Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ мирового опыта при проектировании железнодорожных вокзалов.

Поиск

Содержание

 

Введение …3

1. Обоснование выбранной темы (актуальность) …8

2. Анализ мирового опыта при проектировании железнодорожных вокзалов …10

2.1. Современные мировые тенденции развития вокзальных комплексов

2.1.1. Классификация вокзалов …12

3. Архитектурно-планировочное решение …17

3.1. Генеральный план вокзалов. Привокзальные площади и перроны …17

3.2. Организация потока пассажиров и ручного багажа …24

3.3. Объемно-планировочные приемы композиции вокзалов …27

3.4. Пассажирские здания и павильоны. Основные группы помещений…35

3.5. Конструктивные решения транспортного сооружения и других элементов вокзального комплекса. Применяемые материалы …44

3.6. Инженерное обустройство вокзала …51

4. Анализ примеров существующих вокзальных комплексов …53

4.1. Вокзал Льеж-Гийемен, архитектор Сантьяго Калатрава. Бельгия 2009г.

4.2. Вокзал скоростной железной дороги Неаполь – Афрагола, архитектор Заха Хадид (проект 2003г.) … 55

4.3. Вокзал Олимпийский парк, архитектор Никита Явейн (начало строительства 2011г.) …56

4.4. Вокзал Нью-Стрит в Бирмингеме, архитектурное бюро «Форин Офис Акитектс» (начало строительства 2010г.) …58

5. Мероприятия по взрыво- и пожарной безопасности объекта …60

6. Мероприятия по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения …63

7. Описание площадки строительства …70

8. Программа проектирования …71

Заключение …75

Введение

 

В условиях непрерывного развития взаимосвязей между городом и другими населенными пунктами и регионами страны повышаются требования, предъявляемые к транспортной инфраструктуре, к взаимодействию ее элементов в транспортных узлах.

Важнейшим элементом транспортной системы города является вокзал. От рационального размещения вокзалов в структуре города во многом зависит эффективность использования различных видов транспорта, уровень транспортного обслуживания населения.

Под вокзалом понимается комплекс зданий, сооружений и устройств, необходимых для обслуживания пассажиров дальнего следования, расположенный на одной железнодорожной станции (пассажирском остановочном пункте) с единым административным подчинением. Вокзал включает:

пассажирское здание и павильоны,

пассажирские платформы с навесами или без них,

переходы через железнодорожные пути (вокзальные переходы) в одном или в разных уровнях,

малые архитектурные формы и визуальные коммуникации. Отдельный вокзал в зависимости от местных условий может иметь не все перечисленные выше составляющие его элементы.

Основное технологическое назначение вокзала - это обеспечение безопасного, быстрого и удобного обслуживания пассажиров отправления при оформлении проездных документов, а также во время ожидания поезда; посадки и высадки из вагонов; кратковременного обслуживания пассажиров прибытия, а также встречающих и провожающих. При проектировании вокзалов особое внимание должно быть уделено вопросам удобной, безопасной и быстрой пересадки пассажиром с одного вида транспорта на другой. Например, с железнодорожных поездов на внутригородские (местные) виды транспорта (автобусы, метро и др.) и в обратном направлении.

Наряду с вокзалом, комплексно рассматриваются следующие технологически связанные между собой элементы:

- привокзальная площадь (прилегающая к вокзалу территория со стороны населенного пункта) с подъездами и подходами к вокзалу, остановочными пунктами общественного и индивидуального транспорта, местами парковки, автостоянками, элементами благоустройства;

- перрон с размещаемыми на нем железнодорожными станционными (перронными) путями, платформами, переездами и переходами через железнодорожные пути, другими обустройствами;

служебно-технические и вспомогательные здания и сооружения железнодорожной станции, по возможности, объединяемые или блокируемые с пассажирскими зданиями вокзалов на основе взаимосвязанного технологического и архитектурно-композиционного решения.

При расположении вокзала в городе необходимо учитывать совокупность транспортных устройств в пунктах примыкания или пересечения соответствующих магистралей (линий, трасс) внешнего железнодорожного транспорта, а также городского транспорта, совместно выполняющих операции по транзитным, дальним, местным, пригородным и городским перевозкам пассажиров и грузов.

