ТОП 10:

Особо охраняемые природные территории. Правительство Российской Федерации. Постановление от 13 сентября 1994 года № 1050. г.Москва.



О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года.

В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г. правительство Российской Федерации постановляет:

 

1.Поручить Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации выполнение обязательств, связанных с реализацией Российской Стороной Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.

2. Утвердить прилагаемый Список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.

3. Органам исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации:

а) определить границы указанных в прилагаемом к настоящему постановлению Списке водно-болотных угодий;

б) разработать по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвердить положения о расположенных на их территориях водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, определив в этих положениях порядок природопользования и охраны указанных водно-болотных угодий.

 

Председатель Правительства Российской Федерации В Черномырдин

 

х х х х х х х х х х

 

Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 года № 1050

 

Список

Находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц

 

25. Южное побережье Финского залива Балтийского моря в пределах государственного заказника «Кургальский полуостров» (Ленинградская область).

26. Полуостров Кургальский Финского залива Балтийского моря в пределах государственного заказника «Кургальский полуостров» (Ленинградская область).

27. Посёлок Лебяжье (Ленинградская область).

 

Дорогами минувших войн к миру К столетию Русско-японской войны

Александра Бобылёва. Самая современная приморская крепость России.

Введение

В феврале 2004 года исполнилось 100 лет с начала Русско-японской войны.

Япония начала военные действия 26 января (8 февраля по новому стилю), за два дня до официального объявления войны России. В ночь на 27 января была внезапно атакована русская эскадра, стоявшая на рейде Порт-Артура, а в 11час 45 мин. следующего дня при Чемульпо прогремели первые выстрелы боя легендарных «Варяга» и «Корейца» с четырнадцатью японскими кораблями. Этот неравный бой, а также героическая оборона Порт-Артура стали самыми яркими событиями несчастливой в целом для России войны.

Что показал опыт осады Порт-Артура? Во-первых, морская крепость должна иметь такие размеры, чтобы артиллерия противника не могла вести ее сквозной обстрел. Русские корабли в гавани Порт-Артура расстреливались японцами на выбор, а в крепости обстреливался почти каждый квадратный метр ее территории.

Во-вторых, все казематированные постройки должны быть надежно защищены от попадания снарядов самого крупного калибра. Японцы применили артиллерию с 28-сантиметровыми снарядами, оснащенными новейшими бризантными зарядами. При строительстве крепости не предусмотрели такого увеличения калибра, в результате чего оборонительные сооружения Порт-Артура не выдерживали обстрела крупными снарядами и разрушались.

В-третьих, казематированные помещения должны иметь хорошую вентиляцию и надежное водоснабжение.

Печальный опыт поражения в Русско-японской войне заставил военное руководство Российской империи иначе взглянуть на систему обороны Санкт-Петербурга.

В 1907 году было принято решение усилить приморскую оборону Кронштадтской крепости, вынеся две новые крепости на 60 километров западнее Петербурга до мыса Инониеми на северном берегу Финского залива, а на южном берегу – до деревни Красная Горка. Здесь намечалось установить батареи с дальнобойными орудиями новой конструкции. Каждая группа батарей могла самостоятельно вести борьбу с вражескими кораблями, не допуская их на дистанцию обстрела Кронштадта.

До настоящего времени форты Красная Горка и Серая Лошадь почти полностью сохранились в бетонном исполнении. Деревянные постройки на территории фортов, к сожалению, не сохранились. Часть бетонных казематов была уничтожена во время случайного взрыва 19 августа 1918 года и мятежа 1919 года.

После распада СССР у России, как у морской державы, осталось только две береговых крепости: форты Красная Горка (Алексеевский) и Серая Лошадь. Как поступить с таким наследием? Этому вопросу и будет посвящена моя работа.

Методика исследования

 

Сейчас в поселке Лебяжье проживает Юрий Андреевич Скориков - автор двух известных монографий о крепостях: «Севастопольская крепость», изданная в 1997 году, и «Кронштадтская крепость», изданная в 1988 году. Эти исследования были первыми в 20 веке, подробно рассказывающими о русских крепостях на Черном и Балтийском морях.

