Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И сотрудничать с коллегами по профессии

Поиск

В книге об актерском мастерстве мы не станем под­робно рассматривать это качество, однако оно абсолют­но необходимо. Любой бизнес, предлагающий на рын­ке новый продукт, будет тратить много времени и усилий на его рекламу и стимулирование сбыта. Актер — в не­котором смысле тоже «продукт», и отличие здесь состо­ит только в том, что у потенциального покупателя актер­ских услуг может быть уже полно других кандидатур, которые проверены и которым можно доверять. И ему вряд ли понравится человек «со стороны», навязываю­щий свои услуги!

Актер, стремящийся найти потенциального работо­дателя, найдет полезные советы в рекомендуемой лите­ратуре (см. раздел «Дополнительная литература») и, ко­нечно же, недавно выпущенный из студии актер обычно начинает с того, что отправляет по почте резюме и свои фотографии. Если вы хотите добиться успеха как про­фессиональный актер, но у вас нет агента, который мог бы вас представить, — что ж, не повезло. Но писать нуж­но в любом случае. Если вы все-таки найдете агента -хорошо, но не думайте, что он вам сильно поможет в смысле собеседования, хотя хороший агент способен организовать неформальную (и невероятно ценную) бе­седу с режиссером по кастингу. Некоторые актеры пред­лагают записи своих ролей на видео или DVD, у других есть собственные веб-сайты. Все британские актеры за­регистрированы в «Театральном прожекторе» — спра­вочнике, содержащем информацию об актерах для

Стр. 27

специалистов по кастингу. Главное в актерской профес­сии — это быть на виду: надо, чтобы ваша фотография находилась сверху стопки, а не в нижнем ящике стола или в корзине.

Вам понадобится умение проводить длительную кам­панию по дружескому изматыванию по почте. (Как-то раз я пришел на собеседование в телекомпанию «Грана­да», и в отделе кастинга ассистентка режиссера, едва сдерживая смех, вручила мне какой-то пакет. «Мы поду­мали, что вам это еще может пригодиться», — сказала она и передала мне штук двадцать совершенно одинаковых моих фотографий).

Обычно профессиональный актер встречается с режис­серами по кастингу на их «территории», и в подобных си­туациях собеседование проводится на их условиях, что ос­тавляет актеру немного шансов произвести глубокое впечатление. Смелый актер дождется момента, когда ре­жиссеры, директоры по кастингу и агенты «вылезут из сво­их бункеров» и увидят будни актерской профессии, ее на­стоящее и будущее — семинары, просмотры спектаклей, беседы со студентами. Если вы стремитесь играть и оказа­лись рядом с режиссером или директором по кастингу в баре — поздоровайтесь. Будьте искренними, приветливы­ми и не давите авторитетом. Попросите их рассказать о себе — это произведет на них большое впечатление. А если вы их еще и внимательно выслушаете, они удивятся еще больше и, возможно, запомнят вас!

Стр. 28


Раздел 2.

ПЛАНИРОВАНИЕ РОЛИ

В данном разделе рассматривается стадия планиро­вания роли. Планирование необходимо для того, чтобы актер приступал к репетиции с уверенностью, с осозна­нием того, что он понимает замысел пьесы, личность своего героя и характер взаимоотношений между персо­нажами.

В этом разделе внимание будет уделено тому, как ис­пользовать три ключевых «инструмента» планирования. Инструмент № 1 — это профиль характера персонажа. Он является «средоточием» всего исследования, прово­димого вами при прочтении пьесы до и во время репе­тиций. Вам будет показано, как каждая из категорий, представленных в Профиле, способствует пониманию образа героя, пьесы в целом и ключевых взаимоотноше­ний между действующими лицами. Инструмент № 2 — установление статуса, которое даст вам возможность бо­лее глубоко проникнуть в эти взаимоотношения. С по­мощью инструмента № 3 — влияние власти — вы пойме­те, почему главные действующие лица позволяют другим вести себя тем или иным образом.