Планировочное решение участка и выбор принципиальной схемы вокзала должны производиться в соответствии с требованиями главы СНиП 2.07.01-89 от 01-01-1991 по планировке и застройке городов, поселков, сельских населенных пунктов и на основе схемы районной планировки и генерального плана города с целью наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках с минимальными строительными затратами и эксплуатационными издержками.

При выборе места расположения вокзалов рекомендуется руководствоваться следующими наиболее общими принципами:

Выбирать участок для сооружения вокзала рекомендуется, как правило, со стороны наиболее застроенных районов города, с обеспечением относительной равноудаленности его по отношению к основным функциональным зонам (труда, быта и отдыха) данного города и тяготеющего к нему региона. Вокзал должен быть связан удобными транспортными путями с крупными промышленными зонами, основными жилыми районами, зонами и объектами массового тяготения городского или регионального значения.

При разработке проектов вокзалов надлежит:

а) предусматривать необходимый по местным условиям состав элементов вокзала, с целью обеспечения безопасного, удобного, удовлетворяющего санитарно-гигиеническим и др. требованиям обслуживания пассажиров, включая инвалидов и другие мало-мобильные группы населения в любое время года при минимальных затратах времени на выполнение операций, связанных с отправлением или прибытием пассажиров;

б) обеспечивать четкую технологичность размещения и взаимосвязи элементов вокзала, разделение основных потоков пассажиров разных категорий и направлений, багажа на привокзальной площади, в пассажирском здании и на платформах, а также потоков разных видов транспорта;

в) учитывать природно-климатические, топографические, культурно-исторические, национальные и другие особенности района строительства;

г) предусматривать, преимущественно в теплое время года, когда потоки пассажиров, как правило, значительно увеличиваются, возможность технологического обслуживания пассажиров (и с целью экономии капитальных и эксплуатационных затрат) вне пассажирского здания на открытом воздухе, широко применяя навесы, ветрозащитные стенки, малые архитектурные формы и пр.;

д) учитывать архитектурно-композиционный характер застройки станции и привокзальной площади (прилегающей территории) другими зданиями и сооружениями. Добиваться архитектурной выразительности вокзала художественно правдивыми и экономичными средствами, отвечающими современной направленности архитектуры, большее внимание уделять вопросам технической эстетики и благоустройства;

е) предусматривать передовые методы обслуживания пассажиров и широкое, экономически оправданное использование прогрессивных средств механизации, автоматизации и компьютеризации для выполнения операции по обслуживанию пассажиров, уборке территории, помещений и платформ, транспортировке багажа и т.п.;

ж) добиваться экономичности в строительстве и эксплуатации вокзалов, используя вариантный метод проектирования для разработки оптимального функционального и архитектурно-планировочного решения вокзалов; предусматривать применение прогрессивных конструкций, строительных и отделочных материалов, технологического и инженерною оборудования, передовых методов строительства.

Вокзалы классифицируются по нескольким общим для них признакам:

а) по назначению (видам используемых транспортных средств), ведомственной принадлежности и соответствующим им основным видам пассажирских сообщений;

б) по условиям размещения на данной транспортной магистрали (линии, трассе);

в) по преобладающим категориям обслуживаемых пассажиров;

г) по пропускной способности и соответствующей ей единовременной вместимости;

д) по капитальности и степени огнестойкости.

По назначению и ведомственной принадлежности различают железнодорожные, речные, морские и автобусные вокзалы, а также аэровокзалы в аэропортах и городские аэровокзалы.

По условиям размещения на транспортной магистрали различают вокзалы конечные или тупиковые, на которых основная часть пассажиров заканчивает поездку на внешнем транспорте; узловые, расположенные в местах пересечений или примыканий линий одного или нескольких видов внешнего транспорта, в которых значительная часть пассажиров совершает пересадки, и промежуточные, расположенные между конечными и узловыми станциями.

Категории обслуживаемых пассажиров соответствуют основным видам пассажирских сообщений - международным, дальним, местным, пригородным, внутригородским и различным их сочетаниям, которые во многом предопределяют характер и последовательность проводимых операций, а, следовательно, и состав основных помещений, соотношение их площадей, последовательность размещения и принципиальную архитектурно-пространственную схему вокзала.

В зависимости от дальности поездки по железной дороге и характера обслуживания пассажиры подразделяются на следующие категории:

- пассажиры дальнего следования (прямого и местного сообщения), в т.ч. транзитные;

- пассажиры пригородного сообщения (пригородные).