После изучения монографии «Кронштадтская крепость» авторов А.А.Раздолгина и Ю.А. Скорикова, нескольких популярных книг и статей в местной прессе я была вынуждена прийти к выводу о том, что современное состояние форта Красная Горка не изучено, тогда как в настоящее время продолжается интенсивное разграбление и уничтожение крепости.

В течение двух последних лет я исследовала состояние подземных оборонительных сооружений, сухопутной обороны (Горжа), а затем приступила со своими товарищами по лоцманскому классу к изучению ранее взорванных, а ныне доступных по расщелинам подземных казематов. Исследование продолжается.

Результаты исследования

 

В 1907 году военная комиссия вынесла заключение о целесообразности размещения на Красной Горке мощного артиллерийского форта. В 1909 году в районе Красной Горки было начато строительство берегового форта.

Земля под проводимую железную дорогу и на сооружаемый форт была отчуждена от частных лиц за денежную компенсацию. Крестьянская община Новой Красной Горки получила 8877 рублей, Старой – 9669 рублей, а крестьянин Соломон Иоссу, на перенос двора, оказавшегося на линии дороги, получил 325 рублей. Красная Горка, принадлежавшая в то время герцогу Мекленбург-Стрелицкому, была у него выкуплена. За участок под лесом под строящийся форт казна уплатила ему 240 тысяч рублей и за железную дорогу по 1 рублю за квадратную сажень – 309 тысяч 705 рублей.

Весной 1909 года стали прокладывать к Красной Горке от Ораниенбаума железную дорогу, получившую название Ижорской. В том же году начались ускоренные работы по строительству самого форта.

Около 7 тысяч солдат, матросов и наемных рабочих прокопали на вершине Красной Горки - параллельно берегу залива – глубокий и широкий карьер длиной более километра. Его стены и перекрытия забетонировали, создав внутри подземные казематы, артиллерийские погреба и жилые помещения. На толстой крыше укрепления установили укрытые вращающимися броневыми башнями крупнокалиберные орудия. Они могли посылать тяжелые снаряды диаметром 305 мм на расстояние до сорока километров. Красногорский форт (изначально Алексеевский) перекрыл водные подступы к Петербургу. Все это сооружение чем-то напоминало огромный опущенный в землю бронепоезд. Его гарнизон насчитывал свыше тысячи человек.

В 1912 году форты Алексеевский вместе с Николаевским были включены в общую систему артиллерийской обороны Кронштадтской крепости, став главными среди двух десятков других фортов.

Вскоре приступили к строительству соседнего, менее мощного форта – Серая Лошадь, законченного в 1914 году.

В годы Первой мировой войны форт Алексеевский практически не участвовал в боевых действиях: германский флот так и не рискнул пройти заминированную «горловину» для входа в Финский залив, которая к тому же кинжально простреливалась огнем двух фортов. Однако в более поздних событиях он принял непосредственное участие.

Первое боевое крещение форта Алексеевский, уже переименованного в Краснофлотский, прошло 27 октября 1919 года в ходе интервенции Антанты. По воспоминаниям очевидцев, английская эскадра подвела для подавления форта специальный новейший монитор «Эребус» с двумя 381-мм орудиями. Артиллерийская дуэль длилась почти сутки. Воронки от залпов монитора достигали 6 метров в диаметре и до 2 метров в глубину. Но и монитор серьезно пострадал. Английская эскадра увела его на буксире, не возобновляя дуэли.

13 июня 1919 года начался мятеж под командованием Неклюдова. Оставшийся на форту гарнизон овладел боевыми постами. Согласно официальной версии советских историков, Неклюдов бежал, успев взорвать часть укреплений – развалины их сохранились и поныне. О силе взрыва можно судить по глыбам бетона величиной с крестьянскую избу, выброшенным в залив и раскиданным по берегу. На месте двух артиллерийских батарей образовался глубокий котлован, однако взорвать весь форт неклюдовцы не успели – красноармейцы овладели фортом и оборвали провода взрывателей.

