Конструктивные решения транспортного сооружения и других элементов вокзального комплекса. Применяемые материалы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструктивные решения транспортного сооружения и других элементов вокзального комплекса. Применяемые материалы.



 

Конструктивные схемы вокзалов должны соответствовать совокупности конкретных градостроительных и природных условий, содержанию основных технологических процессов и наиболее прогрессивным методам индустриального строительства.

Основные пассажирские помещения рекомендуется проектировать с минимальным количеством опор, обеспечивающих организацию беспрепятственного движения основных потоков пассажиров и допускающих изменения при эксплуатации отдельных помещений и залов с их многовариантным зонированием и трансформацией, а также достройку или надстройку здания вокзала в случае возникновения такой необходимости.

Высоту этажей зданий вокзалов (от пола до пола вышележащего этажа или условного верха чердачного покрытия) рекомендуется принимать кратной модулю:

300 мм в пределах высот до 3,6 м;

600 мм в пределах высот св. 3,6 м.

Минимальная высота помещений в вокзалах от пола до низа выступающих конструкций перекрытия или покрытия рекомендуется не менее, м:

а) для пассажирских помещений и залов, в том числе и подземных - 3,6;

б) для машинных залов систем кондиционирования воздуха в малых и средних вокзалах - 4,5;

в) для машинных залов систем кондиционирования воздуха в больших и крупных вокзалах - 6,5;

г) для остальных надземных помещений, включая технические - 2,5;

д) для вентиляционных камер приточных установок, размещенных в подвале, - 4,2.

Для строительства вокзалов применяют в основном сборные конструкции заводского изготовления. Сборные изделия, как правило, принимаются по каталогам типовых индустриальных строительных конструкций и изделий для транспортного, а также жилищного, гражданского и промышленного строительства с учетом максимальной унификации, сокращения типоразмеров и обеспечения взаимозаменяемости строительных конструкций.

В отечественной практике повсеместно используются балочно-стоечные железобетонные конструкции, например с сеткой опор 6x6, 6 х 12 и 6 X 18 м с применением сборных индустриальных изделий. При этом даже в уникальных сооружениях могут быть успешно применены типовые сборные конструкции.

Сборно-монолитные и монолитные железобетонные конструкции применяются в зависимости от совокупности местных условий, необходимости достижения высокой архитектурной выразительности здания вокзала с учетом технико-экономических обоснований. Металлические конструкции в виде металлических ферм или пространственных решеток применяют, как правило, для перекрытий с пролетами свыше. 18 м.

Местные строительные материалы (дерево, кирпич, естественный камень и пр.) рекомендуется применять для улучшения их архитектурно-художественных качеств.

Унификация и типизация строительных конструкций и деталей должны допускать возможность монтажа из них не только зданий вокзалов, но и всех других служебно-технических и подсобно-вспомогательных зданий и сооружений, входящих в состав вокзальных комплексов.

Огромным разнообразием конструктивных схем отличается современная зарубежная практика. Помимо балочно-стоечных нередко применяются рамные и вантовые системы, оболочки двоякой кривизны и другие пространственные конструкции. При этом наряду с новыми успешно используются и такие традиционные материалы, как кирпич, штукатурка, дерево и естественный камень различных фактур. В качестве покрытий иногда служат деревянные клееные балки (вокзалы в Харлоу и Ковентри, Великобритания), покрытия в виде гиперболических параболоидов (вокзал в Крю, Великобритания), тонкостенные железобетонные своды-складки пролетом до 50 м (вокзал в Роттердаме, Голландия), открытые металлические прутковые фермы.

Особенно перспективны вантовые конструкции, позволяющие предельно облегчить вес покрытий при одновременном увеличении пролетов, обойтись минимальным числом опор. В одном из конкурсных проектов железнодорожного вокзала в Софии запроектированы конструкции с крупными пролетами. К металлическим пилонам высотой по 42,5 м на стальных тросах должны быть подвешены фермы пролетом 60 м. С внешних сторон эти фермы опираются на два наружных ряда опор. Между фермами должны быть уложены предварительно-напряженные армоцементные складки-оболочки длиной по 30 м.

В ряде случаев применяемые конструкции принимаются в зависимости от характера городского окружения. Так, в проекте автобусного вокзала, расположенного на подходах к лосту им. Дж. Вашингтона в Нью-Йорке, видный итальянский инженер-архитектор Пьер Луиджи Нерви использовал большепролетные сборные треугольные железобетонные фермы, гармонирующие с очертаниями ферм пилонов моста.