После анализа каждого из «инструментов» в пос­ледующих четырех разделах книги вам будут предложе­ны советы по актерскому мастерству, а также индивиду­альные упражнения и упражнения с партнерами. Там,

Стр. 29

где это уместно, приводятся в качестве примеров отрыв­ки из опубликованных пьес, в частности из удивительно сдержанной чеховской пьесы «Три сестры». В Прило­жении вы найдете заполненный бланк Профиля харак­тера Наташи из «Трех сестер». Далее в книге вам будут представлены сцены с участием Наташи, чтобы пока­зать, как при исполнении ее роли можно использовать эти три «инструмента».

Инструмент № 1:

Профиль характера персонажа

Что вы обычно делаете, прежде чем приступить к зау­чиванию текста роли и репетициям? Чего от вас ожидает режиссер, когда вы приходите на первую репетицию? Представьте себе сцену: вы впервые держите в руках сце­нарий — и что? Считаете количество строк, которые вы должны будете произнести? Отмечаете их косметическим карандашом? Прочитываете свою роль вслух, чтобы «услы­шать», как ваш герой говорит? Начинаете сразу же учить роль? Все очень заманчиво (признаюсь, я делал все пере­численное в свое время). Но если вы хотите создать реаль­ный, правдивый, объемный образ, который столь же орга­ничен для этого сценария и истории, как и другие герои пьесы, вам нужно вначале спланировать свои действия.

В Приложении вы найдете бланк Таблицы с профи­лем характера персонажа. Начиная работать над созда­нием нового образа, вы заполняете эту таблицу каранда­шом. Основная ценность Профиля состоит в том, что до начала репетиций у вас есть одно место, где вы можете

Стр. 30

свести воедино все открытия, сделанные вами при перечитываний сценария.

Когда начнутся репетиции, у каждого актера в табли­це могут появиться изменения и дополнения. Таблица служит также предметом обсуждения. Два актера могут, например, обсудить противоречия между своими героя­ми, исходя из собственного анализа. Похоже, это хоро­ший способ сделать актеров в данной постановке едино­мышленниками!

Каждая из областей, которые мы будем исследовать в этом разделе, имеет соответствующую ей область в Таблице профиля характера персонажа. Проработав этот раздел, попробуйте заполнить Таблицу профиля соб­ственного характера. Очень полезно, заполнив таблицу, поразмышлять о том, как вы стали тем, кем стали, под влиянием некоторых аспектов, которые будут рассмот­рены ниже.

В Приложении вы найдете указания по заполнению таблицы. Там есть также заполненная таблица, пред­ставленная вашему вниманию в качестве образца.

Ключи к разгадке характера: начните с фактов

Итак, после первого прочтения пьесы что вы уже знаете о своем герое? Некоторые драматурги щедро пре­доставляют информацию о жизни персонажа, которого вы играете на сцене, другие предпочитают не пускаться в подробности. Однако многие факты в любом случае очевидны. Сколько, примерно, лет вашему герою? Из какой он или она семьи? Каков его или ее род занятий и чем они занимались прежде? Где они живут? Какие

Стр. 31

события происходили в их жизни до истории, расска­занной в пьесе? Это просто факты, но они дают вам не­обходимую точку отсчета, помогающую ближе позна­комиться с персонажем. Впишите их в таблицу в графу «Факты».

Не поддавайтесь соблазну игнорировать какие-либо из этих фактов, ведь драматург зачем-то ввел их в пье­су, и если вы хотите, чтобы ваш персонаж органично вписался в историю, рассказанную автором, уделяйте внимание всем этим фактам. Сопоставляя факты из жизни вашего героя с фактами биографии других пер­сонажей, вы начнете понимать замысел автора.