По опубликованным недавно воспоминаниям Неклюдова в книге Н.Рутыча «Белый фронт генерала Юденича. (Биографии чинов Северо-Западной армии.)», дело обстояло совсем не так. «В ответ на мой обстрел я получил уже два залпа, потому что к «Андрею Первозванному» присоединился дредноут «Петропавловск»… Для парализования натиска с востока были переброшены две полевые батареи из состава артиллерийского дивизиона в сторону Ораниенбаума, а открытым 12-дюймовым батареям было приказано разбить железнодорожную станцию Ораниенбаума и Спасательную… Артиллерийское состязание между «Петропавловском» и «Андреем Первозванным», с одной стороны, и Красной Горкой, с другой, продолжалось уже два дня. Все постройки на территории форта были сожжены… На третий день к стрелявшим судам присоединился третий корабль – крейсер «Олег»… Ни на одну минуту, однако, мне не приходило в голову взорвать укрепления перед отходом. Все казалось, что уходим не окончательно, что мы еще вернемся… На форту не оставалось ни одного живого существа, кроме нас. Красные не наступали. По-видимому, они боялись, что форт заминирован. Из форта Красная Горка вышло 6000 человек с огромным техническим имуществом (До сих пор количество вышедших из форта людей оставалось неизвестным. – Прим. Авт.)».

Однако на форту были произведены большие разрушения, кто бы их ни сделал.

Мои поиски и наблюдения на форту Красная Горка продолжались. Но на ход моих исследований повлияла газета «Известия», вышедшая 18 декабря 2003 года. А если говорить точнее, статья Елены Роткевич «Петербургу грозит участь Чернобыля». Данная статья меня не удовлетворила и не отменила мои исследования, потому что в ней недостаточно точно и поверхностно отражена ситуация на форту Красная Горка. Моя задача более скрупулезно изучить весь форт, а не отдельную его часть. Перейдем к более детальному исследованию форта Красная Горка, путешествуя по нему шаг за шагом с запада на восток, а также еще раз проанализируем, грозит ли «Красная Горка» Санкт-Петербургу.

Итак, мы у входа в форт. Здесь у пересечения шоссейной и железных дорог находились кованые железные ворота «Горжи». Горжой называлась внешняя сухопутная оборона форта. 4 километра восточнее от центральных бастионов форта сохранились остатки въездных ворот, а точнее столб с вершиной в виде буквы «А» (Алексеевский).

В первоначальном виде он был бетонным, весом около двух тонн. Справа и слева от несуществующих ныне ворот тянутся к заливу и на континенте бетонированные потерны с галереями. Протяженность сохранившейся сухопутной линии около трехсот метров. В патернах и галереях когда-то находились противоштурмовые пушки и пулеметы. Внизу от горжи были установлены стальные колья с натянутой на них колючей проволокой. Колья местами сохранились, колючей проволоки почти нет. Оценивая состояние всей сухопутной обороны «Горжи», можно сказать, что она сохранилась в прекрасном состоянии.

