Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструмент № 6: контроль открытостиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под этим подразумевается степень открытости или зажатости людей. «Полностью открытая» поза подразумевает, что ваши ноги расставлены, голова слегка приподнята, открывая шею, а руки не закрывают грудную клетку, например, лежат на бедрах; или, если вы сидите, ваши руки могут быть закинуты за голову, а пальцы переплетены. «Полностью закрытая» поза подразумевает, что ваши ноги тесно сжаты, голова склонена, а руки скрещены на груди или животе и плотно прижаты к телу. Степень открытости — один из наиболее значимых телесных признаков. Можно сделать вполне обоснованное Стр. 87 первое суждение о состоянии ума человека, оценив степень его открытости с некоторого расстояния. Степень открытости у животных обычно отражает, насколько уязвимыми они себя чувствуют к нападению хищников. Крайняя степень маскировки и самозащиты — излюбленная оборонительная позиция многих животных — это положение «плода в утробе». Другие животные инстинктивно стараются сделаться как можно более маленькими и незаметными, используя землю в качестве части маскировки, например, мышка в момент опасности на открытом пространстве. В условиях сильной физической угрозы люди могут проделывать и то, и другое. Важно отметить, что у людей защитный физический отклик вызывается не только физической, но и психологической угрозой. Следовательно, степень открытости человека способна дать реальные подсказки о его ментальном состоянии. Принятая поза способна отражать степень уверенности человека, а также то, как он воспринимает свое положение (социальный статус) по сравнению с другими присутствующими людьми. Давайте начнем со стереотипов. Представьте себе сценку у бассейна: сверхуверенный в себе и хорошо «накачанный» спасатель болтает с застенчивой «купальщицей» (которая одновременно старается разговорить его), впервые надевшей новое бикини. Скорее всего, его руки будут уперты в бедра, а ее — сложены на груди. Ноги его, вероятнее всего, будут расставлены на ширину плеч, как «на службе», а ее, возможно, слегка скрещены (если она стоит) или плотно прижаты одна к другой (если она сидит). Юноша демонстрирует свой могучий торс, что - Стр. 88 свидетельствует о его ощущении безопасности; она частично прикрывает тело, излучая уязвимость и словно приглашая его, следуя клише, взять ее под защиту. Конечно, в реальной жизни все опять-таки не бывает настолько прямолинейно. Люди — создания умудренные и имеют тенденцию понимать, какие потенциальные сигналы «посылают», поэтому умеют несколько маскироваться. Давайте немного поменяем роли. Вернемся к нашей паре у бассейна: добавим немного дополнительных деталей. Мужчина ощущает себя несколько неуверенно из-за своих накачанных мускулов (что в наши дни не редкость для поклонников бодибилдинга — так называемый синдром Адониса). Девушка же отлично сознает, что выглядит сногсшибательно в новом купальнике. Юноша полагает, что она слишком уж самоуверенна и предпочитает контролировать себя в их развивающихся отношениях. Девушка желает убедиться в том, соответствует ли личность юноши его великолепному телу. Она старается разговорить парня и быстро теряет интерес к нему. Он, не в силах найти слова, делает вид, что сохраняет сверхбдительность как человек, на котором лежит ответственность за безопасность отдыхающих. Обоим хочется сказать что-нибудь забавное, чтобы снять напряжение, но им ничего не приходит в голову. Какое отражение может найти новая информация в позах наших героев? Он, находящийся на работе и на виду у всех, возможно, пытается сохранить некий уровень открытости — ноги расставлены, голова поднята, — но при этом держит руки сложенными на груди для обретения уверенности (и демонстрации своих бицепсов, которые в таком положении выглядят более выпуклыми!). Стр. 89 Удивленная безуспешностью своих попыток, девушка слегка опустила голову. Ноги ее не скрещены, руки покоятся на бедрах, но она начинает ощущать себя слишком незащищенной. Сразу после того как парень скрещивает руки на груди, она делает то же самое, частично отражая его жест (так называемое «позиционное эхо»). Это приносит инстинктивное ощущение большего комфорта, а также придает одному из собеседников больше уверенности, так что тот набирается смелости пошутить. Противоречащие «знаки» — сложенные руки, но расставленные ноги — составляют характерную часть межличностной «брони»: они «сбивают со следа» другого человека и не