ТОП 10:

Инструмент № 12: Контроль тембра



Тембр — это термин, который используется для опи­сания степени твердости или мягкости человеческого голоса. Трудно описать или идентифицировать качество тембра, однако он способен оказывать очень сильное влияние на аудиторию.

Есть определенное сходство между тембром голоса и настройкой тона в высокоточной музыкальной системе. Многие аудиосистемы оснащены рукоятками контроля, которые позволяют слушателю повышать или снижать мощь басов или звучание дискантовых тонов в музыке. Более усовершенствованные системы дают возможность осуществлять очень тонкую подстройку тембра музыкаль­ного произведения с помощью графического эквалайзера. Низкие, высокие и средние частоты можно сбалансировать

Стр. 144

до уровней, устраивающих каждого отдельного слушателя. Повернув рукоятку контроля частоты, скажем басового ре­гистра музыкальной системы, вы не просто повышаете громкость звучания, вы повышаете уровень басового резо­нанса. Если ваша музыкальная система уже включена на полную мощь, вы можете заметить, что басовые ноты в музыкальном произведении вибрируют настолько сильно, что слушатели могут ощущать эти вибрации всем телом.

Важно помнить, что, подобно музыкальному тембру, вокальный тембр представляет собой свойство, поддаю­щееся изменениям, когда звук имеет определенную высо­ту и удерживается на одной ноте. Любую ноту, которую вы в состоянии без усилий пропеть, можно изменить так, что она приобретет более твердое или мягкое звучание.

Давайте исходить из представления о том, что вокаль­ный тембр может быть твердым или мягким. Какие свой­ства приписывают слушатели голосу с твердым или мяг­ким тембром? Мягкий голос создает впечатление, что его обладатель — человек добросердечный, предупредитель­ный, спокойный. Примерами могут служить детский пси­холог или ночной ди-джей. Резкий, сильный тембр остав­ляет впечатление принадлежности очень энергичному, порывистому, наэлектризованному человеку. Представь­те себе рыночного торговца или ведущего молодежного телеканала.

Как правило, местный акцент, связанный с городской средой, звучит несколько резче и, может быть, грубее, чем акцент жителей сельской местности. Люди используют дыхание, напряжение и резонанс несколько разным об­разом. Например, жителям сельской Ирландии свой­ственно в разговоре выпускать воздух достаточно

Стр. 145

плавным и непрерывным потоком, что более способствует усилению резонанса. Уроженцы Белфаста, напротив, чаше совершают вдохи и вьщохи в речи, что приводит к физическому напряжению в горле и ограничивает резо­нанс. Это происходит в результате перекрывания голосо­вой щели. В данном случае следует пояснить, что такое перекрывание голосовой щели.

Это явление происходит, когда задняя часть гортани мгновенно напрягается в процессе речи, перекрывая путь потоку воздуха. Попробуйте проделать это. Произнесите громко какое-нибудь слово, например, «автоматичес­кий», с сильным акцентом, словно проглатывая большую часть согласных звуков. У вас получится нечто вроде «а'о' ма'и'ч'кий», так что в пределах одного слова вы испыта­ете несколько перекрываний голосовой щели. Начните произносить слово заново. Только в этот раз прервитесь после произнесения первого звука «а». Отметьте положе­ние гортани: она напряжена и сомкнута, так что через нее нет доступа воздуху.

Вспомните подраздел о громкости, в котором рас­сматривалось понятие резонанса. Резонаторы функцио­нируют эффективнее всего, когда воздух имеет возмож­ность проходить свободно и мышцы вокруг резонаторов расслаблены. Голосовой тембр — насколько резко или мягко звучит голос человека, — более всего зависит от двух факторов: прохождения воздушного потока и мы­шечного напряжения.