Сразу вслед за Горжей мы можем обнаружить подземный госпиталь, рассчитанный на четыреста больных. Госпиталь образует собой естественный холм с двумя входами, открывающимися со стороны моря. В тоннелях этих входов можно увидеть туалеты, с работающей до сих пор сантехникой начала двадцатого века. Внутреннее состояние госпиталя сейчас нельзя осмотреть без угрозы для жизни. Дуговые напряженные перекрытия потолков госпиталя в сентябре 2003 года были вырезаны и вывезены с территории форта и страны. Через 200 метров после госпиталя открывается центр нынешнего форта и стела с надписью, напоминающей нам о том, что мы находимся на территории памятника истории. Если пойти по пути указателя, то мы окажемся на мемориале форта в честь павших в Гражданской и Великой Отечественной войны. Архитектурно мемориал решен в традиционном стиле: старинные пушки, колокол, плита надгробия с бескозыркой, рядом захоронение 206 моряков с эсминцев «Гавриил», «Свобода» и «Константин», подорвавшихся на своих минах у форта в 1919 году, а также двух десятков моряков, погибших при подавлении мятежа Неклюдова. Это удивительно, но сам мемориал, как и основные сооружения форта, своевременно никем не были поставлены на баланс. То есть форт бесхозен, и в этом его трагедия. Прямо под мемориалом находится старое разрушенное здание. Берег здесь крутой. Люди старшего поколения видели фильм «Мы из Кронштадта», в котором с такого обрыва с 36-метровой высоты падали расстрелянные матросы. Влево от мемориала вдоль кромки залива тянется глубокий овраг, использовавшийся в советское время как стрельбище. Этот овраг тянется до середины форта. Если бы мы поднялись над фортом Красная горка и мысленно прочертили ров стрельбища до берега, то ясно представляется картина железной дороги от центра форта до берега моря, где и находятся остатки разрушенного здания. Я берусь предположить, что это здание должно было быть причалом для судов с военными и строительными грузами для форта Красная Горка. Но морское сообщение не понадобилось, поскольку Ижорская железная дорога справилась со всеми перевозками на форт. Ну а ров недостроенной железной дороги использовался впоследствии как стрельбище. Почти сразу за мемориалом вдоль железнодорожной трассы уже видно главное укрепление форта со стальными поворотными башнями 305-мм батарей. Ровно половина батарей, к сожалению, сегодня разрезана автогеном, и представляют собой раскрытые бетонные погреба-патерны. Однако две башни находятся в очень приличном состоянии. Следует заметить, что 305-мм орудия были главным калибром крепости и дальность их стрельбы определила впоследствии размер Ораниенбаумского плацдарма в годы Ленинградской блокады. Вдоль береговой террасы залива вслед за батареями 305-мм орудий протянулся комплекс из трех групповых командных пунктов, казематов, патерн, подземных галерей, бетонных траверсов, батарей скорострельных пушек 6,6 дм «Канэ». Именно эта часть форта пострадала в 1918 году. Сейчас можно сказать, что в советское время взорванная часть форта не восстанавливалась, а использовалась часть батарей пушек «Канэ». В настоящее время трудно объяснить, почему образовались щели в трехметровой толще бетона. Дело в том, что до первой мировой войны в России и в мире не применяли железобетон, то есть, на форту нет арматуры. Трещины, образованные во время взрыва 1918 года, теперь периодически то сходятся, то расходятся. Вход в эти трещины доступен для всех. По нашим сведениям, во взорванных казематах находятся снаряды времен первой мировой войны, и об их опасности и говорится в выше названной статье в газете «Известия».

Прямо напротив батарей «Канэ» на сохранившихся железнодорожных путях стоят знаменитые железнодорожные артиллерийские платформы с орудиями калибра 180 и 305 мм. Некогда стоявший здесь бронепоезд «За Родину!» в 2003 году был перемещен на постоянную стоянку в создаваемый музей железнодорожного транспорта на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге. А на форту остались только железнодорожные платформы. С обратной стороны объединенного командного пункта пушек «Канэ» в подошве морского берега на глубине находятся подземные электро- и водостанция – механическое сердце форта. В обширном подземном здании и сейчас можно видеть пайолы – стальные щиты, закрывающие многочисленные подземные коммуникации с трубами, старинный котел с котельной, постаменты для насосов. Здесь все еще стоят два дизель-генератора ЗИС с электрощитами электростанций. От четырех огромных кованых клепаных емкостей для воды остались лишь донные части, вмонтированные в бетон. Но все бетонные части сооружения: вентиляция, вытяжные и дымовые трубы, находятся в прекрасном состоянии, продолжают работать 2 туалета. Оба входа перекрыты мощнейшими стальными корабельными дверями. Не сохранилась лишь подъездная дорога. Она наглухо перекрыта охраняемым объектом – складом боеприпасов, находящихся в части сооружений форта, недоступных для нашего обозрения. В самой западной части охраняемой части форта находятся боеприпасы, заминированные в 1918 году и не взорванные.

