ТОП 10:

Инструмент № 6: контроль открытости



Под этим подразумевается степень открытости или зажатости людей. «Полностью открытая» поза подразу­мевает, что ваши ноги расставлены, голова слегка при­поднята, открывая шею, а руки не закрывают грудную клетку, например, лежат на бедрах; или, если вы сидите, ваши руки могут быть закинуты за голову, а пальцы пе­реплетены. «Полностью закрытая» поза подразумевает, что ваши ноги тесно сжаты, голова склонена, а руки скрещены на груди или животе и плотно прижаты к телу. Степень открытости — один из наиболее значимых теле­сных признаков. Можно сделать вполне обоснованное

Стр. 87

первое суждение о состоянии ума человека, оценив сте­пень его открытости с некоторого расстояния.

Степень открытости у животных обычно отражает, на­сколько уязвимыми они себя чувствуют к нападению хищников. Крайняя степень маскировки и самозащи­ты — излюбленная оборонительная позиция многих жи­вотных — это положение «плода в утробе». Другие живот­ные инстинктивно стараются сделаться как можно более маленькими и незаметными, используя землю в качестве части маскировки, например, мышка в момент опаснос­ти на открытом пространстве. В условиях сильной физи­ческой угрозы люди могут проделывать и то, и другое. Важно отметить, что у людей защитный физический от­клик вызывается не только физической, но и психологи­ческой угрозой.

Следовательно, степень открытости человека спо­собна дать реальные подсказки о его ментальном состо­янии. Принятая поза способна отражать степень уверен­ности человека, а также то, как он воспринимает свое положение (социальный статус) по сравнению с други­ми присутствующими людьми.

Давайте начнем со стереотипов. Представьте себе сценку у бассейна: сверхуверенный в себе и хорошо «на­качанный» спасатель болтает с застенчивой «купальщи­цей» (которая одновременно старается разговорить его), впервые надевшей новое бикини. Скорее всего, его руки будут уперты в бедра, а ее — сложены на груди. Ноги его, вероятнее всего, будут расставлены на ширину плеч, как «на службе», а ее, возможно, слегка скрещены (если она стоит) или плотно прижаты одна к другой (если она си­дит). Юноша демонстрирует свой могучий торс, что -

Стр. 88

свидетельствует о его ощущении безопасности; она частич­но прикрывает тело, излучая уязвимость и словно при­глашая его, следуя клише, взять ее под защиту.

Конечно, в реальной жизни все опять-таки не бывает настолько прямолинейно. Люди — создания умудренные и имеют тенденцию понимать, какие потенциальные сиг­налы «посылают», поэтому умеют несколько маскиро­ваться. Давайте немного поменяем роли. Вернемся к на­шей паре у бассейна: добавим немного дополнительных деталей. Мужчина ощущает себя несколько неуверенно из-за своих накачанных мускулов (что в наши дни не ред­кость для поклонников бодибилдинга — так называемый синдром Адониса). Девушка же отлично сознает, что выглядит сногсшибательно в новом купальнике. Юноша полагает, что она слишком уж самоуверенна и предпочи­тает контролировать себя в их развивающихся отноше­ниях. Девушка желает убедиться в том, соответствует ли личность юноши его великолепному телу. Она старает­ся разговорить парня и быстро теряет интерес к нему. Он, не в силах найти слова, делает вид, что сохраняет сверхбдительность как человек, на котором лежит ответствен­ность за безопасность отдыхающих. Обоим хочется ска­зать что-нибудь забавное, чтобы снять напряжение, но им ничего не приходит в голову.

Какое отражение может найти новая информация в позах наших героев? Он, находящийся на работе и на виду у всех, возможно, пытается сохранить некий уровень открытости — ноги расставлены, голова поднята, — но при этом держит руки сложенными на груди для обрете­ния уверенности (и демонстрации своих бицепсов, кото­рые в таком положении выглядят более выпуклыми!).

Стр. 89

Удивленная безуспешностью своих попыток, девушка слегка опустила голову. Ноги ее не скрещены, руки по­коятся на бедрах, но она начинает ощущать себя слиш­ком незащищенной. Сразу после того как парень скре­щивает руки на груди, она делает то же самое, частично отражая его жест (так называемое «позиционное эхо»). Это приносит инстинктивное ощущение большего ком­форта, а также придает одному из собеседников больше уверенности, так что тот набирается смелости пошутить.

Противоречащие «знаки» — сложенные руки, но расставленные ноги — составляют характерную часть межличностной «брони»: они «сбивают со следа» дру­гого человека и не дают прочитать истинные чувства. Но людям свойственно использовать неодушевленные предметы для обоснования степени своей открытости или закрытости.