Что же можно сделать для изменения тембра соб­ственного голоса? Значительное изменение тембра — за­дача нелегкая. Голосовой тембр напоминает местный ак­цент. Это нечто, выработавшееся у вас в течение всей

Стр. 146

жизни и ставшее инстинктивным. Если вы желаете изме­нить тембр, вам следует обрести полный контроль и над потоком воздуха, который вы выдыхаете, и над степенью собственной физической релаксации. Это помогает так­же выработать ощущение «позиционирования голоса» за счет визуализации «центрирования» голоса в определен­ной точке на пути прохождения воздушного потока.

Если вы стараетесь достичь мягкого тембра, вы може­те представить себе, что ваш голос находится в центре грудной клетки: расслабьте как можно больше мышц и сосредоточьтесь на ощущении вибрации в вашем грудном резонаторе (вспомните о ночном ди-джее). Если вы доби­ваетесь «твердого» тембра, визуализируйте, как ваш голос размещается в гортани или в ротовой полости (можете вспомнить о ведущем молодежной телепрограммы).

Однако в театре следует быть очень внимательным. «Позиционирование» голоса в горле неминуемо приведет к определенной степени мышечного напряжения в этой области, и, если вы начнете делать усилия, чтобы ваш го­лос звучал нормально, излишнее напряжение может при­вести к длительной травме. На радио и телевидении, где программы часто идут в записи, такое напряжение вполне приемлемо, если у вас нет необходимости в «проецирова­нии» голоса на аудиторию.

Полезные советы

Ваш собственный «природный» тембр, скорее всего, будет представлять нечто среднее между «жестким» и «мягким». Чем ближе тембр к одной из «крайних» точек диапазона, тем более вы нуждаетесь в развитии чуткости,

Стр. 147

необходимой для его изменения. Поэтому внимательно вслушивайтесь в различные голоса людей в повседневной жизни. Слушайте рекламные ролики на телевидении; тип рекламируемой продукции обычно диктует выбор конк­ретного голосового тона и тембра. Иногда можно слы­шать, как один и тот же актер в разных рекламных кли­пах говорит разным голосом. Если вы сумеете освоить способность изменения тембра, то, возможно, станете более востребованным как актер.

Индивидуальные упражнения

Выполняйте эти упражнения ежедневно, используя диктофон. Помните, что микрофон, которым оснащен стандартный диктофон, недостаточно чувствителен для улавливания мельчайших тонкостей в перемене тембра. Если вы серьезно заинтересованы в обретении контро­ля над голосом, вам придется потратиться на более вы­сококачественную записывающую аппаратуру.

1. Вернитесь к первому упражнению в подразделе «Громкость». Начните с повторения исходного уп­ражнения. Затем, во время совершения выдоха, по­экспериментируйте с тончайшими вариациями на­пряжения, помогающими изменять тембр голоса. Используйте метод визуализации для «позициониро­вания» голоса в определенных точках между центром вашей гортани и губами. Визуализация исполняет роль внутреннего «наставника»: в техническом пла­не вы будете потихоньку прибавлять мышечное на­пряжение для придания голосу твердости или убав­лять напряжение для придания голосу мягкости.

Стр. 148

2. Повторите первое упражнение, но в этот раз сохраняйте состояние мышечной релаксации и изменяйте тембр на каждом выдохе. Наблюдайте за тем, как ваш тембр словно набирает силу всякий раз, как вы берете все более высокий тон, и смягчается, когда вы используете более низкие тона. Помните — чем ниже тон, тем больше вы используете резонанс грудной клетки и шеи.

3. Проинтонируйте слоганы из рекламных телевизионных и радиороликов. Постарайтесь произнести эти тексты, варьируя тембр голоса. Запишите свои попытки и проанализируйте, какие различия заметили.

Упражнения с партнером

1. Подберите сценку, в которой был бы диалог между двумя персонажами (можно для начала использовать краткий диалог из упражнения в предшествующем подразделе). Для одного персонажа выберите твердый тембр, для второго — мягкий. Постарайтесь, чтобы оба персонажа говорили примерно в одинаковой голосовой тональности. Прочитайте диалог вслух. Совершите «обмен» тембрами. Обсудите с партнером, насколько различные качества тембра подходят разным персонажам. Попробуйте разыграть другой диалог.

