономерностей системы ВАДС – «автомобиль дорога – водитель – среда».

Нормативные требования к элементам плана и профиля, полученные на основе теории взаимодействия автомобиля и дороги, обеспечивают динамическую плавность трассы, но, могут не обеспечивать зрительной ее плавности.

Правомерна тенденция перехода к все большему учету психофизиологических свойств водителя и удобств при управлении им автомобилем. Оценка водителем условий движения возникает вследствие психологического восприятия им дорожных условий и воздействия на его организм инерционных сил и толчков, передающихся через автомобиль. Причем эти воздействия, как бы не совпадают по фазе: водитель видит впереди лежащий участок, а ощущает толчки от проезжаемого участка.

Анализ ДТП показал, что если исключить аварии по вине чисто технических неполадок в автомобиле, то 99 % аварий происходит вследствие неправильных действий водителей, т.е. психофизиологические особенности водителей оказываются недостаточными для правильной оценки дорожной ситуации и точной и своевременной реакции на нее.

В основе поведения водителя лежат его зрительные ощущения (75–95 % информации он получает зрительно).

Как правило, выбранная по психофизиологическим возможностям скорость автомобиля меньше допускаемой по механической теории взаимодействия автомобиля и дороги. Водитель, оценивая видимую картину предстоящего участка дороги, не вспоминает в этот момент законов движения. Скорость движения является результатом не рациональных размышлений, а бессознательных впечатлений, то есть эмоционально-эстетического восприятия.

Влияние психофизиологических особенностей водителей при проектировании дорог учитывается в расчетных зависимостях, основанных на законах механики, введением таких параметров как продолжительность реакции водителя, допускаемая величина нарастания центробежного ускорения, коэффициент поперечной силы, обеспечивающий комфортабельность проезда и др.

Однако существующий уровень учета психофизиологических особенностей водителей на восприятие дорожных условий недостаточен. Необходимо с привлечением теории массового обслуживания оценить дорожные условия, обеспечивающие нормальные условия движения не менее чем для 85 % водителей. Для каждого водителя существует оптимальный объем информации, при котором он уверенно управляет автомобилем и своевременно реагирует на изменение дорожной обстановки. Перегрузка информацией может быть причиной ДТП, особенно когда водитель вынужден ехать в колонне автомобилей с общей скоростью более высокой, чем соответствующая его индивидуальным способностям и квалификации. Недогрузка водителя информацией приводит к необоснованному повышению скорости или к притуплению внимания и сонливости водителя. Сонливость водителей может быть объяснена с точки зрения физиологии: плавные качки автомобиля на рессорах, неподвижного состояния тела, сосредоточение взгляда на набегающей серой ленте дорожного полотна – самопроизвольно возникает заторможенное состояние у водителей.

Большинство мероприятий по ландшафтному проектированию одновременно способствует психологической безопасности. При плавно изменяющихся видимых очертаниях дороги, скорость движения практически постоянна, а психологическое напряжение у водителя поддерживается на некотором постоянном сравнительно невысоком уровне. Следует иметь в виду, что на дорогах высоких категорий, где водитель по дорожным условиям редко попадает в сложную обстановку, требующую повышенного внимания, а современный автомобиль требует малых физических усилий от водителя, особенно важно создать смену впечатлений у водителей. Немалую пользу могут принести средства технической эстетики (малые архитектурные формы, расположенные вдоль дороги и др.), а так же рассмотренные выше принципы архитектурно-ландшафтного проектирования.


Рекомендуемая литература

 

1. гост Р 52398–2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. Введ. 01.05.06; Введ. впервые. – М.: ГУП ЦПП, 2006. – 3 с.

2. СНиП 2.05.02–85 *. Автомобильные дороги / Госстрой России. – М.: ФГУП ЦПП, 2004. – 54 с.

3. гост Р 52399–2005. Геометрические элементы автомобильных дорог. Введ. 01.05.06. Введ. впервые. – М.: ГУП ЦПП, 2006. – 7 с.

4. ГОСТ 52748 – 2007. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения. Введ. 01.01.08. Введ. впервые. – М.: ГУП ЦПП, 2008. – 7 с.

5. СНиП 23–01–99. Строительная климатология и геофизика / Госстрой России. – М.: ФГУП ЦПП, 1999. – 66 с.

6. Бабков, В. Ф. и др. Проектирование автомобильных дорог. Ч. 1 и 2 / В. Ф. Бабков и др. – М.: Транспорт, 1987.

7. Проектирование виражей на автомобильных дорогах: метод. указания / СПбГАСУ; сост.: Э. Д. Бондарева, Е. Н. Баринов. – СПб., 1992.