Совершим последний мысленный визит к бассейну. Разговор не клеится, и девушка готова покинуть «сцену», не подозревая, что и ее собеседник имеет то же намере­ние. У каждого из них имеется пара предметов: у него — свисток спасателя и солнцезащитные очки, у нее — ма­ленькая сумочка, надетая через плечо, очки, поднятые на лоб, и накинутое на плечи полотенце. Во время разгово­ра парень стоит в солнцезащитных очках. В начале встре­чи девушка слегка промокнула полотенцем волосы, для чего подняла руки к голове, открыв грудь. Собираясь те­перь уходить, она защищающим жестом накинула поло­тенце на плечи. Кроме того, она тоже опустила на глаза солнцезащитные очки. Парень обеими руками поправля­ет очки, совершая «открывающий» жест, что слегка повы­шает его ощущение уверенности. Он также подносит

Стр. 90

свисток к губам, предположительно в качестве реакции на громкие всплески воды в бассейне, но на самом деле в качестве предлога, позволяющего уклониться от про­должения беседы. Девушка шарит в сумочке в поисках мелочи и, нащупав искомое, бросает взгляд в направле­нии ближайшего бара. Через несколько мгновений, пос­ле обмена кивками и улыбками, он резко свистит в сви­сток и отправляется в обход бассейна, а она идет в направлении бара.

Полезные советы

Большинство типов открытого или протективного поведения не окажут отрицательного воздействия на технику вашей игры, хотя действительно «закрытая» поза способна реально ограничить звуковой резонанс и свободу дыхания. Вам стоит как можно лучше освоить этот аспект языка тела — это один из наиболее инстин­ктивных аспектов, поэтому при осознанном его исполь­зовании в игре с другим актером он может придать сце­не большую жизненность. Двум людям свойственно менять открытость позы в качестве непосредственной реакции на поведение друг друга, и эти перемены яв­ляются очень «плавными» (быстрыми): если вы «зажме­тесь» на сцене или съемочной площадке, то рискуете «от­стать» от партнера в его смене степени открытости или закрытости.

Перемена открытости позы может также помочь аудитории понять отношение вашего персонажа к появ­лению на сцене нового действующего лица.

Стр. 91

Индивидуальные упражнения

1. В следующий раз, если вы почувствуете себя под напряжением в обществе — например, на вечеринке, — постарайтесь обратить внимание на степень открытости вашей позы. Если вы обнаружите, что каким-то образом «закрылись», постарайтесь принять явно открытую позу, например, поместите руки на бедра. Сохраняйте такое положение тела в течение некоторого времени, анализируя, как оно влияет на ваши чувства. Отметьте также, изменится ли поведение других людей по отношению к вам.

2. Выберите какой-нибудь современный натуралистический монолог, с которым вполне освоились, который вы прекрасно знаете и который обращен к отсутствующему персонажу. Попробуйте произнести этот монолог, используя все свои знания об открытости. Используйте несколько легких смен положения тела.

Упражнения с партнером

1. Открытость у различных людей дает полезные «под­сказки» о

психологическом состоянии; степень фи­зической открытости может

отражать уверенность человека в себе или ощущение человеком своего

статуса в обществе. Может происходить своеобраз­ная «утечка»

скрываемых мыслей или чувств. Обду­майте ситуацию, в которой могут

встретиться два человека. Используя оценочную шкалу от одного до

десяти баллов, выберите вместе с партнером

Стр. 92

определенный уровень уверенности: 1 — низкий уро­вень, 5 — средний, 10 — высокий. Придумайте оп­ределенную «предысторию» для обоснования свое­го поведения. Достигнув состояния готовности, войдите в заданную ситуацию, ведя себя так прав­диво, как можете. Старайтесь помнить о степени своей открытости в течение сцены.

2. Человек может воспользоваться открытостью, чтобы манипулировать реакциями других людей, например, может притворяться уязвимым, чтобы побудить своего «охотника» обсуждать его на вечеринке; притворяться хладнокровным во враждебно настроенной компании. Продумайте ситуацию, в которой может возникнуть такая необходимость при встрече двух людей. Используя оценочную шкалу от одного до десяти баллов, выберите для себя и партнера определенный уровень уверенности. Придумайте определенную «предысторию» для обоснования своего поведения. До начала сцены сохраняйте нормальную, «реальную» открытость, свойственную характеру персонажа. Затем войдите в состояние «притворной открытости», предназначаемое для манипулирования чувствами и поведением другого человека. Достигнув состояния готовности, войдите в заданную ситуацию. Сконцентрируйтесь на сознательном восприятии внутреннего конфликта, состоящего в сохранении «принятой» степени открытости в течение сцены.