К пассажирам дальнего следования относятся: пассажиры дальних и местных поездов, следующие в пределах одной или нескольких дорог, как правило, на расстояния свыше 200 км; транзитные - пассажиры дальнего следования, совершающие пересадку с поезда на поезд на данном вокзале; прямого сообщения - пассажиры дальнего следования, совершающие поездку в беспересадочных вагонах; местного сообщения - следующие на расстояние свыше 200 км, в пределах одной дороги.

К пригородным пассажирам относятся пассажиры пригородных поездов, следующих в пределах зон пригородного движения, устанавливаемых приказом Министерства путей сообщения, как правило, в пределах до 150-200 км от головной станции.

По пропускной способности и соответствующей ей единовременной вместимости в СНиП II-85-80 вокзалы классифицируются на малые, средние, большие и крупные (особо большие).

По капитальности, в соответствии с требованиями главы СНиП по классификации зданий и сооружений, и по огнестойкости, в соответствии с требованиями главы СНиП по противопожарным нормам проектирования зданий и сооружений, вокзалы следует подразделять на три класса.

К I классу по капитальности следует относить большие и крупные (особо большие) вокзалы, имеющие огнестойкость основных конструкций не ниже I степени;

ко II классу следует относить малые и средние вокзалы, имеющие огнестойкость основных конструкций не ниже II степени.

Вокзалы расчетной вместимостью 100 и менее пассажиров, а также пассажирские павильоны допускается проектировать по III классу капитальности с огнестойкостью не ниже III степени.

При наличии значительных потоков пассажиров, пересаживающихся в данном узле с одного вида магистрального, местного или пригородного транспорта на другой, а также при наличии соответствующих функционально-технологических и градостроительно-планировочных предпосылок рекомендуется устройство объединенных вокзалов: железнодорожно-автобусных, речных-автобусных, морских-автобусных, морских-железнодорожных.

Создание объединенных (комплексных, совмещенных) вокзалов значительно повышает удобства пассажиров при поездке с пересадками, дает им возможность получения в одном месте всей необходимой информации, приобретения билетов, сдачи багажа к т.п. При этом исключаются затраты времени на переезды по городу, уменьшается загрузка городского транспорта.

Объединение вокзала с другими зданиями, входящими в состав вокзального комплекса, не должно противоречить нормальным условиям организации технологического процесса эксплуатации, а также технико-экономической целесообразности.


Обоснование выбранной темы

 

Актуальность строительства нового железнодорожного вокзала отвечающего современным международным требованиям обусловлена развитием грузо- и пассажиропотоков на станции Беслан. Город представляет собой стратегически важный транспортный узел Северо-Кавказского федерального округа. Беслан расположен на ответвлении международного транспортного коридора "Север - Юг" (Ростов-на-Дону - Ставрополь/Беслан – Махачкала); а также является начальным пунктом ветки (Беслан - Владикавказ – Грузия); и ответвлением основного железнодорожного маршрута (Краснодар - Кавказская - Армавир - Минеральные Воды – Прохладная - Беслан/Червленная - Махачкала).

 

В условиях модернизации экономической системы Российской Федерации, а также глобализации мировой экономической политики, транспортная составляющая играет одну из ключевых ролей. А удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулирует расширение экономических связей республики.

Беслан – один из крупнейших городов республики с развивающейся промышленностью (население города около 37 тыс. человек) и транспортный узел республики Северная Осетия – Алания. С учетом развития межгосударственных связей вокзальный комплекс города Беслан будет сильно перегружен возросшими потоками транспорта, на которые он не был рассчитан, а также старый вокзал технически устарел (немногочисленные и узкие платформы). Актуальным является и возвращение вокзалу роли архитектурных ворот города с приспособлением его для обслуживания международных пассажиров.


Классификация вокзалов.

 

В результате анализа зарубежного опыта проектирования и строительства вокзалов выявлены следующие основные критерии их классификации: по расположению относительно центра города и железнодорожных путей, по назначению.

Входная дверь в здание


Ширина прохода

 

 

Боковые зоны доступности


Программа проектирования.