8. Ксенодохов, В. И. Таблицы для проектирования и разбивки клотоидной трассы автомобильных дорог / В. И. Ксенодохов. – М.: Транспорт, 1967.

9. Митин, Н. А. Таблицы для подсчета объемов земляного полотна автомобильных дорог / Н. А. Митин. – М.: Транспорт, 1967.

10. Федотов, Г.А., Поспелов П.И. Изыскание и проектирование автомобильных дорог. В 2 кн. Кн.1: Учебник. – М.: Высш. шк., 2009. – 646 с.: ил.

11. Типовые материалы для проектирования. Земляное полотно автомобильных дорог общего пользования. Серия 503-0-48.78 / Союздорпроект. – М., 1997.

12. Автомобильные дороги (примеры проектирования) / Под ред. В. С. Порожнякова. – М.: Транспорт, 1983.

13. Проектирование переходных кривых: метод. указания / СПбГАСУ; сост.: Э. Д. Бондарева, Е. Н. Баринов. – СПб., 1992.

14. Попов, В. Г. разбивка виражей, уширения проезжей части, горизонтальных кривых, пересечений и примыканий: пособие для мастеров и производителей работ дорожных организаций / МАДИ (ГТУ) / В. Г. Попов. – М., 2001. – 152 с.

15. Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах. – М., 2004. – 151 с.

 


Оглавление

 

Введение 4

Раздел Первый. ПРоектирование автомобильной дороги в плане, продольном и поперечном профилях 5

1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ 5

1.1. История развития сухопутных путей сообщения 5

1.2. Роль автомобильного транспорта в транспортной системе народного хозяйства Российской Федерации 6

1.3. Главные направления научно-технического прогресса в области дорожного строительства и проектирования дорог 9

1.4. Классификация автомобильных дорог общего 12

пользования 12

1.5. Основные элементы дороги 15

2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЯ И ДОРОГИ 16

2.1. Требования, предъявляемые автомобилем к дороге 17

2.2. Основы теории движения автомобиля. Сопротивления движению. Уравнение движения автомобиля 18

2.3. Динамическая характеристика автомобиля 23

2.4. Сцепление колес автомобиля с поверхностью дороги 26

2.5. Торможение автомобиля 30

2.6. Особенности движения автопоездов 32

2.7. Обеспечение экономичности эксплуатации автомобилей 33

3. Проектирование дороги в плане 36

3.1. Рекомендации по трассированию дороги в плане 36

3.2. Назначение величин минимальных радиусов кривых в плане 38

3.3. Проектирование переходных кривых 44

3.4. Проектирование виража 52

3.5. Уширение проезжей части на кривых 57

3.6. Обеспечение видимости. Расчетные схемы видимости 60

3.7. Обеспечение видимости на кривых в плане 65

3.8. Примеры сопряжения кривых в плане 70

4. проектирование продольного профиля автомобильной дороги 74

4.1. Общая характеристика продольного профиля. Элементы продольного профиля 74

4.2. Назначение максимальных уклонов и 77

минимальных радиусов вертикальных кривых 77

4.3. Методы проложения проектной линии относительно поверхности земли 84

4.4. Методы нанесения проектной линии 86

4.5. Последовательность проектирования продольного профиля 87

4.6. Проектирование продольного профиля на ЭВМ 88

5. Проектирование системы поверхностного и подземного дорожного водоотвода 90

5.1. Назначение системы дорожного водоотвода 90

5.2. Проектирование боковых канав (кюветов, резервов) 90

5.3. Проектирование водоотводных и напорных канав 93

5.4. Проектирование испарительных бассейнов и поглощающих колодцев 97

5.5. Укрепление канав 98

5.6. Дорожные сооружения системы подземного водоотвода 100

6. Проектирование поперечного профиля автомобильной дороги 106

6.1. Назначение элементов поперечного профиля 106

6.2. Обоснование размеров элементов поперечного профиля 112

6.3. Определение пропускной способности полосы движения 113

7. Архитектурно-ландшафтное проектирование автомобильной дороги 120

7.1. Задачи архитектурно-ландшафтного проектирования 120

7.2. Обеспечение внешней гармонии трассы - вписывания в природный ландшафт 121

7.3. Обеспечение внутренней гармонии – пространственной плавности трассы 124

7.4. Обеспечение зрительной ориентации водителей (оптическое трассирование) 129

7.5. Учет при проектировании дорог восприятия водителями дорожных условий 130

Рекомендуемая литература 133


 

Учебное пособие

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.021 с.)