2. Проделайте то же самое, но на этот раз ваши персонажи должны говорить явно в разных тональностях: один — высоким тоном, другой — низким. Идея состоит в использовании разных уровней резонанса.

Стр. 149

Совершите «обмен» тембрами. Обсудите с партне­ром, насколько различные качества тембра подхо­дят разным персонажам. Попробуйте разыграть другой диалог.

3. Повторите первое упражнение, но на этот раз по­звольте тембру своего голоса слегка измениться во время сценки — например, от мягкого к жесткому. Это одна из трансформаций, которая может про­исходить спонтанно — в ответ на эмоциональное состояние, например, когда говорящий вдруг ощу­щает угрозу.

Стр. 150

Раздел 5.

РЕЧЬ

Итак, голос — это звук, который мы издаем. Речь представляет собой способ контроля звуков для преобра­зования их в слова. Речь в театре, как правило, содержит множество информации, полезной для публики. В этом качестве речь, несомненно, находится в центре актерско­го исполнения.

Актеры используют речь для донесения до зрителей важной информации, которая касается не только сю­жета пьесы, но также и личности персонажей, которых они играют.

В этом разделе вас ждет знакомство еще с четырьмя новыми инструментами актерского мастерства, которые помогут вам сделаться более многогранным и психологи­чески чутким исполнителем. Инструмент № 13 — изме­нение темпа — анализирует скорость речи как зачастую игнорируемую характеристику личности, а также показы­вает, какое важное влияние способен оказывать меняю­щийся темп речи. Инструмент № 14 — изменение акцен­та — анализирует один из наиболее популярных методов изменения характера и предлагает полезные советы по развитию навыка использования акцентов. Инструмент

Стр. 151

встречающиеся речевые вариации с советами о том, как можно их использовать.

Как и раньше, сначала мы рассмотрим значение каж­дого термина; порассуждаем о том, какие знания необхо­димы для изменения каждой переменной; проанализиру­ем психологические причины различий между людьми; в завершение будут предложены упражнения по речи. В работе над этим разделом вам тоже поможет диктофон.

Итак, речь обладает четырьмя ключевыми перемен­ными характеристиками: это темп, акцент, дикция и ре­чевые особенности.

Инструмент № 13: изменение темпа речи

Темп — это просто скорость, с которой говорит чело­век. Как и в случае с большинством других личных ха­рактеристик, темп речи есть нечто, что мы реально заме­чаем только в случае, если он начинает нас раздражать, например, если темп речи не дает хорошо расслышать собеседника. Двумя очевидными крайностями здесь яв­ляется речь настолько быстрая, что слушатель не успе­вает за говорящим, и речь настолько медленная, что слу­шатель томится, не в силах дождаться ее конца.

Разная скорость речи создает различное представле­ние о говорящем. Быстрота речи может свидетельствовать об уверенности, быстром уме, спонтанности, энергии. Медленная речь может оставлять впечатление скрытнос­ти, низкого уровня умственных способностей, осторож­ности или даже апатии (равнодушия). Однако быстрая речь может также наводить на мысль о нервозности, а

Стр. 152

неторопливая — являться признаком уверенного в себе че­ловека, который сам задает темп общения.

Мы уже говорили раньше, что людям свойственно скрывать что-то личное. Нервный человек часто стара­ется выглядеть уверенным и спокойным. От природы энергичный и легковозбудимый человек может пытать­ся скрыть свой энтузиазм, чтобы выглядеть хладнокров­ным. Обеих иллюзий можно достичь посредством изме­нения скорости речи.

