Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предельные длины участков продольного профиля в зависимости от продольного уклона

Поиск
i, ‰              
L max, м              

 

На участках с уклонами 60 ‰ и более через каждые 2–3 км предусматриваются участки для остановки в виде участков, имеющих уклоны 20 ‰ и менее или горизонтальные площадки длиной не менее 50 м.

По СНиП [2] переломы проектной при алгебраической разности уклонов более 5 ‰ (для дорог I–II категорий), 10 ‰ – для дорог остальных категорий должны быть сопряжены кривыми, расположенными в вертикальной плоскости.

При проектировании вертикальных кривых в виде отрезков круговых кривых между длиной кривой, отсчитываемой от вершины и величинами уклонов касательных (по мере удаления от вершины) зависимость не линейная. Величины уклонов нарастают с удалением от вершины быстрее расстояний.

Поэтому в настоящее время вертикальные кривые проектируют по отрезкам параболических кривых.

Наиболее простое уравнение имеет квадратная парабола

,

где R – радиус кривизны в начале координат, расположенном в вершине кривой.

Величины уклонов касательных (в точках параболы) нарастают равномерно расстоянию x и обратно пропорционально радиусу кривой

,

где x – расстояние от вершины до данной точки.

Начало координат принимают в вершине кривой (рис. 4.3).

 

Рис. 4.3. Схема к расчету отметок вертикальных кривых

 

Поскольку на автомобильных дорогах применяются отрезки кривых, ограниченные прямыми-касательными, имеющими малые продольные уклоны, горизонтальные проекции любых элементов продольного профиля считают равными длине самого элемента. Таким образом, x = l и принимая вышесказанное допущение превышения и уклоны для вертикальных кривых, вписанных по уравнению квадратичной параболы, определяются по формулам (рис. 4.3):

;

.

 

Радиусы выпуклых вертикальных кривых назначают исходя из следующих соображений: при движении по выпуклой вертикальной кривой безопасность и удобство движения уменьшаются в связи с отрицательным влиянием на управляемость автомобиля центробежной силы, направленной вертикально вверх и уменьшающей сцепной вес автомобиля. Влияние центробежной силы оказывается существенным при малых значениях радиусов выпуклых кривых. При величинах радиусов, обеспечивающих видимость, требования безопасности и удобства движения выдерживаются. Поэтому радиусы выпуклых вертикальных кривых назначаются из условия обеспечения видимости поверхности дороги или встречного автомобиля на расстоянии равном расчетному расстоянию видимости (рис. 4.4).

 

 

 

Рис. 4.4. Схема к расчету радиуса вертикальной выпуклой кривой из условия видимости

 

Для автомобиля, поднимающегося по вертикальной кривой, из подобия треугольников АСВ и АСД находим

ВС = а1,

АС = АВ = l 1,

СД = 2 Ra1 ≈ 2 R,

ВС*СД = АС2

2 a1R = l 12

откуда

.

По аналогии для автомобиля, поднимающегося по противоположной части кривой

.

Тогда

S в = l 1 + l 2 =

 

.

Откуда

.

При определении радиуса по величине Sв, равной расстоянию видимости встречного автомобиля принимают а1 = а2 = 1,2 и тогда

.

При определении радиуса по величине Sп, равной расстоянию видимости поверхности дороги принимает а2 = 0 и тогда

.

 

В ночное время условия движения по вертикальным выпуклым кривым ухудшаются. На выпуклых кривых свет фар направлен выше поверхности дороги (рис. 4.5, а). Однако при радиусах выпуклых кривых, рекомендуемым СНиП [2] видимость в ночное время обеспечена.

 

а) б)

 

Рис. 4.5. Схемы видимости на вертикальных кривых при свете фар:

а – видимость дороги ночью на выпуклых вертикальных кривых;

б – видимость дороги ночью на вогнутых вертикальных кривых

 

Везде, где возможно, рекомендуются радиусы выпуклых кривых применять не менее 70000 м из расчета обеспечения видимости встречного автомобиля при обгоне на расстоянии 800 м. На вогнутых вертикальных кривых при малых величинах радиусов свет от фар упирается в всходящую ветвь кривой (рис. 4.5, б).

Радиусы вогнутых вертикальных кривых назначаются из условия допустимой перегрузки рессор, возникающей от дополнительного действия центробежной силы, направленной от центра кривой по радиусу (рис. 4.6).

 

 

Рис. 4.6. Схема к определению радиуса вертикальной вогнутой кривой из условия допускаемой перегрузки рессор

 

Поскольку центробежное ускорение

.

Величину максимально допустимого центробежного ускорения принимают а = 0,5 – 0,7 м/с2. В этом случае

 

С < к G,

 

где к = 0,05 – 0,1, то есть перегрузка рессор допускается не более 5 – 10 %.

При а = 0,5 м/с2 и V в км/ч

.

 

В ночное время при движении по вогнутым кривым возникает затруднение с видимостью (рис. 4.7).

 

 

Рис. 4.7. Видимость поверхности покрытия в свете фар в ночное время

 

Свет фар в вертикальной плоскости распространяется под углом 2α = 20, где 2α – угол рассеяния света фар.

Обычно, h ф = 0,7 м, α = 10, sin α = 0,0175.

Из геометрических соображений:

СВ = Sп sinα + h ф,

AC = ,

CД = 2 R – (Sп sinα + h ф) ≈ 2 R,

 

(Sп sinα + h ф)2 R = ,

.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.009 с.)