Собственно, я описала основные сооружения форта, остается упомянуть, что в глубине форта сохранились почти все бетонные сооружения вспомогательного плана: укрытия, казармы, походная церковь, прачечная, склады обмундирования и питания. Печальна судьба лишь хлебозавода. Глядя на его руины, трудно предположить, что здесь выпекали хлеб на 18000 человек военнослужащих и гражданского населения фортов Красная Горка и Серая Лошадь. Остается сказать, что существует и поныне железнодорожная станция бывшей Ижорской железной дороги, носящая сейчас название Краснофлотск. На территории бывшего форта Красная Горка осталось несколько маленьких воинских частей и подразделение МЧС. Сейчас в поселке Форт Красная Горка проживает около 300 человек (по данным переписи на 1997 – 322 человека). В поселке действует водостанция, есть две небольших котельных и небольшой частный магазин. Жилая зона поселка Форт Красная Горка в виде разобранных до фундаментов жилых домов, казарм, служебных помещений скорее сгодится для съемок фильмов о войне, чем для созидательной жизни. Но мой рассказ был собственно о форте, о русской военной крепости на южном берегу Финского залива. Я считаю, что если провести инвентаризацию форта времен 1915 года и сравнить с тем, что осталось сегодня, то основные сооружения форта сохранились примерно на 80-90 процентов.

Выводы

I. На исходе 2004 года после 90-летнего существования форта Красная Горка (Алексеевский) мне как местному жителю и очевидцу событий, происходящих на форту, горько осознавать заброшенность крепости. Но ведь после распада СССР в 1991 году Россия потеряла военные крепости в Черном и Балтийском морях. Российская Балтика сегодня от границ с Эстонией до Санкт-Петербурга составляет 100 с небольшим километров. Таким образом, кроме морских крепостей Кронштадт и остров Русский во Владивостоке, у моей страны осталось 2 береговые крепости: форты Красная Горка и Серая Лошадь. Последние годы в нашем государстве все чаще говорят о восстановлении России как военно-морской державы, о гражданском и патриотическом воспитании. Мне кажется, что великолепнейшим инструментом для проведения подобной политики и могли бы стать форты.

II. Сегодня форт представляет потенциальную опасность для окружающего мира. В трех местах на территории бывшего форта находятся взрывчатые вещества, причем в двух из них в неизвестном количестве и состоянии. Особую опасность представляет собой вид взрывчатых веществ. Если в снарядах находится миленит, аналог шимозы, то это одна грозная опасность, если тринитротолуол – то другая. С 1918 года на территории вокруг форта появились новые взрывоопасные объекты: это Ленинградская АЭС со своим хранилищем отработанного ядерного топлива, ЛСК «Радон» и другие гражданские ядерные объекты, а также арсенал ЛенВМБ Минобороны России. Соседство их с фортом потенциально взаимоопасно.

III. Наша территория является закрытой пограничной зоной вблизи Санкт-Петербурга, а ранее была и военной. Фактически же территория форта доступна широкому кругу любопытных. Стало фактом, что взорванные в 1918 году батареи пушек «Канэ» не ремонтировались в советское время и, к сожалению, сохранены в таком виде до настоящего времени. Постоянно расходящиеся трещины представляют собой опасность возможных диверсий в зоне повышенной опасности, поскольку так называемая пограничная зона де-факто - это свободный доступ на нашу территорию.

Заключение

 

1. Мое мнение: государство должно провести строгую, в том числе инструментальную разведку боеприпасов на всей территории форта: взорванных казематов у группового командного пункта пушек «Канэ», казематов, заминированных и находящихся под охраной ВОХРа, складов с боеприпасами позднего времени, находящихся под той же охраной. Установить тип взрывчатых веществ, состояние и взрывоопасность, количество и объем взрывчатых веществ.