Пример: Наташа из пьесы «Три сестры» А. П. Чехова

Из авторского варианта этой пьесы мы можем узнать о Наташе следующее:

* она — местная девушка;

* в пьесе она вначале невеста, а затем жена Андрея;

* она выходит замуж за человека с более высоким социальным статусом;

* благодаря замужеству она становится богатой;

* выйдя замуж, она становится хозяйкой в доме;

* она становится матерью Софи и Бобика;

* ее муж — картежник и несостоявшийся профессор;

* она учится говорить по-французски;

* она считает, что слуг нужно увольнять, когда они становятся слишком старыми и не могут хорошо работать;

она заводит интрижку с Протопоповым.

Стр.

Значение предыстории

«...другие люди, друзья, семья, социологи, средства мас­совой информацииименно они говорят нам, кто мы есть. Я хочу сказать, давайте смотреть правде в глаза. Если завтра вы или я потеряем всех вокруг нас, мы мгно­венно в каком-то смысле тоже перестанем существо­вать, разве не так?».

Монолог Алекса

Алан Эйкборн «Виртуальная реальность»

Ощущение себя как личности формируется у челове­ка под влиянием других людей. Вполне логично предпо­ложить, что если в течение большей части вашей жизни все вокруг говорили вам, что вы никуда не годитесь, вы вряд ли сделаете что-нибудь путное в астрофизике. С дру­гой стороны, если со временем другие убедили вас, что вы очень остроумны, вполне вероятно, что вы будете носить этот ярлык как значок шерифа и будете стараться блес­нуть остроумием на каждом шагу. Прозвища — это тоже ярлыки, а от ярлыков, описывающих характер или пове­дение, особенно трудно избавиться. «Лентяй», «нытик», «выскочка» — представьте, каково слышать такие оскор­бления изо дня в день.

Успехи и неудачи в жизни отбрасывают длинную тень. Если вы провалились на школьных экзаменах, к вам, ве­роятно, так и приклеится ярлык «неудачник», какова бы ни была причина. К моменту достижения зрелости на вас навесят великое множество ярлыков родители, сверстни­ки, педагоги и партнеры. Этих ярлыков будет так много, что суммировать в одной фразе, кто вы на самом деле, ста­нет трудновато. Конечно, единственные ярлыки, реально

Стр. 33

влияющие на самоидентификацию, — это те, о которых вам известно. Если вежливые соседи втайне считают, что вы зануда и одержимый навязчивой идеей недоучив­шийся студент, но никогда вам этого не говорят, вы, воз­можно, будете годами «развлекать» их театральными анекдотами.

То, что справедливо в отношении людей в реальной жизни, справедливо и для действующих лиц в пьесе. Хоро­ший драматург или сценарист может «вшить» в образы действующих лиц ярлыки, которые вы, возможно, сочте­те необходимым «спороть». Как добросовестный характер­ный актер вы должны принять вызов: вытащите их, разло­жите перед собой и решите, насколько они важны для персонажей. Сделав это, внесите их в графу «То, что вы ус­лышали о себе от других» Таблицы профиля характера пер­сонажа. Теперь вы можете увереннее смотреть глазами ва­шего героя. Однако следует вас предупредить: работая над пьесой, один известный актер сделал нечто в этом роде. Собрав солидное количество реплик других действующих лиц, он рассказал о своем исследовании режиссеру. Тот на­хмурился и ответил: «Ну, все они могли и наврать».

Пример: Наташа из пьесы «Три сестры» А. П. Чехова

В присутствии Наташи говорятся такие вещи:

* «Я люблю вас, будьте моей женой» (Андрей);

* «О, молодость, чудная, прекрасная молодость» (Андрей);

* «Ты так грубо обошлась с няней» (Ольга);

* «Она ходит так, будто она подожгла» (Маша).

То, что Наташа могла услышать случайно:

Стр. 34

* «Не Бобик болен, а она сама... Мещанка» (Маша);

* «Ах, как она одевается! — просто жалко. И щеки такие вымытые!» (Маша).

