ТОП 10:

ОПРАВДАТЬ ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ ГВАРДЕЙЦЕВ



(Выступление на собрании партактива 61-й истребительной авиационной бригады ВВС КБФ в апреле 1942 года. Публикуется впервые):

 

В январе и феврале наш полк имел целый ряд весьма существенных недостатков в своей работе. Если охраняемый нами объект противнику не удалось бомбить и штурмовать, то в воздушной схватке с самолетами противника мы не держали инициативы в своих руках.

За период с 24 января по 27 февраля мы потеряли убитыми 4 летчика (два из них в бою), ранеными 4 летчика, самолетов 6. В большинстве случаев противник наносил нам удары и сам уходил. Только два «Ме-109» были сбиты нашими летчиками, и то уже в конце февраля.

Все это накладывало весьма нездоровый отпечаток на моральное состояние людей, вызывало уныние и упадничество. Тем более, что в январе нам присвоено гвардейское звание.

В чем причины потерь?

1. Воровской тактике врага мы не сумели своевременно противопоставить свою тактику – тактику активных наступательных действий. Плохо было дело поставлено с осмотрительностью и распределением внимания. Враг, используя тактику внезапности, парой «охотников» нанес нам ряд весьма существенных потерь. Например, 24 января был ранен сержант ГОЛУБЕВ, 1 февраля ранен сержант ГОРГУЛЬ, 4 февраля ранен сержант БАКИРОВ, 19 февраля убит старший лейтенант БАДАЕВ.

2. У отдельной группы летчиков появились неверие в силу нашего оружия и преклонение перед техникой врага. Появились разговоры: «Вот если бы нам такие самолеты, как у немцев или американская «кобра», тогда бы мы их били».

3. Коллектив личного состава недостаточно был сколочен, настоящей истребительной боевой дружбы не чувствовалось. Особенно характерно это было для первой эскадрильи.

Вот, например: а) комиссара эскадрильи – старшего политрука ДМИТРИЕВСКОГО потеряли в воздушном бою 1 января потому, что у летчиков не было воспитано чувство ответственности за охрану командира в бою. У них были разговоры о том, что комиссар сам виноват, что не смотрел за ведомыми; б) 1 февраля мы здесь имели позорнейший факт трусости и предательства со стороны летчиков БУДАНОВА и ИГНАТЬЕВА (вырулив для вылета, при появлении двух «Ме-109» над аэродромом, сбежали в лес, хотя самолеты противника уже были связаны боем ШИШАЦКОГО И ГОРГУЛЯ); в) потеря лейтенанта АЛЕКСЕЕВА 7 февраля явилась также фактом проявления трусости со стороны командира эскадрильи капитана ЖАРНИКОВА и отсутствием у него всякого чувства ответственности за выполнение боевого задания и за доверенных ему людей; г) парторганизация была плохо сколочена, и партийного подхода к решению боевых задач не было. Вот, например, факт предательства со стороны КУЛАКОВА парторганизацией не обсуждался на партсобрании, и никаких уроков из этого позорного факта не извлечено.

Для того, чтобы исправить указанные недостатки и оправдать высокое звание гвардейцев, нами в системе партийно-политической работы проведена следующая работа:

На примерах героизма и отваги наших гвардейцев мы повседневно и ежечасно воспитывали в людях чувство ответственности за выполнение клятвы, данной нами Родине при вручении нам гвардейского знамени, за выполнение таких законов, как:

«Гвардеец скорее умрет, чем нарушит свой долг перед Родиной»,

«Гвардеец может умереть, но должен победить»,

«У гвардейца храбрость сочетается с мастерством»,

«Гвардеец не сдается и не отступает».

Этот неписаный закон, эта этика гвардейцев создана героическими подвигами наших сталинских соколов-гвардейцев АНТОНЕНКО и БРИНЬКО, ЛАЗУКИНА и АГУРЕЕВА, ШИШАЦКОГО и АЛЕКСЕЕВА, ВАСИЛЬЕВА и ГОЛУБЕВА, КУЗНЕЦОВА и ДМИТРИЕВА.

На собраниях парторганизаций и в индивидуальной работе перед коммунистами была поставлена задача – в воздушном бою вырвать инициативу из рук врага; заставить его бояться наших летчиков; дать врагу почувствовать, что он имеет дело с советскими сталинскими гвардейцами.

А вопрос о качестве наших самолетов был поставлен, как высокопринципиальный, партийный вопрос, ибо нам совсем не безразлично, верит летчик в силу своего боевого оружия или не верит.