2. Компетентными структурами должна быть произведена работа по разминированию и утилизации взрывчатых веществ.

3. Форты Красная Горка и Серая Лошадь должны быть возвращены в систему ценностей Российского государства как последние береговые крепости державы, с тем, чтобы служить целям гражданского патриотического воспитания в виде музеев под открытым небом.

4. Все этапы работ на форте Красная Горка должны доводиться до общественности, а в определении дальнейшей судьбы мнение общественности должно быть основополагающим.

 

Не последняя глава в истории форта...

После написания этой работы и опубликования ее в районной газете, сборнике Аничкова лицея и размещения на сайте школы в Интернете автор исследования, научный руководитель и товарищи по лоцманскому классу подверглись трехмесячному общению со стражами правопорядка и военной прокуратурой. Цель многочисленных допросов-опросов была отказаться от утверждения об опасности форта. На нас обратили внимание телевизионные каналы. НТВ, ОРТ, 5 канал, СТО дали информацию в эфир, а по ОРТ в программе “Искатели” прошел 30-минутный фильм “Мятежный форт” по нашим материалам и с нашим участием. Результат оказался достойным приложенных усилий. На форт Красная Горка прибыла государственная комиссия по определению степени его опасности. Нас не пригласили для участия в работе. И лишь на второй день работы комиссии стало возможным наше участие. Мы произвели вскрытие взорванных погребов и патерны, спустили на глубину 6-8 метров специалистов и руководителя комиссии. Все сомнения были развеяны. Территория батареи пушек “Канэ” ныне затянута двумя рядами проволоки и охраняется. Государственная Дума России внесла расходы на разминирование форта в бюджет 2005 года. Это обнадеживает. Но появились новые тревоги. Пользуясь тем, что территория батареи пушек ”Канэ” вновь передана на баланс ЛенВМБ, военные начали демонтаж исторического вооружения форта с целью его вывоза. Это ставит под сомнение будущность форта как музея

Есть и еще одна нарастающая опасность. Узнав о разминировании форта, многие хозяйствующие субъекты обратили внимание на побережье Финского залива вдоль форта. Выход к морю с хорошими глубинами при демилитаризации форта представляется многим коммерческим структурам привлекательным и многообещающим. Но найдет ли в этих проектах место историческая реликвия – последняя морская крепость России?

 

Список использованной литературы.

 

 

Главе администрации МО

Ломоносовский район

Гусеву В.С.

 

(О судьбе вооружения форта

Красная Горка)

 

Памятная записка

 

На форту Красная Горка с 1 по 5 июня 2004 года работает 2-я комиссия по судьбе взорванной 19 августа 1918 года большей части батареи пушек ’’Канэ’’. Нынешняя комиссия состоит только из старших офицеров ВМФ, среди них нет минеров и взрывотехников. Настораживает ярко выраженный интерес к вооружению музеифицированной части форта. Как и в случае с первой комиссией, офицеры второй комиссии больше озабочены, как демонтировать артиллерийские железнодорожные транспортеры 12”(305 мм) и 180 мм и последнюю в России 6” пушку’’Канэ’’. Это вооружение родное для форта, особо пушка 6” ’’Канэ’’. Но пушка и железнодорожные артиллерийские транспортеры – это и неотъемлемая страница истории Ораниенбаумского плацдарма.

Военные заявляют о том, что с 1 февраля 2004 года приказом главкома ВМФ музеифицированная часть форта поставлена на баланс Большеижорского арсенала. Нельзя ли, во имя сохранения форта и в дальнейшем открытия там музея под открытым небом, добиться передачи технических средств форта на баланс Морского музея ВМФ или иной формы сохранения исторического наследия?

Являюсь свидетелем всех разговоров о вышенаписанном.

С уважением Сенотрусов А.И. историк – краевед.

 

 

Помни войну! Гапчук Ярослав

Из огня да в полымя







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.130 (0.015 с.)