дают прочитать истинные чувства. Но людям свойственно использовать неодушевленные предметы для обоснования степени своей открытости или закрытости. Совершим последний мысленный визит к бассейну. Разговор не клеится, и девушка готова покинуть «сцену», не подозревая, что и ее собеседник имеет то же намерение. У каждого из них имеется пара предметов: у него — свисток спасателя и солнцезащитные очки, у нее — маленькая сумочка, надетая через плечо, очки, поднятые на лоб, и накинутое на плечи полотенце. Во время разговора парень стоит в солнцезащитных очках. В начале встречи девушка слегка промокнула полотенцем волосы, для чего подняла руки к голове, открыв грудь. Собираясь теперь уходить, она защищающим жестом накинула полотенце на плечи. Кроме того, она тоже опустила на глаза солнцезащитные очки. Парень обеими руками поправляет очки, совершая «открывающий» жест, что слегка повышает его ощущение уверенности. Он также подносит Стр. 90 свисток к губам, предположительно в качестве реакции на громкие всплески воды в бассейне, но на самом деле в качестве предлога, позволяющего уклониться от продолжения беседы. Девушка шарит в сумочке в поисках мелочи и, нащупав искомое, бросает взгляд в направлении ближайшего бара. Через несколько мгновений, после обмена кивками и улыбками, он резко свистит в свисток и отправляется в обход бассейна, а она идет в направлении бара. Полезные советы Большинство типов открытого или протективного поведения не окажут отрицательного воздействия на технику вашей игры, хотя действительно «закрытая» поза способна реально ограничить звуковой резонанс и свободу дыхания. Вам стоит как можно лучше освоить этот аспект языка тела — это один из наиболее инстинктивных аспектов, поэтому при осознанном его использовании в игре с другим актером он может придать сцене большую жизненность. Двум людям свойственно менять открытость позы в качестве непосредственной реакции на поведение друг друга, и эти перемены являются очень «плавными» (быстрыми): если вы «зажметесь» на сцене или съемочной площадке, то рискуете «отстать» от партнера в его смене степени открытости или закрытости. Перемена открытости позы может также помочь аудитории понять отношение вашего персонажа к появлению на сцене нового действующего лица. Стр. 91 Индивидуальные упражнения 1. В следующий раз, если вы почувствуете себя под напряжением в обществе — например, на вечеринке, — постарайтесь обратить внимание на степень открытости вашей позы. Если вы обнаружите, что каким-то образом «закрылись», постарайтесь принять явно открытую позу, например, поместите руки на бедра. Сохраняйте такое положение тела в течение некоторого времени, анализируя, как оно влияет на ваши чувства. Отметьте также, изменится ли поведение других людей по отношению к вам. 2. Выберите какой-нибудь современный натуралистический монолог, с которым вполне освоились, который вы прекрасно знаете и который обращен к отсутствующему персонажу. Попробуйте произнести этот монолог, используя все свои знания об открытости. Используйте несколько легких смен положения тела. Упражнения с партнером 1. Открытость у различных людей дает полезные «подсказки» о психологическом состоянии; степень физической открытости может отражать уверенность человека в себе или ощущение человеком своего статуса в обществе. Может происходить своеобразная «утечка» скрываемых мыслей или чувств. Обдумайте ситуацию, в которой могут встретиться два человека. Используя оценочную шкалу от одного до десяти баллов, выберите вместе с партнером Стр. 92 определенный уровень уверенности: 1 — низкий уровень, 5 — средний, 10 — высокий. Придумайте определенную «предысторию» для обоснования своего поведения. Достигнув состояния готовности, войдите в заданную ситуацию, ведя себя так правдиво, как можете. Старайтесь помнить о степени своей открытости в течение сцены. 2. Человек может воспользоваться открытостью, чтобы манипулировать реакциями других людей, например, может притворяться уязвимым, чтобы побудить своего «охотника» обсуждать его на вечеринке; притворяться хладнокровным во враждебно настроенной компании. Продумайте ситуацию, в которой может возникнуть такая необходимость при встрече двух людей. Используя оценочную шкалу от одного до десяти баллов, выберите для себя и партнера определенный уровень уверенности. Придумайте определенную «предысторию» для обоснования своего поведения. До начала сцены сохраняйте нормальную, «реальную» открытость, свойственную характеру персонажа. Затем войдите в состояние «притворной открытости», предназначаемое для манипулирования чувствами и поведением другого человека. Достигнув состояния готовности, войдите в заданную ситуацию. Сконцентрируйтесь на сознательном восприятии внутреннего конфликта, состоящего в сохранении «принятой» степени открытости в течение сцены. 