Комфортабельность современных вокзалов во многом определяется используемым в них технологическим и инженерным оборудованием, вплоть до эскалаторов и движущихся тротуаров, транспортеров и подъемников для багажа, телескопических трапов, подъемно-поворотных солнцезащитных жалюзи, автоматически открывающихся дверей и т.п. В последние годы много внимания уделяется доходчивой зрительной, звуковой и световой информации пассажиров. Четкость радиооповещения достигается соответствующим оборудованием, установкой многочисленных хорошо отрегулированных динамиков и устройством подвесных потолков и экранов из звукопоглощающих плит.

Наибольший художественно-эстетический эффект может быть достигнут только при взаимоувязанном решении всех зданий, сооружений и элементов, входящих в комплекс вокзала.

На железнодорожном транспорте действуют «Нормы технологического проектирования железнодорожных вокзалов», в которых определены площади и высоты не только основных, но и всех подсобно-вспомогательных и служебно-технических помещений.

Конструктивные решения вокзалов (пассажирских зданий, павильонов, вокзальных переходов, пассажирских платформ и навесов) следует проектировать в зависимости от расчетной вместимости вокзалов, с учетом природно-климатических и других местных условий и особенностей.

При проектировании малых и средних вокзалов следует предусматривать применение преимущественно конструкций из монолитного железобетона (бетона) и местных материалов (кирпич, естественный камень, дерево - вокзалы до 100 пасс. - и др.). Проектируемые пассажирские здания могут быть как с несущими стенами, так и каркасные или с неполным каркасом.

При проектировании пассажирских зданий больших и крупных вокзалов следует применять преимущественно каркасные системы, большепролетные перекрытия и покрытия из сборно-монолитных, монолитных или сборных железобетонных (бетонных) и металлических конструкции с навесными или самонесущими наружными, стенами из различных несгораемых материалов. Проектируемые конструкции должны предусматривать возможность их сооружения современными индустриальными методами по трудосберегающей технологии.

Крупные помещения основного технологического назначения (пассажирские залы, конкорсы и т.д.) необходимо проектировать с минимальным количеством опор для обеспечения возможности беспрепятственного движения пассажиров и уборочных средств, а также изменений в характере эксплуатации в отдельных зонах этих помещений.

Характер внутренней отделки основных пассажирских помещений и залов устанавливают с учетом следующих общих требований:

а) ограждающие поверхности вестибюлей, операционных и кассовых залов, залов ожидания, торговых залов ресторанов, а также тоннельных переходов и надземных залов-конкорсов должны выполняться из высококачественных, прочных, стойких, гигиеничных и экономичных в эксплуатации материалов;

б) должна быть обеспечена хорошая обозреваемость всех помещений и устройств, в которых нуждаются пассажиры и посетители, в том числе и видимость операционных и кассовых залов с привокзальной площади и перрона из залов ожидания;

в) отделка основных пассажирских помещений и залов должна решаться со скрытым размещением инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, вентиляция, отопление, электропроводка, радио, связь и др.).

Во внутренней отделке помещении, пешеходных тоннелей, крытых мостов следует применять долговечные и гигиеничные материалы, удобные, хорошо моющиеся и экономичные в эксплуатации, эстетически выразительные.

В пассажирских залах, в зонах движения основных потоков пассажиров облицовку стен, колонн, следует проектировать из долговечных материалов природных (мрамор, гранит и др.) или искусственных (керамическая плитка и др.).

Естественные материалы - граниты, габбро, лабрадориты и др. - должны быть проверены на уровень радиационного фона.

Полы в пассажирских залах, вокзальных переходах и в других зонах движения основных потоков пассажиров необходимо проектировать долговечными, хорошо сопротивляющиеся истиранию с применением твердых природных материалов (гранит и др.) или искусственного гранита и т.п. позволяющих легко выполнять мокрую уборку помещений.

В помещениях, предназначенных для хранения и перемещения багажа, ручной клади, других грузов, а также в складских помещениях пищеблоков следует предусматривать защиту колонна проемов дверей, выступов стен от повреждения средствами уборочного и др. транспорта и механизмами.

В помещениях с мокрыми процессами (санузлов, производственные и бытовые помещения кафе, буфетов, душевые и т.п.) стены, столбы и перегородки следует проектировать из влагостойких материалов (полнотелого красного глиняного кирпича и др.), облицовывать на высоту не менее 1,8 м влагостойкими материалами. Выше облицовки стены, столбы, перегородки, а также потолки в этих помещениях должны окрашиваться влагоустойчивыми материалами, допускающими уборку с применением горячей воды и моющих средств.

В перекрытиях под помещениями с мокрыми процессами в конструкции полов необходимо предусматривать непрерывную оклеечную усиленную гидроизоляцию, с заведением ее на перегородки и стены. Размещение санузлов общего пользования над пассажирскими помещениями не допускается. Перекрытия производственно-складских помещений в предприятиях общественного питания для защиты от грызунов не должны иметь пустот (железобетонные плиты перекрытий и т.п.).