Проект для строительства пассажирского здания железнодорожного вокзала на 300 пассажиров в городе Беслан. Район проектируемого объекта характеризуется следующими климатическими характеристиками:

Климатический район площадки строительства - II B;

Абсолютная минимальная температура воздуха – минус − 28,0 °С;

Температура самого холодного месяца − минус − 3,2°С;

Температура трёх самых холодных месяцев − минус – 1,9°С;

Средняя годовая температура − 9,5°С;

Температура самого тёплого месяца − 20,4°С;

Температура трёх самых тёплых месяцев – 19,3°С;

Абсолютный максимум – 39,0°С;

Среднее годовое количество осадков – 604мм

Максимальная глубина промерзания грунтов − 1,5 м

Под проектируемое здание отводится площадка со спокойным рельефом.

Грунты основания – галечники с маломощными покровными суглинками (преимущественно 2-5 м). Сейсмичность: для объектов массового строительства 7, для ответственных и особо ответственных объектов 8 (при расположении части фундамента на глинистых грунтах соответственно принимать 8/9).

Высота этажей здания вокзала принята 3,6м.

Нормативный состав и размеры площадей помещений устанавливаются по нормам проектирования и сводятся в таблицу 2


Таблица 2.

СОСТАВ И ПЛОЩАДЬ ОСНОВНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ

Наименование Площадь, м2, при расчетной вместимости вокзалов, чел.
                     
Пассажирские помещения основного назначения
  Вестибюль, операционный (кассовый) зал _ _ _ _              
  Объединенный пассажирский зал: вестибюль, операционный (кассовый) зал, зал ожидания         _ _ _ _ _ _ _
  Зал (залы) ожидания _ _ _ _              
  Комнаты (зал) для пассажиров с детьми _         _ _ _ _ _ _
  Комнаты матери и ребенка _ _ _ _ _            
  Кассы билетно-багажные (из расчета 6 м2 на 1 кассу)         _ _ _ _ _ _ _
  Кассы билетные (из расчета 6 м2 на 1 кассу) _ _ _ _              
  Кассы багажные (из расчета 6 м2 на 1 кассу) _ _ _ _              
  Справочное бюро (из расчета 7 м3 на 1 кабину) _ _ _ _              
  Камеры хранения ручной клади                      
Помещения дополнительного обслуживания пассажиров
  Помещения для посетителей предприятий общественного питания _                    
  Буфетные стойки в пассажирских залах _ _ _ _              
  Комнаты длительного пребывания пассажиров (на узловых станциях) _ _ _ _ _            
  Медицинский пункт _ _ _ _              
  Отделение связи (почта, телеграф, телефон) _ _                  
  Киоски (из расчета 10 м2 на 1 киоск)                      
  Парикмахерские, уборные, курительные _                    
Служебные и вспомогательные помещения
  Служебные помещения                      
  Производственные, складские и вспомогательные помещения предприятий общественного питания _                    
Итого                      

 

Примечание. Состав и площадь помещений транспортной милиции, военного коменданта и других ведомств, а также бытовых помещений персонала и технических помещений в таблицу не включены.


Заключение

 

Проанализировав и проведя анализ современных железнодорожных вокзалов, можно сделать вывод, что их систематизация возможна

по двум основным критериям:

1. По объемно-планировочной структуре:

· Береговой

· Островной

· Тупиковый

· Смешанный

2. По функциональным признакам:

·Однофункциональный

· Многофункциональный

· Терминальный

Причем последние два появляются в основном в конце ХХ века. О них и пойдет дальше речь, так как они представляют собой наиболее перспективные и быстро развивающимися железнодорожные комплексы. Но железнодорожными их можно называть лишь с некоторой оговоркой: вокзальная функция становится частью большого комплекса, в котором она является основной, но не единственной в своем роде. Размещенные вблизи центра города и деловых кварталов крупные транспортно-коммуникационные узлы стали местами чрезмерной концентрации транспортных средств и людских масс, повышения плотности застройки. Примером могут служить площадь трех вокзалов и Курский вокзал в Москве, Ватерлоу и Виктории в Лондоне и т.д. В этих условиях требуется применение таких приемов, как:

· рациональное использование привокзального пространства,

· организация многоуровневого движения людских потоков и транспорта,

· устройство многоярусных автомобильных стоянок,

· использование пространства над железнодорожными путями,

· включение новых функций по обслуживанию пассажиров и городского населения в состав вокзалов,

· создание комфортных пересадочных узлов городского и железнодорожного транспорта,

· организация транспортировки багажа от поездов к местам стоянки автотранспорта и метрополитена.