3. В общении друг с другом люди нередко используют неодушевленные предметы, которые зачастую помогают им достичь большей уверенности или

Стр. 93

скрыть истинные чувства. Выберите несколько мелких предметов для возможного использования, например сумочку, газету, мобильный телефон, зеркальце, очки. Подготовьтесь, как и в предше­ствующем упражнении, но старайтесь во время сцены воспользоваться выбранными предметами, чтобы принять более открытое или закрытое поло­жение.

4. Проявления степени открытости у человека бывают очень «текучими» и быстро изменяющимися, в за­висимости от того, что это за человек и какие чув­ства он испытывает. Открытость отражает пред­ставления человека о собственном относительном социальном статусе. Обдумайте какой-то момент встречи двух людей в вашей сценке. Спланируйте в разыгрываемой вами сценке такой момент, в кото­рый нечто важное изменяет «соотношение сил» между партнерами — например, решение или некое признание. Исследуйте во время исполнения, как открытость изменяется у каждого из персонажей до такого важного момента, в сам этот момент или после него. Попробуйте разыграть эту сценку как: а) незнакомцы; б) друзья; в) влюбленные.

Пример: Наташа из пьесы «Три сестры» А. П. Чехова

Прочитайте и прорепетируйте предложенную ниже сцену из второго действия. Наташа ищет Андрея, что­бы передать ему сообщение. Проанализируйте, как она может использовать свой разговор о холоде (по-види­мому, она запретила попусту жечь огонь в доме) как

Стр. 94

оправдание для сохранения «защитного одеяла» закрытой позы. Возможно, когда она упоминает о ряженых, она может немного больше открыться по мере возвращения к ней ощущения контроля над ситуацией — и еще раз, когда она задумывает вынудить Ирину уступить свою комнату.

Восемь часов вечера. За сценой на улице едва слышно играют на гармонике. Нет огня. Входит Наталья Иванов­на в капоте, со свечой. Она идет и останавливается у две­ри, которая ведет в комнату Андрея.

НАТАША:

Ты, Андрюша, что делаешь? Читаешь? Ниче­го, я так только... (Идет, отворяет другую дверь и, заглянув в нее, затворяет.) Огня нет ли...

АНДРЕЙ (входит с книгой в руке): Ты что, Наташа?

НАТАША:

Смотрю, огня нет ли... Теперь масленица, прислуга сама не своя, гляди да и гляди, что­бы чего не вышло. Вчера в полночь прохожу через столовую, а там свеча горит. Кто зажег, так и не добилась толку. (Ставит свечу.) Ко­торый час?

АНДРЕЙ (взглянув на часы):

Девятого четверть.

Стр. 95

НАТАША:

А Ольги и Ирины до сих пор еще нет. Не при­шли. Все трудятся, бедняжки. Ольга на педа­гогическом совете, Ирина на телеграфе... (Вздыхает.) Сегодня утром говорю твоей се­стре: «Побереги, говорю, себя, Ирина, голуб­чик». И не слушает. Четверть девятого, гово­ришь? Я боюсь, Бобик наш совсем нездоров. Отчего он холодный такой? Вчера у него был жар, а сегодня холодный весь... Я так боюсь!

АНДРЕЙ:

Ничего, Наташа. Мальчик здоров.

НАТАША

Но все-таки лучше пускай диета. Я боюсь. И сегодня в десятом

часу, говорили, ряженые у нас будут, лучше бы они не

приходили, Андрюша.

АНДРЕЙ:

Право, я не знаю. Их ведь звали.

НАТАША.

Сегодня мальчишечка проснулся утром и гля­дит на меня, и вдруг

улыбнулся: значит, узнал. «Бобик, — говорю, — здравствуй!

Здравствуй, милый!» А он смеется. Дети понимают, отлич­но

понимают. Так, значит, Андрюша, я скажу, чтобы ряженых не

принимали.

Стр. 96

АНДРЕЙ(нерешительно):

Да ведь это как сестры. Они тут хозяйки.

НАТАША:

И они тоже, я им скажу. Они добрые... (Идет.) К ужину я велела простокваши. Доктор гово­рит, тебе нужно одну простоквашу есть, ина­че не похудеешь. (Останавливается.) Бобик холодный. Я боюсь, ему холодно в его комна­те. Пожалуй, надо бы хоть до теплой погоды поместить его в другой комнате. Например, у Ирины комната как раз для ребенка: и сухо, и целый день солнце. Надо ей сказать, она пока может с Ольгой в одной комнате... Все равно днем дома не бывает, только ночует... (Пауза.) Андрюшенька, отчего ты молчишь?

АНДРЕЙ:

Так, задумался... Да и нечего говорить...

НАТАША:

Да... что-то я хотела тебе сказать... Ах, да, там из управы Ферапонт пришел, тебя спра­шивает.

АНДРЕЙ(зевает):

Позови его.

Наташа уходит.

Стр. 97

Инструмент № 7:







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.179 (0.011 с.)