Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа над зрительным контактомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Кто-то однажды сказал, что глаза — зеркало души. И это действительно так, когда речь заходит об общении людей. Мы используем глаза, чтобы «читать» других людей, а также чтобы сигнализировать б собственных эмоциях и намерениях (или скрывать их). Наибольшее значение имеют направленность и продолжительность зрительного контакта между людьми. Крайними противоположностями, несомненно, являются непрерывный зрительный контакт и полное его отсутствие. Интерес представляет также «прерывистый» контакт, когда люди быстро бросают мимолетный взгляд и снова отводят глаза. В мире животных прямой взгляд охотника на свою жертву свидетельствует о высоком статусе. «Ты выглядишь аппетитно», — мог бы думать хищник. Однако признаком высокого статуса может служить и отсутствие зрительного контакта, которое можно интерпретировать как: «Ты не заслуживаешь моего внимания». Взгляд жертвы на охотника может свидетельствовать о готовности зверька к бегству: «Он еще здесь?». Если «дичь» не смотрит в глаза хищнику, это может указывать также на подчинение: «Я знаю, кто здесь хозяин». Мимолетный зрительный контакт, когда одно из животных всегда отводит глаза первым, может указывать на принятие более низкого статуса: «Привет и все такое, но я действительно не представляю для тебя угрозы». (Люди, умеющие усмирять лошадей, пользуются таким методом.) Стр. 98 Для людей в основном подходят те же самые законы. Основное различие снова состоит в том, что мы, как правило, манипулируем собственным поведением, руководствуясь какими-то скрытыми мотивами. Одним из комических стереотипных примеров может служить старомодный директор (или директриса) школы, который во время общего собрания сверлит пронзительным взглядом школьный зал в попытке выявить потенциальных нарушителей дисциплины. Под этим пронзительным взглядом школьники замирают на месте и решительно отказываются поднимать глаза. Важно держать в уме простую схему взаимоотношений охотник/дичь в царстве животных, поскольку эти отношения очень часто имеют параллели в человеческих взаимоотношениях. Мы тоже часто охотимся или попадаем в положение преследуемых; разве что в прямом смысле не едим друг друга. Зато мы теперь охотимся за высоким социальным статусом, за положением во взаимоотношениях, которое бы давало нам ощущение наибольшего комфорта. Делаем мы это, используя целый набор тонких, хитроумных, а иногда, на первый взгляд противоречивых способов. С самых древних времен люди понимают важность зрительного контакта. Но опыт мы приобретаем по мере взросления. Группа четырехлетних малышей будет активно проявлять отсутствие интереса к скучному воспитателю — дети при этом отворачиваются, зевают, глядят в окно. Утомившийся ученик средней школы может время от времени имитировать интерес, глядя преподавателю прямо в глаза; студент университета на скучной лекции может с успехом делать вид, что всецело поглощен записью того, что говорит преподаватель. Стр. 99 Зрительный контакт между людьми отражает их интерес или уважение друг к другу (или отсутствие таковых). Полный зрительный контакт может свидетельствовать либо об ощущении человеком своего высокого статуса в контроле над ситуацией, либо об унизительном ощущении того, что вы сами находитесь под контролем; мигание снижает самоощущение силы и контроля. Если человек отводит глаза первым, это может свидетельствовать о том, что он готов принять свое более низкое положение по отношению к человеку, который смотрел на него. Но это может говорить и об утрате интереса к собеседнику. Если вы хотите удостовериться, правильно ли вы «прочли» смысл сообщения, переданного посредством зрительного контакта — особенно если ситуацию можно истолковать по-разному, — обращайте внимание на напряженность лица и тела. Человек, ощущающий себя вполне свободным и использующий зрительный контакт по собственному желанию, обязательно подтверждает это своими ненапряженными лицом и позой. Некоторые из последних интересных исследований изучают, каким образом зрительный контакт соотносится с умственными процессами, такими как запоминание событий. В целом, если вы мысленно «видите» образы, ваши