Городская жизнь выдвигает свои законы: в условиях тотальной нехватки времени пассажир пытается как можно больше успеть, естественно на пути следования людских потоков стали появляться предприятия культурно - бытового обслуживания. В последнее время все большее количество вокзалов реконструируется за счет расширения площадей отведенных под предприятия культурно - бытового обслуживания, работающих не только на вокзал, но и на город. Подтверждением этому может служить реконструкция крупнейшего в Европе Лейпцигского вокзала построенного в 1915 году. Символ предвоенных амбиций германской империи будет превращен в транспортно-торговый комплекс. Размеры торгово-офисной зоны составляют 40Х220 метров в три подземных этажа.

"Вокзал" происходит от английского "Vauxhall"; так называлось место увеселений в Лондоне. Поэтому соединение с вокзалом таких "увеселительных" заведений как рестораны, кинотеатры, магазины и даже зимние сады вполне оправдывает этот смысл.

 

Содержание

 

Введение …3

1. Обоснование выбранной темы (актуальность) …8

2. Анализ мирового опыта при проектировании железнодорожных вокзалов …10

2.1. Современные мировые тенденции развития вокзальных комплексов

2.1.1. Классификация вокзалов …12

3. Архитектурно-планировочное решение …17

3.1. Генеральный план вокзалов. Привокзальные площади и перроны …17

3.2. Организация потока пассажиров и ручного багажа …24

3.3. Объемно-планировочные приемы композиции вокзалов …27

3.4. Пассажирские здания и павильоны. Основные группы помещений…35

3.5. Конструктивные решения транспортного сооружения и других элементов вокзального комплекса. Применяемые материалы …44

3.6. Инженерное обустройство вокзала …51

4. Анализ примеров существующих вокзальных комплексов …53

4.1. Вокзал Льеж-Гийемен, архитектор Сантьяго Калатрава. Бельгия 2009г.

4.2. Вокзал скоростной железной дороги Неаполь – Афрагола, архитектор Заха Хадид (проект 2003г.) … 55

4.3. Вокзал Олимпийский парк, архитектор Никита Явейн (начало строительства 2011г.) …56

4.4. Вокзал Нью-Стрит в Бирмингеме, архитектурное бюро «Форин Офис Акитектс» (начало строительства 2010г.) …58

5. Мероприятия по взрыво- и пожарной безопасности объекта …60

6. Мероприятия по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения …63

7. Описание площадки строительства …70

8. Программа проектирования …71

Заключение …75

Введение

 

В условиях непрерывного развития взаимосвязей между городом и другими населенными пунктами и регионами страны повышаются требования, предъявляемые к транспортной инфраструктуре, к взаимодействию ее элементов в транспортных узлах.

Важнейшим элементом транспортной системы города является вокзал. От рационального размещения вокзалов в структуре города во многом зависит эффективность использования различных видов транспорта, уровень транспортного обслуживания населения.

Под вокзалом понимается комплекс зданий, сооружений и устройств, необходимых для обслуживания пассажиров дальнего следования, расположенный на одной железнодорожной станции (пассажирском остановочном пункте) с единым административным подчинением. Вокзал включает:

пассажирское здание и павильоны,

пассажирские платформы с навесами или без них,

переходы через железнодорожные пути (вокзальные переходы) в одном или в разных уровнях,

малые архитектурные формы и визуальные коммуникации. Отдельный вокзал в зависимости от местных условий может иметь не все перечисленные выше составляющие его элементы.

Основное технологическое назначение вокзала - это обеспечение безопасного, быстрого и удобного обслуживания пассажиров отправления при оформлении проездных документов, а также во время ожидания поезда; посадки и высадки из вагонов; кратковременного обслуживания пассажиров прибытия, а также встречающих и провожающих. При проектировании вокзалов особое внимание должно быть уделено вопросам удобной, безопасной и быстрой пересадки пассажиром с одного вида транспорта на другой. Например, с железнодорожных поездов на внутригородские (местные) виды транспорта (автобусы, метро и др.) и в обратном направлении.