Проведена большая работа с летчиками по изучению тактики врага, по совершенствованию своей тактики, кроме обычных разборов отдельных боев, мы проводили ряд обстоятельных конференций с активным участием всех летчиков.

С летчиками, техниками и оружейниками проведена работа по содержанию оружия и подготовке его к бою. Введена система пристрелки боевого оружия. Систематически проводились специальные тренировочные занятия с летчиками по расчетам в воздушной стрельбе из пулеметов, пушек и РС-ов.

В марте в боевых действиях нашего полка создан решительный перелом.

Взаимодействуя с 54-й армией в наступательных операциях по прорыву фашистской блокады Ленинграда, летчики нашего полка одержали исторические победы, показав героические гвардейские образцы по уничтожению фашистских гадов и в воздухе, и на земле.

За период 25 дней – с 12 марта по 6 апреля 1942 года – нашими летчиками в воздушных боях сбито 54 фашистских самолета, при своих потерях в этих боях 2 летчика с самолетами. Характерно то, что из 54 сбитых самолетов – 27 истребителей (25 «Ме-109», 2 «Хе-113»), 25 бомбардировщиков (17 «Ю-87», 7 «Ю-88» и 1 «Хе-111»), 4 корректировщика «Хе-126». Всего за время войны летчиками нашего полка уничтожено 182 фашистских самолета. Это не является пределом наших побед, но на КБФ ни один полк в этих победах нас не догнал. Например, на 6 апреля 3-ий ГАИП сбил 120 самолетов, 71-й АП сбил 46 самолетов.

Анализируя нашу боевую деятельность, основными факторами, обеспечившими нам эти победы, я считаю:

1. Воровской тактике врага мы умело и решительно противопоставили свою тактику, тактику активных наступательных действий, основной смысл которой заключался в том, чтобы искать врага в воздухе и первым нападать на него. Повысив бдительность и осмотрительность, мы правильно и умело строили свой боевой порядок.

В результате большой упорной работы по изучению тактики врага, по совершенствованию своей тактики и в результате коренного изменения в отношении к оружию мы уже 12 марта инициативу в воздушных боях вырвали из рук врага и больше никогда не выпускали ее из своих рук. Мы заставили немцев бояться наших летчиков, и они наверняка на своей спине узнали, что дело имеют с советскими, сталинскими гвардейцами.

В этот день пятерка «И-16» старшего лейтенанта ГОЛУБЕВА над нашим аэродромом уничтожила два фашистских «охотника» на самолетах «Ме-109», а семерка старшего лейтенанта ВАСИЛЬЕВА одержала блестящую победу в бою с девятью «Ме-109», на линии фронта целиком уничтожила прикрываемую ими бомбардировочную группу из трех «Ю-88». Всего за 12 марта уничтожено 6 самолетов противника, сами же потерь не имели.

2. Большую роль в победе сыграло и то, что у наших летчиков еще больше укрепилась вера в силу нашего оружия, вера в силу боевого коллектива гвардейцев-истребителей и твердая уверенность в нашей победе. Летный и технический состав привел в порядок боевое вооружение – проводится систематическая проверка пулеметов и пушек в тире. Летчики умело и эффективно использовали это оружие в бою. Вместо огульного восхваления преимуществ вооружения и самолета противника наши летчики поняли, что знать и изучать хорошие качества вооружения врага надо не для того, чтобы преклоняться перед ним, а для того, чтобы умело противопоставлять боевые качества своего оружия оружию врага. Боевые качества наших самолетов, силу нашего вооружения и боевую выучку наших летчиков гвардейцы показали в боях с превосходящими силами противника.

Например: а) 14 марта старший лейтенант ВАСИЛЬЕВ шестеркой «И-16» отбил звездный налет на расположение наших войск 20 фашистских бомбардировщиков, прикрываемых шестью «Ме-109», и сбил три «Ю-87»; б) 16 марта шесть наших гвардейцев – тт. ЦОКОЛАЕВ, ГЕРАСИМЕНКО, БАЙСУЛТАНОВ, ДМИТРИЕВ, КУЗНЕЦОВ, ЩЕГОЛЕВ – отбили атаку 15 бомбардировщиков, пытавшихся бомбить наши войска, прикрываемых восемью «Ме-109», и в этой исторической битве шести гвардейцев с 23 фашистскими стервятниками победили наши летчики, они сбили 9 фашистских самолетов - пять «Ю-87» и четыре «Ме-109».