Для актера очень ценно осознанное отношение к тому, с какой скоростью он говорит. Одна из важнейших задач актера состоит в том, чтобы в течение всей пьесы (особен­но «полноактной» постановки) удерживать внимание зри­тельской аудитории. Конечно, интересный сюжет и так захватит внимание зрителей, однако вы, актер, в качестве основного «рассказчика» сюжетной истории, в значитель­ной мере отвечаете за поддержание искреннего зрительс­кого интереса. А осознание скорости речи является цен­ным и далеко не полно используемым средством в борьбе за интерес аудитории.

Конечно, не стоит даже пытаться менять темп речи только для того, чтобы казаться интересным. Темп речи является отражением душевного и эмоционального со­стояния человека, так что в любой момент постановки темп речи должен быть соответствующим. Но не следу­ет и ограничивать себя слишком жесткими рамками за­ранее продуманного и намеченного плана. Вместе с этим следует понять развитие характера вашего персонажа в ходе пьесы, а потом на репетиции делать все важные для актеров вещи — сохранять концентрацию, оставаться в релаксации, слушать, — и вы обнаружите, что скорость

Стр. 153

речи у вас меняется спонтанно, в ответ на обстоятельства, в которых оказывается ваш персонаж. И, естественно, быстрота, с которой вы произносите свои реплики, вполне может меняться в ответ на исполнение партнера.

Самым лучшим постановкам присуща внутренняя органика; актер проявляет психологическую и эмоцио­нальную чуткость, которая всякий раз придает спектак­лю что-то новое. Чтобы выработать йавыки, необходи­мые для рождения подобной «легкости игры», достичь уверенности, дающей возможность спонтанно менять, к примеру, скорость речи, — необходимо практиковаться в повседневной жизни. Конечно, вам необходима пре­красная дикция, то есть четкость и ясность речи. Освоив этот навык, вы раскроете для себя полный диапазон ва­риаций в темпе речи.

Возьмем простой вопрос «Вы кого-то ждете?» и про­анализируем его, поместив с этой целью в воображаемый контекст. Вы находитесь в баре или в кафе, где сидите ря­дом с симпатичной незнакомкой. Вам трудно дается зна­комство с новыми людьми, но не хочется и выглядеть не­рвным. Прежде всего, речь идет о голосе: его громкости, интонациях, тоне и тембре. Ваш голос будет звучать дос­таточно громко, частично из-за того, что в кафе доволь­но шумно, играет музыкальный автомат, а частично из-за того, что вы волнуетесь и недостаточно владеете собой. Мысленно вы прокручиваете свой вопрос в течение не­скольких минут. Вам хочется, чтобы вопрос прозвучал естественно, но заинтересованно, так что модуляции ва­шего голоса будут слегка меняться. Вы надеетесь, что за­говорите своим естественным тоном; если нервозность не уляжется, ваш голос может прозвучать слишком высоко.

Стр. 154

Вам хотелось бы, чтобы тембр вашего голоса не был слишком жестким. Но ваше тело настроено иначе: груд­ная клетка и горло несколько сжаты, так что вы чувству­ете, что ваш голос находится в задней части горловины, где вы ощущаете сильное напряжение.

Теперь перейдем к речи — в данном случае к скоро­сти речи. Не слишком быстрая, не слишком медленная. Вы желаете произвести хорошее впечатление, вы хоти­те, чтобы ваша речь звучала спокойно и уверенно.

Мысль, которую я хочу подчеркнуть, относится ко всем восьми характеристикам голоса и речи, а также к пяти характеристикам физического поведения, и состоит в том, что поведенческие вариации происходят непосред­ственно в ответ на эмоциональное и психологическое со­стояние человека. В хороший для себя день вы находите естественный способ произнесения, скажем, какой-то реплики, который будет искренним, интересным и инту­итивным. В не слишком удачный день вы будете звучать правдиво, достаточно интересно и внешне интуитивно. Если вы хороший актер, никто не заметит разницы.