глаза направлены вверх, словно вы смотрите на изображение на экране, который висит высоко перед вами. Если вы вспоминаете или слышите звуки, ваши глаза перемещаются в сторону. А если вы вспоминаете или переживаете сильные эмоции, то опускаете глаза. Я думаю, что анализ этих наблюдений представляет интерес для актеров. Постарайтесь понаблюдать за собой, Стр. 100 когда вы что-то вспоминаете. Проанализируйте, насколько применима эта теория к спонтанному опыту: я заметил, что когда я слушаю кого-то в разговоре по телефону, мои глаза слегка, но быстро перемещаются из стороны в сторону. По моему мнению, такой тип понимания тонкостей в поведении очень полезно исследовать. Я знаю, что некоторые преподаватели полагают, что подобный анализ способен навредить спонтанности исполнения, но я убедился на собственном опыте, что освоение этого навыка делает актера более изобретательным, неповторяющимся и жизненным. Полезные советы Насколько долго ваш персонаж может сохранять зрительный контакт с другим персонажем? Пускай детали вас не тревожат; технически «корректный» ответ в любых конкретных обстоятельствах состоит из очень большого числа переменных. Просто освойте теорию, проанализируйте ее во время репетиций, а затем на сцене доверяйтесь собственным инстинктам. Попытки вашего героя достичь своей цели — его «потребности» в любой конкретный момент (смотрите раздел 6 «Внутренняя жизнь») придадут верное направление вашему физическому поведению. Помните об этом. В целом, чем лучше вы знаете какого-то человека, тем меньшую необходимость вы испытываете в регулярном зрительном контакте с ним. Вам уже не столь необходимо направлять этому человеку зрительные сигналы, например, улыбаться и кивать в знак понимания, поскольку вы хорошо друг друга понимаете и вряд ли можете Стр. 101 обидеть друг друга. Иногда необходимо также отвести глаза в сторону, чтобы решиться открыть более личные мысли и чувства, чем те, что принято обсуждать между друзьями. Трудно сформулировать сложные мысли или действительно мысленно восстановить события, если при этом неотрывно смотреть в глаза собеседнику. Индивидуальные упражнения 1. Попытайтесь изменить на денек ваш предпочтительный тип зрительного контакта. Если вам обычно свойственно глядеть в сторону, постарайтесь сохранять прямой зрительный контакт. Следуйте такому типу поведения в течение некоторого времени, наблюдая за тем, как оно влияет на ваши чувства. Отметьте также, изменится ли поведение других людей по отношению к вам. 2. Выберите какой-то современный реалистический монолог, с которым вполне освоились, который вы прекрасно знаете и который обращен к отсутствующему персонажу. Попробуйте произнести этот монолог, используя все свои знания об использовании зрительного контакта. Упражнения с партнером 1. Обдумайте некую ситуацию, связанную с работой, в которой профессионал может сознательно менять зрительный контакт в общении с собеседником или клиентом. Если хотите, используйте предлагавшиеся примеры: следователь подозреваемый; Стр. 102 Психолог ребенок. Придумайте короткую сценку на эту тему. 2. Продумайте ситуацию, в которой встречаются два человека, недавние знакомые, но один из них желает скрыть истинные чувства. Придумайте сценку, в которой этот человек манипулирует зрительным контактом, чтобы «сбить собеседника с толку». 3. Продумайте ситуацию, в которой два близких друга сидят на скамейке, отвернувшись один от другого. Придумайте сценку, в которой зрительный контакт в общении между друзьями отражал бы степень близости между ними. Проиграйте сценку еще раз, почти постоянно глядя друг другу в глаза. Обсудите разницу во «вкусе» взаимоотношений. 