3. Победе способствовало и то, что, учтя уроки наших неудач, обобщив боевой опыт наших гвардейцев, мы создали дружный боевой и организованный коллектив летчиков и техников, которые воплотили в себе замечательные качества большевиков-гвардейцев, качества, которые мы называем нашим неписаным законом: «Гвардеец скорее умрет, чем нарушит свой долг перед Родиной, у гвардейца храбрость сочетается с мастерством».

Наши летчики в воздушных боях добились хорошей организации боевого порядка в драке и эффективного использования своего оружия. Пример исключительной организованности и умелого применения оружия показала восьмерка наших летчиков в бою с 19 фашистскими самолетами 4 апреля. Лейтенант ТВОРОГОВ четверкой «И-16» внезапным ударом связал группу прикрытия и парализовал ее, сбив два «Ме-109», а старший лейтенант ЦОКОЛАЕВ с другой четверкой отбил атаку бомбардировщиков и сбил пять «Ю-87», причем, четыре самолета из пяти были сбиты РС- ами.

Успехи в боевых действиях гвардейцев нам, коммунистам, не дают никакого права зазнаваться и забывать свои недостатки. А недостатки мы имеем и весьма существенные, из которых мы обязаны извлечь урок и сделать выводы для дальнейшей работы. Например:

1. На тренировке молодежи мы имели много жертв: 7 февраля у нас свалился без горючего ЗАБОЙКИН; 21 февраля, сорвавшись в штопор, разбился КАЧМАЛА; 25 апреля над аэродромом, затеяв «воздушный бой» с БАЙСУЛТАНОВЫМ, разбился ПУЧКОВ.

Все эти факты говорят за то, что у нас, и у командиров, и у самих летчиков, нет серьезного подхода к такому весьма важному делу, как ввод в строй молодежи: а) командиры не учитывают особенностей тренировки молодежи в боевых условиях и упрощают ее; б) а сами летчики просто переоценивают свои силы и сразу же, без соответствующей тренировки, считают себя способными сделать все, что делает старый летчик, и главное преступление здесь в том, что делается это с нарушением всех установленных правил.

2. На штурмовых операциях за этот период мы потеряли выдающихся летчиков-гвардейцев: ЛАЗУКИНА, ШИШАЦКОГО и АГУРЕЕВА. В открытом воздушном бою с фашистскими летчиками они не могли так просто погибнуть, как на штурмовке. Нам надо особо продумать организацию и боевой порядок при штурмовках и сделать все, чтобы руководящих командиров не терять.

3. Потеря в воздушном бою нашей тройки с двумя «Ме-109» – двух летчиков, ГОРГУЛЯ и БАЙДРАКОВА – говорит за то, что, если молодежь отважно дерется под командованием опытных летчиков, то, попав в сложную обстановку, они для самостоятельных действий подготовлены слабо. Нам надо учить их умело оценивать обстановку и правильно самим решать боевую задачу. В оценке боевых успехов группы никогда нельзя забывать значения командира и показывать его.

4. БУГОВА и ГЕРАСИМЕНКО мы потеряли потому, что притупили бдительность и ослабили внимание. Эти факты, как всегда, должны напоминать о том, что ни на минуту нельзя забывать коварства и хитрости врага и ни в коем случае не зазнаваться.

5. Наряду с замечательными образцами работы нашего техсостава по боевому обеспечению, мы имеем ряд похабнейших случаев подготовки самолетов к бою. Например: а) младший специалист-оружейник 1-й авиаэскадрильи т. ГЛАДКИЙ плохо закрепил щиток синхронного пулемета, который в воздухе вырвало, пробило козырек самолета и повредило глаз летчику ТВОРОГОВУ; б) механик самолета 2-й авиаэскадрильи, кандидат ВКП(б) ЖУРАВКОВ не законтрил кран маслоотстойника, в воздухе масло вытекло, и летчик ОРЛОВ сел на вынужденную посадку.

Эти факты говорят за то, что в сложной боевой обстановке мы обязаны еще больше уделять внимания организации технической службы, добиваясь исключительной примерности коммунистов на этой работе.

Задача наших партийных организаций сейчас – закрепить зимние успехи, мобилизовать личный состав на выполнение исторического приказа товарища Сталина об отличном знании военного дела и своего боевого оружия, об эффективном использовании его в бою.

В решении такой исторической задачи, как - 1942 год сделать годом окончательного разгрома немецко-фашистских войск и освобождения советской земли от гитлеровских мерзавцев – наш гвардейский полк должен сыграть достойную своего звания роль.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.47.43 (0.006 с.)