Еще одно замечание по поводу темпа речи. В повсед­невных разговорах люди меняют темп речи, но не толь­ко, — они также варьируют длину пауз между высказы­ваниями. Человек напористый обычно делает очень короткие паузы в разговоре, а то и постоянно перебивает собеседника. Человек пассивный или настороженный может помедлить несколько секунд, прежде чем начать говорить. Нетрудно понять психологические причины того, почему паузы в речи человека могут значительно изменяться в соответствии с обстоятельствами, — это реальная жизнь.

Стр. 155

Полезные советы

Получив отрывок текста, в котором два персонажа го­ворят по очереди, легко позабыть простую истину о пау­зах в речи. Вы заучиваете свои реплики, усваиваете необ­ходимые тонкости, а потом репетируете с партнером. Если вы сконцентрированы и уверены в себе — и дей­ствительно хорошо знаете свой текст, — вы можете «отпу­стить процесс на волю» и инстинктивно ощущать, когда и какие паузы требуются. Но если что-то пошло не так — у любого из партнеров есть какая-то причина для излиш­него напряжения, — оба партнера потеряют способность слушать и реагировать, то есть способность, составляю­щую суть хорошего актерского диалога. В результате па­узы между репликами становятся одинаковыми, а следо­вательно, предсказуемыми. Я говорю — мой партнер делает вид, что слушает и реагирует; партнер говорит -я делаю вид, что слушаю и реагирую на его слова. Хоро­шие актеры, застигнутые подобной ситуацией, возвра­щаются к инстинктивной игре и вносят определенные перемены в паузы между репликами. Актеры не столь одаренные быстро становятся неинтересными.

Эту проблему можно преодолеть, используя аналогию из тенниса. В теннисе каждый игрок имеет возможность сделать подачу с задней линии, от самой сетки или с по­зиции где-нибудь посередине. Теннисная партия, сыг­ранная целиком с «дальнего расстояния» — где оба игро­ка находятся на задней линии в надежде, что один из них сделает ошибку, — может оказаться скучной для зрителей. Ни одна теннисная партия не может быть целиком разыг­рана у сетки, но когда игроки оказываются у сетки, игра

Стр. 156

действительно приобретает особую остроту. В типичной теннисной партии оба игрока меняют позицию часто и внезапно, в какой-то момент отступая на заднюю линию, а в следующий раз подбегая к самой сетке. Одной из са­мых волнующих для зрителей подач является неожидан­ная «свеча» с длинной дистанции, захватывающая сопер­ника врасплох или на бегу, в попытке успеть отбить удар. Следовательно, как актеру вам необходимо избегать прогнозируемой подачи с «длинной дистанции», кото­рая имеет один и тот же темп и одинаковую продолжи­тельность паузы. «Обмен ударами от сетки» — это быс­трый и лихорадочный обмен репликами с множеством пауз. Остальные исполнители видят, как каждый из ак­теров продолжает варьировать скорость речи и длину пауз в соответствии с личным психологическим состоя­нием, мгновенно изменяющимся. А «свеча»? Это сокру­шительная реплика (утверждение или вопрос), оставля­ющая собеседника в состоянии коллапса.

Индивидуальные упражнения

Предлагаемые упражнения относятся к технике ис­полнения. Рекомендую использовать их, только чтобы «освоить» темп речи и паузы между фразами.

1. Ниже приведен отрывок из повести Чарльза Дик­кенса «Рождественская песнь в прозе». Прочитайте отрывок вслух с «нормальным» темпом речи, запи­сывая свой голос на диктофон. «Жара или стужа на дворе — Скруджа это беспокоило мало. Никакое тепло не могло его обогреть, и ни­какой мороз его не пробирал.