Вопрос личности

Как бы вы описали личность своего героя? И, если на то пошло, как бы вы описали самого себя? Как и вам, и любому человеку, хорошо описанному персонажу свойственно множество шаблонов и противоречий. Не­которые актеры очень стеснительны. Внешне спокой­ные люди могут внезапно становиться агрессивными. «Прирожденные» лидеры порой теряют уверенность в себе. Это верно как в жизни, так и в театре. Абсолютно предсказуемые люди — это наименее интересные люди. То же самое можно сказать о персонажах в драме.

Представьте, что в пьесе вам досталась роль викария. Как бы вы описали его характер? Стереотипный образ викария в современных постановках — это добрый чело­век, всегда готовый прийти на помощь, легко смущаю­щийся, возможно, заикающийся. Вот чего ждут от вас зрители, когда вы выходите на сцену или появляетесь на экране, неся на себе этот «ошейник». Пока все предска­зуемо, и в комедии, построенной на стереотипах, это, возможно, входит в намерения автора (и соответствует ожиданиям аудитории). А что, если комедия не основы­вается на стереотипах? Что, если по замыслу драматур­га герой должен быть более «реален»?

У актера часто возникает соблазн сделать все «на­оборот», даже если в пьесе это не предусмотрено. Вы­звать у викария кризис веры, изобразить его грубым,

Стр. 35

беспомощным, может быть, алкоголиком? В сущности, сделать что угодно, лишь бы он был интересен. Но не поддавайтесь такому соблазну. Доверьтесь драматургу. Поищите другие ключи к истинной личности персона­жа. И помните, что род занятий человека не обязатель­но определяет его характер. Викарий в моем поселке — бывший полицейский — сейчас пишет книги для детей и имеет огромный успех.

Снова прочитайте сценарий и проведите анализ лично­сти своего героя. Я частично применяю метод оценки лич­ности, изобретенный для «реального мира» покойным профессором Гансом Айзенком (см. раздел «Дополнитель­ная литература»). Он позволяет идентифицировать весь диапазон поведенческих моделей вашего героя в пьесе и дает вам возможность увидеть превалирующую черту его характера. В итоге вы можете заключить, что он — закоре­нелый интроверт или, возможно, невротик-экстраверт. Это некий способ «увидеть» личность в целом (см. Табли­цу профиля характера персонажа, графу «Личность»).

Пример: Наташа из пьесы «Три сестры» А. П. Чехова

Для трех сестер и прислуги — Наташа посторонний че­ловек, ведь она из низшего сословия и местная уроженка. Она выходит замуж за человека, который постепенно пре­вращается в картежника с неудавшейся карьерой, и берет на себя непривычную роль властной хозяйки дома. Мы видим, как она беспокоится о своих детях, а в конце пье­сы предполагаем, что у нее завязывается любовная инт­рижка. В этих обстоятельствах ее поведение в сценах спек­такля свидетельствует о нервозности и неуверенности.

Стр. 36

Глядя на левую сторону графы «Личность», вы едва ли найдете свидетельства неуравновешенности героини, раз­ве что она бывает порой слишком разговорчива. По кон­трасту большинство из характеристик с правой стороны, похоже, к ней подходят: она то агрессивна и импульсив­на (например, когда отчитывает няньку Анфису за то, что та осмелилась сидеть в ее присутствии); то жестка (когда хочет забрать у Ирины ее комнату); то озабочена (беспо­коится о здоровье детей); то необщительна (не хочет при­нимать в доме ряженых).

Как актриса, готовящаяся играть роль Наташи, вы име­ете основания думать о ней как о человеке нервном, лично­сти, возможно, несколько более интровертной, чем экстравертной, но все-таки неуравновешенной. Такой анализ характера героини может послужить вам предупреждением. Если вы будете играть роль просто «невростички», вы риску­ете стать предсказуемой. Поэтому ищите в ней тепло и ста­бильность, даже если это в ней где-то на заднем плане.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.22 (0.01 с.)