Наряду с вокзалом, комплексно рассматриваются следующие технологически связанные между собой элементы:

- привокзальная площадь (прилегающая к вокзалу территория со стороны населенного пункта) с подъездами и подходами к вокзалу, остановочными пунктами общественного и индивидуального транспорта, местами парковки, автостоянками, элементами благоустройства;

- перрон с размещаемыми на нем железнодорожными станционными (перронными) путями, платформами, переездами и переходами через железнодорожные пути, другими обустройствами;

служебно-технические и вспомогательные здания и сооружения железнодорожной станции, по возможности, объединяемые или блокируемые с пассажирскими зданиями вокзалов на основе взаимосвязанного технологического и архитектурно-композиционного решения.

При расположении вокзала в городе необходимо учитывать совокупность транспортных устройств в пунктах примыкания или пересечения соответствующих магистралей (линий, трасс) внешнего железнодорожного транспорта, а также городского транспорта, совместно выполняющих операции по транзитным, дальним, местным, пригородным и городским перевозкам пассажиров и грузов.

Планировочное решение участка и выбор принципиальной схемы вокзала должны производиться в соответствии с требованиями главы СНиП 2.07.01-89 от 01-01-1991 по планировке и застройке городов, поселков, сельских населенных пунктов и на основе схемы районной планировки и генерального плана города с целью наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках с минимальными строительными затратами и эксплуатационными издержками.

При выборе места расположения вокзалов рекомендуется руководствоваться следующими наиболее общими принципами:

Выбирать участок для сооружения вокзала рекомендуется, как правило, со стороны наиболее застроенных районов города, с обеспечением относительной равноудаленности его по отношению к основным функциональным зонам (труда, быта и отдыха) данного города и тяготеющего к нему региона. Вокзал должен быть связан удобными транспортными путями с крупными промышленными зонами, основными жилыми районами, зонами и объектами массового тяготения городского или регионального значения.

При разработке проектов вокзалов надлежит:

а) предусматривать необходимый по местным условиям состав элементов вокзала, с целью обеспечения безопасного, удобного, удовлетворяющего санитарно-гигиеническим и др. требованиям обслуживания пассажиров, включая инвалидов и другие мало-мобильные группы населения в любое время года при минимальных затратах времени на выполнение операций, связанных с отправлением или прибытием пассажиров;

б) обеспечивать четкую технологичность размещения и взаимосвязи элементов вокзала, разделение основных потоков пассажиров разных категорий и направлений, багажа на привокзальной площади, в пассажирском здании и на платформах, а также потоков разных видов транспорта;

в) учитывать природно-климатические, топографические, культурно-исторические, национальные и другие особенности района строительства;

г) предусматривать, преимущественно в теплое время года, когда потоки пассажиров, как правило, значительно увеличиваются, возможность технологического обслуживания пассажиров (и с целью экономии капитальных и эксплуатационных затрат) вне пассажирского здания на открытом воздухе, широко применяя навесы, ветрозащитные стенки, малые архитектурные формы и пр.;

д) учитывать архитектурно-композиционный характер застройки станции и привокзальной площади (прилегающей территории) другими зданиями и сооружениями. Добиваться архитектурной выразительности вокзала художественно правдивыми и экономичными средствами, отвечающими современной направленности архитектуры, большее внимание уделять вопросам технической эстетики и благоустройства;

е) предусматривать передовые методы обслуживания пассажиров и широкое, экономически оправданное использование прогрессивных средств механизации, автоматизации и компьютеризации для выполнения операции по обслуживанию пассажиров, уборке территории, помещений и платформ, транспортировке багажа и т.п.;

ж) добиваться экономичности в строительстве и эксплуатации вокзалов, используя вариантный метод проектирования для разработки оптимального функционального и архитектурно-планировочного решения вокзалов; предусматривать применение прогрессивных конструкций, строительных и отделочных материалов, технологического и инженерною оборудования, передовых методов строительства.

Вокзалы классифицируются по нескольким общим для них признакам:

а) по назначению (видам используемых транспортных средств), ведомственной принадлежности и соответствующим им основным видам пассажирских сообщений;

б) по условиям размещения на данной транспортной магистрали (линии, трассе);

в) по преобладающим категориям обслуживаемых пассажиров;

г) по пропускной способности и соответствующей ей единовременной вместимости;

д) по капитальности и степени огнестойкости.

По назначению и ведомственной принадлежности различают железнодорожные, речные, морские и автобусные вокзалы, а также аэровокзалы в аэропортах и городские аэровокзалы.