3. В общении друг с другом люди нередко используют неодушевленные предметы, которые зачастую помогают им достичь большей уверенности или Стр. 93 скрыть истинные чувства. Выберите несколько мелких предметов для возможного использования, например сумочку, газету, мобильный телефон, зеркальце, очки. Подготовьтесь, как и в предшествующем упражнении, но старайтесь во время сцены воспользоваться выбранными предметами, чтобы принять более открытое или закрытое положение. 4. Проявления степени открытости у человека бывают очень «текучими» и быстро изменяющимися, в зависимости от того, что это за человек и какие чувства он испытывает. Открытость отражает представления человека о собственном относительном социальном статусе. Обдумайте какой-то момент встречи двух людей в вашей сценке. Спланируйте в разыгрываемой вами сценке такой момент, в который нечто важное изменяет «соотношение сил» между партнерами — например, решение или некое признание. Исследуйте во время исполнения, как открытость изменяется у каждого из персонажей до такого важного момента, в сам этот момент или после него. Попробуйте разыграть эту сценку как: а) незнакомцы; б) друзья; в) влюбленные. Пример: Наташа из пьесы «Три сестры» А. П. Чехова Прочитайте и прорепетируйте предложенную ниже сцену из второго действия. Наташа ищет Андрея, чтобы передать ему сообщение. Проанализируйте, как она может использовать свой разговор о холоде (по-видимому, она запретила попусту жечь огонь в доме) как Стр. 94 оправдание для сохранения «защитного одеяла» закрытой позы. Возможно, когда она упоминает о ряженых, она может немного больше открыться по мере возвращения к ней ощущения контроля над ситуацией — и еще раз, когда она задумывает вынудить Ирину уступить свою комнату. Восемь часов вечера. За сценой на улице едва слышно играют на гармонике. Нет огня. Входит Наталья Ивановна в капоте, со свечой. Она идет и останавливается у двери, которая ведет в комнату Андрея. НАТАША: Ты, Андрюша, что делаешь? Читаешь? Ничего, я так только... (Идет, отворяет другую дверь и, заглянув в нее, затворяет.) Огня нет ли... АНДРЕЙ (входит с книгой в руке): Ты что, Наташа? НАТАША: Смотрю, огня нет ли... Теперь масленица, прислуга сама не своя, гляди да и гляди, чтобы чего не вышло. Вчера в полночь прохожу через столовую, а там свеча горит. Кто зажег, так и не добилась толку. (Ставит свечу.) Который час? АНДРЕЙ (взглянув на часы): Девятого четверть. Стр. 95 НАТАША: А Ольги и Ирины до сих пор еще нет. Не пришли. Все трудятся, бедняжки. Ольга на педагогическом совете, Ирина на телеграфе... (Вздыхает.) Сегодня утром говорю твоей сестре: «Побереги, говорю, себя, Ирина, голубчик». И не слушает. Четверть девятого, говоришь? Я боюсь, Бобик наш совсем нездоров. Отчего он холодный такой? Вчера у него был жар, а сегодня холодный весь... Я так боюсь! АНДРЕЙ: Ничего, Наташа. Мальчик здоров. НАТАША Но все-таки лучше пускай диета. Я боюсь. И сегодня в десятом часу, говорили, ряженые у нас будут, лучше бы они не приходили, Андрюша. АНДРЕЙ: Право, я не знаю. Их ведь звали. НАТАША. Сегодня мальчишечка проснулся утром и глядит на меня, и вдруг улыбнулся: значит, узнал. «Бобик, — говорю, — здравствуй! Здравствуй, милый!» А он смеется. Дети понимают, отлично понимают. Так, значит, Андрюша, я скажу, чтобы ряженых не принимали. Стр. 96 АНДРЕЙ (нерешительно): Да ведь это как сестры. Они тут хозяйки. НАТАША: И они тоже, я им скажу. Они добрые... (Идет.) К ужину я велела простокваши. Доктор говорит, тебе нужно одну простоквашу есть, иначе не похудеешь. (Останавливается.) Бобик холодный. Я боюсь, ему холодно в его комнате. Пожалуй, надо бы хоть до теплой погоды поместить его в другой комнате. Например, у Ирины комната как раз для ребенка: и сухо, и целый день солнце. Надо ей сказать, она пока может с Ольгой в одной комнате... Все равно днем дома не бывает, только ночует... (Пауза.) Андрюшенька, отчего ты молчишь? АНДРЕЙ: Так, задумался... Да и нечего говорить... НАТАША: Да... что-то я хотела тебе сказать... Ах, да, там из управы Ферапонт пришел, тебя спрашивает. АНДРЕЙ (зевает): Позови его. Наташа уходит. Стр. 97 Инструмент № 7:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.100.82 (0.011 с.) |