Каркас подвесных потолков и звукопоглощающей облицовки должен быть из несгораемых материалов, а заполнение - из трудносгораемых материалов. Прокладка электрических кабелей за подвесным потолком должна, как правило, проектироваться в металлических трубах. В противном случае необходимо предусматривать мероприятия по прокладке пожарной сигнализации в пространстве за подвесным потолком.

Защиту от шума следует проектировать, исходя из допускаемых уровней звукового давления и частоты звука; при необходимости - по специальному расчету.

Звукоизвещатели (репродукторы) в залах и других помещениях вокзала должны быть расставлены в соответствии с акустическими расчетами и обеспечивать четкую информативность. Следует, по возможности, широко применять «шепчущие» репродукторы.

При необходимости пассажирские помещения должны быть акустически обработаны звукопоглощающими отделочными материалами в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, условиями огне- и биостойкости в количестве и с размещением, согласно акустическим расчетам.

Стеновые ограждения основных пассажирских помещений и залов, а также помещений основного технологического назначения проектируются с учетом обеспечения возможности обзора перрона и привокзальной площади.

Конструктивные решения витражей должны обеспечивать возможность мойки стекол и очистки пространства между ними вручную или механическими устройствами.

Светопрозрачные ограждения вокзалов рекомендуется проектировать так, чтобы шум, проникший в помещение извне, не превышал установленных норм. Для повышения звукоизоляции остекленных наружных ограждений необходимо предусматривать витражи и окна с двойными раздельными переплетами, притворы которых уплотняются другими прокладками.

В проектах должна быть предусмотрена возможность скрытой проводки внутренних коммуникаций и обеспечен легкий доступ к ним путем устройства подвесных потолков, сквозных шахт и подобных устройств. При этом расстояние от низа несущей конструкции до плоскости подвесного потолка, над которым размещаются вентиляционные короба, составляет, как правило, не менее 0,8 м.

В больших и крупных вокзалах, расположенных в административных и других центрах, оправдано использование средств монументального и декоративного искусства и синтеза архитектуры, скульптуры и живописи с целью повышения художественно-эстетических и эксплуатационных качеств вокзалов, выявления их функционально-технической сущности и роли в данном городе и в единой транспортной сети страны.

Наружную отделку зданий вокзалов и других объектов, входящих в состав вокзальных комплексов, как правило, предусматривают из материалов заводского изготовления. В наружной отделке пассажирских зданий, павильонов, тоннелей, пешеходных мостов, навесов следует применять долговечные материалы, обеспечивающие экономичную эксплуатацию и обладающие высокими эстетическими и гигиеничными свойствами. Фасады рекомендуется облицовывать естественным камнем, керамическим или лицевым кирпичом под расшивку швов. Отделка наружных стен ракушечником, туфом или другими пористыми материалами не рекомендуется. Облицовка из известняка должна иметь гидрофобное водоотталкивающее покрытие.

В отдельных случаях, например, при реконструкции, допускается применение оштукатуренных фасадов. При этом необходимо применять газопаропроницаемые (дышащие) штукатурные составы и окрашивать их атмосфероустойчивыми полимерными или органо-силикатными материалами.

Наружную отделку фасадов пассажирских зданий вокзалов - памятников архитектуры необходимо проектировать в соответствии с технологией работы по реставрации фасадов.

Облицовка цоколей зданий, павильонов, выходов пешеходных тоннелей должна быть выполнена из высокопрочных, влагостойких и морозоустойчивых материалов искусственных и естественных, в т.ч. из гранита и другого естественного камня твердых пород.

Проступи лестниц на основных путях движения потоков пассажиров, следует выполнять из гранита или других естественных и искусственных материалов, прочных и хорошо сопротивляющихся истиранию. Наружные ступени следует предусматривать преимущественно из естественного камня твердых, пород с обработкой под бучарду.

В конструктивных решениях фасадов и выборе отделочных материалов следует учитывать местные традиции, особенности отделки зданий окружающей застройки, а также в зависимости от расчетных температур и назначения элементов облицовки.

Покрытия зданий вокзалов предусматривают совмещенными с кровлей и внутренними водостоками. Применение наружных водостоков допускается только для вокзалов с пропускной способностью до 100 пас/ч.

Наружную отделку вокзалов, строящихся в неблагоприятных климатических условиях и в районах Крайнего Севера, предусматривают из высокопрочных материалов, защищающих здания от влияния неблагоприятной окружающей среды (влаги, изморози, наледи), необходимо предусматривать защиту основных пассажирских и служебных помещений от господствующих ветров.

В проектах вокзалов, расположенных в южных районах (III и IV климатических районах), необходимо создавать солнцезащиту помещений путем устройства конструкций и сквозного проветривания основных пассажирских помещений.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.024 с.)