Стр. 157

Самый яростный ветер не мог быть злее Скруджа, са­мая лютая метель не могла быть столь жестока, как он, самый проливной дождь не был так беспощаден. Непогода ничем не могла его пронять. Никто никогда не останавливал его на улице радос­тным возгласом: «Милейший Скрудж! Как пожива­ете? Когда зайдете меня проведать?». Ни один нищий не осмеливался протянуть к нему руку за подаянием, ни один ребенок не решался спро­сить у него, который час, и ни разу в жизни ни еди­ная душа не попросила его указать дорогу. Казалось, даже собаки, поводыри слепцов, понимали, что он за человек, и, завидев его, спешили утащить хозяина в первый попавшийся подъезд или в подво­ротню, а потом долго виляли хвостом, как бы гово­ря: «Да по мне, человек без глаз, как ты, хозяин, куда лучше, чем с дурным глазом».

Теперь разметьте текст карандашом, используя цифры от 1 до 5 для обозначения темпов речи. Если вы находите необходимой паузу, впишите букву «П» (заглавную букву для длинной паузы, маленькую -для короткой). Привлеките аналогию с автомобиль­ной передачей: первая передача — очень медленная, а пятая — очень быстрая. Убедитесь в том, что ос­мысленно разметили текст с точки зрения рассказ­чика истории. Запишите этот вариант на диктофон. Прослушайте оба варианта для сравнения. Попро­буйте сделать еще одну запись, изменив схему «пе­реключения скоростей».

2. На этот раз используйте монолог из пьесы, разделив его на несколько маленьких кусочков. Проговори-

Стр. 158

те монолог, отмечая те изменения темпа речи, кото­рые, как вы ощущаете, произойдут как отклик на психологические переживания персонажа. Задайте себе вопросы о персонаже: трудно ли вам сказать, что это за человек? Подразумевает ли этот человек именно то, что говорит, или пытается что-то скры­вать? Как ваш персонаж относится к своему собе­седнику? Пользуйтесь карандашом и резинкой -ваши решения наверняка будут меняться. Разметив текст, запишите его на диктофон. В этом упражнении вам предлагается наудачу сде­лать выбор темпа речи, что иногда приводит к по­истине интересным результатам. Вам понадобится кубик из настольной игры, карандаш, а также вто­рой монолог, который вы тоже поделите на мел­кие отрывки. Бросьте кубик. Начиная с первой строки монолога, определите таким образом темп речи для каждого отрывка. Как и прежде, исполь­зуйте цифры от 1 до 5; если выпадет цифра 6, это будет означать речь настолько быструю, что вы вряд ли сумеете членораздельно произносить сло­ва. Теперь запишите отрывок, изменяя темп речи, как было задумано, в произвольно выбранных ме­стах. Прослушайте запись: заметили ли вы моменты, в которые изменение темпа речи оказалось неожиданно удачным?

Упражнения с партнером

1. Повторите упражнения 2 и 3, описанные выше, но в этот раз используйте диалог. Снова запишите

Стр. 159

исполнение на диктофон и прослушайте его. Отме­чайте любые новые наблюдения, касающиеся изме­нения темпа речи.

2. Используйте аналогию с игрой в теннис. Подберите краткий диалог из пьесы, которую хорошо знаете. Сцена должна быть реалистичной по стилю и остав­лять возможность для множества интерпретаций. (Хорошо подойдут такие пьесы, как Шемой офици­ант» Гарольда Пинтера и «В ожидании Годо» Бекетта). Обсудите интерпретацию сцены, определяющую психологическую значимость каждого из характеров: вам следует попробовать определить, чего каждый из персонажей хочет от другого. (Об этом мы подробнее поговорим в следующем разделе.) Теперь проиграй­те сцену, воображая оба характера в положении игро­ков на задней линии, то есть когда каждый из геро­ев делает паузу, прежде чем сказать свою реплику. Потом проиграйте сцену «от сетки», то есть прогово­рите диалог стремительно, часто перебивая друг дру­га. Потом перемешайте темпы. Еще раз произведи­те изменения. Обсудите, каким образом различные интерпретации влияют на ваши чувства по отноше­нию к другому персонажу.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.120.59 (0.017 с.)