4. Попрактикуйтесь в болтовне с партнером с различными типами зрительного контакта. Затем обсудите, как разные уровни зрительного контакта влияли на ваше представление о том, что чувствовал к вам ваш партнер. Пример: Наташа из пьесы «Три сестры» А. П. Чехова Прочитайте и прорепетируйте предложенную ниже более длинную сцену из второго действия. Впервые мы видим Наташу в обществе, состоящем в основном из мужчин, включая Вершинина, барона Тузенбаха, Солёного, Федотика (все армейские офицеры) и Чебутыкина (полкового врача). Маша и Ирина, а также няня Анфиса тоже присутствуют. Это очень сильно энергетически заряженная сцена для Наташи; все эти важные люди — гости в ее доме. Мужа Стр.103 Наташи в комнате нет. Если ей предстоит конкурировать с Машей и Ириной в попытке добиться внимания мужчин, она может попытаться использовать свои «внутренние ресурсы» дополнительно к привлекательной внешности. Подумайте над тем, как Наташа может использовать зрительный контакт в этих целях. Грубость Солёного, несомненно, поколеблет ее уверенность, хотя она может постараться скрыть свое замешательство. Несмотря на то, что Наташа мало говорит в этой сцене, использование ею французского языка, чтобы «поставить на место» Машу, позволяет предположить, что Наташа все еще очень старается произвести впечатление на окружающих. Подают самовар. Анфиса около самовара. Немного погодя приходит Наташа и тоже суетится около стола. Приходит Солёный и, поздоровавшись, садится за стол. ВЕРШИНИН: Однако какой ветер! МАША: Да. Надоела зима. Я уже и забыла, какое лето. ИРИНА. Выйдет пасьянс, я вижу. Будем в Москве
ФЕДОТИК: Нет, не выйдет. Видите, восьмерка легла на двойку пик. (Смеется.) Значит, вы не будете в Москве. Стр. 104 ЧЕБУТЫКИН (читает газету): Цицикар. Здесь свирепствует оспа. АНФИСА (подходя к Маше): Маша, чай кушать, матушка. (Обращается к Вершинину.) Пожалуйте, ваше высокоблагородие... простите, батюшка, забыла имя, отчество... МАША: Принеси сюда, няня. Туда не пойду. ИРИНА: Няня! АНФИСА: Иду-у! НАТАША (Солёному): Грудные дети прекрасно понимают. «Здравствуй, говорю, — Бобик. Здравствуй, милый!» Он взглянул на меня как-то особенно. Вы думаете, во мне говорит только мать..., но нет, нет, уверяю вас! Это необыкновенный ребенок. СОЛЁНЫЙ: Если бы этот ребенок был мой, то я изжарил бы его на сковородке и съел бы. (Идет со стаканом в гостиную и садится в угол.) Стр. 105 НАТАША (закрыв лицо руками): Грубый, невоспитанный человек! МАША: Счастлив тот, кто не замечает, лето теперь или зима. Мне кажется, если бы я была в Москве, то относилась бы равнодушно к погоде... ВЕРШИНИН: На днях я читал дневник одного французского министра, писанный в тюрьме. Министр был осужден за Панаму. С каким упоением, восторгом упоминает он о птицах, которых видит в тюремном окне и которых не замечал раньше, когда был министром. Теперь, конечно, когда он выпущен на свободу, он уже по-прежнему не замечает птиц. Так же и вы не будете замечать Москвы, когда будете жить в ней. Счастья у нас нет и не бывает, мы только желаем его. ТУЗЕНБАХ (берет со стола коробку): Где же конфеты? ИРИНА: Солёный съел. ТУЗЕНБАХ: Все? АНФИСА ( подавая чай): Вам письмо, батюшка. Стр. 106 ВЕРШИНИН: Мне? (Берет письмо.) От дочери. (Читает.) Да, конечно... Я, извините, Мария Сергеевна, уйду потихоньку. Чаю не буду пить. (Встает, взволнованный.) Вечно эти истории... МАША: Что такое? Не секрет? ВЕРШИНИН (тихо): Жена опять отравилась. Надо идти. Я пройду незаметно. Ужасно неприятно все это. (Целует Маше руку.) Милая моя, славная, хорошая женщина... Я здесь пройду потихоньку... (Уходит.) АНФИСА: Куда ж он? А я чай подала... Экой какой. МАША (рассердившись): Отстань! Пристаешь тут, покоя от тебя нет... (Идет с чашкой к столу.) Надоела ты мне, старая! АНФИСА: Что ж ты обижаешься? Милая! Голос Андрея: «Анфиса!» (Дразнит.) Анфиса! Сидит там... (Уходит.) Стр. 107 МАША ( в зале у стола, сердито): Дайте же мне сесть! (Мешает на столе карты.) Расселись тут с картами. Пейте чай! ИРИНА: Ты, Машка, злая. МАША: Раз я злая, не говорите со мной. Не трогайте меня! ЧЕБУТЫКИН (смеясь): Не трогайте ее, не трогайте... МАША: Вам шестьдесят лет, а вы, как мальчишка, всегда городите черт знает что. НАТАША (вздыхает): Милая Маша, к чему употреблять в разговоре такие выражения? При твоей прекрасной наружности в приличном светском обществе ты, я тебе прямо скажу, была бы просто очаровательна, если бы не эти твои слова. Jevous prie pardonnez moi, Maree, mais vous avez des ma- nieres unpeu grossieres1. ТУЗЕНБАХ (сдерживая смех): Дайте мне... дайте мне... Там, кажется, 1 Прошу извинить меня, Мари, но у вас несколько грубые манеры (фр.). Стр. 108 НАТАША: Il parait, que mon Бобик déjà ne dort pas1. проснулся. Он у меня сегодня нездоров. Я пойду к нему, простите... (Уходит.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.147 (0.011 с.) |