По условиям размещения на транспортной магистрали различают вокзалы конечные или тупиковые, на которых основная часть пассажиров заканчивает поездку на внешнем транспорте; узловые, расположенные в местах пересечений или примыканий линий одного или нескольких видов внешнего транспорта, в которых значительная часть пассажиров совершает пересадки, и промежуточные, расположенные между конечными и узловыми станциями.

Категории обслуживаемых пассажиров соответствуют основным видам пассажирских сообщений - международным, дальним, местным, пригородным, внутригородским и различным их сочетаниям, которые во многом предопределяют характер и последовательность проводимых операций, а, следовательно, и состав основных помещений, соотношение их площадей, последовательность размещения и принципиальную архитектурно-пространственную схему вокзала.

В зависимости от дальности поездки по железной дороге и характера обслуживания пассажиры подразделяются на следующие категории:

- пассажиры дальнего следования (прямого и местного сообщения), в т.ч. транзитные;

- пассажиры пригородного сообщения (пригородные).

К пассажирам дальнего следования относятся: пассажиры дальних и местных поездов, следующие в пределах одной или нескольких дорог, как правило, на расстояния свыше 200 км; транзитные - пассажиры дальнего следования, совершающие пересадку с поезда на поезд на данном вокзале; прямого сообщения - пассажиры дальнего следования, совершающие поездку в беспересадочных вагонах; местного сообщения - следующие на расстояние свыше 200 км, в пределах одной дороги.

К пригородным пассажирам относятся пассажиры пригородных поездов, следующих в пределах зон пригородного движения, устанавливаемых приказом Министерства путей сообщения, как правило, в пределах до 150-200 км от головной станции.

По пропускной способности и соответствующей ей единовременной вместимости в СНиП II-85-80 вокзалы классифицируются на малые, средние, большие и крупные (особо большие).

По капитальности, в соответствии с требованиями главы СНиП по классификации зданий и сооружений, и по огнестойкости, в соответствии с требованиями главы СНиП по противопожарным нормам проектирования зданий и сооружений, вокзалы следует подразделять на три класса.

К I классу по капитальности следует относить большие и крупные (особо большие) вокзалы, имеющие огнестойкость основных конструкций не ниже I степени;

ко II классу следует относить малые и средние вокзалы, имеющие огнестойкость основных конструкций не ниже II степени.

Вокзалы расчетной вместимостью 100 и менее пассажиров, а также пассажирские павильоны допускается проектировать по III классу капитальности с огнестойкостью не ниже III степени.

При наличии значительных потоков пассажиров, пересаживающихся в данном узле с одного вида магистрального, местного или пригородного транспорта на другой, а также при наличии соответствующих функционально-технологических и градостроительно-планировочных предпосылок рекомендуется устройство объединенных вокзалов: железнодорожно-автобусных, речных-автобусных, морских-автобусных, морских-железнодорожных.

Создание объединенных (комплексных, совмещенных) вокзалов значительно повышает удобства пассажиров при поездке с пересадками, дает им возможность получения в одном месте всей необходимой информации, приобретения билетов, сдачи багажа к т.п. При этом исключаются затраты времени на переезды по городу, уменьшается загрузка городского транспорта.

Объединение вокзала с другими зданиями, входящими в состав вокзального комплекса, не должно противоречить нормальным условиям организации технологического процесса эксплуатации, а также технико-экономической целесообразности.


Обоснование выбранной темы

 

Актуальность строительства нового железнодорожного вокзала отвечающего современным международным требованиям обусловлена развитием грузо- и пассажиропотоков на станции Беслан. Город представляет собой стратегически важный транспортный узел Северо-Кавказского федерального округа. Беслан расположен на ответвлении международного транспортного коридора "Север - Юг" (Ростов-на-Дону - Ставрополь/Беслан – Махачкала); а также является начальным пунктом ветки (Беслан - Владикавказ – Грузия); и ответвлением основного железнодорожного маршрута (Краснодар - Кавказская - Армавир - Минеральные Воды – Прохладная - Беслан/Червленная - Махачкала).

 

В условиях модернизации экономической системы Российской Федерации, а также глобализации мировой экономической политики, транспортная составляющая играет одну из ключевых ролей. А удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулирует расширение экономических связей республики.

Беслан – один из крупнейших городов республики с развивающейся промышленностью (население города около 37 тыс. человек) и тра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.244 (0.012 с.)